Вы здесь

Самый нужный тренажер для вашего мозга. Первый раздел (Т. П. Тимошина, 2015)

Первый раздел

Упражнения для развития способностей мозга

Упражнения для развития правого и левого полушарий

«Ухо-нос»

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо, т. е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот.

«Колечко»

Поочередно и очень быстро перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно выполнять упражнение каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.

«Зеркальное рисование»

Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите в каждую руку по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

Упражнения для развития логического мышления

«Понятия по порядку»

Смысл упражнения состоит в том, что нужно расположить понятия в определенном порядке – от частных значений к наиболее общим.

В подобной цепочке должно быть соотношение род к виду (каждого последующего слова перед предыдущим).

Например: «Храм, Парфенон, здание, храм древнегреческий, сооружение для ритуала».

Нужно записать так: «Парфенон – храм древнегреческий – храм – сооружение для ритуала– здание».

Данное упражнение учит выстраивать обоснованную логическую цепочку и ассоциативный ряд, развивает возможности мышления.

Компьютерные игры

Игры на логику, осуществляемые на персональных компьютерах, использовать очень удобно и легко. Они созданы для того, чтобы задействовать все мыслительные возможности и подобрать верное решение, а некоторые варианты подобных игр позволяют развивать и функции памяти. Более того, это интересное, полезное и веселое времяпрепровождение.

Это традиционные шахматы, а также шашки и другие логические игры, в которых можно играть на компьютере.

К примеру, «Эрудит» (прим. – российское название игры «Скрабл») – отличный вариант подобной игры, каждый игрок на специальном поле, используя свою способность мыслить, собирает поочередно свои варианты слов, составленных от первого слова. Кроме мышления и логики эта игра увеличивает кругозор и хорошо развивает память.

«Реверси» – сравнительно молодая игра. Осуществляется на специальном поле двухцветными фишками. Она была придумана в 1880 году в Англии. Потом ее подзабыли, но в Японии она опять возродилась в начале 70-х годов XX столетия. «Реверси» великолепно развивает масштабное логическое мышление, умение видеть перспективу действий и просчитывать их на несколько ходов наперед.

Такие логические игры позволяют усовершенствовать стратегическое видение проблем, увеличить быстроту мышления и способность моментально находить правильные варианты задач, что в современном, быстроизменяющемся мире просто необходимо.


Прогноз

Упражнение развивает наблюдательность, интеллектуальные способности.

Попробуйте развить свой интеллект и наблюдательность с помощью небольших краткосрочных прогнозов. Идя по улице, находясь в общественном транспорте, скучая в автомобильной пробке, отдыхая на работе, займите свой ум прогнозированием.

Просто задавайте себе вопросы примерно следующего характера:

– Что произойдет интересного через 10 секунд?

– Что произойдет с тем человеком через 10 секунд?

– Где будет находиться та машина через 10 секунд?

– Что мне в следующий раз скажет такой-то коллега?

– Кто раньше придет на работу, Иванов или Петрова?

– Что сегодня может произойти такого, что я еще пока не предвидел?

Это упражнение очень интересно и познавательно, оно приносит искреннюю радость, когда что-то происходит согласно вашим прогнозам. Со временем пробуйте все более сложные прогнозы, не забывая при этом иногда и про легкие.

«Найди шпиона»

Упражнение по развитию наблюдательности, умения быстро оценивать личные качества других людей.

Наверняка вы смотрели хотя бы один фильм про шпионов или читали книгу. Если это так, то у вас мог сложиться определенный образ «типичного шпиона». Попробуйте применить это знание на практике.

Гуляя по улицам, бывая в разных общественных местах, общаясь на работе, приглядывайтесь к людям.

И, естественно, в шутливой манере задавайте себе вопросы:

1. Что необычное есть в манерах этого человека?

2. Чем можно объяснить это необычное?

3. А можно ли это объяснить тем, что он шпион?

4. Почему, с какой целью его могла завербовать иностранная разведка?

5. Умело или не очень умело он держится?

6. Какую игру он сейчас ведет?

7. Можно ли как-то раскрыть его как шпиона?

Это упражнение построено на введении в свою жизнь игровой подозрительности. Она поможет вам эффективно развить наблюдательность и умение разбираться в людях. Но старайтесь, конечно, не заигрываться и никого не обижать своим навязчивым вниманием. В конце концов, это тоже важная компетенция – уметь проявлять свое внимание незаметно.


«Досье на прохожих»

Упражнение поможет научиться составлять словесный портрет, быстро запоминать внешний вид других людей, их характерные особенности. Развивает зрительную память.

Заведите себе тетрадку или – что лучше – текстовый файл на компьютере, в котором вы будете вести досье на прохожих людей. Что это значит? Прогуливаясь по улице или спеша на работу, выделите из встречных людей одного человека. Рассмотрите его.

Постарайтесь запомнить как можно больше разных мелочей. Потом занесите свои наблюдения в базу данных – тетрадь или файл на компьютере.

Для этого сначала дайте имя прохожему. Это имя должно быть ярким и уникальным. Другие люди из досье не должны иметь точно такого прозвища. Затем опишите внешность человека. Все, что смогли запомнить. Пусть даже будет один только факт – для начала и этого хватит. В конце попробуйте составить предположительный психологический портрет: какой у человека характер? какие способности? какие интересы? каков род деятельности?

Чем дольше вы будете делать это упражнение, тем более высоких результатов достигнете. Со временем портреты незнакомцев будут все более длинными, а характеристики более точными. Если в первых попытках у вас возникнут трудности, связанные с тем, что не получается вообще запомнить что-либо существенного, попробуйте использовать ситуации, в которых имеете возможность хотя бы несколько минут спокойно разглядывать другого человека.

Упражнение интересно и тем, что иногда вы будете повторно встречать людей из вашего досье. Пользуясь случаем, попробуйте запомнить еще какую-либо существенную информацию, чтобы потом расширить досье на этого человека.


Советы для развития памяти

Проблема с запоминанием информации является одной из самых распространенных проблем для многих людей. Сегодня существует большое количество способов эффективного запоминания нужной информации, будь это текст какой-либо лекции или же просто знакомство с новой компанией, где все люди для вас – новые.

Ассоциации

Образы – основа мнемотехники. И они действительно работают. Не можете запомнить имя нового сотрудника? «Поиграйте» в ассоциации. Сколько человек вы знаете с таким именем? Кого из них больше всего напоминает вам новый сотрудник? Если построите удобную для вас логическую цепочку образов – имя этого сотрудника точно не забудете!


Дробление и группировка

Произнесите свой номер телефона вслух.

Обратили внимание на то, что вы называете цифры не подряд одну за другой, а делите их на группы?

Попробуйте запомнить целиком число 5938750285753095. А если записать его так: 5938-7502-8575-3095. Уже лучше, не так ли?

Когда наш мозг сталкивается с последовательностью цифр или слов в тексте, то обычно удерживает в памяти первую и последнюю цифры или начало и конец текста. Дробление значительно упрощает запоминание. Число, разделенное на части, легче произнести и воспринять визуально. Не случайно в номерах телефонов цифры пишут через черточки, а текст делится на абзацы.

А убедиться в том, что этот прием работает не только с цифрами, можно следующим образом: когда соберетесь в магазин, попытайтесь запомнить список необходимых покупок, предварительно разделив его на группы. Например, «нужно купить семь продуктов в бакалейном отделе, три в овощном и пять в молочном». При таком разделении первых и последних пунктов станет больше, a значит, и весь список запомнить будет гораздо легче.

Рифмы

Биссектриса – это крыса, которая ходит по углам и делит угол пополам; пифагоровы штаны во все стороны равны. Эти глупые стишки каждый из нас помнит еще со школы, а вместе с ними и соответствующие геометрические и алгебраические теоремы. Рифмы помогают нам запоминать информацию легко и играючи.


Шпаргалки

Дурацкая ситуация, когда не можешь вспомнить имени близкого человека, собеседника или его самого. Дурацкая, но неизбежная, если у вас широкий круг общения. Выход из ситуации прост: сохраняя номер телефона нового знакомого, пишите в поле «примечание» важные нюансы вашего общения (имя супруги/супруга, дату рождения, обстоятельства знакомства и т. д.). Шпаргалки задействуют не только на словесно-логическую, но и на моторную память, особенно если писать их в записную книжку от руки.

Вам предстоит публичное выступление? Можете сделать следующее. Вы замечали, что у многих выступающих имеются небольшие карточки, которые они переставляют одну за другой во время выступления? Несмотря на то, что спикер произносит гораздо больше текста, карточки все равно помогают ему сохранить логику выступления и подсказывают ключевые моменты. Почему бы и вам не поступить так же? Для больших выступлений вам не нужен весь текст, который будет отвлекать вас от аудитории и может сделать выступление монотонным. Выпишете только опорные моменты, которые будут «подталкивать» ваш мозг двигаться дальше.

Пересказ

Это еще один старый добрый метод запоминания. Постарайтесь построить свое мини-выступление таким образом, чтобы не только рассказать выученную информацию, но заинтересовать и научить вашего собеседника (можно воображаемого).

Это и способ потренировать свои коммуникативные навыки, и повторить то, что вы выучили, и выяснить, над чем еще стоит поработать.

Движение

Мозг лучше работает, когда вы находитесь в движении. Поэтому во время запоминания лучше ходить по комнате.

«Метод цепочки»

Этот способ хорошо подходит для запоминания небольших списков. Из-за того, что элементы в них часто логически не связаны (например, если это список дел на день), категоризировать и запомнить все пункты бывает сложно. Составьте из вашего списка предложение. При этом, чем абсурднее оно будет, тем больше вероятность, что вы его не забудете. Вспомните предложение «Как однажды Жан Звонарь головой сломал фонарь», которое научило нас запомнить цвета спектра.

Есть еще одна разновидность способа запоминания списка слов. Возьмите список и придумайте историю. Она может иметь абсолютно бессмысленный сюжет. Главное – использовать слова из списка и снабдить ее яркими деталями. Например, возьмем список иностранных слов на тему зоопарка и придумаем историю про лысого жирафа, который потерял свои пятна и ищет их в других вольерах. Такую сказку вы точно не забудете. Конечно, этот метод похож на детскую игру, однако, что мешает немного подурачиться, изучая что-то новое?

Освоив «метод цепочки», вы сразу ощутите разницу, насколько быстрее и в каком объеме вы стали запоминать лексику.

«Негатив во благо и не только» – записывайте то, что вы стараетесь запомнить

Вечером, присев дома на диван, мысленно прокрутите в голове все события сегодняшнего дня. Какого рода события запомнились вам в большей степени? Скорее всего, отрицательные, так как именно отрицательные эмоции оставляют осадок, который не дает нам покоя. Вы можете попробовать обмануть свой мозг, выдав нужную информацию за отрицательную. Для этого вам потребуются ручка и лист бумаги. Вспоминайте и записывайте все отрицательные события, произошедшие с вами за сегодняшний день. Всю информацию, которая поступит сразу после записывания, мозг по инерции воспримет как «плохую», а значит, надежно зафиксирует.

Если речь идет о запоминании информации для успешной сдачи экзамена – не нужно вспоминать плохое. Просто запишите на лист бумаги то, что вы стараетесь запомнить. Во-первых, таким образом вы закрепите уже выученный материал. Во-вторых, это поможет вам выяснить, какую информацию вы не запомнили и над чем нужно поработать. Если у вас есть время, попробуйте разделить текст на подпункты и выделить важные моменты разноцветными маркерами. Это поможет структурировать информацию в вашей памяти.


«Чертоги памяти»

Метод визуализации – способ для людей с богатой фантазией. Выключите телевизор, компьютер, телефон – все, что может отвлекать и создавать хоть малейший шум. После этого ложитесь на диван в максимально удобной для вас позе и, закрыв глаза, нафантазируйте себе любое помещение – сарай, библиотеку, квартиру на Бейкер стрит, 221в.

Теперь любым удобным способом размещайте в этом помещении информацию, которую вам необходимо запомнить – записывайте на листе бумаги и кладите на полку, сохраняйте на компьютере, пишите на стене…

Разместили?

Тогда вставайте с дивана и продолжайте заниматься своими обычными делами. А спустя какое-то время мысленно вернитесь в выдуманное помещение. Помните, где записали информацию? Отлично! А если не помните – пробуйте визуализировать помещение еще раз.

Если вам нужно запомнить названия предметов, выберите другой вариант визуализации – представьте, что вы разместили эти предметы вдоль какой-то знакомой дороги, например, по пути домой. Благодаря тому, что вы хорошо знакомы с картинкой, вам будет легко вызвать это воспоминание в памяти и повторить нужные слова. Этот способ также хорошо подходит для запоминания иностранной лексики.

Можно воспользоваться способом визуализации и для быстрого поиска вещей, которые мы постоянно теряем дома. Когда в следующий раз будете класть предмет-потеряшку на то или иное место, представьте, что он взрывается. Когда потеряете его снова – останется вспомнить, где именно он взорвался вчера. Поверьте, этот нехитрый трюк работает безотказно.

Вам нужно запомнить какую-то тематическую информацию или элементы какого-то физического объекта. И здесь хорошим помощником станет воображение! К примеру, если вы хотите запомнить детали какого-то механизма, например двигателя автомобиля, как бы это ни было смешно, представьте себя маленьким человечком, который путешествует по этому двигателю. Не беспокойтесь, никто не будет над вами смеяться, ведь это приключение происходит только у вас в голове. «Путешествуя» по элементам двигателя, вам будет гораздо легче запомнить и воссоздать их названия.

Кричите!

Если у вас наиболее развита слуховая память, нежели зрительная, воспользуйтесь немного сумасшедшим способом – попробуйте четко выкрикивать информацию, которую вы не можете запомнить. После нескольких повторений вся информация прочно сохранится у вас в голове.

Высыпайтесь

Чем дольше вы будете спать после того, как что-то выучили, тем лучше будете помнить нужную информацию утром. А вот бессонные ночи ухудшают память.

Упражнения на тренировку памяти

«Когда вы ели мороженое?»

Вспомните, когда вы последний раз ели мороженое. Это было дома, в кафе или на улице? В какое время суток (утро, день, вечер, ночь)? В какой компании? Какое мороженое ели вы, а какое – ваш друг (или друзья)?

Вспомните вкус мороженого, которое вы ели. Оно понравилось вам тогда?

Постарайтесь вспомнить во всех подробностях обстановку, в которой это происходило. Какая музыка звучала? Какие другие звуки вы слышали? Были ли рядом какие-то посторонние люди?

Вспомните, как они выглядели, во что были одеты. А как были одеты вы и ваши спутники? О чем вы разговаривали? Какое настроение у вас было в тот момент? Быть может, вы думали о чем-то своем? О чем же? Какая погода была на улице? Куда вы пошли потом? Что делали?

Воссоздайте детально все события дня, начиная с момента, когда вы ели мороженое. Придумайте небольшой рассказ, описывающий ваши действия и мысли. Центральным мотивом этого рассказа должно быть мороженое.


«Вспомним имена и лица»

Вспомните имена:

• всех своих родственников;

• друзей, которые у вас были, начиная с самого раннего детства;

• воспитателей, учителей, преподавателей института;

• одноклассников, однокурсников;

• коллег, начальников.

Запишите их.

Теперь заново перечитайте все имена. Прочитав одно имя, остановитесь.

Представьте себе лицо этого человека. В какой обстановке он вам запомнился? Во что он был одет? О чем вы разговаривали? Кто был рядом с вами? Какой день недели был тогда (будний, выходной)? Было утро, день, вечер, ночь? Какое время года? Какое настроение было у вас? По какому поводу вы виделись тогда?

Какие ассоциации, воспоминания, события возникают у вас в памяти в связи с каждым человеком? Как вы относились к ним тогда? А теперь?

«Воссоздаем событие»

На это упражнение дается две минуты. За это время вы должны воссоздать в памяти любое значимое событие, которое произошло с вами в последнее время. Это могут быть романтическое свидание, встреча выпускников, свадьба, похороны, крупный разговор с начальством, съемки на телевидении и т. д.

Вспомните обстановку, людей, которые присутствовали там, накрытый стол, вкус блюд, фразы и отдельные слова, звучание голосов людей, находившихся рядом с вами. Вы должны воссоздать событие в мельчайших деталях, картинка должна встать перед глазами «зримо» целиком, очень ярко и объемно. Минута вам дается на припоминание общей картинки, минута – на воссоздание подробностей.

После упражнения ответьте на следующие вопросы:

• Картинка получилась четкой или расплывчатой?

• Было ли это воспоминание более тусклым, чем реальная жизнь, или нет?

• Какие детали вспомнились первыми? Какие всплыли потом?

• Воссозданная в памяти картинка многоцветна или же в ней присутствуют один-два основных цвета?

• Сможете ли вы набросать план помещения, в котором происходило событие?

• Можете ли вы прямо сейчас вспомнить все блюда, которые ели тогда (если тогда было угощение)? Представьте себе их вкус.

• Можете ли вы вспомнить цвет глаз человека, находящегося ближе всех к вам?

• Можете ли вы описать, как были одеты люди? Сначала представьте себе их наряды в виде цветовых пятен, затем вспоминайте детали.

Старайтесь повторять это упражнение каждую неделю. Оно прекрасно развивает все виды памяти.

«Пригласим в гости старого друга»

Вспомните друга, с которым вы давно не виделись. Пригласите его в гости – в своем воображении. Представьте, как он берет билет на поезд или садится в машину и едет к вам.

Подготовьтесь к его приезду. Уберитесь в квартире, приготовьте ужин, подумайте, куда вы хотели бы сходить вместе с другом.

И вот настал день приезда. Представьте, как вы встречаете его на вокзале и везете домой. Радость встречи сочетается с неловкостью: вы не знаете, о чем говорить, – долгая разлука и нечаянная встреча спутали ваши мысли…

Но вот вы дома. Вы устраиваете друга, накрываете на стол. За угощением беседа начинает понемногу оживать. Вы вспоминаете прошлое, делитесь новостями, обсуждаете общих знакомых.

Представляйте себе эту встречу так, словно она происходит на самом деле. Ваша задача – создать реальный эффект присутствия этого человека рядом с вами.

«Настроим картинку»

Вспомните и воссоздайте в воображении любой предмет, которым вы пользуетесь каждый день. Например, ноутбук или косметичку.

Представьте, что у вас есть устройство, позволяющее уменьшать и улучшать качество воображаемой картинки. С помощью этого устройства попробуйте отрегулировать изображение предмета, который вы держите на мысленном экране.

Усильте резкость, а затем сбросьте ее. Увеличьте картинку – так, чтобы вам были видны мельчайшие детали. Сколько деталей вы можете разглядеть?

Поиграйте с изображением, добавьте «эффекты» – подсветите одну, затем другую часть, подрисуйте забавную картинку, добавьте свой логотип и т. д.


«Важный диалог»

Слова оказывают на нас огромное влияние. Особенно если мы слышим их от уважаемого человека. Порой один-единственный разговор способен изменить всю жизнь.

Был ли у вас в жизни такой разговор (или цепь разговоров)? Если да, то вспомните его. Вспомните своего собеседника, назовите его по имени. Восстановите этот разговор в малейших деталях.

Какими были интонации собеседника, как он строил фразы, как убеждал вас? А что отвечали вы? Вспомните, что произошло после этого разговора. Как он повлиял на вашу жизнь? Если бы этот разговор состоялся теперь, что сказал бы вам ваш друг? А что ответили бы вы?

Тренировка фотографической памяти

На протяжении пяти минут внимательно смотрите на предмет, часть пейзажа, на человека. Или рассмотрите фотографию. Закройте глаза: с полсекунды снимок еще будет стоять перед глазами. «Ухватите» шлейф образа, зафиксируйте его и восстановите все детали фотографии. Ваша цель – добиться такой устойчивой картинки, чтобы воображаемая фотография была такой же четкой и ясной, как и реальная.

Если у вас есть желание, образы можно воссоздавать не только в голове, но и рисовать на бумаге, что повысит эффективность тренировки. Это упражнение можно выполнять время от времени или регулярно, все зависит от того, насколько хорошо вы хотите натренировать вашу визуальную память.

Точно так же можете поступать с любым объектом. Рассмотрите свои домашние тапочки, лежащую на столе книгу, компьютерную мышь, сломанный карандаш, бутылку с минеральной водой и т. д.

Игра в спички

Игра в запоминание спичек – это не только полезный, но и удобный способ тренировки зрительной памяти. Бросьте на стол пять спичек, и в течение нескольких секунд запомните их расположение. После этого отвернитесь и попробуйте с помощью других пяти спичек сделать такую же картину на другой поверхности. Поначалу упражнение может вам даваться непросто. Если не все удалось запомнить, то взгляните на спички еще на секунду и воссоздайте образ точнее. Умение придет с тренировкой. Как только вы почувствуете, что вам легко выполнять это упражнение, увеличьте количество спичек и уменьшите время наблюдения.

Это упражнение позволяет не только тренировать зрительную память, но и следить за прогрессом в результате тренировок. А игровая форма добавляет азарта при выполнении упражнения.


Римская комната

Метод римской комнаты является весьма полезным для структурирования запоминаемой информации.

Шаг 1. Выберите место.

Еще в античности мыслители заметили: чтобы сохранить в памяти предмет, нужно положить его в воображении на хорошо знакомое место. Пусть это будет ваша квартира. Закройте глаза и представьте себе свое жилище.

Шаг 2. Выберите точки маршрута.

У вас наверняка есть входная дверь, тумбочка для обуви, зеркало в прихожей, плита на кухне, холодильник, раковина в ванной, стиральная машина, кровать в спальне, компьютерный стол, шкаф.

Шаг 3. Расположите вещи по точкам.

Хорошо представьте себе точки остановки и пройдитесь по маршруту в определенном порядке (например, от входной двери через прихожую в ванную, затем на кухню, а потом в спальню), раскладывая вещи по местам.

Эта методика может быть использована и для тренировки зрительной памяти. При запоминании информации этим методом постарайтесь не только запомнить последовательность предметов, но и детали, форму и цвета этих предметов. Этим атрибутам также можно присваивать дополнительные запоминаемые образы. В результате вы будете запоминать больше информации, а заодно и тренировать зрительную память.

Упражнения на тренировку внимания

Одно из самых простых упражнений на развитие внимания:

• Во время просмотра видео роликов или журнала сконцентрируйте внимание на одном объекте. Если это съедобный предмет, то представьте запах, почувствуйте вкус, пощупайте этот объект в воображении.

• Поставьте ролик на паузу.

• Продолжите ролик, перепроверив свои ассоциативные впечатления с показанной картинкой.

Дешифратор

Вариант 1.

Используя шифр, как можно быстрее найдите слова, которые скрываются за этими цифрами:




ШИФР




Вариант 2.

Используя шифр, как можно быстрее найдите слова, которые скрываются за этими цифрами:




ШИФР


Найди пропущенные цифры

В шестнадцати клетках каждой таблицы записаны числа от 1 до 20 вразнобой. Это значит, что какие-то 4 числа пропущены. Без помощи ручки или карандаша, а только глазами отследите все числа и выпишите недостающие.


Отыщи птиц

В этом тексте спрятались девять названий птиц.

Отыщите их.

Ох, уж эти звонки!

Недавно поставил мой дядя телефон. И забыл обо всем. Уж очень он любит поговорить. И теперь у него в стакане стынет чай, каша пригорает на плите. Главное – телефонный разговор. Он аккуратно звонит мне по утрам, даже забывает, что его ждут в университете. Ревниво следит за стрелкой часов – не слишком ли быстро бежит она. И вообще голос его так и звучит у меня в ушах. Может быть, это для него игра, чтобы посмеяться надо мной. Сегодня я мыл пол. Зазвонил телефон. Я кинулся к нему, споткнулся о ведро, здорово расшибся. Конечно я разозлился, упав. Линейка, тетрадь и карандаши оказались в луже. Вот беда! И не стал я снимать по утрам трубку: от дядиных звонков берегусь.

Прочитай слова

Это задание потребует от вас не только внимания, но и смекалки и сообразительности. Посмотрите на эту запись и, если сможете, то прочитайте ее.


«Линия»

Вам потребуется обычный листок бумаги и карандаш.

Поставьте карандаш на бумажную поверхность и начните медленно чертить линию. Сосредоточьте все мысли и внимание только на этой линии. Каждый раз, как вы отвлечетесь – сделайте маленький пик наверх, как на кардиограмме, и продолжайте.

По итогам нетрудно будет подсчитать сколько раз вы отвлеклись. Повторяя данное упражнение, каждый раз пытайтесь улучшить предыдущий результат.

Хороший уровень концентрации – если за три минуты нет ни одного пика.

«Подсчет».

Возьмите какой-нибудь текст и начните читать его с обычной для себя скоростью. Одновременно с чтением считайте количество слов в тексте. Для подсчета используйте только ваш взгляд, не помогайте себе пальцами.

Выполняйте это упражнение 2–3 минуты.

Проверьте себя и сравните полученные результаты.

Стремитесь к тому, чтобы первый результат не отличался от второго.

Игра «муха».

Упражнение рассчитано на несколько человек.




Для игры требуются доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3×3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет здесь роль «мухи».

Доска ставится вертикально, перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («Вверх!», «Вниз!», «Вправо!» или «Влево!») «муха» перемещается соответственно по команде на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» – центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями «мухи», не допустить ее выхода за пределы игрового поля. После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой.

Если кто-то теряет нить игры или видит, что «муха» покинула поле, то дает команду «Стоп!» и, вернув «муху» на центральную клетку, начинает игру сначала.

«Муха» требует от играющих постоянной сосредоточенности: стоит кому-то из них хоть на мгновение отвлечься или подумать о чем-нибудь постороннем, он тут же потеряет нить игры и вынужден будет ее остановить.

Обычно игра проходит оживленно, возбуждает интерес и стимулирует участников к дальнейшей работе.

Упражнение «Две мухи» – более сложный вариант предыдущего упражнения. На поле находятся две мухи – муха – 1 и муха – 2. Ходят мухи по очереди, например: «Муха – 1 – вверх», «Муха– 2 – вправо». Правила и задача – такие же: мысленно не терять мух и не допускать ошибок. Три минуты без ошибок – хороший результат.

Тренировка внимания во время рабочего дня

Выполняя приведенные ниже упражнения в перерывах между работой, можно не только отдохнуть, но и настроиться на дальнейший плодотворный труд. Упражнения адаптированы для обычного офиса. А также совершенно не нуждаются в дополнительных средствах для развития внимания.

Упражнение 1

Встаньте возле двери и повернитесь лицом в кабинет. Осмотрите комнату в течение десяти секунд. Потом, выйдя в буфет на чай, перечислите про себя все предметы, которые вы запомнили. Постарайтесь делать это упражнение каждый день, замечая все изменения, которые происходят вокруг вашего рабочего места.

Упражнение 2

Напечатайте любые двадцать цифр, а затем попытайтесь найти в них последовательность из трех или более цифр, которые в сумме дают 16.

Упражнение 3

Возьмите в руки две разноцветные ручки – по одной в каждую руку. Попытайтесь одновременно обеими руками нарисовать круг и треугольник. Постарайтесь, что бы углы у треугольника были острыми, а круг был действительно похож на круг. Повторите упражнение 10 раз.

Упражнение 4

Перед обедом вспоминайте все лица и предметы, которые вы увидели за первую половину рабочего дня. Попытайтесь вспомнить, в каком галстуке пришел сегодня ваш шеф на работу, или дословно повторите его вступительное слово на утреннем совещании.

Упражнение 5

Попробуйте вместе с коллегами найти в простых на первый взгляд фразах спрятанные имена. Например, «Официант, несите кофе дяде» (Федя).

Творческое мышление

Серые будни, привычные мысли, давно ставшие цитатами, и прозаичность повседневности – как избавиться от скуки, живя в современном мире? Этим вопросом задаются практически все, кто не желает жить давно надоевшими стандартами. Больше всего сегодня ценится креативность, причем встречается она практически во всех сферах жизни человека. Если у вас есть необычные идеи – вас оценит и начальство, и друзья, и даже малознакомые люди. Но, что делать, если ваше мышление не отличается неординарностью? В этом вам поможет развитие нестандартного мышления.

Как же его развить?

Главная проблема современных людей – это шаблонность и стандартность умозаключений.

Все мы прошли через общеобразовательную школу и классно-урочную систему образования, которая, между прочим, устарела еще лет 45 назад. В итоге общество обросло стереотипами, готовыми шаблонами принятия решений и выходов из различных ситуаций. Между тем быстрое и нестандартное мышление – лучший выход из всех трудных жизненных ситуаций. Современные мэтры бизнеса и авторы бестселлеров об успехе дружно твердят о важности отхода от стереотипов ради рождения гениальной и эксклюзивной идеи. Процесс рождения в себе неординарности довольно сложен, но чем раньше он произойдет, тем быстрее вы обретете нестандартное мышление.

Первое, от чего необходимо избавиться, – это шаблонность мировоззрения. Мы с детства привыкаем, что трава зеленая, а небо голубое. Иными словами, стандартные решения делают нас скучными людьми, действия и помыслы которых можно предугадать. Если же вы хотите всегда быть интересным собеседником, вам необходимо научиться искать оригинальные решения в простых ситуациях. Сделать это можно с помощью постоянной работы над собой.

Нестандартное мышление – это, прежде всего, умение видеть скрытый потенциал в знакомых явлениях и объектах окружающей жизни. Чем больше вы будете развивать в себе этот навык, тем проще и интереснее станет ваша жизнь.

Конец ознакомительного фрагмента.