Проклятые места Старого Света
Не только североамериканский континент может похвастаться заброшенными поселениями, несущими следы проклятий. Правда, в Европе и Азии причины их появления не были связаны с золотой лихорадкой. Здесь хватало собственных проблем.
Проклятие венецианского мавра
Двадцатого июля 1974 года, воспользовавшись государственным переворотом на Кипре, турецкая армия вторглась на древний остров. Началась короткая, но кровопролитная война. Незадолго до появления «голубых касок» ООН и подписания перемирия турки, помимо прочего, успели захватить город Фамагуста с расположенным в нем элитным кварталом под названием Вароша. Это место было раем для туристов. Тысячи людей чуть ли не круглый год загорали на песчаных пляжах. Но с августа 1974 года вход туристам и журналистам на территорию Вароши запрещен, квартал окружен колючей проволокой и патрулируется турецкими военными.
До турецкой оккупации номера отелей Вароши резервировались европейцами на двадцать лет вперед. Сюда в свое время приезжали отдохнуть от суеты Элизабет Тейлор, Ричард Бартон, Ракель Уэлч, Брижит Бардо.
Местных жителей из Вароши изгнали молниеносно. По требованию захватчиков люди должны были покинуть дома в течение суток, захватив с собой лишь ручную кладь – не больше двух сумок на человека. Этот жесткий приказ плюс уверенность жителей, что мировая общественность не поддержит оккупантов и те через несколько часов, максимум через сутки, будут изгнаны с острова, привели к тому, что брошено было все: белье, вывешенное хозяйками на просушку, привязанные к будкам собаки, мебель, книги, личные вещи. В некоторых домах остался гореть свет, неоновые вывески гостиниц и баров сияли в страшной, вымершей ночной пустоте, нарушаемой лишь редкими выстрелами и тенями мародеров.
После этого время в Вароше замерло. Район объявлен запретной зоной и огорожен колючей проволокой. Понятное дело, что от мародеров это не спасает, но эксклюзивные кадры, время от времени просачивающиеся в прессу, создают впечатление города, брошенного буквально пару дней назад. В магазинах дотлевают платья и костюмы, бывшие в моде много лет назад. На накрытых столах ресторанов пылится посуда. В брошенных дилерами салонах все еще стоят теперь уже антикварные автомобили. Сорок лет прошло с тех пор, как они сошли с конвейера, а на спидометрах замерли скромные цифры пробега – 20, 30 км. Мечта коллекционера!
Собаки давно отмучились, вывески перегорели. Несущие балки строений разрушаются, проседают крыши и потолки. Ветер с грохотом срывает черепицу, открывая вход безжалостному средиземноморскому солнцу и редким дождям. В опустевших квартирах и отелях ветер гоняет оторванные куски обоев, и под ярким южным солнцем выцветают брошенные на пол, забытые фотографии когда-то счастливо живших здесь людей. Во дворах из трещин асфальта буйно растут кусты, а на побережье плодятся занесенные в Красную книгу морские черепахи – единственные, кто выиграл в этом нелепом людском споре.
Дело в том, что этот квартал-призрак – объект серьезного торга, лакомый кусок, с помощью которого власти новообразованной Турецкой республики Северного Кипра пытаются добиться признания. Юридически вопрос принадлежности Вароши чрезвычайно сложен: принято считать, что землями, на которых стоит большинство магазинов, храмов и отелей, владели турки-киприоты, а самими постройками – греки-киприоты. Согласно же резолюции Совета безопасности ООН, принятой в мае 1984 года, «попытки заселения любой части квартала Вароша кем-либо, кроме ее жителей, недопустимы». Так или иначе, турки неоднократно предлагали вернуть Варошу при условии, что Кипр признает их «северную республику». Но греки-киприоты считают, что курорт-призрак – это чрезвычайно малая плата за признание прав Турции на северные территории Кипра.
Увы, это далеко не первый спор за чудесный уголок кипрской земли. Поселок Фамагуста возник на развалинах античной Арсинои, основанной в III веке до н. э. египетским царем Птолемеем II. В 1190–1191 годах корабли Ричарда Львиное Сердце были разбиты бурей у берегов Кипра. Но правитель острова не проявил должного уважения к британским рыцарям, а потому легендарный король захватил Никосию и Фамагусту и объявил себя государем Кипра.
До 1291 года Фамагуста – рядовая рыбацкая деревенька. В 1382 году она попадает под власть генуэзских купцов, которых в XV веке сменили сначала король Иаков II, а потом венецианцы. Город богател и рос. Многие его районы были спроектированы Леонардо да Винчи. А в начале XVI века в северо-восточной части Фамагусты, где и поныне стоят древние крепостные стены, произошла трагедия, удивительная тем, какой след она оставила в истории.
С 1506 по 1508 год губернатором Кипра был Кристофоро Моро, один из потомков известной патрицианской семьи, подарившей в XV веке Венеции 67-го дожа. В честь владетельного предка он и получил имя Кристофоро. Как положено аристократу, избрал военную карьеру и спустя некоторое время получил почетный, хоть и хлопотный пост правителя Кипра. Казалось, ему обеспечена безоблачная судьба. Однако в жизнь Моро вмешался его величество случай, принявший обличье соотечественника – командующего наемными войсками на Кипре Маурицио Отелло. Любимая жена губернатора, прелестная Дездемона, не устояла перед брутальным красавцем-воякой. Кто сообщил об этом Кристофоро, точно не известно, но, обвинив свою супругу в неверности, импульсивный потомок дожей задушил ее и бросил в море. На этом его успешная карьера закончилась – Дездемона тоже была отнюдь не из простого рода.
Остается лишь добавить, что Моро по-итальянски означает «мавр», «смуглый», «брюнет». История эта получила громкую огласку в Венеции, и через некоторое время Джамбаттиста Джиральди Чинтио – писатель из Феррары – сочинил историю о ревнивом венецианском мавре, которая впоследствии и легла в основу знаменитой трагедии загадочного английского сочинителя, известного потомкам под именем Уильям Шекспир.
Впрочем, это не единственная история коварства и предательства, навлекшая проклятие на живописное побережье. В 1570 году венецианцы обороняли Фамагусту от турок. Командовавший турецкими войсками Мустафа-паша предлагал коменданту, Марко-Антонио Брагадино, весьма выгодные условия сдачи, но они были отвергнуты. Только 1 августа 1571 года, когда все запасы продовольствия в городе иссякли, комендант вступил в переговоры с Мустафой, поскольку паша обещал защитникам крепости свободное отступление. Но как только итальянцы вышли из-за стен, турки напали на них, многих убили, а остальных приковали к скамьям своих галер. С коменданта же содрали кожу и еще чуть живым повесили на мачте флагманского корабля. Тогда-то и прозвучали вещие слова, обрекающие солнечный остров на бесконечные раздоры.
Проклятый курорт
На северном побережье острова Тайвань, недалеко от столичного Тайбэя, стоит город-призрак Сан Жи. Этот город задумывался и строился как прибежище состоятельных людей, желающих отдохнуть от суеты мегаполисов. В конце 1970-х годов группа компаний под патронатом государства начала строительство гигантского ультрасовременного туристического комплекса. Здесь возводились футуристические дома с круглыми комнатами и изогнутыми лестницами, царили красота и роскошь. Проектированием «города будущего» занялся Матти Сууронен – финский архитектор, известный безумными, но впечатляющими проектами и склонностью к футуристическому дизайну.
Но вскоре среди строителей начали шириться слухи, что на Сан Жи лежит проклятие. Происходили непонятные несчастные случаи, когда десятки рабочих умирали при загадочных обстоятельствах: ломали шеи, падая с высоты даже со страховочными тросами, погибали под рухнувшими подъемными кранами, бетонными блоками, а иногда и умирали без видимых причин. Суеверные тайцы были уверены в том, что этот городок заселен злыми духами. Многие рассказывали о японском лагере смерти, который когда-то давно располагался в здешних местах.
Все же к концу 1980-х строительство было закончено. Застройщики даже провели торжественное открытие и ждали, что апартаменты Сан Жи вскоре обретут новых хозяев, но желающих купить здесь недвижимость не оказалось. Возможно, не ко времени пришелся дизайн, а может, виноват был очередной назревающий экономический кризис. Да и распространившиеся слухи о проклятом месте, на котором строились здания, не способствовали энтузиазму покупателей. Люди отказывались жить в странных круглых домах на территории со зловещей историей. Даже те, кто уже сделал предварительный взнос, потребовали свои деньги обратно. Не помогли и масштабные рекламные акции, даже туристы приезжали крайне неохотно.
В конце концов компании обанкротились, а роскошный курорт постепенно превратился в город-призрак. Гроздья круглых домов, похожих на летающие тарелки, гибнут в запустении, на пляжах не встретишь ни души, а тропинки зарастают сорной травой. На некоторое время Сан Жи стал прибежищем нищих бомжей, но вскоре и они покинули странные дома, напуганные духами тех, кто погиб при его постройке. Несколько раз правительство выступало с инициативой снести все постройки, но каждый раз такое предложение натыкалось на гражданский протест. Местные жители уверены, что это место проклято, а город стал пристанищем потерянных душ. И теперь разрушить их жилища – значит навлечь на себя и весь свой род серьезные беды. Ведь, лишившись домов, призраки пойдут гулять по ближайшим деревням. Так и стоит на берегу город Сан Жи, которому не суждено было стать курортной жемчужиной Тайваня.
Дом на бульваре Бен-Маймон
Дом, стоящий на углу бульвара Бен-Маймон и улицы Ибн-Эзра в Иерусалиме, никто иначе как «домом смерти» не называет. «Это страшное место, – говорят старожилы, – в нем многие находят свой конец».
Тридцать пять лет назад в этом доме, тогда еще двухэтажном, случился пожар, который уничтожил все его внутренние помещения, оставив после себя обугленный каменный скелет. Все жильцы дома спаслись, кроме хозяйки, госпожи Адетто. Старая владелица доходного дома сгорела вместе с ним в ужасных муках. Строение перешло под крыло Государственного управления по делам наследства, а оттуда – к родственникам погибшей женщины. Те отремонтировали здание и стали вновь сдавать в нем квартиры. Но вскоре, к своему ужасу, они обнаружили, что сгоревший однажды дом продолжает требовать человеческих жертв, словно Молох.
В доме стали умирать жильцы. Понятно, что кончина пожилых людей неудивительна. Но когда молодые крепкие ребята начинают страдать онкологическими заболеваниями, мышечной дистрофией, гибнут в автокатастрофах, на армейских учениях, просто умирают во сне безо всякой причины, это наводит на страшные мысли.
Жильцы стали бежать из заколдованного дома. Некий раввин, пожелавший остаться неизвестным, объявил о том, что под домом расположены могилы старого еврейского кладбища эпохи Второго Храма и мертвецы, потревоженные стройкой и пожаром, встают по ночам из своих могил и забирают на тот свет живых людей. Однако городская управа запретила разрушать дом до основания, чтобы проверить заявление раввина. Старое здание объявили памятником старины, который, согласно закону, разрушать нельзя.
Полупустой двухэтажный дом был выкуплен известным иерусалимским адвокатом, он заплатил жильцам компенсации и оформил разрешение на достройку трех этажей. Но свои благие начинания он до конца не довел. Никто толком не знает, какие причины побудили адвоката вскоре отказаться от дома и продать его богатой английской семье Розенберг. Тем не менее именно господину Розенбергу было суждено закончить строительство дополнительных трех этажей. Нижнюю квартиру Розенберг оставил для себя, лично прибив на дверной косяк огромную мезузу (оберег), призванную хранить жилище от всего плохого. А остальные выставил на продажу.
Квартал Рехавия и особенно бульвар Бен-Маймон, где находится «дом смерти», являются одними из самых престижных и дорогих районов Иерусалима. Построенные во времена английского мандата в стиле баухаус красивые прочные дома стоят среди огромных старых зеленых деревьев. Тишина и покой узких прямых улиц, цветники, аккуратные скверики привлекают в Рехавию богатых покупателей, и очень мало недвижимости в районе пустует, особенно на фоне бума покупок недвижимости в Иерусалиме в последние годы. Однако в «доме смерти» выкуплена лишь одна квартира. И ее хозяева – единственные, кто населяет проклятое здание.
Лощина, где прячется гибель
Трудно найти в Китае географическую точку с такой же мрачной репутацией, как у лощины Хэйчжу в провинции Сычуань на юго-западе Китая. Хотя это название переводится как «овраг черного бамбука», все ее называют Долиной Смерти или Бермудским треугольником Поднебесной, что отнюдь не удивительно, учитывая печальный «послужной список» этого местечка. Не проходит и года, чтобы в здешних лесах не пропадали бесследно люди или случайно забредшие сюда домашние животные.
Лощина Хэйчжу приютилась на восточном склоне горы Мэань, примерно в двухстах километрах от административного центра провинции Сычуань города Чэнду. Проживающие в окрестных селах люди испытывают суеверный ужас перед лесной чащей. Войти в лощину нелегко, но выйти куда сложнее, порой просто невозможно. Говорят, что взять в проводники кого-то из местных жителей можно только под дулом пистолета либо за такие большие деньги, что их хватило бы на пару научных экспедиций. Но и за огромные деньги желающих не так-то просто отыскать. Обычно проводники останавливаются как вкопанные перед перевалом Шимэнь, открывающим путь в бамбуковые дебри, и дальше не двигаются с места ни на шаг.
В марте 1966 года на входе в лес затерялись следы шести военных картографов. Спустя некоторое время местный охотник случайно набрел на одного из пропавших. Полуживого, его еле привели в чувство. Но солдат так и не смог вразумительно рассказать, что же произошло с ним и его товарищами.
В 1976 году в лощину углубилась группа инспекторов-лесников – и тоже, как оказалось впоследствии, на свою погибель. Двоих из них найти так и не удалось. Те же, кому посчастливилось выбраться из леса, поведали о мгновенно опустившемся странном тумане. Накрывшая их густая пелена сопровождалась непривычными для человеческого уха звуками. Судя по стрелкам на часах, туман продержался около двадцати минут. Между тем в представлении всех до одного он рассеялся уже через несколько секунд…
Когда количество без вести пропавших перевалило за сотню, всякая экспедиция в лощину Хэйчжу стала приравниваться если не к путешествию в потусторонний мир, то уж точно к участию в боевых действиях. Дорога явно пролегла в один конец – останков терявшихся в чаще людей и животных не находили, они словно сквозь землю проваливались. Именно это обстоятельство более всего смущало ученых, стремившихся отыскать ключи к разгадке тайны китайской Долины Смерти.
Пока наука демонстрировала свое бессилие, в народе, словно бурьян, расцвели всевозможные предположения и домыслы о том, что происходило с исчезнувшими в лесных «бермудах». Одни договорились до того, что в Хэйчжу, дескать, лютует панда-людоед гигантских размеров, пожирающая свои жертвы целиком. Другие убеждали, что загадочный туман скрывает визит на землю инопланетного звездолета, единственная цель которого – похитить китайцев и умчаться с ними в далекие миры.
Распространившиеся в изобилии мистические и фантастические теории о тайнах лощины Хэйчжу в конце концов вынудили группу серьезных ученых из Академии наук КНР организовать своего рода крестовый поход в поисках истины, какой бы она ни оказалась. В таинственные места зачастили одна за другой прекрасно подготовленные и экипированные экспедиции геологов, биологов и других специалистов с одной-единственной целью – разгадать «сычуаньский ребус».
Удалось ли этого добиться? Глава последней и наиболее представительной экспедиции Ян Юн в беседе с журналистом ответил на этот вопрос утвердительно. По его словам, исследователи обошли лощину Хэйчжу буквально метр за метром и не обнаружили никаких доказательств присутствия в бамбуковой чаще сверхъестественных сил. Зато там удалось выявить уникальную по своей сложности и многообразию структуру геологических пород, а также зафиксировать спорадические выделения смертоносных ядовитых паров, оказавшихся продуктом гниения некоторых пород деревьев. Отмечен и чрезвычайно сложный климат с неожиданно и резко меняющимися погодными условиями. А жертвы смертельных трюков природы, по мнению ученого, действительно скрывались под земной поверхностью, время от времени неожиданно разверзавшейся провалами.
По мнению Ян Юна, совокупность таких фатальных природных факторов и обусловила смертоносный характер данной местности. Но для местных жителей лощина Хэйчжу по-прежнему остается проклятым местом, а случайные гости китайской Долины Смерти почти никогда оттуда не возвращаются.
Легенды горы Унтерсберг
Вы слышали когда-нибудь о горе Унтерсберг, что на границе Австрии и Германии, недалеко от Зальцбурга? Благодаря ей появились на свет бесчисленные народные сказания, мифы, легенды. Таинственная гора – постоянный источник исторических и природных загадок.
Самая знаменитая легенда Унтерсберга легла в основу сказок братьев Гримм. В ней говорится о том, что под горой вот уже третье столетие спит, сидя за огромным каменным столом, Карл Великий. Он проснется тогда, когда его борода три раза обовьется вокруг стола, а над горой перестанут летать вороны. Когда это случится, грянет окончательная битва между добром и злом, которая приведет к золотому веку на земле.
По преданиям, не только Карл нашел свое пристанище в горе. Вместе с ним спят его принцы, рыцари и слуги. А еще там живут гномы, которые хранят секреты и сокровища горы, а по ночам выходят на охоту.
Сегодня на горном массиве Унтерсберг полным-полно туристов. Это их излюбленное место для пеших походов и путешествий на подъемниках. Панорама Зальцбурга, который находится в нескольких километрах от границы с Германией, в погожие деньки просто завораживает посетителей канатной дороги и плато. Горный массив состоит из нескольких вершин: Берхтесгаденский Хохтрон (1972 м), Райхек (1892 м), Гамзалькопф (1888 м), Гайерэк (1801 м) и Зальцбургский Хохтрон (1853 м). С австрийской стороны Унтерсберга можно попасть в знаменитые Коловратские пещеры, а также в громадные ледяные Шеленбергские. Всего в горе около 500 пещер, из них 110 еще не исследованы.
Многообразие природных ландшафтов поражает путешественников. Леса и овраги, лабиринты пещер, реки, болото у подножия горы, великолепное горизонтальное плато на вершине – все это позволяет пофантазировать о существовании мифических жителей этого природного парка: друидов, ведьм, лесных демонов, безобразных карликов и эльфов.
Жители деревень, лежащих близ горы, расскажут вам свою легенду, связанную именно с их населенным пунктом. Собиратели фольклора записали здесь много историй. Их принято рассказывать в укромных местечках тихим голосом, чтобы не потревожить или не обидеть горных духов и других героев легенд.
Рассказывают, что в 1858 году здесь пропала целая свадебная процессия. После венчания молодые и гости отправились в дом родителей невесты, чтобы отпраздновать событие. Под звуки небольшого оркестра, веселые и беспечные, шли они мимо горы Унтерсберг. И тут кто-то из гостей начал рассказывать о том, что в этой местности пропал один кайзер со всем своим двором и что якобы с тех пор из горы появляется его дух, который щедро одаривает прохожих. Жених, как только услышал об этом, стал звать духа кайзера и просить его сделать подарок невесте. Вдруг в горе открылся проход и оттуда вышел седой старец. Он радушно пригласил все общество в гости в подземную пещеру. Веселая компания согласилась.
Восхищенным взорам людей открылась анфилада богатейших залов, в одном из которых был накрыт стол. Уставшие с дороги молодожены и их гости уселись за стол, выпили, закусили и вскоре заснули. Проснувшись, они выбрались из пещеры и пошли дальше. Но каково же было их изумление, когда люди поняли, что совсем не узнают окружающую их местность, а те, кто встретился им по пути, говорят на незнакомом языке. Люди шли в поисках своей деревни, а когда нашли ее – тоже не узнали. Тогда они вернулись в церковь, где проходило венчание, и рассказали о произошедшем священнику, который, кстати, совсем не походил на того, который сочетал их узами брака. Тот открыл старинные фолианты и нашел запись о том, что однажды в данной местности пропала свадьба, но было это 500 лет назад.
Одно из самых первых событий, связанных с Унтерсбергом, описал клерк Лазарус Гитшнер. В 1529 году этот молодой человек волшебным образом попал внутрь заколдованной горы и пробыл там целых семь дней. В одной из пещер он встретил монаха, который показал ему подземные коридоры, залы и церкви. Лазарус не только записал свои приключения, но и срисовал найденную им наскальную надпись.
Она выглядела так:
S. U. R. G. E. T. S. A. T. U. M.
S. 0. R. G. E. I. S. A. T. О. M.
Многие криптографы и в наши дни пытаются разгадать загадочный смысл наскального послания, но пока безуспешно.
В 1794 году история, похожая на описанную выше, случилась с другим местным жителем. Ночью на дороге, огибающей волшебную гору, он встретил карлика, который пригласил его в гости. Мужчина струхнул, но приглашение все же принял. Гостеприимный карлик открыл запоздалому путнику его будущее, а кроме того, подарил 180 золотых дукатов, которые не заканчивались, сколько бы их ни тратили.
Трогательная история приключилась с одной влюбленной парой. Родители не позволяли молодым людям пожениться, и тогда они ушли в гору, где счастливо прожили целых 200 лет. Когда минуло два столетия, влюбленные, держась за руки, вышли из горных недр такими же молодыми, какими попали туда. Но через несколько мгновений их лица покрылись морщинами, волосы поседели и парень с девушкой упали замертво, не разжав при этом рук.
И в наши дни гора Унтерсберг продолжает жить своей загадочной жизнью. Несколько лет назад здесь пропала целая группа туристов. На их поиски ушло несколько недель, спасатели прочесывали пешеходные маршруты, пещеры, вершины горного массива… А потом вдруг стало известно, что группа пропавших объявилась на Ближнем Востоке.
В августе 1987 года на прогулку в горы отправилась молодая семейная пара из Мюнхена и их подруга. Позже на парковке, с которой обычно отправляются к вершинам туристы, была обнаружена их белая легковушка, а молодые люди исчезли. Эзотерики и мистики объявили, что туристы попали в ловушку времени через портал, который открывается только раз в году – 15 августа, в день Вознесения Господня. И ворота эти находятся в одной из пещер Унтерсберга. После этого у подножия горы стали собираться люди. Все они ожидали появления пропавших. И молодые люди объявились. Но где? Через три месяца после исчезновения они позвонили родственникам с круизного парохода в Красном море. На вопросы о том, как они туда попали, ответов у потерявшихся не было.
Девятнадцатого октября 2001 года пропал Макс Брандл из Зигсдорфа. Тридцатидевятилетний мужчина припарковал машину и отправился в горы. Его искали несколько месяцев. Были привлечены поисковые группы из Австрии и Германии, в ход пошли новейшие технические средства. Друзья, знакомые и родственники Макса метр за метром исследовали все тропы Унтерсберга. Шеф местной полиции Петер Оттманн назвал эту поисковую операцию самой масштабной за всю историю. Но до сих пор нет ни малейших намеков на местопребывание Макса Брандла.
Легенды горы Унтерсберг интересуют историков и этнографов, биологов и геологов, а также эзотериков и парапсихологов. Над загадкой временных аномалий в пещерах Унтерсберга бьются все, кто когда-либо сталкивался с этим феноменом. Однако тайна так и остается неразгаданной.
Загадки Марова озера
В центральной части Чехии, неподалеку от деревни Тршеба, на протяжении многих лет происходят необычные явления. Сразу за деревней растет лесок, который считают заколдованным. У многих деревьев сбиты верхушки. Стволы берез и кленов скручены или невероятным образом изогнуты. Летними ночами в небе над Тршебой иногда появляются сполохи и яркое свечение. Иногда тршебцы находят в своих огородах маленькие светящиеся шарики, которые, если возьмешь их в руки, тают, словно лед. В те дни, когда появляются шарики, по земле стелется плотный туман оранжевого цвета. Ноги в этом тумане вязнут, как в вате, деревенеют, как от холода. Жители деревни называют шарики «манной небесной». На лугу за деревней жители временами видят столб света, а внутри него – неясную женскую фигуру. Иногда возникает не один, а три столба света и внутри них – фигуры всадников.
Неподалеку от деревни находится озерцо, которое издавна называют Маровым озером. В нем совершенно темная, непрозрачная вода. Легенда гласит, что в этих краях в незапамятные времена жила девушка Мара. Она была влюблена в местного парня, молодые люди собирались пожениться. Однажды в окрестностях деревни охотился князь. Он случайно увидел красавицу и воспылал к ней любовью. Заслал к Маре сватов, но она отказала. Тогда коварный князь выкрал ее и увез к себе в замок. Не вынеся позора, девушка прибежала к озеру и бросилась в глубину вод. Князь потом сошел с ума, а Мара с тех пор живет в озере. Говорят, по ночам утопленница выходит на берег и поет грустную песню, сидя на камне. Но горе тому, кто случайно увидит Мару или услышит ее пение. Красавица заманит его в озеро, и несчастный утонет.
Тршебцы считают Марово озеро гиблым. По слухам, в нем нет дна. Вода его очень холодная, даже в жаркие летние дни просто ледяная. В нем не водится рыба, и купаться в озере местные жители не станут даже под страхом смерти.
Летом 1961 года в Тршебу приезжала погостить к бабушке пятнадцатилетняя внучка. Однажды июльским вечером она гуляла неподалеку от озера и вдруг услышала мелодичный звон. Подняв голову, увидела, как по фиолетовому вечернему небу несется табун лошадей. Девушка даже слышала их ржание. Они унеслись в южном направлении, постепенно растаяв в небе.
Неподалеку от Марова озера есть болото. Раньше это было Бесово озеро, но оно постепенно заросло. Местные жители утверждали, что, искупавшись в нем в день своего рождения, можно помолодеть лет на десять. Нередко сюда приезжали купаться молодящиеся дамочки из Остравы и Брно.
В начале 1970-х годов в окрестностях озера разбили свой табор цыгане. Их кони отказывались пить воду из озер и не хотели даже подходить к воде, при этом храпели и били копытами о землю. Цыганского барона неожиданно разбил паралич. Старая гадалка заявила, что в одно из озер, а может быть, и в оба, дьявол бросил камень, поэтому места здесь гиблые. После этого табор снялся и больше там не появлялся.
Через десять лет после этого в окрестностях Тршебы работала археологическая экспедиция из Праги. Ученые нашли остатки поселения, относящегося к V веку, где жили предки современных чехов, и место, где, по-видимому, язычники совершали свои ритуалы. Поляна эта находится на небольшом холме рядом с Маровым озером. Там лежат два абсолютно гладких камня, словно специально отполированных. Местные жители издавна знали об этих «чертовых камнях» и были страшно недовольны работой археологов. Старожилы говорили, что рыться в земле – большой грех, что бесы отомстят за это. Когда экспедиция уехала, тршебцы развели на поляне костры, чтобы нагреть отполированные камни, а затем поливали их холодной водой. Камни раскололись на несколько кусков, которые тршебцы сбросили в Марово озеро. Они полагали, что таким образом избавились от мести бесов.
Вскоре неподалеку от озера появился огромный деревянный крест высотой около трех метров. Кто его поставил, неизвестно, но летом на вершине креста появляется венок из полевых цветов. Никто никогда не видел, чтобы кто-нибудь вешал его туда. Говорят, это сама Мара плетет венок и вешает его на крест.
Постепенно старинная Тршеба пустеет. Старики умирают, а молодежь уезжает в Остраву. Новых домов не строят, а старые ветшают. Да и слава гиблого места не прибавляет популярности деревне.
Загадки Кельнского собора
Возведение Кельнского собора – третьего по величине готического храма в мире – затянулось на невероятные шесть с лишним веков. Происходило оно в два этапа: с 1248 по 1437 год и с 1842 по 1880 год. В 1880 году, после многовекового строительства, собор наконец-то был закончен и обзавелся двумя островерхими башнями. В течение последующих четырех лет (по 1884 год) он оставался самым высоким зданием в мире. Но если вспомнить, что после Второй мировой войны храм пришлось восстанавливать и реставрационные работы с тех пор продолжаются беспрестанно, то второго такого долгостроя, пожалуй, не найти.
Проблем со строительством храма было предостаточно. Часто работа останавливалась из-за нехватки денег. Примерно до 1530 года с финансовыми проблемами худо-бедно, но справлялись. Именно в начале XVI века фасады здания обзавелись декоративными украшениями и скульптурными композициями. Но с того времени к дефициту денежных средств стало добавляться безразличие властей. В конце концов интерес к собору у людей пропал совсем. С тех пор вплоть до середины XIX века он простоял в строительных лесах. Все это подтверждается историческими документами. Но вот дошедшие до нас предания объясняют сей долгострой по-своему и во всем винят дьявола…
Если верить легендам, именно дьявол наложил проклятие на Кельнский собор. В 1164 году император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса принес в дар кельнскому архиепископу Райнальду Дассельскому мощи трех волхвов, привезенные им в Кельн из Милана. С тех пор в город стекались паломники со всей Европы для поклонения священным реликвиям. Паломничество к этим мощам играло существенную роль как в религиозной, так и в экономической жизни Кельна. Короны трех волхвов по сей день украшают городской герб. А тогда у архиепископа родилась идея возвести на месте старого обветшавшего собора новый. Там можно было бы не только установить раку с мощами, но и разместить огромное количество верующих.
Стали искать зодчего, который взялся бы за столь грандиозное и ответственное предприятие. Выбор пал на Герхарда фон Риле, изучавшего архитектуру во Франции. Власти города дали ему ровно год на разработку чертежей. Однако, несмотря на завидное трудолюбие, мастеру никак не удавалось передать свои гениальные идеи бумаге. Каждый раз, когда он уже доводил чертеж до логического завершения, обнаруживалась какая-нибудь ошибка, сводившая на нет все его старания. Архитектор постепенно начал сомневаться в своих способностях. Однажды, в задумчивости прогуливаясь по берегу Рейна, он остановился у огромного камня, который народная молва окрестила чертовым. Вдруг откуда ни возьмись перед ним появился незнакомец в одежде строителя. Чужак стал что-то быстро чертить тростью в пыли у самых ног Герхарда. Когда мастер присмотрелся, то был не на шутку удивлен: на земле перед ним красовался завершенный план нового собора. Архитектор спросил незнакомца, что тот хотел бы получить за свой чертеж. На что чужеземец, а это был не кто иной, как сам хозяин преисподней, ответил: «Твою душу! А если пообещаешь мне еще и душу твоей жены и ребенка, я сам построю собор за три года. Если же у меня ничего не выйдет, то ты и впредь будешь наслаждаться жизнью в мире людей. Но если собор будет готов с первыми петухами, оповещающими о начале первого дня в четвертом году, ты и твоя семья – мои!»
Легендарная сцена договора Герхарда фон Риле с Сатаной запечатлена на кельнской банкноте в 50 пфеннигов 1922 года. На рисунке возле одной из незавершенных башен можно рассмотреть средневековый строительный кран. Он действительно простоял там несколько столетий (его убрали только в XIX веке) и для многих поколений жителей Кельна сделался своеобразным символом города – существуют даже черно-белые фото этого чуда средневековой техники.
Мастер Герхард решил, что возвести такое грандиозное сооружение за столь малый срок будет не под силу даже черту, а потому согласился на дьявольские условия. Сатана и его братия работали похлеще стахановцев. Шум со стройки был слышен и днем и ночью. И с каждым днем стены Божьего храма становились все выше и выше. А настроение Герхарда фон Риле падало все ниже и ниже. Это не ускользнуло от внимательных глаз его жены, и однажды она все-таки выпытала у него, что же мешает ему радоваться жизни. А когда узнала об условиях сделки, то сначала испугалась, а затем задумалась.
В один прекрасный день жена архитектора вместе с сынишкой отправилась на рынок. Там мальчик обратил ее внимание на статного каплуна, который на потеху толпы кукарекал во все горло. И когда малыш стал передразнивать петуха, женщину вдруг осенила спасительная идея. Теперь она знала, как перехитрить скупщика душ. С тех пор жена мастера ежедневно упражнялась в подражании голосистой птице. И как только на ее кукареканье стали откликаться соседские петухи, вновь обрела душевное спокойствие.
И вот наступил день расплаты. В то утро женщина поднялась ни свет ни заря и отправилась на стройку. Демоны как раз устанавливали купола башен. Тут-то жена Герхарда и продемонстрировала свое мастерство в подражании. Она кукарекала так искусно, что со всех концов Кельна на ее крики стали отзываться настоящие петухи. А собор-то еще немного недостроен! Дьявол не заподозрил подвоха, но, издав дикий вопль, стал крушить только что отстроенную церковь. Однако, как говорится, уговор дороже денег, и властителю тьмы пришлось убираться восвояси.
Когда дьявол узнал об обмане, он возгласил: «Да наступит конец света с последним камнем на этом соборе!» С тех пор собор не перестают строить и достраивать. По другой версии, дьявол поклялся, что, когда собор будет достроен, конец придет не всему миру, а только Кельну. Так или иначе, но собор остался стоять недостроенным. С тех пор кто бы ни брался за его завершение, он либо погибал при загадочных обстоятельствах, либо быстро отказывался от своей затеи.
Интересно, что и у церкви – предшественницы Кельнского собора – судьба складывалась не лучшим образом. Возводили ее на месте, где в свое время стоял языческий храм. Располагался он на самой вершине холма, и местные жители старались обходить его стороной. Порой в развалинах древней молельни люди замечали блуждающие огоньки и всякую жуть. И даже после того, как древние камни срыли, а место освятили, ситуация не изменилась. Под заступами рабочих то и дело показывались обломки античных статуй и барельефов. Как только это случалось, все работы по рытью котлована тут же останавливали, вызывали священника, и тот начинал служить над очередной находкой, чтобы обезопасить людей от колдовских чар проклятого места. Позже, когда уже возводили стены христианской церкви, работа на стройке нередко омрачалась несчастными случаями.
Высота конька крыши Кельнского собора составляет 61 м, высота башен – 157 м. Длина храма – почти 145 м, а общая площадь всех окон приближается к 10 000 м2.
А что же мастер Герхард? Через некоторое время после описанных событий Сатана вновь поспорил с ним (конечно же, на душу), что быстрее проведет из Айфеля (область на западе Германии) в Кельн воду по подземному каналу, нежели тот достроит свой собор. Мастер согласился, ведь он знал то, чего никак не мог знать дьявол: если на протяжении всего подземного канала не делать специальных отдушин, то возникнут проблемы с тягой и вода не потечет по трубе. Об этом он поспешил сообщить своей жене, дабы заручиться ее моральной поддержкой. Но если в случае с первым договором женщина помогла своему мужу, то на сей раз сыграла в его судьбе роковую роль. Хитрому демону удалось выведать у нее секрет тяги, и он таки пустил воду по подземному каналу. Рассказывают, что мастер Герхард находился на крыше недостроенной башни собора, когда увидел внизу бьющий из-под земли дьявольский источник. Осознав, чем ему это грозит, он прыгнул вниз, дабы спасти свою душу. Но не успел: обратившись в адского пса, вслед за ним прыгнул Сатана. Прежде чем архитектор долетел до земли, дьявол схватил его и утащил в преисподнюю.
С тех пор именно призрак несчастного зодчего препятствовал завершению возведения храма. Поговаривают, что привидение мастера Герхарда еще сотни лет после его смерти блуждало по ночам вокруг собора, охраняя свое незавершенное творение.
Чертовщина Кольского полуострова
Первые упоминания о Кольском полуострове появились в письменных источниках Западной Европы еще в IX веке. Они принадлежали королю англосаксов Альфреду, который описывал жителей полуострова – терфиннов – умелыми рыбаками и охотниками, а сам заповедный край называл местом страшных загадок и владениями ужасных языческих богов. У коренного населения Кольского полуострова – саами (или лопарей, лоппи) – на протяжении многих столетий благополучно соседствуют христианские верования и языческие ритуалы поклонения древним богам, некогда могущественным властителям их земли.
Со старинными верованиями связан ряд легенд, бытующих и в наши дни. Так, весьма любопытным представляется предание о страшном великане Куйва, в незапамятные времена напавшем на жителей полуострова. Саами, отчаявшиеся победить врага своими силами, обратились за помощью к богам, которые, метнув в Куйву сноп молний, испепелили великана. От Куйвы на Ангвундасчорр – самом высоком пике Ловозерской тундры – остался лишь отпечаток, который, несмотря на выветривание и осыпание скальной породы, до наших дней сохранился в отличном виде. По словам местных жителей, дух грозного великана иногда спускается в долину и тогда отпечаток Куйвы начинает зловеще светиться. По этой причине долина у пика Ангвундасчорр считается у саами нехорошим местом: сюда не забредают охотники и здесь не водятся животные.
Еще одна необычная легенда связана с подземными жителями этого края, которых саами называют сайвок. Этот таинственный народ когда-то обитал на поверхности земли, но после сильного природного катаклизма, воспоминания о котором сохранились в лапландских преданиях, ушел в подземные пещеры, оставив после себя на севере полуострова гранитные мегалитические сооружения.
Народный эпос описывает сайвок как маленьких существ, живущих глубоко под землей. Они понимают человеческий язык, а их колдовство обладает страшной силой, способной остановить солнце и луну, а также убить человека, который всегда опасался встреч с ними. Однако и в наши дни время от времени появляется информация о встречах местных жителей, ученых и путешественников с загадочными сайвок.
В 1996 году на Кольском полуострове довелось побывать некоему Егору Андрееву, который в составе группы «черных метеоритчиков» в долине Хибин нелегально занимался поиском фрагментов метеорита, упавшего в тех краях во времена ледникового периода. По воспоминаниям Егора, в одну из летних ночей он услышал рядом с палаткой странные звуки, похожие на сорочий стрекот. Андреев выглянул из палатки и вдруг увидел трех мохнатых существ, напоминавших бобров. А уже через мгновение Егора объял ужас: существа, принятые им за животных, имели человеческие лица с заостренными носами, маленькими безгубыми ртами, из которых торчало по два длинных клыка, и горевшими в темноте зеленоватым светом глазами. Андреев сделал шаг им навстречу и неожиданно понял, что не может двигаться…
Только к вечеру следующего дня товарищи обнаружили Егора лежащим без сознания в трех километрах от стоянки. Что произошло с Андреевым после того, как он покинул палатку, молодой человек так и не смог объяснить.
А в 1999 году на Кольском полуострове произошла настоящая трагедия. Тогда на одном из перевалов неподалеку от Сейдозера погибли четверо туристов. Признаков насильственной смерти на их телах обнаружено не было, однако на лицах несчастных был запечатлен ужас. Вблизи же тел местные жители заметили странные следы, отдаленно напоминавшие человеческие, однако очень большого размера. Сразу после этой трагедии вспомнили об аналогичном происшествии, случившемся летом 1965 года, когда в Ловозерской тундре погибли три геолога, таинственным образом исчезнувшие из лагеря. Их обглоданные лисами тела были найдены два месяца спустя. Тогда была выдвинута официальная версия, согласно которой геологи отравились ядовитыми грибами.
Начавшееся в семидесятые годы прошлого века на Кольском полуострове бурение сверхглубокой скважины вызвало среди местного населения сильное недовольство. Старейшины лопарей опасались гнева потревоженных подземных жителей, слухи о существовании которых постоянно доходили до прибывших с Большой земли бурильщиков.
Однако первые километры дались проходчикам на удивление легко. И лишь когда глубина скважины достигла десяти километров, начались серьезные проблемы. Аварии на буровой следовали одна за другой. Несколько раз обрывался трос, словно некая невероятная сила дергала его вниз, утаскивая в бурлящие и неведомые недра. Дважды на поверхность вытаскивали оплавленным особо прочный бур, который был способен выдержать температуры, сравнимые с температурой на поверхности Солнца. Порой звуки, вырывавшиеся из жерла скважины, походили на стоны и завывания тысяч людей, заставляя привычных ко всему бурильщиков испытывать почти мистический страх.
А вскоре на буровой стали происходить несчастья. В 1982 году одного из рабочих придавило упавшей металлической конструкцией. В 1984 году начальнику буровой смены оторвало голову сорвавшимся механизмом. Три года спустя бригада из десяти человек была отправлена вертолетом в Мурманск с симптомами загадочного заболевания: у рабочих внезапно распухло тело, и из его пор стала сочиться кровь. Но стоило буровикам оказаться в больнице, как без какого-либо лечения странная болезнь бесследно прошла.
Когда один из рабочих, являвшийся местным жителем, узнал о случившемся, то сразу заявил, что это сайвок таким образом наказали людей, вторгшихся в их владения, после чего написал заявление об увольнении…
В наши дни ежегодно десятки охочих до сенсаций людей приезжают на Кольский полуостров: кто за осколками знаменитого метеорита, кто в поисках костей ископаемых животных, а кто и с целью поближе познакомиться с мистическими загадками, коими изобилует этот древний край.
Кровь на фундаментах
Строительство во все времена было неразрывно связано с жизнью и смертью. В определенном смысле Европа похожа на огромное кладбище: большинство замков, мостов и иных фундаментальных строений полито кровью строителей, а иногда и ритуальных жертв. Кстати, обычай возводить строения на месте принесения человеческой жертвы существовал вплоть до конца XVIII века: с глубокой древности считалось, что стены замков, башен и крепостей, построенные с соблюдением этого условия, простоят столетия и защитят их обитателей от всех земных напастей. Самое ужасное, что история не раз подтверждала это.
В скандинавских сагах повествуется о том, как стены средневекового Копенгагена нередко то тут, то там обрушивались. Покончить со строительным «браком» помогло радикальное средство: в стене сделали нишу, поставили там столик с едой и игрушками, за который посадили голодную девочку. Пока та ела и забавлялась с диковинками, рабочие быстро замуровали нишу и сложили свод. Несколько последующих дней у склепа сутки напролет играла команда музыкантов, чтобы заглушить крики маленькой жертвы. Хотите верьте, хотите нет, но стены с тех пор рушиться перестали.
В Японии невольников, приговоренных к смерти, заживо заваливали камнями в фундаменте. В толще Великой Китайской стены покоятся тысячи рабочих, осужденных за малейшую провинность. В Полинезии под каждой из двенадцати колонн храма Мавы при строительстве живьем закопали по шесть юношей и девушек. Большинство замков старой Чехии также построены с принесением человеческих жертв. Тройский замок, Чешский Штеленберг, Конопиште, Карлштейн – всюду при раскопках в стенах или в основании фундамента находили замурованных живьем воинов, чтобы, как говорится в старых хрониках, «они при осаде помогали сражаться своим собратьям, вселяя ужас и немощь во врага».
В итальянских преданиях часто упоминается мост через реку Адда, который постоянно обрушивался, пока в центральную опору не была замурована красавица-жена одного из строителей. Мост стоит уже больше трех столетий, но по ночам, рассказывают местные жители, слышно, как он сотрясается от рыданий и проклятий несчастной женщины…
Жертвами становились не только преступники или крепостные. Например, в Бирме, чтобы сделать столицу неприступной, утопили в реке саму королеву.
В Шотландии с древности существовал обычай окроплять человеческой кровью фундаменты и стены всех сооружений. Немногим отличались от шотландцев и их соседи-англичане: в стране жива легенда о некоем Вортингере, который не мог достроить королевскую башню. Она постоянно осыпалась, погребая под собой строителей. И лишь когда отсекли голову мальчику-сироте и окропили его кровью фундамент, башня была благополучно достроена. Она стоит в Лондоне по сей день и известна как Тауэрская башня, средневековая тюрьма для государственных преступников.
Детей приносили в жертву довольно часто. Например, в Тюрингии при строительстве замка Либенштейн за большие деньги были куплены у матерей несколько детей и живьем замурованы в стену. В Сербии при строительстве крепости Скадры в стену замуровали молодую мать с младенцем. По поверьям, злая русалка постоянно разрушала то, что день за днем возводили триста каменщиков, и только человеческая жертва помогла строителям закончить свою работу. До сих пор сербские женщины приходят поклониться святому источнику, который стекает по стене крепости. Его вода имеет цвет молока, напоминая пришедшим о несчастной кормящей матери, сложившей здесь свою голову.
Недалеко ушли и наши восточнославянские князья. Приступая к строительству городских крепостей – кремлей, они обязательно приносили в жертву малолетних детей. Обычно к проезжей дороге посылались дружинники с наказом схватить первых попавшихся отроков. Их-то и замуровывали в основание фундамента. Кстати, другое древнее название кремля, дошедшее до наших дней, – дети́нец.
Языческие жертвоприношения довольно долго существовали и после принятия христианства. Маленьких девочек замуровывали в основания мостов, людей с увечьями и черных петухов, которые должны были усилить ценность жертвы, – в стенах царских дворцов. Не говоря уже о варварских обычаях добавлять человеческую кровь в строительный раствор или даже бросать людей в кипящую бронзу, как поступали, например, вьетнамские мастера. Считалось, что если сварить в бронзе девственницу, то из нее получатся особенно крепкие колокола с удивительно нежным звоном – как плач молодой девушки… Не брезговали подобными методами и на Руси. И кто знает, сколько людей бесследно сгинуло в котлах при массовой отливке колоколов и пушек…
Кровавые божества разных народов по всему свету требовали у строителей новых и новых жертв, даря взамен нерушимость строениям и долголетие сильным мира сего. А проклятия безвинно замученных впитывались поглотившими их стенами.
Тайны подземелий
История Рима насчитывает три тысячелетия. Сейчас облик города несет на себе отпечаток прошлого: новые дома строятся поверх древних, многие из которых все еще скрыты под землей.
В недрах Вечного города скрыт целый мир времен падения Римской империи. Это большое количество дорог, храмов, акведуков и домов. Так, к примеру, древний канализационный канал, названный Большой клоакой, который проходит под дорогами современного Рима, – это та сточная канава, которая была перекрыта сводами и спрятана под мостовую еще в период Великой Римской империи.
Львиная доля древних сооружений оказалась под землей в результате постепенного наслоения отложений и активного строительства. Рим на протяжении тысячелетий поднимался все выше. Несмотря на то что в настоящее время археологические экспедиции раскапывают часть этих древних сооружений, большинство из них все еще остаются под улицами современного города. Поэтому можно лишь догадываться, какие сокровища еще ждут своего часа.
До сего момента ученые смогли обследовать лишь четверть подземных ходов, расположенных под Колизеем, только те, которые были самыми сухими и доступными. Это оказались каналы для отвода ливневых стоков, которые датируются концом первого столетия, то есть тем временем, когда был построен Колизей. Некоторые произведения, дошедшие до нашего времени, содержат упоминания, что для развлечения публики амфитеатр заполнялся водой и там устраивали «морские сражения». В то же время никаких фактов, свидетельствующих о наличии больших гидротехнических сооружений, которые были необходимы для подачи большого количества воды, на протяжении долгого времени найти не удавалось. И только осенью 2003 года группе спелеологов, которая занималась по поручению властей исследованиями подземного мира, удалось сделать удивительное открытие. Они установили, что под примитивными проходами были построены большие каналы, которые использовали для наполнения водой искусственного озера в саду Нерона. Причем созданы они были значительно раньше Колизея. Таким образом, вполне очевидно, что в годы своего существования Колизей мог наполняться водой, как и другие древнеримские театры.
Зачастую памятники, скрытые под землей, обнаруживают случайно во время проведения ремонтных или строительных работ. Рабочие обнаруживают пустоты в земле, вызывают спелеологов, и мир узнает об очередной древней находке, которая изменяет представление об истории. Одна из таких совершенно случайных находок была обнаружена несколько лет назад на вершине горы Опций. После сильных дождей возле одного из деревьев появился провал, под которым можно было увидеть лабиринт и несколько помещений. Спелеологи спустились вниз и при свете фонаря увидели хорошо сохранившуюся мозаику, на которой была изображена группа обнаженных мужчин, собиравших виноград и делавших вино. Мозаика занимала около трех метров и была сделана из мелких кусочков мрамора, окрашенных в яркий цвет. Ученые назвали находку «Сбор винограда».
Немало следов древних цивилизаций находится и на Мальте. Местные музеи полны предметов, которые указывают на существование на острове высокоразвитой цивилизации, проживавшей здесь около 6 тысяч лет назад. Именно на Мальте был обнаружен знаменитый Гипогей – не то храм, не то склеп, находящийся в земле. В нем было обнаружено около 7 тысяч скелетов, что должно указывать на погребальное назначение строения, но в мировой архитектуре аналогов ему нет. Если это склеп, тогда зачем нужно столько залов, различных по конструкции и геометрии, распределенных по трем уровням? Удивительно и то, что строение возведено не из известняка, как большинство строений на острове, а выдолблено в нем. На самом нижнем уровне есть ловушка – семь ассиметричных косых ступеней различной геометрии, которые обрываются на высоте нескольких метров над уровнем пола.
Однако самая большая тайна Гипогея находится в тупиковом помещении второго уровня. Это зал, имеющий яйцевидную форму с непонятным заглублением в стене и круглым окном, которое ведет в смежное помещение. Из-за необычной геометрии здесь можно услышать только мужское эхо, женское – нет. Ученые не могут объяснить, каким образом достигается подобный акустический эффект.
Между Гипогеем и Таршином, одним из самых крупных наземных храмов Мальты, расстояние составляет всего три сотни метров. На таком же расстоянии, но на острове Гоцо, около храма Джгантия, также обнаружен подземный храм. Это дало возможность ученым предположить, что рядом с каждым из двадцати трех храмов, которые уцелели на острове Мальта, может находиться подземное сооружение.
По мнению ученых, подобная дуалистическая философия древних строителей не позволяет считать их примитивными людьми или дикарями. Интересно, что на Мальте действительно жили дикари, но не в древности, а всего лишь две сотни лет назад. Это были низкорослые, покрытые шерстью люди, которые общались друг с другом при помощи жестов и мычания. Всего было обнаружено около 200 таких особей. Ученые отнесли их к виду человекоподобных, который принято называть «снежными людьми».
Много древних подземных ходов и тоннелей находится под Иерусалимом. Это целая система каналов и ходов, которая соединена с источником Гихон. Во времена древнего Иерусалима это был единственный источник, который обеспечивал водой весь город. С источником связано немало ключевых событий в истории: захват Иерусалима Давидом, противостояние ассирийскому царю Синаххерибу, помазание Соломона на царство. Европейцы узнали о существовании Гихона лишь полтора века назад. С тех пор источник привлекает к себе не только ученых, но и охотников за сокровищами. В настоящее время большая часть водопроводной системы очищена от вековых залежей мусора и обломков горных пород, но, несмотря на это, ученые все равно продолжают находить факты, которые в корне меняют представления о строении этой системы. Более того, некоторые из этих фактов пока объяснить не удается.
В 1867 году в Иерусалим приехал британский капитан инженерных войск Чарльз Уоррен. Он намеревался исследовать Храмовую гору, но власти разрешили ему проводить раскопки только за стенами города. Поэтому он занялся исследованием системы тоннелей, которые вели к источнику Гихон. Он пытался войти в тоннель, который выводил воду на юго-запад, в Силоамский пруд. В настоящее время проход по этому тоннелю не вызывает никаких трудностей, но в XIX веке он был забит мусором, грязью и обломками камней. Все же Уоррен медленно продвигался вглубь и в какой-то момент увидел, что у тоннеля есть ответвление, в котором не было потолка. Иными словами, Уоррен попал на дно вертикальной шахты. Через некоторое время он запасся веревками и досками и построил в этой шахте трехъярусные леса. Несмотря на большую опасность, ему удалось попасть наверх, в пещеру с двумя тоннелями, идущими на северо-запад и юго-запад. Один из них был непроходимым, а второй уходил вверх под углом сорок пять градусов и выходил в помещение с низким потолком, затем начинался еще один подъем, но выход из него был закрыт.
Уоррен сделал предположение, что эта вертикальная шахта использовалась для забора воды из Гихона, которая текла по подземному каналу, а тоннель был необходим для защиты города во время осады. Кроме водопроводной системы, Уоррен обнаружил и остатки защитных сооружений на одном из холмов. Его открытия стали доказательством того, что древний Иерусалим находился за пределами Старого города. В 1870 году Уоррен был вынужден вернуться в Британию по состоянию здоровья.
В 1880 году дети случайно забрались в тоннель Хизкиягу и увидели недалеко от входа на стене табличку с выбитой на ней надписью, в которой рассказывалось о двух группах каменотесов, пробивавших тоннель. До сих пор эта надпись остается самой длинной из всех, написанных на древнем иврите и найденных в Иерусалиме. Датирована табличка была 7 столетием до н. э. Ее пытались украсть, но табличка разбилась на несколько частей. По счастливой случайности, до инцидента ученые сделали слепок и прочитали надпись.
В начале прошлого столетия исследователь Уильям Ювелиус высказал предположение, что в пещере под Храмовой горой спрятаны сокровища Соломона, а вход в эту пещеру находится в шахтах, обнаруженных Уорреном. Ученый обещал прибыль тому, кто согласится финансировать его экспедицию, но желающих долгое время не находилось. И только в 1908 году идеями Ювелиуса заинтересовался британский офицер Монтегю Паркер, который собрал двадцать тысяч фунтов и отправился в Палестину вместе с экспедицией. Благодаря подкупу местных властей он получил возможность практически беспрепятственно вести раскопки. Но местные жители были начеку, ведь группа была совсем не похожа на ученых. Тем не менее участники экспедиции обследовали шахты Уоррена в поисках тайного тоннеля, который бы вел вглубь горы. Возможно, исследователям удалось бы что-то узнать, но в 1911 году экспедицию пришлось прервать.
Позже, в 1961–1967 годах, раскопки проводила британский археолог Кэтлин Кеньон, а затем, в 1978–1985 годах, – экспедиция во главе с Игалем Шило. В обоих случаях было подтверждено стратегическое назначение шахт Уоррена. Кроме того, было установлено, что источник находился за пределами Старого города, а вход в систему – внутри города, что давало возможность жителям брать воду, оставаясь недоступными для неприятеля. В то же время была опровергнута версия об использовании шахт для захвата города Давидом, поскольку, по мнению Шило, водопроводная система такой сложности была построена гораздо позже. Более того, сама шахта Уоррена была природного происхождения.
Казалось бы, секрет снабжения пресной водой Иерусалима был раскрыт. Однако раскопки, проведенные в 1995–2010 годах экспедицией под руководством Р. Райха и Э. Шукруна, заставили пересмотреть сделанные ранее выводы. В ходе раскопок был обнаружен тоннель, расположенный на уровне трех метров от пола, который начинался в пещере над шахтой Уоррена и вел на юг. Там были обнаружены вещи экспедиции Паркера. Было установлено, что тоннель резко поворачивал к югу и вел к большому бассейну в скале, о котором раньше не было ничего известно. Над бассейном нашли остатки укрепленного прохода и башни. Все эти находки дали повод усомниться в том, что шахта Уоррена была центральным элементом системы. Напротив, она оказалась чуть ли не лишней. Действительно, зачем черпать воду из глубокой шахты, если существует источник и бассейн, надежно защищенный от возможных атак. С другой стороны, если уже существует шахта природного происхождения, которая открывает доступ к питьевой воде, тогда зачем прикладывать такие колоссальные усилия для сооружения бассейна? Непонятно также, почему тоннель, который вел к бассейну, был расположен настолько высоко.
В настоящее время подземные шахты и тоннели Иерусалима скрывают еще немало тайн, которые ученым только предстоит разгадать. Археологические исследования продолжаются, и вполне возможно, что когда-то ученые смогут найти ответы на все вопросы.
Не так давно на территории Турции во время раскопок ученые обнаружили большой комплекс подземных сооружений, расположенных на нескольких ярусах и соединенных между собой тоннелями. Было установлено, что эти подземные города построены в глубокой древности неизвестным народом.
Описание этих городов-убежищ можно найти в книге Эриха фон Дэникена «По следам Всемогущих». Автор пишет, что ученые обнаружили огромных размеров подземные города, которые рассчитаны на тысячи людей. Самые известные из этих подземных поселений находятся под современной деревней Деринкую. Под домами скрыты входы в подземный мир. Через определенные расстояния можно увидеть вентиляционные отверстия, которые уходят глубоко под землю. Все подземелье переплетено тоннелями, которые соединяют между собой помещения. Самый верхний подземный этаж имеет площадь около 4 км2, в то время как пятый этаж может вместить в себя до 10 тысяч человек. По предварительным оценкам одновременно в этом подземном комплексе может поместиться до 300 тысяч человек.
В подземном городе, расположенном под Деринкую, имеется 15 тысяч выходов и 52 вентиляционные шахты, самая большая из которых в глубину достигает 85 метров. Нижний ярус подземного города был резервуаром для воды.
На сегодняшний день на территории Турции обнаружено более 35 подземных городов. Конечно, все они имеют разные размеры и редко превышают размеры Деринкую, однако все они были тщательно разработаны и построены. По словам людей, которые хорошо знают эту местность, подземных городов может быть значительно больше. Что же касается всех известных на сегодня городов, то они между собой соединены тоннелями.
Необходимо отметить, что подобные подземные сооружения неизвестного назначения существуют во многих уголках планеты. В Сахаре, недалеко от алжирской границы, под землей была обнаружена целая система подземных коммуникаций и тоннелей, вырубленных в скальной породе. Главные штольни в высоту достигали 3 метров, в ширину – 4 метров. Между тоннелями расстояние в некоторых местах составляло менее 6 метров. В среднем протяженность каждого тоннеля достигала чуть менее 5 километров, а общая протяженность тоннелей составила 1600 километров.
По сравнению с этими подземными сооружениями древности тоннель под Ла-Маншем кажется детской забавой. Предполагают, что эти подземные сооружения были предназначены для доставки воды в засушливые районы Сахары. Но было бы намного проще построить на поверхности оросительные каналы. К тому же в древности климат в этом регионе был влажным, с большим количеством осадков, поэтому никакой нужды в орошении земель просто не было. Более того, чтобы соорудить эти подземные тоннели, необходимо было проделать колоссальную работу – извлечь примерно 20 миллионов кубических метров скальных пород (для сравнения: это в разы превышает объем всех египетских пирамид). Даже с применением современной техники и машин осуществить подобное подземное строительство практически невозможно. А говорить о том, что они были построены древними людьми примерно в 5 тысячелетии до н. э., то есть в то время, когда наши предки лишь научились использовать каменные орудия труда, – просто смешно. Но кто же тогда соорудил эти грандиозные подземные постройки и какие цели преследовал?
В XVI столетии Франциско Писарро в перуанских Андах обнаружил пещеру, вход которой закрывался скальными блоками. Расположен он был на высоте около 7 тысяч метров над уровнем моря на горе Уаскаран. В 1971 году была организована спелеологическая экспедиция, которая осмотрела систему тоннелей, состоявшую из нескольких уровней, и обнаружила герметично закрытие двери (они были очень массивными, но, несмотря на это, довольно легко открывались). На полу подземных ходов размещались шершавые блоки. По предварительным оценкам в общей сложности протяженность этих подземных коммуникаций может достигать 88 – 105 километров. Ученые предположили, что ранее эти тоннели вели к острову Гуанапе, однако проверить эту теорию не представляется возможным, поскольку все ходы заканчиваются озером морской соленой воды.
В Эквадоре в 1965 году аргентинец Хуан Морич обнаружил между городами Сан-Антонио, Гуалакиза и Яупи систему вентиляционных шахт и тоннелей, общая протяженность которых достигала нескольких сотен километров. Вход в подземную систему выполнен в виде аккуратного выреза в скале. Все тоннели прямоугольные, их ширина изменяется, а также периодически они делают повороты под прямым углом. Стены покрыты некоей субстанцией, напоминающей глазурь, словно они подвергались воздействию высоких температур или предварительно были обработаны растворителем. Большой интерес ученых вызвало то, что у выхода из тоннелей не было обнаружено никаких отвалов породы. По подземному ходу можно добраться до огромных залов и подземных платформ, расположенных на глубине около 240 метров, в которых имеются вентиляционные отверстия шириной до 70 сантиметров. В центре одного из залов расположены стол и семь стульев-тронов из неизвестного материала, очень похожего на пластик. Кроме того, там была обнаружена большая галерея золотых фигур животных: крокодилов, слонов, верблюдов, львов, медведей, бизонов, волков, обезьян, улиток, крабов, ягуаров и даже динозавров. Также исследователям удалось обнаружить и так называемую библиотеку, состоявшую из нескольких тысяч металлических пластин 45 × 90 сантиметров, на которых были тисненные непонятные знаки. По словам одного из исследователей, большую часть находок, обнаруженных в тоннеле, можно отнести к дохристианской эпохе, причем львиная доля доисторических образов и символов относится к периоду, предшествовавшему Потопу. Таким образом, под землей были обнаружены признаки человеческой жизни, что, вполне возможно, и является главным археологическим всемирным открытием столетия.
Подземные сооружения, которые должны были служить убежищем и защитой от возможных катаклизмов, а также всевозможных стихийных бедствий, строились по всей планете. Каменные блиндажи с небольшим круглым отверстием для входа и каменной плитой в качестве перекрытия, получившие название дольменов, предназначены были для аналогичных целей. Такие строения можно найти в Иордании, Индии, Палестине, Сирии, Англии, Сицилии, Франции, Испании, Бельгии, Сибири, Корее, Азербайджане, Грузии. Примечательно, что, несмотря на то, в каком уголке земного шара эти дольмены были размещены, все они были очень похожи друг на друга, словно построенные по общему, типовому проекту. Если верить мифам и легендам, строительством дольменов занимались карлики совместно с людьми, но у людей подобные постройки получались очень примитивными и ненадежными, поскольку они использовали грубо обработанные камни.
Конец ознакомительного фрагмента.