Соломон
Родители
История жизни следующего героя изложена в Библии. Скептики и атеисты могут выразить сомнение насчет качества информация, и напрасно. Эта книга является не только кладезем мудрости и священным писанием для многих религиозных конфессий, но и самым достоверным историческим источником. Даже в пору воинствующего атеизма советские историки черпали из полузапрещенной книги факты для научных работ, школьных и вузовских учебников. Так, невольно, изучали Библию даже те, кто взрывал церкви. И ежегодные открытия археологов подтверждают сведения из вечного документа, дарованного человечеству.
В 1947 г. в пещере на берегу Мертвого моря пастух обнаружил множество древних свитков, покрытых письменами. Открытие было настолько потрясающим, что в течение нескольких лет ученые обследовали весь малопригодный для жизни район; было проверено более трехсот больших и малых пещер ― еще в десяти из них обнаружили свитки. Написаны они были на пергаменте, выделанном из овечьей или козьей кожи, некоторые на папирусе и даже на металле; создавались на протяжении нескольких столетий. С помощью радиоуглеродного анализа и некоторых признаков манускрипты датировали 250 г. до н. э. – 68 г. н. э. Библиотека принадлежала Кумранской общине и была спрятана во время антиримского восстания в Иудее в 68–70 годах. Восстание римляне жестоко подавили, видимо община полностью погибла, и потому за рукописями никто не пришел. Одна из пещер оказалась заполненной десятками человеческих скелетов ― преимущественно женских и детских.
Сама по себе находка уникальна, как источник информации о жизни на Ближнем Востоке. Нам интереснее другое: среди свитков было найдено много библейских текстов. Прочесть их представлялось большой сложностью, так как окружающая среда не способствовала сохранности библиотеки: пергамент ломался при малейшем прикосновении, химически активная среда разъела металл, огромный ущерб нанесли грызуны. Тексты на древнееврейском, арамейском, набатейском, греческом, латинском, сирийско-палестинском и арабском языках составляли из десятков тысяч клочков пергамента, бережно собранных на полу пещер, обнаруженных под землей и в крысиных норах. Свернутый рулон меди с выгравированными письменами пришлось распиливать в Манчестерском технологическом институте на узкие полоски и затем собирать воедино. Наконец целая армия лингвистов, историков, филологов занялась чтением документов. Оказалось, их тексты слово в слово совпадают с текстом Библии, которой мы пользуемся сегодня, которая имеется на прилавках магазинов, независимо от организации, ее издавшей ― будь она православная, католическая или протестантская. Разве что, отличаются Библии некоторых сектантских сообществ, но, как говорится, у каждого свои проблемы. Если произведения античных авторов мы читаем только в средневековых списках, то Библия дошла до нас в первозданном виде, и потому ее можно считать самым совершенным историческим источником.
Вместе с тем, читая Библию, нужно сознавать, что ее писали люди ― одухотворенные, понимающие важность своего труда ― но всего лишь люди.
Ее начало содержит фантастические сведения о том, что Бог создал мир за шесть дней. Естественно, это не так, и процесс создания вселенной длился миллионы лет. В один день древний автор вмещал определенный период времени, за который происходило то или иное событие. Надо сказать, отношение к цифрам в доисторические времена было особое; кроме привычной нам функции счета, древние выражали цифрами свои чувства: восторг, радость, страх, опасность, боль.
Нам непривычна библейская манера построение предложений; стиль изложения привносит свои трудности; в тексте Библии много повторений, казалось бы, совершенно ненужных, но что поделаешь: у древних была традиция таким образом подчеркивать важность мысли. Если перевод осовременить, то читать будет намного легче, но будут неизбежные утраты: где-то пропадут крупицы мудрости, накопленные тысячелетиями, где-то исказятся исторические факты.
Отцом Соломона был воинственный Давид. Его провозгласили царем Иудеи в конце XI в. до н. э.; после этого Давид присоединил к своей территории Израиль, захватил легендарный Иерусалим и сделал этот город столицей государства. Побед в его долгое царствование было множество, но немало и неприятностей. Причем, больше всего головной боли царю доставляли собственные сыновья. В том есть вина любвеобильного Давида. Он содержал огромный гарем жен и наложниц, от которых родились такие непохожие друг на друга дети, ― им недоставало мудрости отца, но в избытке имелось желание властвовать.
Вирсавия ― мать Соломона ― оказалась в гареме Давида случайно; по семейному статусу ей надлежало рожать детей совсем от другого мужчины.
«Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома, ― гласит библейская история, ― и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива».
Царь послал узнать: кто она? Ему вскоре доложили, что понравившаяся красавица доводится женой Урию Хеттеянину. Давид не был самодуром и безвольным рабом своих прихотей. Иосиф Флавий отзывается о нем, как о «человеке от природы праведном, благочестивом и свято чтившим установленные законы».
На сей раз искушение было слишком велико, и особенно трудно ему противостоять, когда ты царь и всегда привык получать желаемое. Человек проверяется соблазнами ― и каждый когда-нибудь совершает падение. Пришла пора и Давида.
«Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею», ― читаем в Библии.
Царь вдоволь насладился красотой Вирсавии и отправил обратно в дом мужа. Увлеченный государственными заботами, Давид начал забывать о мимолетном приключении; и тут напомнила о себе Вирсавия. Женщина сообщила, что беременна, и просила царя найти какое-нибудь средство скрыть ее грех, ибо в противном случае ей, согласно закону, грозила смерть. Отнести беременность на счет мужа не представлялось возможным: храбрый воин Урия находился в походе.
Для Давида не существовало неразрешимых ситуаций, надеялся он благополучно избавиться и от этой проблемы. Царь срочно вызвал Урию в столицу, якобы для того, чтобы тот доложил о ходе боевых действий. Какой солдат проедет мимо дома, где томится в ожидании красавица-жена? Нашелся такой лишь один, и это был бедняга Урия. Он отправился прямо во дворец и добросовестно описал ситуацию на войне, которую Давид прекрасно знал и без него.
«И сказал Давид Урии: иди домой и омой ноги свои» (Библия).
Перед уходом Давид велел хорошо угостить гостя с его собственного стола, царь надеялся, что Урия, разгоряченный вином, уж точно поспешит к жене. «Урия, однако, не сделал этого, но спал в ту ночь перед дверьми царя в обществе прочих его оруженосцев, ― описывает ситуацию Иосиф Флафий. ― Когда царь узнал об этом, то спросил Урию, почему он накануне не вернулся к себе домой и не провел ночи в объятиях своей жены, как это обыкновенно делают все те, которые были в отсутствии продолжительное время и возвращаются к себе. Но воин ответил, что было бы несправедливым отдыхать и наслаждаться с женой, пока его сослуживцы и сам военачальник валяются на голой земле лагеря, в неприятельской стране. Получив такое объяснение, Давид приказал Урии остаться еще этот день у него, так как собирается отпустить его к главнокомандующему на следующий день. Затем он опять пригласил его к себе обедать и так угостил вином, что тот дошел до полного опьянения. Тем не менее, Урия опять переночевал у порога царя, не подумав даже о возможности радостного свидания с женой».
Поведение преданного солдата очень огорчило царя; он понял, что спасти женщину от позора и смерти избранным путем не удастся. Тогда Давид написал своему военачальнику, что Урия очень перед ним провинился и его следует наказать. При этом царь придумал такой вид наказания, чтобы самому остаться непричастным. Он приказал командиру поставить Урию во время боя на самый опасный участок, где бы его настигла неминуемая смерть. Письмо, являющееся смертным приговором храброму воину, Давид запечатал собственной печатью и ему же приказал доставить.
Урию с отрядом послали штурмовать городскую стену. Мероприятие было совершенно безнадежным, и скоро всех солдат вернули назад. «Урия же, считая позорным обратиться в бегство и покинуть занимаемое место, стал выжидать натиска врагов. Когда последние бросились на него, ему удалось перебить немалое их количество, но затем он был окружен со всех сторон и пал под их ударами. Вместе с ним пало также несколько его товарищей».
Царю послали сообщение, что штурм города окончился неудачей, и в числе погибших был и храбрец Урия. Давид расстроился и сказал, что военачальники сделали оплошность: город следовало брать при помощи осадных орудий и таранов. Впрочем, гнев царя скоро смягчился: он велел передать командующему, «что такая случайность может выпасть на долю всякому человеку, и что такова уже участь военных действий: удача клонится то в одну, то в другую сторону». И вдобавок приказал: после взятия города перебить всех его жителей.
Вирсавия, «узнав о гибели мужа, облеклась на несколько дней в траур по нем. После того как ее печаль и слезы по Урии поутихли, царь ее немедленно взял к себе в жены, и у него родилось от нее дитя мужского пола».
Безоблачного счастья Давиду Бог не мог дать, так как жил царь с женой воина, им преданного и отданного врагам на убийство. Но за грехи родителей платят дети; родившийся младенец заболел, и с каждым днем ему становилось хуже и хуже.
Давид успел полюбить только что родившегося сына и страшно опечалился его болезни. Вот как страдания царя описывает Библия:
«И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись, провел ночь, лежа на земле.
И вошли к нему старейшины дома его, чтобы поднять его с земли; но он не хотел и не ел с ними хлеба».
На седьмой день ребенок умер. Слуги Давида, видя, как он страдал во время болезни сына, долго боялись сообщить ему черную весть. Однако поведение царя, когда он узнал о случившемся, озадачило весь двор.
«Тогда Давид встал с земли, и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень, и молился. Возвратившись домой, потребовал, чтобы подали ему хлеба, и он ел.
И сказали ему слуги его: что значит, что ты так поступаешь: когда дитя было еще живо, ты постился и плакал: а когда дитя умерло, ты встал и ел хлеб?
И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь и дитя останется живо?
А теперь оно умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне».
Младенец своей смертью искупил тяжкий грех Давида. Спустя некоторое время у них с Вирсавией снова родился сын: его нарекли Соломоном. «И Господь возлюбил его».
«…будь тверд и будь мужественен»
Соломон прославился, как мудрейший из царей. Он получил трон еврейского государства в обход старших братьев в возрасте примерно 20 лет, но не потому, что в юности блистал глубиной мысли, а его братья были неспособными к управлению царством.
«Когда царь (Давид) заметил, ― рассказывает Иосиф Флавий, ― что дела его начинают с каждым почти днем идти все лучше и лучше…, то счел за грех в то время, как он сам живет в великолепнейшем, высоком и с чудной обстановкой дворце из кедрового дерева», Богу отдаются почести в простом шатре. Давид решил возвести в Иерусалиме красивейший храм. Но в ближайшую ночь Бог явился во сне к пророку Нафану «и повелел передать Давиду, что Его очень радует благое и столь сильное желание царя построить храм, тем более что никто раньше его не возымел мысли сделать это, но что Он вместе с тем не может позволить Давиду приступить к сооружению святилища, так как он вел множество войн и обагрил руки свои кровью убитых врагов. Вместе с тем Господь сказал, что после смерти Давида, которая постигнет последнего в преклонном возрасте, храм этот будет сооружен тем его сыном, к которому впоследствии перейдет царская власть, а именно Соломоном. При этом Предвечный поручил передать Давиду, что Он будет охранять Соломона и заботиться о нем, как отец о сыне, а также сохранит и передаст царство его потомкам, а самого Соломона, в случае каких-нибудь с его стороны прегрешений, накажет лишь болезнью и неурожаем».
Давид действительно прожил долгую жизнь. В конце ее царю пришлось завести еще одну наложницу, так как весь гарем состарился. Наложница понадобилась, однако, не для телесного наслаждения:
«Когда царь Давид состарился, войдя в преклонные лета, то покрывали его одеждами, но не мог он согреться, ― повествует библейская «Книга царств». ―
И сказали ему слуги его: пусть поищут для господина нашего, царя, молодую девицу, чтоб она предстояла царю, и ходила за ним, и лежала с ним, ― и будет тепло господину нашему, царю.
И искали красивой девицы во всех пределах Израильских, и нашли Ависагу Сунамитянку, и привели ее к царю.
Девица была очень красива, и ходила она за царем, и прислуживала ему; но царь не познал ее».
Верный пророчеству, Давид назначил своим преемником Соломона. Это не понравилось старшим сыновьям; один из них ― властолюбивый Адония ― еще при жизни Давида стал вести себя как царь, не считаясь с мнением отца и тем более, не рассматривая юного Соломона в качестве главного наследника. Адония «завел себе колесницы и всадников и пятьдесят человек скороходов».
Однажды Адония устроил большой пир, на котором присутствовала почти вся израильская знать; здесь были и первосвященник, и главный военачальник, и сыновья Давида (за исключением Соломона). Адония видел, что отец стар и слаб, и решил сменить его на троне. Во время пира разогретые вином сообщники принялись кричать: «Да живет царь Адония!»
Давид ― слабый телом, но сильный мудростью ― сделал ответный ход. Он призвал священника и приказал помазать на царство Соломона, затем затрубить в трубу и провозгласить: «Да живет царь Соломон!»
Соломона торжественно везли от священного источника через весь Иерусалим, затем провели в царский дворец и посадили на трон. «Весь народ тотчас же стал бурно выражать свою радость и устроил блестящее празднество с плясками и музыкой на таком количестве инструментов, что от звуков их содрогалась земля, и стон стоял в воздухе», ― рассказывает Иосиф Флавий. Так Соломон стал царем.
Народное ликование испугало сторонников Адонии, они покинули пир и разбежались: кто домой, кто выразить почтение Соломону. Старший сын Давида, боясь мести, искал спасения у жертвенника.
Юный царь не был кровожадным, еще меньше ему хотелось начинать правление с братоубийства:
«И сказал Соломон: если он будет человеком честным, то ни один волос его не упадет на землю; если же найдется в нем лукавство, то умрет.
И послал царь Соломон, и привели его от жертвенника. И он пришел, и поклонился царю Соломону; и сказал ему Соломон: иди в дом свой» (Библия).
Спустя некоторое время Давид почувствовал, что пришло время покидать земной мир. Перед этим он дал несколько наставлений Соломону. Первым пожеланием царя, согласно Библии, было следующее:
«Вот отхожу в путь всей земли, ты же будь тверд и будь мужественен».
И затем Давид наставляет сына:
«И храни завет Господа, Бога твоего, ходя путями Его и соблюдая уставы Его, и заповеди Его, и определения Его, и постановления Его, как написано в законе Моисеевом, чтобы быть тебе благоразумным во всем, что ни будешь делать, и везде, куда ни обратишься».
Соломон был послушным сыном: очень скоро он покажет свою твердость и мужество. Со вторым заветом сложнее: Соломон старался его исполнять всю жизнь, но трудно удержаться от греха, когда вокруг столько соблазнов, ― даже мудрейшему из мудрейших.
В погребении Давида видимо использовался опыт египетских фараонов: еврейское государство стало сильным и богатым, и Соломон мог позволить себе некоторое заимствование (оно касалось необыкновенной пышности и защиты против разорителей гробниц).
«Сын Давида, Соломон, ― повествует Иосиф Флавий, ― блестящим образом похоронил отца в Иерусалиме и не только устроил ему обычные царские похороны со всею подобающею торжественностью, но и опустил в могилу несметное количество драгоценностей, об обилии которых можно себе составить некоторое представление по следующему: когда тысячу триста лет спустя первосвященник Гиркан, подвергаясь осаде со стороны Димитрия, Антиоха, прозванного благочестивым, хотел откупиться от осады деньгами и нигде не мог найти требуемой суммы, то он открыл часть склепа Давида и вынул оттуда три тысячи талантов, которые и вручил Антиоху, чем освободился от осады. По прошествии опять-таки многих лет царь Ирод в свою очередь вскрыл гробницу Давида и также извлек из нее массу денег. Впрочем, ни Гиркан, ни Ирод не добрались до самых гробов царей, так как эти гробы были так искусно зарыты в землю, что при входе в мавзолей нельзя было догадаться, где они находятся».
Наложница не станет женой
Однажды Адония явился к Вирсавии ― матери Соломона ― с необычной просьбой. Он признался, что полюбил наложницу из гарема своего отца: Ависагу ― ту самую, что согревала своим теплом Давида в его последние дни. Адония просил, чтобы Вирсавия убедила царя отдать ему в жены наложницу, которая покойному вроде бы и ни к чему, и Соломону также без надобности.
Мать Соломона не нашла ничего коварного в этой просьбе, наоборот, она решила, что исполнение ее поспособствует сближению братьев. Желание матери ужасно разозлило Соломона. «А зачем ты просишь Ависагу Сунамитянку для Адония? Проси ему также и царство!» ― воскликнул он. Дело в том, что гарем царя после его смерти переходит к наследнику. Соломон расценил попытку жениться на наложнице, как посягательство на его царскую власть. По крайней мере, он поспешил избавиться от возможного конкурента; к Адонии был послан начальник телохранителей с приказом немедленно его умертвить.
Молодой царь и после убийства брата продолжал явить завещанную отцом твердость. Он приказал убить еще несколько человек; из тех, кто поддержал Адонию в притязаниях на царство. Военачальник Иоав пытался найти спасение в скинии Господней ― священном шатре израильтян, в котором во время их странствий по пустыне находился ковчег завета. Посланные Соломоном воины остановились в нерешительности: нельзя проливать кровь в священном месте.
«И донесли царю Соломону, ― рассказывается в Библии, ― что Иоав убежал в скинию Господню и что он у жертвенника. И послал Соломон Ванею, сына Иодаева, говоря: пойди, умертви его.
И пришел Ванея в скинию Господню, и сказал ему: так сказал царь: выходи. И сказал тот: нет, я хочу умереть здесь. Ванея передал это царю, говоря: так сказал Иоав, и так отвечал мне.
Царь сказал ему: сделай, как он сказал, и умертви его, и похорони его…»
Соломон приказал убить троих человек, включая собственного сводного брата Адонию. Жестоко. Но отныне воцарилось спокойствие на всем пространстве: от Египта до Сирии.
Соломону удалось положить конец вражде с сильным соседом ― Египтом; он взял в жены дочь фараона. В приданное юный царь получил город Гезер. Крепкая дружба завязалась у Соломона и с другим соседом ― царем Тира Хирамом.
Что просить у Бога?
В благодарность за успешное начало правления Соломон принес обильную жертву Богу, но царю необходимо думать о будущем. В первую же ночь ему приснился сон. Разговор царя с Богом интересен и поучителен; потому процитируем это место из Библии:
«… явился Господь Соломону во сне ночью, и сказал Бог: проси, что дать тебе.
И сказал Соломон: Ты сделал рабу Твоему Давиду, отцу моему, великую милость; и за то, что он ходил пред Тобою в истине и в правде и с искренним сердцем пред Тобою, Ты сохранил ему эту великую милость и даровал ему сына, который сидел бы на престоле его, как это и есть ныне;
И ныне, Господи, Боже мой, ты поставил раба Твоего царем вместо Давида, отца моего; но я, отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа;
И раб Твой ― среди народа Твоего, который избрал Ты, народа столь многочисленного, что по множеству его нельзя ни исчислить его, ни обозреть;
Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим?
И благоугодно было Господу, что Соломон просил этого.
И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, ―
Вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе;
И то, чего ты не просил, Я даю тебе: и богатство, и славу, ― так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои;
И если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои».
И тут Соломон проснулся и понял, что это было сновидение. Тем не менее, он снова направился к священному ковчегу и снова принес жертвы в благодарность за великолепный сон. Потом царь сделал для слуг своих большой пир.
Одна из обязанностей царя была: вершить суд; и случай не замедлил вскоре представиться:
«Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним.
И сказала одна женщина: о, господин мой! Я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме;
На третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме;
И умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его;
И встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди;
Утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила.
И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. И говорили они так пред царем.
И сказал царь: эта говорит: «мой сын живой, а твой сын мертвый», а та говорит: «нет, твой сын мертвый, а мой сын живой».
И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю.
И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой.
И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! Отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите.
И отвечал царь, и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она ― его мать.
И услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд» (Библия).
Соломон просил Всевышнего, по словам Иосифа Флавия, «даровать ему лучшее и высшее, что и Господу Богу будет приятнее всего дать, и человеку полезнее всего получить; а именно: он не стал просить, как бы сделал всякий другой человек на его месте, да притом еще юноша, ни золота, ни серебра, ни прочих богатств (что в глазах большинства людей одно только и считается единственно желательным даром от Господа Бога)».
Соломон получил то, что впоследствии доставило ему ВСЕ. А золота просить бесполезно и во сне, и наяву ― Бог не разменивается на мелочи.
Строительство храма
Отныне царство Соломона процветало. «И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником и под смоковницею своею».
Двор царя блистал пышностью и многоликостью. По свидетельству Иосифа Флавия, только наместники нееврейских областей «должны были ежедневно представлять к обеденному столу царя тридцать коров (кор – мера сыпучих тел) пшеничной муки, шестьдесят откормленных волов, двадцать штук крупного рогатого скота с пастбищ и сотню откормленных баранов. Все это продовольствие, не считая дичи, оленей, буйволов, птицы и рыбы, ежедневно доставлялось царю чужеземными его подданными».
Соломон собирал огромные налоги, но никто не роптал; не потому, что всем хотелось платить деньги мудрому царю, а потому, что не платить не было ни единого шанса. У Соломона было организовано управление так, что позавидовал бы и нынешний налоговый аппарат. Огромнейшее войско исключало малейшую возможность бунта, либо посягательства со стороны соседей:
«И было у Соломона сорок тысяч стойл для коней колесничных и двенадцать тысяч для конницы» (Библия).
Наконец Соломон решил, что настала пора воздвигнуть храм. Замысел царя поражает воображение, недаром его первая жена была из Страны Пирамид, где подобные сооружения стали обыденностью.
О грандиозности сооружения нам можно лишь догадываться, но нельзя визуально оценить по его остаткам. Ныне на месте храма стоит арабская мечеть (свято место пусто не бывает), и об археологических раскопках не может быть и речи. А ведь возможно и поныне в подземных помещениях хранится священная для евреев реликвия ― ковчег завета. Священного ларца не было в числе храмовых сокровищ, которые евреям честно вернул персидский царь Кир. Тем более, ковчег завета по традиции не должен покидать храм.
Для храма было нужно дерево: ливанский кедр и кипарис. Соломон заключил договор о поставках этих пород с царем Тира, Хирамом, но требовались такие объемы, что тирцы не могли справиться с заготовкой.
«И обложил царь Соломон повинностью весь Израиль; повинность же состояла в тридцати тысячах человек.
И посылал их на Ливан, по десяти тысяч на месяц, попеременно; месяц они были на Ливане, а два месяца в доме своем…
Еще у Соломона было семьдесят тысяч носящих тяжести и восемьдесят тысяч каменосеков в горах» (Библия).
Камень доставлялся в Иерусалим в виде отесанных плит: «ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его».
Каменную основу храма обшили снаружи и внутри кедровыми досками, а пол покрыли кипарисовыми досками. Внутри храма золото, пожалуй, в своей массе соперничало с камнем и деревом. Особенно много его пошло на давир ― Святое Святых, внутреннее помещение иерусалимского Храма, где находился ковчег завета.
«И давир был длиною в двадцать локтей, шириною в двадцать локтей и вышиною в двадцать локтей; он обложил его чистым золотом; обложил также и кедровый жертвенник.
И обложил Соломон храм внутри чистым золотом, и протянул золотые цепи пред давиром, и обложил золотом» (Библия).
Утвари для храма было изготовлено без всякой меры ― все из драгоценных металлов. «Ко всему этому царь велел сделать еще восемьдесят тысяч золотых кувшинов для вина и сто тысяч золотых же чаш и двойное количество таких же сосудов из серебра; ― перечисляет пожертвования для храма Иосиф Флавий, ― равным образом восемьдесят тысяч золотых подносов для принесения к алтарю приготовленной муки и двойное количество таких же серебряных подносов; наконец, шестьдесят тысяч золотых и вдвое более серебряных сосудов, в которых мешали муку с оливковым маслом; к этому было присоединено также двадцать тысяч золотых и вдвое более серебряных мер,… далее, двадцать тысяч золотых сосудов для принесения (и сохранения) в них благовонных курений для храма…»
Обилие золота тем более удивительно, что золотых россыпей, подобных египетским, в царстве Соломона не было и в помине.
Строил Храм Соломон семь лет. Он простоял менее четырех столетий и был разрушен в 586 г. до н. э. вавилонским царем Навуходоносором II.
И еще одну грандиозную стройку затеял Соломон ― царь решил возвести для себя новое жилище. Причем, строил он его дольше храма ― тринадцать лет, и потратился едва ли меньше, чем на храм. Возвел Соломон и дом для своей первой жены ― дочери фараона ― не малый и не бедный. «Все это сделано было из дорогих камней», и обшито все тем же ливанским кедром. Видимо с последних строек и началось падение Соломона: настолько все складывалось у него отлично, что царь, еще сам того не сознавая, решил сравняться с Богом, по крайней мере, жилищем.
Царь так увлекся строительством, что опустошил свою, казалось, бездонную казну. Он был вынужден за материалы и услуги отдать царю Хираму двадцать городов в земле Галилейской. Впрочем, города были неважными:
«И вышел Хирам из Тира посмотреть города, которые дал ему Соломон, и они не понравились» (Библия).
Серебро считалось ни за что
Финансовую брешь, пробитую строительством храма и дворца, Соломон заделал довольно скоро, ― недаром в мировой истории его считают мудрейшим из мудрейших царей. Израильский царь извлекал выгоду из положения своей страны, лежавшей на пересечении важнейших торговых путей: из Египта в Месопотамию, Финикию, Малую Азию; через Израиль шел путь в Аравию. Посредническая торговля приносила баснословные прибыли:
«В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых».
Библия продолжает перечислять источники дохода:
«Сверх того, что получаемо было от разносчиков товара, и от торговли купцов, и от всех царей Аравийских, и от областных начальников».
Владения Соломона производили огромное количество сельскохозяйственной продукции. Только в Тир он ежегодно поставлял двадцать тысяч мер пшеницы и двадцать тысяч мер оливкового масла.
С помощью тирского царя Хирама, Соломон освоил морскую торговлю. В Библии рассказывается о совместном плавании израильтян и финикийцев в страну Офир: «и взяли оттуда золота четыреста двадцать талантов и привезли царю Соломону».
В следующей главе из загадочной страны привозят новые товары:
«И корабль Хирамов, который привозил золото из Офира, привез из Офира великое множество красного дерева и драгоценных камней».
Где же находилась эта легендарная страна? Ученые спорят до сих пор: размещая Офир, то в Индии, то на Мадагаскаре или на Аравийском полуострове; возможно, она размещалась на территории современных Сомали и Эфиопии.
Соломон накопил столько золота в своем доме, что буквально ел, пил из золота, ходил по нему, сидел и спал на нем. Он не знал, куда деть этот металл, и производил из него вещи без всякой пользы.
«И сделал царь Соломон двести больших щитов из кованого золота, по шестисот сиклей пошло на каждый щит;
И триста меньших щитов из кованого золота, по три мины золота пошло на каждый щит; и поставил их царь в доме из Ливанского дерева.
И сделал царь большой престол из слоновой кости, и обложил его чистым золотом;
К престолу было шесть ступеней; верх сзади у престола был круглый, и были с обеих сторон у места сиденья локотники, и два льва стояли у локотников;
И еще двенадцать львов стояли там на шести ступенях по обе стороны. Подобного сему не бывало ни в одном царстве.
И все сосуды для питья у царя Соломона были золотые, и все сосуды в доме из Ливанского дерева были из чистого золота; и из серебра ничего не было, потому что серебро во дни Соломоновы считалось ни за что;
Ибо у царя был на море Фарсисский корабль с кораблем Хирамовым; в три года раз приходил Фарсисский корабль, привозивший золото, и серебро, и слоновую кость, и обезьян, и павлинов».
Итак, опять возникает корабль, привозивший драгоценные металлы из очень далекой страны, ― ибо этот корабль в составе финикийского флота появлялся раз в три года. Вполне возможно, что загадочная страна Офир находилась в Америке. Древние прекрасно знали о существовании далекого континента, и особенно не афишируя свое открытие, пользовались его благами. О том свидетельствуют археологические находки.
В июле 1979 г. группа подводных археологов под руководством американца Роберта Франка обследовало дно Гуанабарского залива. Неожиданно прожектор подводной лодки выхватил верхнюю часть античных амфор, выступавших из ила. Сосуды, датируемые II в. до н. э., принадлежали римлянам; обычно в них хранился запас вина и воды, которые были необходимы мореходам, отправлявшимся в длительное плавание. Через несколько недель эта же экспедиция нашла на дне соседней бухты финикийское блюдо.
В 1983 г. бразильские рыбаки были удивлены необычным уловом: в сетях запутались две античные амфоры. По предположениям ученых, эти сосуды изготовили в Карфагене. Археолог Роберт Маркс заинтересовался находкой и принялся обследовать дно в этом районе. Удача не заставила себя ждать: близ Рио-де-Жанейро обнаружили засыпанные песком, затянутые илом останки римского корабля. Здесь же нашли еще несколько амфор метровой высоты.
Останки еврейского корабля у побережья Америки не находили, но, во-первых, он и не тонул, а, во-вторых, плавал под финикийским флагом.
«Царь Соломон превосходил всех царей земли богатством и мудростью, ― Библия продолжает рассказывать о материальном благополучии Соломона. ―
И все цари на земле искали видеть Соломона, чтобы послушать мудрости его, которую вложил Бог в сердце его.
И они подносили ему, каждый от себя, в дар сосуды серебряные, и сосуды золотые, и одежды, и оружие, и благовония, коней и мулов каждый год».
Не только восхищение мудростью Соломона заставляло соседей делать подарки. У царя была превосходнейшая, очень маневренная армия. Подарки он мог потребовать; и с другой стороны, необходимо было защищать накопленные сокровища. Потому Библия, казалось бы, не к месту, но вполне логично, прерывает описание богатств Соломона, и вновь обращается к его военным силам.
«И набрал Соломон колесниц и всадников; у него было тысяча четыреста колесниц и двенадцать тысяч всадников; и разместил он их по колесничным городам и при царе в Иерусалиме».
Теперь библейский автор подводит итог накопительской политики Соломона:
«И сделал царь серебро в Иерусалиме равноценным с простыми камнями, а кедры, по их множеству, сделал равноценными с сикоморами, растущими на низких местах».
Соломон копил сокровища не ради простого накопительства, и не ради честолюбия, ― чтобы прослыть самым богатым царем; он по-прежнему тратил много и с пользой. После возведения храма и дворца грандиозное строительство развернулось по всему царству. Иерусалим Соломон обнес мощной стеной; отстроил город Гезер, который фараон в разрушенном виде дал ему в качестве приданного; в Библии перечисляются построенные «нижний Бефорон, и Ваалаф и Фадмор в пустыне». Также Библия называет в качестве строек Соломона города «Гацор, и Мегиддо; до наших дней сохранились остатки мощных городских стен, сооруженные во времена библейского царя в Хацоре, Мегиддо, Бет-Шемеше, Телль-Бет-Мирсиме, четырехколонные ворота в Хацоре, Мегиддо и Гезере.
Некоторые населенные пункты возводились из стратегических соображений: «города для запасов, которые были у Соломона, и города для колесниц, и города для конницы».
Царица Савская
Эта библейская женщина получила широкую известность в наше время. В XX в. снято несколько кинолент о свидании царицы Савской с Соломоном; в одном из фильмов главную роль играет очаровательная чувственная и неповторимая Джина Лоллобриджида. Образ царицы вдохновлял композиторов, художников и литераторов. Однако Библия довольно кратко описывает встречу двух властителей:
«Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками.
И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону, и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце.
И объяснил ей Соломон все слова ее, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей.
И увидела царица Савская всю мудрость Соломона, и дом, который он построил.
И пищу за столом его, и жилище рабов его, и стройность слуг его, и одежду их, и виночерпиев его, и всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем. И не могла она более удержаться.
И сказала царю: верно то, что я слышала в земле своей, о делах твоих и о мудрости твоей;
Но я не верила словам, доколе не пришла и не увидели глаза мои: и вот, мне и вполовину не сказано; мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала.
Блаженны люди твои, и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою!
Да будет благословен Господь, Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Израилев! Господь, по вечной любви Своей к Израилю, поставил тебя царем, творить суд и правду.
И подарила она царю сто двадцать талантов золота, и великое множество благовоний, и драгоценные камни; никогда еще не приходило такого множества благовоний, какое подарила царица Савская царю Соломону…
И царь Соломон дал царице Савской все, чего она желала и чего просила, сверх того, что подарил ей царь Соломон своими руками. И отправилась она обратно в свою землю, она и все слуги ее».
Библия не сообщает даже имени царицы, не указывает и косвенно, где находились ее земли. Большинство исследователей считает, что царица прибыла из юго-западной Аравии, где ныне располагается Йемен. Археологические раскопки подтверждают существование в этом углу Аравийского полуострова могучего государства; обнаружены мощные оборонительные стены города Майда и остатки античного храма ― все относится к I тысячелетию до н. э. Его процветание основывалось на производстве и торговле благовониями, ― именно их в огромном количестве привезла Соломону царица Савская. Отсюда можно сделать вывод, что царица приехала не столько подивиться мудрости Соломона, но наладить через его владения караванную торговлю товаром, чрезвычайно ценимом в античном мире, ― этакая торгово-дипломатическая миссия. Отсюда и щедрые дары и бесчисленные комплименты Соломону; царица была великолепным дипломатом, она прекрасно знала, как падки мужчины на лесть, и в особенности, обладающие царским достоинством.
Иосиф Флавий, который охотно использовал Библию для своего труда, на этот раз вносит свою версию. Согласно ей царица, «отличавшаяся особенною мудростью и вообще выдающимися качествами», правила Египтом и Эфиопией. Некоторые исследователи даже предположили, что царица Савская ― это царица Хатшепсут, принадлежащая к 18 династии фараонов. Ее отец, фараон Тутмос I распространил влияние Египта и на территорию Эфиопии. Что интересно, и по сегодняшний день эфиопы считают царицу Савскую своей родной правительницей. Однако можно попытаться соединить обе теории, равнозначно имеющие право на жизнь.
Если юг Аравийского полуострова считался традиционным производителем благовоний, то африканское побережье Красного моря богато золотыми россыпями. Если посмотреть на карту, то обнаружится, что Аравию и Эфиопию разделяет узкий пролив. Когда-то эти территории были единым целым, они даже имеют единый Африканско-Аравийский рифовый пояс. Именно из Африки пришел на землю Аравии первобытный человек, и тесная связь обоих континентов отразилась в схожих предметах быта и орудиях труда на протяжении десятков тысячелетий. Можно предположить, что в момент посещения Иерусалима, власть царицы Савской распространялась на земли двух континентов. Отсюда в подарках числятся и благовония Аравии; и золото, и драгоценные камни, коими богата африканская земля.
Достоверных исторических сведений о царице Савской практически нет, но легенд сложено огромное множество; старались все: еврейские сказители, греческая и римская мифология, арабский эпос, эфиопские предания… Легенды не возникают на пустом месте, видимо были существенные поводы обессмертить царицу Савскую.
Один из мифов рассказывает о том, как хитрый Соломон решил посмотреть части тела царицы, которые скрывала одежда. В иерусалимском дворце имелась комната со стеклянным полом; для большего правдоподобия замысла под стеклом находилась вода и плавали рыбы. Царица Савская переступила порог комнаты, и ей показалось, что следующий шаг будет в воду. Инстинктивно женщина подняла одежды и оголила ноги. Они оказались покрытые волосами. Тонкому ценителю женской красоты ― Соломону ― зрелище не понравилось.
– Красота твоя ― красота женщины, а волосы ― волосы мужчины, ― произнес он. ― У мужчины красиво это, а у женщины изъяном почитается.
Царицу нисколько не смутила ситуация, она опустила одежды и продолжила разговор с Соломоном. Царь евреев загорелся еще большим желанием обладать необыкновенной женщиной, даже волосатые ноги его не испугали. Неистощимому на выдумки Соломону все же удалось склонить царицу Савскую на одну совместную ночь. Затем они расстались навсегда, а по возвращении на родину царственная гостья родила сына.
Неизвестно, насколько легенда близка к действительности, но и сегодня эфиопы почитают царицу Савскую, как женщину, произведшую на свет наследника мудрейшего царя Соломона. Последний император Эфиопии Хайле Селассие I, низложенный совсем недавно ― в 1974 г., считал себя 225-м потомком царицы Савской и Соломона.
Соломон утратил милость Бога
Соломон не поддался чарам злата, типичной болезни людей, имеющих дело с большими деньгами. Однако к старости ум мудрейшего из мудрейших дал сбой. И виновата в том его необъятная страсть к слабому полу ― главная беда великого множества мужчин.
В те времена закон человеческий и божий дозволял иметь много жен и наложниц, ― хватило бы денег их прокормить. Как мы знаем, Соломон был человеком не бедным.
Библия повествует:
«Полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой: Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок ―
Из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: «не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам»; к ним прилепился Соломон любовью.
И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его».
Бог отвернулся от Соломона вовсе не из-за количества жен (хотя их количество впечатляет и явно лишнее для одного человека), а за дела, которые царь творил с избранницами своего сердца.
«Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу, Богу своему, как сердце Давида, отца его.
И стал Соломон служить Астарте ― божеству Сидонскому, и Милхому ― мерзости Аммонитской.
И делал Соломон неугодное пред очами Господа, и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его.
Тогда построил Соломон капище Хамосу ― мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху ― мерзости Аммонитской.
Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам.
И разгневался Господь на Соломона за то, что он уклонил сердце свое от Господа, Бога Израилева…»
Не только Бог разгневался на Соломона. Евреям также неприятно было смотреть, как их царь, «втянувшись в безрассудное удовлетворение своих страстей», позабыл отеческие предписания, древние традиции и законы Божьи.
В то время как Соломон купался в роскоши в обществе жен и наложниц, народ не радовался даже процветанию царства. Слишком дорого обходилось богатство и благополучие Соломона: десятки тысяч граждан были вынуждены исполнять тяжелые повинности по строительству храма, дворца, городов; население устало платить налоги, которые шли на содержание огромного гарема. Все терпели, пока каторжный труд способствовал возвышению отечества.
Любвеобильность помутила разум Соломона, к концу его жизни мы не видим хваленой мудрости царя. По словам Иосифа Флавия, он впал в такую зависимость от жен и наложниц, «что стал подражать их обычаям, а желание выказать всем этим женщинам свою любовь и преданность побудило его устроить свою жизнь совершенно на их образец. А так как и лета его уже подвинулись, да и сила ума, благодаря годам, стала ослабевать у него, то он начал понемногу забывать о родных установлениях; он все более и более пренебрегал собственным своим Господом Богом и стал воздавать почести богам своих пришлых жен».
Тихое недовольное ворчание подданных вскоре вылилось в открытые восстания, которые поощрялись и питались Египтом. На его территории скрывался бежавший из Идумеи Адер, который с согласия фараона вернулся на родину и пытался отколоть Идумею от Израиля. Но в этой области стояло много сильных еврейских гарнизонов, и население не решилось поддержать мятежника. Тогда Адер бежал в Сирию. «Тут он столкнулся с неким Раазаром,… разбойничавшим в этой местности, вошел с последним в дружественные сношения и двинулся вперед, став во главе разбойничьей шайки, ― повествует Иосиф Флавий. ― Затем он овладел тою частью Сирии, принудил население признать его царем этой местности и вторгся еще при жизни Соломона в землю израильскую, предавая все опустошению и разграблению. Вот что пришлось претерпеть евреям от Адера».
Против царя, утратившего на старости лет мудрость, выступил даже тот, кому царь доверял больше всего; тот, кто своим возвышением обязан Соломону. «Вслед за тем на Соломона напал один из его собственных подданных, ― продолжает рассказ Иосиф Флавий. ― То был Иеровоам, сын Наватея, который, на основании старого предсказания, сам рассчитывал сделаться царем. Потеряв еще в детстве отца своего и воспитанный матерью, он успел обратить на себя своим благородством и неустрашимостью внимание Соломона, который поручил ему надзор за постройкою городских стен, когда он со всех сторон укреплял город Иерусалим. Это поручение Иеровоам исполнил настолько хорошо, что царь принял его к себе и в награду поручил ему управление над всем коленом Иосифовым».
Высокая должность не удовлетворила Иеровоама. Наоборот, по характеру будучи «юношей пылким и готовым на рискованные предприятия, Иеровоам уже не был в состоянии успокоиться, но лишь только занял пост военачальника, вспомнил о предсказании Ахии и начал свои попытки склонить народ к отпадению от Соломона, причем побуждал народ передать ему, Иеровоаму, верховную власть. Когда же Соломон узнал об этих его происках и интригах, он принял меры к тому, чтобы захватить и казнить его. Предупрежденный об этом, Иеровоам, однако, успел спастись бегством к Сусаку, царю египетскому, у которого и оставался вплоть до кончины Соломона, причем имел то преимущество, что не подвергался никакой ответственности и пользовался в резиденции фараона полной безопасностью».
Царь Соломон умер в своем дворце и погребен в любимом им Иерусалиме. Он не был свергнут, не пал жертвой заговора, он умер естественной смертью в окружении многочисленных жен и наложниц после почти сорокалетнего правления… В истории царь навеки остался самым мудрым из царей. Однако свое государство Соломон оставил на гране взрыва, и за ошибки отца пришлось платить сыну.
После Соломона царем стал его сын Ровоам. У него были шансы остановить назревающую бурю, ибо на первых порах молодого царя поддерживал весь народ: «пришли все Израильтяне, чтобы воцарить его». Народ надеялся, что Ровоам существенно облегчит его положение. После избрания царя собрание израильтян обратилось к нему с просьбой:
«Отец твой наложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи нам жестокую работу отца твоего и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и тогда мы будем служить тебе» (Библия).
Ровоам советовался со старейшинами, и те рекомендовали снизить повинности. Действительно, такого количества средств, что поступало в государственный бюджет, не требовалось. Соломон оставил укрепленный городской стеной Иерусалим с прекрасным дворцом и храмом, все города восстановлены, множество построено, молодой царь пока еще не имел разорительного гарема в тысячу жен и наложниц… Но пойти на уступки, значит признать слабость. И царь, по совету молодых друзей, отверг просьбу народного собрания.
Конец ознакомительного фрагмента.