Как устроена эта книга?
В моей книге вы найдёте четыре главы, каждая из которых посвящена важным этапам любого естественного обновления: расслаблению, наблюдению, исследованиям и экспериментам.
Эта последовательность не «пришла мне в голову», а скорее явилась абсолютно очевидной и естественной, такой же как процесс развития любого человека: от новорождённого к взрослому. Ребёнок появляется на свет, и никто не знает, на что он способен и как сложится его жизнь. Раннее детство – это беззаботная пора, когда все мы по большому счёту только и делаем, что расслабляемся. Спим, едим, накапливаем силы и завершаем важные процессы: развиваем слух и зрение, отращиваем зубы и волосы, набираем вес и стараемся подняться в вертикальное положение. Все это время «пассивного», можно сказать, роста каждый из нас изо всех сил старался замечать разнообразные важные сигналы, развивал наблюдательность: как смотрит мама, где есть еда, куда можно дотянуться руками, чтобы хотя бы на сантиметр отползти со своего места? Затем мы делаем первый шаг, и наступает период более активных исследований: холодно, горячо, мягко, жёстко, больно, приятно – все эти ощущения мы познаём через опыт. Ну, а когда опыта «достаточно», чтобы не рисковать почём зря, начинаются более осознанные эксперименты. Например, в песочнице: что будет, если отдать свою машинку этой прекрасной девочке с таким красивым совочком и ведёрком? Или так: что будет, если долго – долго реветь в магазине и просить мороженое? А дальше мы взрослеем, но вольно или невольно на каждом значимом витке своего развития проходим все эти этапы снова и снова: в школе, институте, на новой работе. Становясь всё более взрослыми, мы подчас забываем, с чего всё начиналось. Некоторым сложно просто расслабиться и понаблюдать за происходящим. Другим, наоборот, расслабляться как раз замечательно удаётся, а вот переход к действиям затягивается на неопределённый период. Поэтому я решила собрать «пазл обновления» воедино и снабдить его проверенными методами и приёмами на каждый день.
Верю, что книга принесёт вам как минимум пару часов удовольствия, а возможно, и самую, что ни на есть пользу.
Предлагаю начать с расслабления.
Расслабление
Это очень непривычно звучит. Я знаю. Современные люди привыкли к тому, что если чего-то хочешь достичь, то необходимо сначала напрячься. А тут расслабление. Что-то не так… Понимаю. И вместе с тем, хочу донести до вас, возможно, более близкую мысль: напряжение и расслабление – это такие «сиамские близнецы». Одно не существует без другого. Вот представьте себе море. Волны то набегают на берег, то откатывают назад. Это поступательное движение, в котором напор сменяется мягкостью снова и снова. Или летняя гроза. Сначала она собирается, копит энергию, всё в природе, кажется, готовится к её мощному приходу. Потом шарахает гром, быстрый дождик прольётся, наступает тишина и какая-то ясность. В общем, я к чему веду. С человеком, если присмотреться, происходят те же явления. Ночью мы спим, накапливая силы, днём их тратим. Расслабляемся и напрягаемся, можно сказать, на автомате. То же и в более коротких временных рамках, за любым занятием, будь то вязание на спицах или компьютерная игра. Есть период активного вовлечения в процесс, и есть фаза отдыха. Мы на силе воле можем период напряжения продлить, но и период расслабления тогда также будет дольше. Ну, а раз эти ритмы в нас заложены, значит в них есть какой-то смысл. И расслабление не менее важно, чем напряжение. Просто в культуре «достижения» расслаблению уделяется мало внимания. При этом любой тренер знает, что пропорциональное чередование нагрузки и отдыха для их подопечных в разы продуктивнее изматывающих упражнений. Не зря при подъеме на вершину альпинисты обязательно делают остановки, и бегуны на длинные дистанции периодически переходят на быструю ходьбу. И даже на соревнованиях, когда результат казалось бы достигается максимальным напряжением, расслабление играет колоссальную роль.
Психолог, мастер спорта по греко-римской борьбе Николай Константинович Волков рассказывает об этом на примере подготовки олимпийского чемпиона Анатолия Быкова (Монреаль – 1976)3:
«С 1971 г мы с врачом Алексеевым Анатолием Васильевичем, основываясь на разработках немецкого психотерапевта И. Шульца, разработали укороченный вариант аутогенной тренировки для спортсменов. Работая с Анатолием Быковым, добились таких результатов самоконтроля, что минутный перерыв между периодами разделили на три части: 20 секунд на успокоение, расслабление и время прийти в себя, 20 секунд на работу с тренером, 20 секунд на настрой и выход на ковер. Так, на чемпионате мира Быков проигрывает первый период, к нему подбегает взволнованный тренер (Ермаков Виктор Михайлович) и начинает давать ему указания, на что Толя отвечает: «Подождите, Виктор Михайлович, я должен первые 20 секунд расслабиться и отдохнуть».
Наблюдение
Как? – скажете вы. – Расслабиться расслабились, а теперь ещё и наблюдать?! – Угу.
В чём тут фишка? Сейчас расскажу. Смотрите. Если на предыдущем этапе вам удалось хорошенько расслабиться, вы сможете перестать быть слишком вовлеченными в свою каждодневную рутину. Вы станете легче, пластичнее, перестанете торопиться и действовать на автомате. Эта фаза неимоверно нужна для того, чтобы Вы смогли хорошенько рассмотреть себя… «со стороны». Гарантирую – вы увидите массу интересного. Того, что в ежедневной «гонке» никогда бы не заметили. Именно так работает коуч: наблюдает за своим подопечным со стороны и рассказывает ему, что происходит на самом деле. Только наблюдатель может подсказать, что у вас развязались шнурки, «спина белая» и носки разного цвета. Шучу. А если серьёзно, хорошенько расслабившись, постепенно тренируя навык самонаблюдения, вы сможете лучше любого коуча (ведь себя не обманешь!) осознать, что именно в ваших мыслях, действиях и чувствах «работает» на вашу задачу, а что отодвигает изменения. Поверьте, это очень важно – понять, что с тобой происходит на самом деле, научиться отдавать отчет, ясно видеть свою настоящую реальность.
Известно, что многим изменениям мы сами не даём произойти в силу механизма «спасения», который запускает наше подсознание. Ведь любому человеку очень важно сохранить ощущение стабильности. Вот подсознание и «оберегает» нас от любых резких шагов. Не переходя на этом этапе к каким-то кардинальным действиям, не стараясь себя «исправить», мы подаём сигнал своему подсознанию: «Все хорошо. Мне ничто не угрожает. Я просто смотрю».
Читайте Григория Осетра и будьте Толей :)!
«Коля ловил девчонок, окунал их в лужу и старательно измерял глубину погружения каждой девчонки, а Толя только стоял рядом и смотрел, как девчонки барахтаются. Чем отличаются колины действия от толиных, и как такие действия называют физики?
Ответ: и физики, и химики назовут колины и толины действия хулиганством и надают по шеям обоим. Но надо признать, что с точки зрения бесстрастной науки Толя производил наблюдения, а Коля ставил опыты».
Исследования
Если вы научились наблюдать, как кто-то тяжёлый и вонючий наступает Вам на ногу в вагоне метро, и не набрасываетесь на этого «идиота» с кулаками и даже не «выливаете» на него всё своё негодование, значит Вы достигли нирваны. На самом деле, мы стремимся к тому, чтобы находиться в состоянии «внешнего наблюдателя» скорее относительно самого себя. Наблюдать, как сам срываешься на близких или коллег по работе, как навязываешь им свои «программы» здорового образа жизни или интеллектуального досуга, как используешь слабости и манипулируешь чувствами. Или напротив, как вдруг сам становишься «жертвой», марионеткой в руках опытного манипулятора, как привычные «сценарии» повторяются в масштабе 1:1 дома, среди друзей, а то и в совершенно незнакомом месте. Вот все эти «данные» на этапе исследования становится интересно изучать. А ещё исследование важно, чтобы понять, что в жизни действительно нравится, от чего тошнит, чего хотим и от чего так давно мечтаем избавиться.
Исследование похоже на работу учёного в лабораторных условиях. Он смотрит, сопоставляет, делает предположения. У маленьких открытий ещё нет названий. Порой случаются инсайты, которые требуют проверки временем и реальностью. Возможно, как раз в эти моменты захочется пойти дальше. Продолжить эксперимент вне лаборатории, так сказать. И это очень хорошо. Потому что исследователь выдвигает гипотезы, которые требуют проверки. Так же и вы в ходе своей исследовательской работы соберете ряд предположений на тему, что именно вы хотите изменить, и куда, в отличие от Алисы из сказки Льюиса Кэрролла, хотите попасть. Помните?
– Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
– А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот.
– Мне все равно… – сказала Алиса.
– Тогда все равно, куда и идти, – заметил Кот.
Эксперименты
Здесь, как ни странно, мы возвращаемся к началу. В каком смысле? – спросите вы. В смысле таблеток, в которые я не верю. Пришло время рассказать почему. На самом деле, никто не знает, каких изменений вы действительно хотите. Вы легко можете обманываться и заодно обманывать других. И быть при этом страшно убедительными. Вольно или невольно. Никто от этого в жизни не застрахован. Наше воображение часто рисует нам чудесные картины желаемого, которые на поверку могут оказаться неимоверно далеки от наших истинных потребностей. И заблуждаться на тему, чего я хочу на самом деле, совсем не трудно до того момента, пока вы не встретитесь с мечтой в реальности. Пример, самый простой. Идёте по парку, ваш спутник спрашивает: хочешь мороженого? Вы представляете себе лёгкую молочно-сахарную шапку мороженого в изящном вафельном рожке и быстро соглашаетесь: да! Через пару минут вы смотрите на неровно налепленную этикетку и спрессованное нечто цвета туалетной бумаги в бумажном корытце…. Или сложнее. Предположим, вы мечтаете о работе во всемирно известной компании. Вам видятся кисельные берега и молочные реки сплошного корпоративного праздника. Вы кладёте все силы на то, чтобы туда попасть: поступаете в престижный ВУЗ, проходите огонь, воду и медные трубы, чтобы наконец свершилось и… Спустя пару всего месяцев работы в этой компании на износ вы понимаете, что этот «праздник» вообще не то, что вы хотели. Ну, или вот ещё история. Совсем недавно общалась с выпускником известного университета, который по большому счёту случайно выучился на географа. После школы вообще не знал, куда поступать. Географию знал хорошо, баллы набрал, а ВУЗ давал отсрочку от армии. Прекрасно. Всё это время, правда, грезил архитектурой, потому что парень говорит, что хочет создавать пространства, которые улучшают жизнь людей. Но сами понимаете, это гипотеза ведь, не больше. И вот он меня спрашивает: «А скажите, мне надо поступать в архитектурный?» Да откуда же мне знать, человек хороший?! Но вот походить на лекции по архитектуре, найти живого архитектора и поговорить с ним, скажем, про пространство и жизни людей в нём – вот такие эксперименты, на мой взгляд, могут быть очень и очень полезными.
Поэтому именно сейчас, когда вы научились расслабляться, наблюдать и строить предположения, самое время проверить свои мечты на прочность. Ведь, как верно подметил великий Эйнштейн: «Никаким количеством экспериментов нельзя доказать теорию; но достаточно одного эксперимента, чтобы её опровергнуть».
На этом книжка закончится. А ваша жизнь продолжится. Она будет также сложна и непредсказуема. Просто вы станете с ней за одно.
P.S. И да, ещё одно общее замечание относительно работы с этой книжкой. Я рекомендую завести какой-нибудь дневник: бумажный или электронный, не важно. Можно просто в телефоне или планшете делать записи, или небольшую книжечку с карандашом положить на видное место. Важно в процессе выполнения тех или иных практик или упражнений делать заметки. Что вы ощущаете? О чём думаете? Что хочется предпринять? От чего, наоборот, хочется устраниться? Какой смысл для вас имеют результаты этих занятий?
Просто делать упражнения может быть даже приятно. Но без осмысления своих действий или даже бездействия об осознанных изменениях говорить сложно. Дневник позволит вам заметить, что именно происходит, как вы к этому относитесь, оставит место для вопросов и поможет найти истинные ответы.
P.S.S. Мне кажется, что имеет смысл делать одно упражнение в день, поэтому название каждой практики предваряет надпись «День 1», «День 2» и т. д. Таким образом, вы не будете чувствовать «перегруз» и найдёте время для рефлексии после выполнения каждого задания. Ещё я привожу примерное время на выполнение той или иной практики. Цифры очень приблизительные, чтобы вам было легче вписать что-то новое в свой привычный график и ритм жизни. Если какое-то упражнение вы сделали быстрее или, наоборот, оно потребовало больше времени, об этом тоже можно поразмышлять, сделав запись в дневнике. Итак, время выполнения практики – ориентир, а любой результат, полученный в ходе занятия, – всего лишь пища для размышлений на пути естественных перемен.