Вы здесь

Само́развитие. Как изменить жизнь без усилий? Издание второе, дополненное живыми историями первых читателей – «марафонцев». День 9. В гостях у сказки (Елена Агафонова)

День 9. В гостях у сказки

Время на выполнение практики: от 15 минут


Вы наверняка слышали о сценариях жизни, как «под копирку» повторяющихся ситуациях, в которые многие люди попадают с завидной регулярностью или, наоборот, с незавидной. А может быть, и вы сами каким-то невероятным образом временами ощущаете то самое дежавю: очередной «подвиг», который не особенно замечают, операцию по спасению «невинной жертвы», ощущение «кривых зеркал» или ещё какой-нибудь comeback8.

Термин «жизненные сценарии» впервые в психологической литературе ввёл Клод Штайнер, ученик более известного у нас и в мире американского психолога и психиатра Эрика Берна. Оба они исследовали феномен повторяющихся сценариев, определяющих судьбы людей, и способы изменения этих сценариев.

В последние двадцать лет развивается схожее направление психологических исследований «нарративной9 идентичности». Учёные анализируют те истории, которые люди когда-то в раннем детстве восприняли как свои собственные, а затем воспроизводят или «рассказывают» их по жизни: сначала родителям и близким, а потом другим людям, тем самым повторяя их раз за разом в реальной жизни. Формула такая: сначала мы создаём истории, а потом истории создают нас10. Основные темы, которые превалируют в результатах исследований, – это тема достижения, причастности и избегания чего-то ужасного.

Когда наши истории помогают жить, это здорово. А вот если сценарии приводят в тупик, стоит, во-первых, их осознать и, во-вторых, по возможности заменить новыми, более продуктивными.

Надеюсь, вы уже научились немного расслабляться и у вас появилось чуть больше времени на самонаблюдения. Сегодня я хочу предложить способ, который, по моему опыту, очень быстро позволяет отследить наличие «жизненных сценариев» и оценить их пользу. Иными словами, упражнение направлено на то, чтобы понять, какую историю вы рассказываете день за днём и как она влияет на вашу жизнь.


Что делать?

Вспомните свои любимые сказки или рассказы, которые вы читали в детстве или которые вы просили вам читать снова и снова. Если с книжками беда, вспомните мультфильмы, фильмы-сказки.

Теперь возьмите ручку и листок бумаги (можно открыть заметки в телефоне или планшете) и запишите на нём имя своего положительного героя.

Если их, героев, несколько, можно по каждому сделать отдельный анализ.

Ответьте на следующие вопросы:

– Какие качества этого персонажа вас вдохновляют, вам нравятся?

– Как эти качества в вас проявляются и помогают в вашей жизни?

– Как эти же качества мешают вам?

А теперь напишите имя той или того, кто вам не нравился – отрицательного героя, и ответьте на вопросы:

– Какие качества вас раздражали (были вам неприятны) в этом персонаже?

– Как эти качества в вас мешали вам в вашей жизни? (Я не ошиблась, присмотритесь к себе, если сразу не вспоминается)

– Какую пользу эти же качества приносили вам или кому-то ещё в ближайшем окружении?


P. S. Если после этого упражнения у вас возникнет стойкое желание срочно что-то менять в жизни, сделайте соответствующие записи в своём дневнике и… не торопитесь. Сейчас мы лишь наблюдаем за собой. Время действия ещё не пришло. Для начала важно осознать истории, которые влияют на вас, помогают и мешают. Само по себе осознание «костюмов», «ролей» и «масок», которые мы на себя надеваем, очень полезно. Однако резкие движения сейчас могут всё испортить. Помните: «Хотели как лучше, а получилось, как всегда»? Это как раз из этой серии. Стремление всё исправить сразу обычно приводит к ещё более глубокому погружению в прежнюю историю. Потому что мы ещё не знаем, куда именно хотим двигаться, и не провели проверочных тестов, подтверждающих истинность наших намерений. Первая же неудача приводит к откату на исходные позиции. Постарайтесь просто наблюдать и фиксировать свои ощущения и мысли.


Из личной практики

Когда-то я вела на программах MBA авторский курс «Управление изменениями» и проводила похожее практическое упражнение в группе управленцев. Начали перед перерывом, и участники так увлеклись, что никак не могли остановиться и пойти пить кофе. Было много смеха и веселья: кто-то увидел себя Дональдом Даком, а кто-то – Золушкой. Но несмотря на несерьёзность обстановки результаты этой практики были впечатляющими. «Дональд Дак» обнаружил, что всю жизнь конкурирует с «Микки Маусом» за внимание аудитории. Это настолько его захватывает, что он упускает из виду многие другие важные вещи, да и внимание не особо радует, иногда оно вообще не нужно. «Золушка» осознала, что вечно взваливает на себя всю работу, которую не хотят делать другие «сёстры», и ждёт Принца – ведь он вытащит её из этого печального существования! Увидев в себе привычные дорожки суждений и действий, по которым мы бесконечно ходим, с них можно сойти, выбрать другой маршрут. «Золушка» может пойти искать своего Принца сама, взять ответственность за свою жизнь. «Дональд Дак» может повзрослеть и перестать гоняться за эфемерной популярностью, направить силы на более ценные дела.