Вы здесь

Самооборона подручными средствами. Возникновение систем ведения боя холодным оружием (А. Д. Мовшович, 2006)

Возникновение систем ведения боя холодным оружием

Представления о ведении боев на холодном оружии сложились у большинства людей на основе исторических сюжетов из прочитанных книг, увиденных фильмов и спектаклей. При этом действия участников гладиаторских сражений или дуэлей мушкетеров описываются и изображаются как вполне тактически осмысленные, предпринимаемые за счет хорошо изученных и многократно тренированных движений оружием и передвижений по полю боя.

Боевое фехтование, как и его изображение в театре и кино, это не игра. Ведь действия оружием, даже бутафорским, угрожают жизни каждому участнику поединка, а так же и для всех, находящихся на расстоянии взмаха клинком от сражающихся.

Овладение боевым искусством единоборства на холодном оружии довольно сложно. И причина в том, что в фехтовальном бою необходимо постоянно наблюдать за противником, координировать собственные движения оружием и маневрирование. Одновременно участниками принимаются, но в разной степени реализовываются, наступательные и оборонительные установки. Кроме того, каждый должен сохранять готовность противодействовать неожиданным нападениям противника.

Столь разноплановые требования к участникам поединков не позволяют быстро и хорошо освоить искусство фехтования только за счет упражнений со шпагой или саблей. И это было понятно профессиональным военным уже более 600 лет назад, что и вынудило их создавать системы владения холодным оружием и совершенствовать методики их освоения.

Чтобы научиться владеть холодным оружием, ощутить атмосферу боя, нужно «потренироваться», с минимальными при этом ушибами или ранениями. Избежать их было крайне сложно, так как требовались надежные защитные доспехи, маски и перчатки, а также и другие приспособления. Вынужденными мерами первоначально являлись вводимые условия, определяющие выбор оружия для тренировочных поединков и дуэлей, а также и другие ограничения в действиях участников.

Повышение уровня владения шпагами и кавалерийскими саблями, а также формирование методик эффективного обучения бою на холодном оружии становятся все более важными проблемами для правящего сословия средневековой Западной Европы. Ведь появление огнестрельного оружия, пробивавшего рыцарские доспехи, сделали их ненужными. И в результате наиболее хорошо вооруженная часть армий и их элита (дворяне, составлявшие тогда офицерский корпус) потеряли ранее имевшуюся защищенность и стали во много раз более уязвимыми в сражениях.

Создание системы владения легким холодным оружием, которым так виртуозно владели французские мушкетеры XVI века, если полагаться на описания Александра Дюма и современные фильмы, на самом деле заняло более 200 лет. На этом пути было немало трудных поисков и открытий. Менялись конструкции оружия, его вес и размеры, конфигурации клинка и гарды. Постепенно прекратилось одновременное применение шпаги вместе с дагой (кинжалом). Затем шпага колющая или рубяще-колющая становится личным (скорее домашним) оружием дворянина, так как в войнах он обычно участвовал верхом на лошади и с более тяжелым клинком.

Какие же главные компоненты определяют наличие системы в действиях участников боя, сохранившиеся и сегодня из опыта войн и дуэлей в поединках фехтовальщиков, да и в обучении рукопашному бою.

1. Движения холодным оружием становятся узнаваемыми и их можно многократно повторять в условиях тренировок, если встречающиеся в поединках действия получат начальные и конечные обозначения, основанные на положениях клинка по отношению к противнику или частям собственного тела.

Самыми поражаемыми целями в бою на холодном оружии являются туловище, голова и обе руки, но, прежде всего вооруженная. Выдвинутое вперед оружие делит части тела бойца на секторы нанесения ударов и уколов, определяя их как внутренний или наружный, нижний или верхний. В свою очередь, положения оружия, с острием в сторону противника, получили номерные обозначения и стали верхними позициями и защитами, или нижними позициями и защитами, закрывающими аналогичные секторы от нападений.

2. Оружие нападающего движется к телу противника прямо, по кратчайшему пути, когда между его клинком и поражаемой целью нет препятствий. Если этому мешает выставленное оружие или вооруженная рука противника, то для нанесения удара или укола необходим перевод (острие огибает это препятствия по пути к цели) или перенос (клинок обносит острие противостоящего клинка).

3. Клинок противника, направленный в сторону возможной атаки, мешает выполнить нападение, так как на острие можно наткнуться. Но его несложно отстранить своим клинком (сделав батман) и «поколебав» выиграть время для нанесения удара в открываемый сектор (удлинив также для противника путь последующего защитного движения).

4. Переместить выставленное впереди и «мешающее» оружие противника, чтобы тем самым открыть один из его секторов и совершить в него нападение, удается применением финта. Угроза нанесения удара или укола может вызвать у противника защитную реакцию.

Неожиданный для противника батман может также вызвать защитное перемещение оружия и создать условия для нанесения удара в открывающийся сектор.

5. Для противодействия нападениям наиболее распространены два способа:

а) выдвижение оружия в позицию, в сторону или вверх, под удар или укол противника, или отбив оружия противника в момент его приближения.

б) нанесение опережающего удара или укола противнику в момент до завершения его атаки.

Поиск наиболее эффективных методик для освоения систем ведения боя на холодном оружии также имеет многовековую историю. Главной же проблемой, которую пришлось решать учителям фехтования, являлась необходимость избегать одновременных взаимных нападений в сражениях, а также ранений и ушибов в подобных ситуациях во время тренировок. А взаимные удары или уколы возможны в бою при неожиданном возникновении достаточно короткой дистанции для реального их нанесения. Собственно этого и добивается один из соперников, а иногда и оба. Создающееся критическое расстояние, позволяющее поразить противника, служит сигналом каждому из них для начала нападения. Подобная ситуация длится мгновение, что усложняет выбор или изменение тактического решения.

Чтобы обезопасить обучаемых в тренировочные поединки постепенно вводились определенные условности.

1. Поединок (естественно, тренировочный) велся участниками только на однородном оружии (колющем, или рубяще-колющем), что позволяло ограничить секторы для нанесения уколов или ударов и определить другие условия единоборства.

2. Вводится понятие «тактическая правота» для атак и защит с ответом в ситуациях нанесения взаимных ударов. Атакующим считается боец, первым начавший нападение (следовательно, и быстрое сближение), и получающий преимущество над противником, одновременно наносящим встречный удар. Преимущество получает также боец, отбивший оружием атаку противника, и нанесший ответный укол или удар одновременно с его повторным нападением.

3. Вводится понятие «фехтовальный темп», составляющий продолжительность выполнения одного нападения движением вооруженной руки. Используется оно для оценки различий во времени между нанесенными ударами. В результате боец, опередивший противника, получает преимущество, и его контратака или повторное нападение – «ремиз» считается своевременным.

Использование установленных правил для оценки результативности нападений, а также и внедрение разнообразной защитной экипировки, ускорило обучение бою на холодном оружии. Оно сделало его более безопасным, в том числе и за счет повышения уровня тактической обоснованности действий в поединках. В дальнейшем правила тренировочных боев совершенствуются, а критерии «тактической правоты» и «фехтовального темпа» становятся основой формирования спортивного фехтования. Значимы данные положения и для самообороны подручными средствами.