Тактические и методические предпосылки к овладению приемами самозащиты с предметом
Рукопашные сражения на холодном оружии во всех войнах последних двух столетий, как и в современных вооруженных конфликтах, это, как правило, бои наступательные, а значит, скоротечные. Подобные поединки насыщены неожиданными действиями, и их исход чаще всего решает не количество освоенных участниками приемов. Более значимым становится ситуационное разнообразие подготовки и применения действий клинком (или его имитатором), их моментное и дистанционное соответствие возникшим ситуациям. Важна и способность регулировать длину и быстроту действий по ходу схваток.
С большей вероятностью победит в рукопашном поединке участник, имеющий преимущество в уровне специализированных умений, составляющих «чувство дистанции», «чувство оружия», «чувство боя». Ибо в них воплощены компоненты единоборства с предметом в руках, относящиеся к выбору момента и дистанции для начала атаки или защиты, определению сектора нападения или отражения удара или укола, переключению к повторному действию после неудавшихся попыток опередить противника и др.
В технике и тактике ведения рукопашного поединка объединены два неотъемлемых компонента противоборства. Основы первого среди них составляют действия предметом и, прежде всего, базовые атаки и отбивы нападений, способы маневрирования. Установки на овладение тактической инициативой за счет использования реальных угроз нанесения укола или удара вызывают у противника спешку при выборе оборонительных средств и, тем самым, раскрывают его и дают возможность успешно атаковать. Второй компонент включает ложные действия, применяемые для того, чтобы сблизиться и вынудить противника первым сделать выпад. Создаваемые ситуации ближнего боя позволяют продолжить схватку отражением встречного нападения, а затем нанести удар или захватить вооруженную руку (предмет) противника свободной рукой и его обезоружить.
Обучая рукопашному бою, не следует делать акцент на овладение многочисленными приемами отражения уколов и ударов атакующих противников, разнообразие способов обезоруживания, держания рукояток и манипулирования ими между пальцами. В основном они интересны только профессиональным педагогам и бывают востребованы для индивидуализации оснащения конкретных обучаемых. Ведь подобные приемы часто взаимозаменяемы, а противодействия оружию противников составляют содержание в основном оборонительных схваток.
Оборонительные тактические установки на ведение рукопашного боя, описанные в книгах до настоящего времени, ориентированы для побед над менее опытными бойцами, которые, нападая, продвигают к противнику свой клинок, недооценивая опасности попадания в «ловушку». Ибо недостаточно маскируемые атаки обороняющийся легко отражает и переходит к захватам вооруженной руки, чтобы обезоружить противника или поразить. Вместе с тем оборонительная тактика рукопашного боя проигрышна в принципе при равных по силам участниках, так как спортивной практикой многократно доказано, что атака более эффективна, чем оборона. Ведь нападать можно в различные секторы, менять способы действий или их повторять, предугадать длину и быстроту которых противнику чаще всего не удается. Следовательно, объемы изучаемых способов наступления и обороны при программировании обучения должны быть сбалансированы.
При отборе средств для обучения самообороне с предметом следует четко ранжировать количество и содержание действий имитатором клинка и использование приемов, объединяемых под названием «восточные единоборства». Ведь формирование систем самообороны в Китае и Японии, начатое много веков назад, направлено было на ведение поединков, в которых действия предплечьями и ногами заменяли холодное оружие. Кроме того, движения клинками были мало описаны в странах Азии и их книги практически не содержали информации о тактике ведения боев, тем более по методике технико-тактической подготовки обучаемых. Европейские специалисты всегда были впереди всех других национальных школ обучения искусству фехтования.
Разработанная в СССР и России система тренировки фехтовальщиков, позволившая опередить все общепризнанные веками мировые школы, в принципиальных положениях применима для овладения приемами самообороны с имитаторами клинков. Ведь в ее основе – специализирование двигательных и психических функций обучаемых при овладении стержневыми навыками и базовыми действиями, а также ситуационными разновидностями их подготовки и применения. Таким образом, сближаются требования к деятельности на тренировках и в прикладных поединках, создаются психологические предпосылки для формирования тактической инициативы и ускорения переноса освоенных на тренировках действий в условия реального противоборства.