Вы здесь

Самолет Як-18Т 36-й серии. Анализ конструкции и летной эксплуатации. Воздушная система (В. М. Корнеев)

Воздушная система

Общие сведения

Воздушная система предназначена для запуска авиадвигателя, выпуска и уборки опор шасси, выпуска и уборки посадочного щитка, торможения колес основных стоек шасси.

Воздушная система подразделяется на две независимые подсистемы: основную и аварийную. Подключение аварийной подсистемы к основной и потребителям выполнено с помощью обратных и аварийных (челночных) клапанов.

Выпуск стоек шасси в аварийном режиме осуществляется от автономной подсистемы, подключенной к цилиндрам стоек через аварийные клапаны, которые отключают основную воздушную подсистему при подаче воздуха от аварийного баллона.


Примечание: К сожалению с места левого пилота, затруднена досягаемость вентилей «АВАР. ШАССИ» и «ЗАРЯДКА СЕТИ», используемых в аварийных ситуациях, и затруднена также доступность и видимость панели автоматов защиты сети и переключателей, расположенных в правой половине приборной доски. А для правого пилота затруднен контроль за показаниями приборов, расположенных в левой половине приборной доски из-за затенения их штурвалом.


Выпуск и уборка щитка и затормаживание колес при необходимости могут осуществляться давлением воздуха, поступающего от баллона аварийной подсистемы.

Запас воздуха размещается в баллонах основной подсистемы емкостью 11 л и аварийной подсистемы емкостью 3 л.

Рабочее давление воздуха в основной и аварийной подсистеме составляет 50 кгс/см2.

Контроль давления воздуха осуществляется по двухстрелочному индикатору, размещенному на правой половине приборной доски.

Принцип работы воздушной системы

В состав воздушной системы входят компрессор АК-50Т, фильтр-отстойник, редукционный (предохранительный) клапан, автомат давления АД-50, стравливающий клапан, кран зарядки сети, баллоны основной подсистемы и аварийной подсистемы, двухстрелочный индикатор, зарядный штуцер.

При падении давления в основной подсистеме ниже 40 кг/см2 срабатывает автомат давления, включается в работу компрессор и в системе вновь повышается давление до 50 кг/см2.

Для обеспечения надежности компрессора и автомата давления установлен дополнительный обратный клапан, который соединяет магистраль высокого давления с выходным штуцером автомата давления. Это обеспечивает увеличение времени работы компрессора на холостом ходу и соответственно уменьшает число переключений компрессора.

Зарядка баллонов воздушной системы сжатым воздухом производится от аэродромного источника с помощью приспособления через бортовой зарядный штуцер, установленный слева у 14 шп., при открытом кране сети.

При работе авиадвигателя баллоны заряжаются воздухом от компрессора, установленного на авиадвигателе.

Обратные клапаны служат для обособления магистрали зарядки.

Фильтр-отстойник предназначен для очистки от механических примесей и влаги воздуха, поступающего в воздушную систему от компрессора. Он установлен в магистрали зарядки воздушной системы от компрессора.

Слив конденсата из него производится поворотом маховичка. Сливная труба выведена за капот авиадвигателя.

Автомат давления установлен в магистрали зарядки воздушной системы от компрессора, за фильтром-отстойником.

Работа автомата происходит следующим образом. При повышении давления в системе более 50 кг/см2 возвратный клапан с помощью рычага открывает иглу автомата и перепускает воздух в атмосферу. При падении давления в системе до 40 кг/см2 возвратный клапан закрывает иглу автомата. Перепуск воздуха в атмосферу прекращается.

Редукционный (предохранительный) клапан установлен в магистрали зарядки воздушной системы. С одной стороны к нему через обратный клапан подсоединяется трубопровод магистрали зарядки системы от компрессора, с другой также через обратный клапан – трубопровод от зарядного штуцера.

По своему назначению редукционный (предохранительный) клапан является автоматом предельного давления при выходе из строя автомата давления: он предохраняет воздушную систему от перегрузок, стравливая воздух в атмосферу при давлении свыше 70 кг/см2, на которое тарируется пружина клапана. Стравливаемый воздух выходит в атмосферу через отверстия в корпусе клапана.

Обратные клапаны, установленные в воздушной системе, пропускают воздух только в одном заданном направлении.

В воздушной системе имеются: кран сети, установленный в основной подсистеме, и вентиль аварийного выпуска шасси, установленный в аварийной подсистеме.

Стравливающий воздушный клапан установлен в магистрали аварийной подсистемы для предупреждения самопроизвольного выпуска шасси при негерметичных обратном клапане или вентиле аварийного выпуска шасси.

Конец ознакомительного фрагмента.