Вы здесь

Самое важное о гипертонии, ишемии, инфаркте. Да здравствует сердце здоровое… (И. С. Малышева, 2013)

НАШИ КНИГИ ДЕЛАЮТ ЖИЗНЬ ЛУЧШЕ!


Рекомендовано читателям старше 12 лет.


Данная книга не является учебником по медицине. Все рекомендации должны быть согласованы с лечащим врачом.

Да здравствует сердце здоровое…

Какие органы тела можно назвать наиболее важными, вопрос сложный. С одной стороны, каждый интуитивно понимает, что по любому органу, если он вдруг откажет, мы будем скучать, и очень сильно. С другой, мы знаем, что современная хирургия способна удалить одну почку, глаз, часть кожи или печени… И что в дальнейшем прооперированный таким образом человек будет спокойно себе жить, испытывая минимальный дискомфорт. А зачастую – и без малейших неудобств, с этим случаем связанных.

Да, современная хирургия, высокое развитие медицинских технологий, широчайшие возможности фармацевтического производства дают многим людям с нефункциональными или удаленными органами возможность выживать в случаях, когда еще 100–200 лет назад их ждала бы неминуемая смерть. Тем не менее все эти уже имеющиеся и находящиеся в разработке варианты компенсации утраченных функций тела не безграничны. И зачастую мы плохо осознаем именно этот момент, а вовсе не значимость здоровья органов для здоровья всего тела. Мы периодически слышим о смелых экспериментах, инновационных разработках, революционных операциях в новостях или полуразвлекательных шоу. И эти отрывочные сведения формируют у нас мнение, что современная медицина и впрямь может все, хотя на самом деле это далеко не так.

Примеров достаточно. По не вполне понятным причинам существует мнение, будто болезни, даже считающиеся неизлечимыми, на самом деле становятся таковыми только для пациентов с определенным уровнем дохода – низким и средним. А для пациентов с высокими доходами и общественным статусом они давно не составляют ни угрозы для жизни, ни хоть сколько-нибудь заметной проблемы.

Реальность, разумеется, выглядит совсем иначе. Разница в уровне лечения тех или иных смертельных патологий создает лишь разницу в сроках, которые пройдут от постановки диагноза до выхода некролога в прессе. Наличие или отсутствие лично у нас определенного статуса или иных возможностей получить лучшее лечение не решает вопрос, будем мы жить или умрем от нашей болезни. Оно решает лишь, умрем ли мы сразу или спустя известное время. А значит, в силе остается и другое правило – что здоровье следует беречь смолоду, а не с момента наступления патологии. Если до определенного момента мы прощали себе некоторые «прегрешения», и они сходили нам с рук, нам будет наверняка интересно узнать, что жизнь без осложнений у большинства современных людей заканчивается всего-то в периоде от 25 до 30 лет. А дальше организм начинает взимать с нас налог за неумелое пользование его ресурсами в пятикратном размере.

Идеальный пример патологии, которая все равно развивается с годами, но скорость ее развития напрямую зависит от нас, – это атеросклероз. То есть постепенное засорение сосудов холестериновыми бляшками, из-за которого они утрачивают эластичность и проходимость. В вопросе механики возникновения атеросклероза науке давно все ясно. А вот в вопросе, можно ли его предотвратить, она колеблется. Официально утверждается, что это вполне реально, а менее известная, но тоже уже доказанная версия гласит, что избежать этого вообще невозможно. Можно лишь замедлить его развитие настолько, чтобы успеть, так сказать, умереть от другого заболевания.

Как мы, вероятно, знаем (к счастью, пока в теории), прямыми следствиями атеросклероза являются ишемическая болезнь сердца, инфаркт и инсульт. Нередко первым и одним из самых легких симптомов атеросклероза выступает появление у нас колебаний артериального давления. Тем более если в детстве и юности мы к ним не были склонны. И хотя суть его внешне загадки уже давно не составляет, на практике «темных мест» в нем осталось немало. Например, знаем ли мы, почему от сердечно-сосудистых заболеваний люди умирают часто, но не всегда и далеко не все? Отчего кому-то атеросклероз не удается остановить даже на лишенной холестерина диете, а кто-то всю жизнь питается практически одним мясом и не испытывает ни малейших проблем с сосудами? Наконец, откуда вообще возникло это различие между мнением широко разрекламированным и мнением малоизвестным, но тоже доказанным?..

Как видим, тема действительно не столь ясна, как кажется. Она имеет самое прямое отношение к каждому живущему на земле, ведь атеросклероз и его последствия служат причиной смерти трети человечества. А наука ничего по-настоящему действенного нам предложить не может. Доказательств низкая эффективность всех ее методик не требует – она уже доказана катастрофически высокой смертностью. Очевидно, что в подобной ситуации если кто и способен нам помочь в борьбе с патологией, так это мы сами. А мы не знаем о ней ничего или почти ничего, хотя, надо отдать должное, обычно трезво оцениваем степень незаменимости сердца как органа тела.

Сегодня мы возьмемся за исправление этой ситуации – будем надеяться, пока без каких бы то ни было серьезных поводов для беспокойства. Впрочем, как мы сами увидим далее, в случае с сердцем и кровеносной системой, как и с любым другим органом тела, все зависит от глубины повода. Нередко даже самые мучительные симптомы заболевания удается быстро снять, приняв ряд удачно подобранных мер. Но бывает и наоборот, когда самые незначительные отклонения от нормы на поверку оказываются признаком неотвратимо приближающейся смерти, отсрочить которую уже не сможет никто и ничто. Чтобы отличить удачные меры от неудачных, серьезные проблемы от легких, нам нужно узнать еще очень многое. Или, как минимум, привести в порядок уже имеющиеся у нас разрозненные знания. А там, быть может, мы сумеем позаботиться о своем здравии и долголетии гораздо лучше, чем делаем это теперь.