Вы здесь

Самодисциплина для писателей и сценаристов. Урок 1 (Александр Молчанов)

Урок 1

Коллеги, приветствую вас! Меня зовут Александр Молчанов, и мы с вами начинаем бесплатный онлайн-тренинг «Самодисциплина для писателей и сценаристов». Я вас поздравляю с наступившим Новым Годом! Желаю вам в этом Новом году удачи, процветания и вдохновения! Наша с вами задача эти 10 дней потратить не на то, чтобы сидеть есть салатики, пить пивко, водочку и смотреть телевизор, а для того чтобы сделать что-то такое, чем бы мы потом могли гордиться. Должен сказать, что на курс записалось почти 2000 человек и сейчас я вижу, что 185 из этих человек действительно пришли сюда для того чтобы послушать прямой эфир и это очень-очень-очень хорошие новости. Естественно за эти 10 дней не возможно полностью изменить свою жизнь, но вы можете заложить фундамент своей новой жизни, заложить привычки, которые вам в дальнейшем будут помогать.

Прежде всего, давайте немножечко познакомимся. Кто-то из вас может быть, обо мне что-то знает, я про вас не знаю ничего. Пожалуйста, в комментариях расскажите о себе в двух словах. Если вы по какой-то причине не хотите раскрывать своё настоящее имя, тогда напишите, какой творческой деятельностью вы занимаетесь. Например, условно говоря, меня зовут Константин, друзья называют меня Львович, я работаю генеральным директором на одном канале и творческая деятельность, которой я занимаюсь – пишу сонеты, но об этом никто не знает. В принципе мне этого достаточно. Я всё это прочитаю, чтобы примерно понимать с кем я имею дело. А пока вы будете писать, я вам расскажу немножко о себе.

Здесь есть люди, которые с нами с самых наших первых мастер-классов, их я проводил в ЖЖ в 2008 году, есть люди, которые учатся у нас в мастерской, в коучинге и т. д. и т. д. Но и есть огромное количество людей, которые вообще не понимают, кто я такой и с какого перепуга я внезапно начал всех тут поучать. Зовут меня Александр Молчанов. Я театральный драматург, написал некоторое количество пьес. Одна из этих пьес под названием «Убийца» была поставлена в России примерно в тридцати театрах, переведена на все европейские языки и вошла в составленный европейскими критиками список из двухсот лучших современных пьес. Двести – вроде бы довольно много, как бы, не так почётно. Но, тем не менее, из России всего три пьесы вошли в этот список: пьеса Пресняковых, пьеса Вырыпаева и моя пьеса «Убийца». Так же я пишу сценарии, я детективщик и очень люблю это жанр. И начинал как детективщик, писал в своё время романы для издательства «Эксмо».

Я написал огромное количество детективных сериалов. Детектив у нас сегодня – это телевидение, я очень люблю телевидение, больше чем экранное кино. Я считаю, что телевидение сегодня более передовое искусство, чем экранное кино. Я написал такие сериалы, как «Час Волкова», «Кодекс чести», «Кости» премьера, которого будет 11 января, «Побег», «Земляк», «Захватчики» и т. д. Какое-то огромное количество. В любое время дня вы можете включить телевизор, попереключать каналы и наткнуться либо на мой сериал, либо на сериал, который написал кто-то из моих учеников.

Так же я пишу артхаусную анимацию. Мы работаем совместно с режиссёром Анной Шепиловой. У нас вышел уже совместный фильм «Золотые яйца», скоро выйдет второй («Затмение», он уже вышел), и надеюсь третий на подходе. Так же я написал некоторое количество книг о сценарном мастерстве, если вы не читали ничего, я советую прочитать две книги – это «Букварь сценариста» и «Сценарист №1». Их вы можете заказать на www.shichenga.ru и прочитать. Всё информацию и ссылки вы можете получить на нашем сайте «Сценарная онлайн-мастерская Александра Молчанова» (OZON.ru).

Уже довольно давно я занимаюсь тем, что учу людей писать сценарии. Я постоянно провожу какие-то бесплатные мероприятия, как через интернет, так и вживую. Я преподавал во ВГИКе, в киношколе «Cinemotion», читал лекции в «Мастерской индивидуальной режиссуры Юхананова», два года я был старшим преподавателем в Московской школе кино и год назад я создал свою «Сценарную онлайн-мастерскую», где учу людей писать сценарии. И в течение последнего года это и является моей основной деятельностью. У нас есть два формата обучения – это формат сценарной мастерской и есть индивидуальная программа, в которой я работаю с человеком «один на один» – программа трёхмесячного коучинга. Обо всём об этом вы можете прочитать у нас на сайте «Сценарная онлайн-мастерская Александра Молчанова». Если у вас ещё остались вопросы о моём творчестве, вы так же можете найти на них ответы на сайте в графе «мастер», там вся моя фильмография, все мои книги и т. д.


Этот курс я буду проходить вместе с вами. Его я делаю и для себя тоже.


Коллеги, небольшая просьба к вам. Нас здесь довольно много, уже 260 человек в прямом эфире и около двух тысяч человек будут проходить курс в записи. Все люди творческие, у всех людей разные взгляды на прекрасное. Так же разные политические и религиозные взгляды. Давайте договоримся, что все эти взгляды мы оставляем где-то там снаружи. Здесь мы занимаемся только самодисциплиной. Давайте стараться не обижать кого-то из коллег вашими замечаниями. И самое главное не обижать меня. Людей, сеющих негатив буду удалять с курса. Потому что курс у нас должен быть позитивный, интересный и рабочий.


Источники этого курса – это различные техники, которые я собирал много лет. Это не книжный курс. Это не так, что я прочитал много-много книжек или прошёл какие-то тренинги, и решил проверить это всё на живых людях. Ничего подобного. Все эти техники много раз проверены на мне и на моих учениках в мастерской и в коучинге. Это всё техники работающие. Конечно, какая-то теория будет, что-то буду объяснять. Сегодня будет довольно большое занятие, потому что надо много вам рассказать, дальше идут короткие занятия, буквально по 10—15 минут. Только практика. Я не сторонник передачи теоретической информации вживую. Я считаю, что лучше всего человек учится на практике. Некоторые мои ученики, особенно новые, которые не с самого начала проходят наш годовой курс, а присоединяются на втором или на третьем блоке, они удивляются – как так, нет никаких лекций, ничего нам не рассказывают. А вместо этого короткие касты по 15—20 минут, в которых очень концентрированная информация. Дальше задания, дедлайны и работа над ошибками.


Почему я не читаю лекции? Мне не трудно, у меня столько информации, что просто голова взрывается от того, сколько я вам хочу рассказать. Но я давно заметил, что когда человек послушал лекцию – у него возникает ощущение, что он вроде как уже поработал. И после этого что-то ещё делать очень тяжело, нет мотивации. А у меня в мастерской «поработал» – это только тогда, когда сдал домашнее задание, получил обратную связь от мастера и исправил ошибки. То есть когда человек просто прослушал каст – это только завязка, даже не завязка, а кульминация. Завязка – это когда человек садится и начинает работать.


Здесь, то же самое – вы прослушали каст, это не значит, что вы выполнили задание и пойдёте думать по поводу того, что только что узнали. Вот поэтому я не буду вам давать теории: почему нужно делать именно так. Не буду вас убеждать. Просто буду говорить, что надо делать. Те, кто будут это делать, те будут получать результат. Те, кто не будет делать – не будут получать результат, уговаривать я не буду. То же самое и в мастерской – те ребята, которые просто выполняют задания, идут шаг за шагом, они вдруг к 12-му уроку обнаруживают, что у них как-то сам собой написался сценарий. Человек никогда ничего не писал кроме сочинения в школе, пройдя шаг за шагом – написал сценарий. И удивляется: «Значит, могу! Это же я сам написал». А на самом деле все дело в том, что и там, и здесь – очень выверенная система заданий, и постоянная коррекция с некой индивидуальной докруткой. Именно поэтому в мастерскую я беру только 30 человек, если больше – сложно давать обратную связь. И здесь, если хотя бы тысяча человек будет проходить этот курс, то я не смогу всем вам давать обратную связь. Но я буду каждый день смотреть ваши отчёты, каждый день буду что-то корректировать, что-то докручивать для того чтобы вы получили максимальный результат за эти десять дней.


У нас будет два режима. Месяц назад я провёл опрос, в каком режиме проводить самодисциплину: «лайт» или «хардкор». И голоса разделились таким образом, что 70% за «хардкор» и 30% за «лайт». Есть смысл и в том и в другом. Можно фигачить хардкор и фигачить мощно. Но так же логично выбрать «лайт». Почему? Допустим, человек круто взялся за хардкор: «а я сейчас всё сделаю», попробовал и на второй или третий день сломался. Может быть, воли или мотивации не хватило. Сломался и ничего не получается. Начинается депрессия, у него ничего не получается, не может заставить себя бегать по утрам или ещё что-то. У каждого есть свои слабости и у меня тоже. Моя слабость – вафельные тортики, при виде которых я теряю волю. Я могу заставить себя пробежать 20 километров, нет проблем, легко. Но заставить себя отказаться от вафельного тортика я не могу. Поэтому приходится прибегать к различным хитростям, что избежать встречи с ним.

У меня просьба – напишите в комментариях, в каком режиме вы хотели бы проходить этот тренинг: в режиме «лайт» или в режиме «хардкор». Я всё посчитаю и посмотрю, какая выйдет статистика. Как всё это будет происходить и как это в пределах одного курса совместить, я придумал. Каждое занятие мы будем начинать с лайта, т.е. будем общаться в режиме «лайт». Потом в какой-то момент я буду говорить: «Всё, лайт может быть свободен, и мы остаёмся только с хардкорщиками». Они проходят и по режиму «лайт», и по режиму «хардкор». То есть хардкор слушает и выполняет всё, что я говорю по лайту и потом ещё мы идём и общаемся по нашей хардкор-программе.


Порядок занятий такой: каст в 12 часов дня в прямом эфире, после этого у вас сутки для выполнения домашнего задания. Его надо выполнить до 12 часов следующего дня по московскому времени. Если вы не закончили дело и не выложили отчёт до 12 часов дня, значит, вы задание не выполнили. Что в этом случае делать? Не надо расстраиваться, просто идёте дальше и выполняете следующее задание. Самое главное – не пилите себя за это. Ну, не успели – успеете следующий раз. Надо понимать, что самодисциплина писателя – это не какая-то волшебная таблетка, некий волшебный способ заставить вас сесть и начать писать. Это довольно сложная система, которая на самом деле должна пронизывать всю жизнь. Нельзя создать некую изолированную самодисциплину на 2—3 часа, а всё остальное время делать все, что угодно.


Хочу у вас спросить:

Писали ли вы что-нибудь 17 декабря 2009 года? И вы начинаете вспоминать: «Что же было 17 декабря 2009 года? Где я был? Что я делал?». Вот, если меня спросить: «Писал ли я 17 декабря 2011 года?» Я вам сразу же скажу: «Я писал в этот день». Почему? Потому что в любой день последних двадцати лет я что-нибудь писал. И следующий вопрос: «Буду ли я писать 5 августа 2019 года?» Ответ: «Да!» То есть, если я буду жив 5 августа 2019 года, я буду писать. Вот это самодисциплина – не важно, какой день, всё равно в этот день обязательно что-то будет написано. Даже, если это будет статус в фейсбуке. Так или иначе, это всё идёт в копилочку.


Теперь вот такой к вам вопрос:

Сколько страниц в среднем вы пишете в день? Кто-то из вас, может быть считает словами, кто-то считает знаками. Наша с вами задача вычислить вашу норму. Большинство из нас пишет тексты, потому что надо написать. Например, надо написать какое-то продающее письмо или надо написать статью в газету, или надо написать диалоги к сериалу и т. д.


Сейчас хочу, чтобы вы остановились и немножечко отстранились от своего повседневного писания и ответили на вопрос: что бы вы хотели написать в своей жизни? Какой самый главный текст, который вы хотели бы написать? Если это что-то сокровенное, и вы боитесь, что идею украдут и вам не хочется её показывать, вы её можете зашифровать. Мне важно, чтобы вы нащупали в себе эту тему. Например, я хочу написать роман «Воспитание» и дальше можно детали не раскрывать.

Есть такой человек по имени Константин Сергеевич Станиславский, который написал «Работа актёра над собой» и вот я хочу написать аналог этой книги только для сценаристов, которая стала бы системой для сценаристов и помогала бы им быть всегда в форме, скажем так. Его задачей всегда была помочь актёру день за днём выходить на сцену и одинаково хорошо играть одну и ту же роль, входить в нужное состояние и т. д. И я хочу создать такую творческую систему для сценаристов, которые тоже вынуждены день за днём, год за годом входить в одно и то же творческое состояние и это творческое состояние довольно долго сохранять. И «Букварь сценариста», и «Сценарист №1» – это были всё попытки написать эту книгу, но пока не получается. Каждая моя книга, это приближение к некой идеальной книге будущего. Вот это то, что мечтаю написать я.


Теперь, когда мы с вами обозначили эту вашу цель на жизнь, вопрос: для чего вы хотите это написать? Вот вы написали, и что будет дальше? Что вы хотите получить дальше: славу, уважение, деньги, ощущение того что когда вы умрёте, а что-то останется после вас, гордость от того что вы что-то измените в жизни других людей, радость от этого? Попробуйте написать себе картинку – вы добились своей цели благодаря писательству, т.е. вы написали это ваше произведение. И следующий вопрос: что вы почувствовали после того, как вы это написали? Как изменилась ваша жизнь? Что появилось нового в вашей жизни после того, как вы написали этот текст? Чем ваша жизнь после написания текста стала отличаться от вашей жизни до того, как вы этот текст написали? Опишите, как будет выглядеть ваш день после того как вы всё это сделаете.


Может быть то, что я прошу вас сейчас сделать, вам кажется глупостью какой-то, шаманством. Может быть, вы думаете, что сейчас будут какие-то аффирмации. Ничего подобного не будет. Важно понять, что вот эта картинка, которую вы описываете сейчас, продумываете и прочувствуете, насколько она вас заводит. Насколько вам классно от того, что у вас это будет? Спросите себя: действительно ли для этого нужно что-то написать? То есть, когда вы поняли какие ощущения, какие бонусы вы хотите получить от вашего писательства, действительно ли вы их можете получить только писательством? Возможно, это проще получить другим способом. Например, вы хотите денег, т.е. главная мотивация ваша – это деньги, то в этом случае, друзья, вы выбрали абсолютно неправильное занятие. Потому что писательство оно приносит деньги, но меньше чем большая часть других занятий. Да, Акунин зарабатывает, Улицкая зарабатывает, и может быть, Донцова зарабатывает и ещё Маринина, может быть, зарабатывает. Четыре-пять авторов зарабатывают какие-то деньги. Но большая часть авторов не зарабатывают достаточно для того, чтобы прожить. Да, сценаристы хорошо зарабатывают, но сценарная работа абсолютно несистемная, нерегулярная. Ты можешь внезапно заработать пять миллионов, а потом три года вообще ничего не получать, не зарабатывать. Эта работа сильно зависимая от кризисов, как было в 2008 году, как сейчас. Когда кризис, то на год, полтора всё останавливается, и ты сидишь просто без работы. Поэтому, если мотивация – деньги, то лучше их зарабатывать каким-то другим способом. Если мотивация – слава, то её лучше тоже получать каким-то иным способом, например, пойти работать на телевидение или стать известным видеоблогером. Есть блогеры, у которых миллионные просмотры на YouTube: они сидят, играют в компьютерные игры и комментируют свою игру. Вот они суперзвёзды. Нужно понять, что вам нужно в писательстве и посмотреть можете ли вы получить это каким-то другим способом. Если можете, то лучше идите другим путём – это возможность избежать разочарования. Но, если вы понимаете что то, что вы хотите получить связано только с писательством и ни с чем другим, тогда у вас есть некий двигатель, некая мотивация, которая будет вас постоянно толкать и заставлять делать что-то дальше. Вам нравится такая картинка: вместо того чтобы утром ехать в офис, толкаться в метро, вы встаёте, не спеша пьёте кофе и садитесь писать.


Вот я уже много лет, не хожу ни в какой офис. А утром встаю, кормлю кота, наливаю себе чашечку кофе, и начинаю писать. И пишу, пишу, пишу. Потом бегу на пробежку, во время пробежки думаю, или слушаю лекции какие-то, потом возвращаюсь, занимаюсь «Мастерской» и т. д. Живу той жизнью, которая меня полностью устраивает. Вот вы и опишите свой день знаменитого писателя. Если вы хотите заработать деньги, то вы представляйте, что у вас будут деньги на путешествия. Вам не надо будет сидеть и ждать зарплату для того чтобы себе что-то купить. Сели, написали, получили гонорар и у вас это будет. Я, например, большую часть одной своей книги написал, когда в прошлом году в конце мая уехал в деревню. Заваривал себе с утра кофейку или чайку, садился на крыльцо родительского дома и писал. За день написал буквально треть книги. Классно ведь, ни какого тебе офиса, не надо в метро толкаться. Вот и вы рисуйте себе картинки будущей своей свободной писательской жизни. Эти картинки делите на блоки.


Недавно в Питере я проводил мастер-класс, был полный зал людей, они сидели, слушали, потом подходили, спрашивали автограф, приносили мои книги на подпись. Приятно? Человек слаб, конечно, приятно! Вы такие же картинки и рисуйте. И когда у вас возникают проблемы с мотивацией, проблемы с желанием писать, вы себе это будущее кино показывайте, крутите себе эти короткие ролики. Этими роликами вы для себя создаёте некие батарейки, которые будут подзаряжать вашу мотивацию. Например, вам нужно сесть и прочитать учебник Джона Труби на английском языке, а языка вы не знаете, за окном ночь и хочется спать. Или пишете поэпизодник, а он не складывается и вам уже ничего не хочется, а хочется «Доктора Хауса» смотреть. И тогда вы начинаете рисовать себе картинку: «если я это сделаю, то меня это на шаг приблизит к тому, чтобы не ехать с утра в метро, а встать, заварить кофе, накормить кота и сидеть писать».


За хорошо сделанную работу назначайте себе небольшие подарки. Например, когда я работал с НТВ, мне постоянно оттуда приходили жуткие, хамские правки. Тяжело их было вносить, но вносить надо было, и я тогда клал рядом с собой шоколад «Алёнка». И после каждых десяти страниц внесённых правок съедал квадратик этой шоколадки. Да, шоколад есть вредно, поправляешься, но правки были внесены. Подарком может быть прогулка, подарком может быть даже вафельный торт, в конце концов. Кто курит, может быть подарком сигарета. Курение вредно, но если это вам помогает то, что тут поделать.


А теперь вопрос: что вы будете писать во время этого тренинга? Не нужно подробного описания, всех деталей сюжета. Если вы выполняли предварительные задания, то вы уже сформулировали для себя тему, написали первое предложение и набросали приблизительно на страничку содержание. Друзья, очень важно выполнять задания в точности так, как они вам сказаны. Если я вам говорю, что нужно написать одно предложение – это значит, что надо написать одно предложение. Когда вы мне пишете радостно, что написали три-пять предложений или «я написал десять страниц» в расчёте, что я вас похвалю, это значит, друзья, что задание вы не выполнили. Потому что нужно было написать одно предложение и остановиться, не писать второе предложение.

Если во время тренинга вы будете писать годовой отчёт по бухгалтерии, это меня тоже устраивает. Задача нашей самодисциплины – написать некий большой текст. Самодисциплина в работе над статьёй, рассказами, текстами для сайтов и т.д., она немного по-другому устроена. У нас задача – писать какой-то длинный текст. Например, я писал сериал 16 серий. У меня было четыре месяца, чтобы написать диалоги. Два месяца я работал над поэпизодниками и четыре месяца каждый день писал по десять страниц без единого выходного. Естественно тяжело, естественно, нужна самодисциплина для того, чтобы заставлять себя писать каждый день десять страниц диалога. Вот где и помогает самодисциплина. В том случае, если вы пишете несколько разных текстов, то постарайтесь их для себя объединить в некий один текст. Например, решите для себя, что это будет сборник текстов для сайта, объединённых одной какой-то темой. Но если у вас, например, задача написать две страницы, а вы написали полторы, и статья закончилась, то дальше на полстраницы пишете начало следующей статьи. Написав эти полстраницы, вы останавливаетесь. В приделах этого тренинга, давайте так работать с серией коротких текстов. Дальше вы можете писать как угодно. Насчёт постов в блог – не пишите посты прямо в блог, а создайте отдельный вордовский файл и пишите туда, а потом берёте пост из этого файла и публикуете его где угодно. Это должно быть оформлено, как некая книга, как единый текст. Например, написали пост и ещё надо дописать чего-то на пол страницы, значит, вы садитесь, и пишете начало следующего поста.


Если у вас долго висит какой-то незаконченный текст, то он из вас сосёт энергию. Так у меня было с романом «Газетчик». Я не знаю, хороший это роман или плохой, и мне в принципе это не важно. Я сделал это для себя: написал, закрыл и теперь он мне не мешает. Много лет он висел. Не знал, как его написать, то ли пьесу, то ли сценарий, но написал роман, закрыл эту тему и мне не надо больше к этому возвращаться. Поэтому, если есть незаконченная тема, то лучше сесть и дописать.


Конечно, написанное вами будущее на самом деле будет не таким. Ваша задача в каком-то смысле обманывать себя. Это нормальная ситуация, когда вы рисуете себе картинки и ими себя притягиваете. Не забудьте про награды, которыми вы будете себя награждать каждый раз за сделанную работу.


Очень важно, что все эти мотивационные вещи срабатывают не всегда. На самом деле они срабатывают только тогда, когда вы и так хотите писать. Если желания писать нет, то заставить себя написать сценарий не поможет и шоколад «Алёнка». И ваша задача в случае, если вам надо написать, но вы не хотите, не заставлять себя хотеть это делать. Для того чтобы захотелось написать должно сойтись много-много факторов, а вот чтобы не писать, достаточно только одного. Отделяйте ваше желание писать от ваших действий. Не хочется писать – пишите нехотя. Вы не тратите время, не тратите силы на то, чтобы уговорить себя захотеть писать. Не хотите, но пишете – это и есть самодисциплина.


На время тренинга мы отключаем перфекционизм. У многих пишущих людей проблемы с перфекционизмом: «я написал первое предложение, а оно не идеальное и я буду сидеть придумывать идеальное предложение». У Пруста в романе «По направлению к Свану» первая фраза такая: «Давно я привык укладываться рано». А я слышал такую историю, не знаю, правда, или нет, что Андре Жид, которому дали почитать этот роман, прочитав первое предложение, сказал: «С наречия начинать роман нельзя». Закрыл и убрал книгу, так и не прочитав Пруста. Поэтому мы перфекционизм отключаем. И на время тренинга запрещается перечитывать написанное. То есть вы что-то написали за время тренинга и десять дней не перечитываете и не редактируете то, что написали. Дальше творите что хотите.


Теперь задание на дом: написать одну страницу текста. Если вы напишете меньше одной страницы, то доведите текст до одной страницы. Не полторы, не две, не страницу и одно предложение, не одну страницу без одного предложения – просто пишем одну страницу. Если у вас нет планов, то пишите, как вы провели это лето, или пишите историю своей жизни. Только не пишите утренние страницы в стиле Кэмерон: «я не знаю, что писать». Этого не надо. Поставьте перед собой задачу написать историю своей жизни и описывайте её. Для себя сформулируйте цель вашего текста, это может быть даже не для печати. Но по комментариям вижу, что большая часть знает, о чём будет писать. В течение суток найдите кусочек времени и напишите одну страницу вашего текста. После этого вознаградите себя. И не позднее 12 часов завтрашнего дня в комментариях напишите: «Написал одну страницу, за это сделал то-то, то-то, наградил себя так-то и так-то».


Завтра я вам буду рассказывать, как своё рабочее место превратить в место силы.


Часто от участников такого тренинга получаю вопросы типа «а можно вам показать мой сценарий». Да, можно, приходите в «Сценарную мастерскую» и будете три месяца каждую неделю показывать мне ваши сценарии. То же самое касается коучинга – записываетесь, и три месяца мы вместе с вами работаем.


Теперь готов ответить на ваши вопросы.


Если 5-го нужно сдать написанное? Как же его не перечитать…


– Если нужно сдать, естественно перечитывайте, но задание будет считаться невыполненным. Будьте же вы гибкими, друзья.


– Каким шрифтом писать или сколько знаков?


– Всё равно, каким шрифтом и сколько знаков. Задача сейчас – написать одну страницу. Если вы пишете прозаический текст, допустим статью, то у вас текст займёт всю страницу. Сколько это будет знаков? Не знаю, четыре тысячи или три тысячи знаков. Если вы пишете диалог прозаический, то это займёт больше знаков. Если вы пишете диалог сценарный, в котором идёт вначале имя персонажа, а под ним реплика, то там на одной странице примерно семь реплик уместится. Важно не объём знаков на странице, важно – одна страница. Используйте задания, которые делали до тренинга. У вас есть уже синопсис, по которому вы будите работать, дальше пишете сценарий.


– В какой программе для сценаристов лучше работать?


– Кому как удобнее. Я пользовался КИТом – очень хорошая программа, пользовался «Blockbuster» Труби, покупал у него на сайте, пользовался «Final Draft», но в итоге вернулся к «Clerk Писарь» – очень простая программа и хорошо встраивается в Word.


– А предварительная работа над структурой, героями, характерами – это мы будем делать в рамках тренинга или сразу текст писать?


– Для меня сейчас это совершенно не важно. Хотите, чтобы я с вами работал над структурой, героями, характерами – приходите в мастерскую. А здесь мы занимаемся самодисциплиной. Если вы чувствуете, что вам нужен синопсис, то вы садитесь, и пишете синопсис. Если вы чувствуете, что вам нужен поэпизодник, значит, вы пишете одну страницу поэпизодника или одну страницу синопсиса или одну страницу сценария. Мне совершенно не важно. Вы пишете то, что вам нужно. Присылать мне ничего не надо. Я никакие ваши тексты здесь читать не буду. Чтение текстов будет в мастерской.


– Должна быть страница связанного текста или это могут быть отрывки из разных разделов?


– У каждого свой текст, у каждого свои потребности. Жёстко ограничен только объём – одна страница. Если вам нужен синопсис – пишете одну страницу синопсиса, если вам нужен план – пишете одну страницу плана, если вам нужны характеры персонажей – садитесь и пишете страницу характеров персонажей. Лучше будет, если вы будете писать текст, который будет уже «текстом». Хотите начинать писать текст с конца – пишите с конца. Задача написать одну страницу текста и получить за это в подарок кусочек вафельного торта или съесть шоколадку «Алёнка».


– Буду писать полноценную книгу для предпринимателей. Написано около 30 страниц. Мне нужно начать заново? Или редактировать набранное с учетом ваших рекомендаций?


– Я ничего не говорил, чтобы что-то редактировать. Если у кого-то есть уже начатый текст, то вы продолжаете его писать дальше. Когда я говорил вам написать одно предложение, то вы должны были написать одно предложение к уже написанному тексту. Дальше вы идёте, и за эти сутки пишете ещё одну, 31-ю страницу вашего текста.


– Как начать писать пресс-релиз, чтобы первое предложение зацепило журналиста, и он прочел пресс релиз до конца?


– Ребята, пресс-релизы я не учу писать, найдите какого-нибудь специалиста по копирайтингу.


– Будет ли этот тренинг в записи? Проснулась в 3 ночи (я в Америке), чтобы послушать, но в результате каждые 15 минут засыпаю минут на 10 и половину сказанного пропустила-проспала. Очень нужна запись, пожалуйста.


– Запись будет. Ложитесь спать, не мучьте себя.


– Люди, ну включитесь в игру уже! Вам говорят – вы делаете! Это же интересно! Результат игры может быть потрясающим!


– Отлично!


– Можно ли садиться за сценарий, если вообще нет идеи, чем закончиться, но есть завязка?


– Не советовал бы это делать. Советую придумать любой финал, пусть плохой, но хоть какой-то, потом поменяете, если что. Но это не так важно на самом деле. У вас может быть очень приблизительное понимание того, чем закончится история.


– Если я сильно сомневаюсь в структуре. Все ровно начинать как есть?


– Ещё раз повторяю, что здесь я не буду учить вас структуре.


– Принципиально набирать на клавиатуре текст? Я люблю писать ручкой на бумаге, это же подходящий вариант?


– Нет, не принципиально. Пишите ручкой на бумаге одну страницу текста.


Вижу, что вопросы стали повторятся, поэтому будем прощаться с «лйтом» и начинаем фигачить с «хардкором».

Хардкорщики, встаём и начинаем приседать 10 раз. Я приседаю вместе с вами. Есть 10 приседаний!

Небольшое предупреждение, если у вас есть проблемы со здоровьем, то давайте договоримся, что это всё на ваш страх и риск. То есть, если с вами что-то случится за время тренинга, то я не несу никакой ответственности.

Проблемы со здоровьем? Покажитесь врачу.

Теперь несколько правил, которые мы делаем за время этого тренинга с 1 по 10 января. Сразу хочу предупредить, что я не диетолог, не спортивный тренер, и я не знаю, все те рекомендации, которые я буду давать, полезны они для здоровья или нет. Но я точно знаю, что они полезны для самодисциплины. Не надо мне писать и объяснять, что кофе, сахар, хлеб – это хорошо и полезно. Мы это делаем не для здоровья, а для самодисциплины.


8 правил того, что мы не делаем за время этого тренинга:

1) Не смотрим телевизор, но кино смотреть можно. Не слушаем радио. Не смотрим вертикальные сериалы, т.е. сериалы, в которых одна серия – одна история мы их не смотрим на время тренинга. Не буду объяснять почему, десять дней потерпите. Не слушаем музыку. Кто-то говорит, что не надо слушать музыку со словами, что слушать музыку полезно. Я, например, Бетховена слушаю, но на 10 дней самоограничение. Будет 10 дней поста. 10 дней тишины.

2) Не читаем новости в интернете. Не ходим по новостным ссылкам.

3) Не читаем френдленту в соцсетях.

4) Электронную почту проверяем один раз в день.

5) У кого есть порно – удаляем. Любая порнография на время тренинга запрещена для тех, кто проходит его по хардкору.

6) Не курим. За время тренинга 10 дней ни одной сигаретки. Дальше хоть трава не расти – курите, пейте, делайте что хотите. Тяжело держаться? Идите в магазин, покупайте книгу Аллена Карра «Легкий способ бросить курить», прочитайте её и на следующий день вы бросите.

7) Не пьем спиртное. Даже пиво и даже безалкогольное. Не будем себя обманывать. А вот на Старый новый год можно – это уже 13-е и это за приделом тренинга.

8) Не пьем кофе. Не едим сладкое. Не едим хлеб. Торт – это сладкий хлеб, поэтому торты не едим.

Я делаю всё, то же самое. Я прохожу тренинг вместе с вами. Если среди вас есть ребята суперхардкорщики – убирайте мясо на время тренинга. Не вступаю в дискуссию о том полезно вегетарианство или не полезно вегетарианство. Я не суперхардкор, я просто хардкор, поэтому сам я мясо буду есть.


Чем мы всё это заменяем?

1) Подъем на один час раньше. Например, если вы в каникулы встаёте в 9 утра, значит, завтра вставайте в 8.

2) Ледяной душ.

3) Стакан теплой воды с медом и лимоном. Если аллергия на мед или повышенная кислотность желудка – просто стакан тёплой воды.

4) Пробежка. Дистанция у каждого своя. У меня сейчас норма 13 км каждое утро.

За каждое послабление – штраф. Переводите 100 рублей на доброе дело, с которым вы не согласны. Я себе штраф больше назначил – 1000 рублей. Один раз уже заплатил за рекламу конкурирующей киношколы. Это и для индустрии хорошо, и мне больно.


Ваши вопросы по хардкору.


– Если едешь в машине, радио слушать можно?


– Нет, нельзя. Слушайте аудиокниги, аудиоуроки по английскому или французскому языку.


– Пробежка, если за окном – 45?


– Тяжело. Будет холодно. Если бегать запрещено врачом, не делайте этого, с ума не сходите. Я сегодня бегал, на улице было -15. Будет -30, побегу при -30.


– Есть хлеб нельзя?


– Да, всё мучное: блины, пельмени и т. д.


– А компьютерные игры можно?


– Нет. Не играем в компьютерные игры.


– А бегать обязательно утром, если каждый день просыпаешься в разное время?


– Бегать обязательно утром. Наша задача просыпаться в одно и то же время.


– А чай пить можно?


– Можно.


– Если грудной ребенок, можно без пробежки?


– Подстраивайтесь под свой ритм жизни. Если не можете что-то делать, так и не делайте. Я предупреждал, что будет жёстко. У меня тоже ребёнок, ему 3 года сейчас. За последние три года я много всего сделал, и сделано это было в однокомнатной квартире с ребёнком, который находится всё время рядом.


– Если твоя работа – новости? Самоликвидироваться?


– Если вы по работе должны смотреть вертикальные сериалы, что делать? Смотреть вертикальные сериалы, не с работы же увольняться. Если ваша работа каждый день 3—8 часов находиться в соцсетях, значит идёте и делаете её. Просто это задание с себя снимаете. С ума не сходите по этому поводу. Старайтесь из заданий взять по максимуму – получается, значит получается, не получается, значит не получается.


– На пробежке можно музыку слушать?


– Это, пожалуй, единственное исключение, которое я бы сделал на самом деле. Если кому-то нужна музыка, чтобы бегать, то бегайте под музыку. Но советую убрать музыку со словами и слушать, например транс или классику. Под такую музыку вы сможете думать, и к вам будут приходить очень крутые идеи. Музыка со словами будет вас отвлекать и вытягивать из вас ресурсы, даже если это будут английские слова.


– Можно заменить пробежку йогой? Не могу бегать с грудным ребёнком.


– Если есть какие-то обстоятельства, по которым вы не можете бегать, то не бегайте, убиваться не надо. Но йога пробежку не заменяет. Просто убираете это задание и не делаете. Значит, вам не надо хардкор проходить.


– Вместо пробежки другая физическая нагрузка подойдет?


– Нет, не подойдёт. Но, если вы никогда не бегали и не знаете, как это делать, то потратьте час времени, найдите в интернете книгу Пири «Бегай быстро и без травм». Она читается за час. И советую найти видеоролики о том, как правильно ставить ногу при беге. Для начала подойдёт любая форма, а если дальше будете серьёзно бегом заниматься, то вложитесь в оборудование, найдите себе нормальные кроссовки без пятки с тонкой подошвой. И самое главное не ставьте ногу на пятку при беге, убьёте себе колени. Один раз пробежите и больше не сможете. Я у себя в ФБ выкладывал ролик буквально 30-ти секундный, где бежит директор телеканала «Дождь» Наталья Синдеева, так вот она там правильно ногу ставит. Посмотрите.


– А сексом можно заниматься?


– Можно.


– В -45 можно на тренажере?


– Просто отказывайтесь от этого задания и не бегаете.


– На работе (кафе) музыка играет и её не выключить, как быть?


– Да, сложно. Музыка будет съедать ваши ресурсы. Но я бы уволился с такой работы.


– Ваши трансляции будут ежедневно в 12 по мск? Или время будет меняться?

Это важно для планирования дня.


– Трансляции будут ежедневно в 12 по Москве.


– Я правильно поняла, что почту электронную тоже не читаем?


– Почту читаем один раз в день. Если соцсети нужны по работе, то вы идёте и работаете, делаете всё что вам надо. После выполненной работы вы из соцсетей уходите.


– А можно с музыкой как-то помягче? У меня каждый день оплаченные уроки музыки, час в день.


– Конечно можно. Для вас можно. Естественно, если вы занимаетесь музыкой, то вы занимаетесь музыкой, если занимаетесь соцсетями, то вы продолжаете заниматься соцсетями.


– Чем заменить Чайковского, Моцарта? Может, есть идеи?


– А вы слушаете Чайковского и Моцарта с утра до вечера? Вы 10 дней без этой музыки не продержитесь?


– А награждать себя кусочком тортика можно?


– Вы уходите из хардкора в лайт.


– Контрастный душ подходит?


– Ради бога. Можно всё что угодно. Но задание чёткое – должен присутствовать при этом ледяной душ.


– Читать соцсети нельзя, а писать в ФБ можно?


– Писать в ФБ можно.


– Вместо кофе пуэр можно или исключить все стимуляторы?


– Задача тренинга не приучить вас к здоровому образу жизни, а приучить вас к самодисциплине. В следующем потоке по самодисциплине я, например, исключу чай, а кофе оставлю.


– А где нужно отметиться, чтобы остаться на хардкоре?


– Отмечаться нигде не надо, надо просто приходить.


– Медитации с мантрами можно?


– Можно.


– Можно ли заменить пробежку велосипедом?


– Нет, нельзя. Если можете ездить на велосипеде, значит, можете и бегать.


– Можно ли читать книги?


– Где у меня сказано, что нельзя читать книги?


– То есть если я встаю в 4 утра, то вставать в 3? Можно хотя бы на 30 минут раньше, не на час?


– Вам Елена, можно продолжать вставать в 4. Просто уже хардкорнее некуда.


– Можно не пробежка, а выгул собаки и смотреть концерт Венского филармонического оркестра?


– Нет, нельзя. Для вас ограничение – 10 дней не смотреть концерт Венского филармонического оркестра.


– Ну вот, определилась, в хардкор не пойду пока, выберу лайт. Так честнее по отношению к себе сейчас.


Моя задача на самом деле отпугнуть от хардкора тех, кому это не надо. На сегодня всё. До конца хардкора досидело 280 человек. Встречаемся завтра в 12—00. Пока-пока.