Рождественка – Кузнецкий Мост -Неглинная
Стоп 1
Театральный проезд, 3. Центральные бани
Начнем нашу сегодняшнюю прогулку с Театрального проезда. Перед нами два здания – дома № 1 и № 3. В 1893 году фабрикант Хлудов открыл здесь Центральные бани. Поначалу бани называли Хлудовскими или Китайскими (понятно почему, оглянитесь назад, и вы увидите кусочек Китайгородской стены). Если Сандуновские бани считались парадными и престижными, куда приходили понежиться, себя показать, на других посмотреть, то сюда приходили непосредственно помыться. Но и здесь зачастую можно было встретить какую-нибудь знаменитость. Владимир Танеев, брат известного русского композитора, рассказывал своей матери: «Видел наконец вашего Толстого». – «Не может быть, где?» – «В Центральных банях», -«Ну и как он?» – «Ах, как же он безобразен!».
Центральные бани
После смерти Хлудова бани перешли его четырем наследникам. Те не хотели довольствоваться вторым местом среди бань и всячески старались догнать и перегнать Сандуны. Так, благодаря этой «погоне» в Центральных банях появился и первый в Москве бассейн с прозрачной крышей, и первая механическая прачечная.
С революционным временем связана история о хлудовском золоте. Еще до Первой мировой войны Хлудовы заказали три золотых и сорок серебряных тазиков. Войну тазики переждали в банке, куда их сдали на хранение. А когда на горизонте замаячила революция и Хлудовы готовились к эмиграции во Францию, тазики из банка забрали и отдали доверенным работникам, чтобы те их спрятали до поры до времени. Как вы понимаете, время золотых тазиков так и не настало. В советский период велись активные работы по их розыску: простучали все стены и потолки в банях, но так ничего и не нашли. А в 2005 году вдруг объявился потомок работника, спрятавшего тазики, и рассказал, что их закопали в колодце на Волхонке, а также сказал, что если клад будет найден, то он отказывается от своей доли в пользу… Как вы думаете кого? Вечного соперника Хлудовских бань – Сандунов.
В советское время бани продолжили свое существование и дожили аж до 1990 года.
Теперь осмотрим сами здания. Архитектором комплекса стал Семен Эйбушиц (запомните это имя, сегодня мы с вами увидим еще одно его творение, самое выдающееся). А помогал ему его ученик, молодой Лев Кекушев, который впоследствии стал первым архитектором московского модерна.
Когда Эйбушиц спросил у заказчика Хлудова, какими он видит бани, тот ответил: «Сказочными и пышными! Ты, главное, работай, а я подскажу».
Левое здание, под номером 3, – единственное, что осталось от банного комплекса, если не считать верхней пристройки, сделанной позднее. А правое здание, под номером 1, не сохранилось вовсе, сейчас на его месте уже современная постройка. А оно-то как раз и было главенствующим. Теперь мы можем увидеть его лишь на фотографии.
До открытия Центральных бань это место было известно тем, что здесь располагалась гостиница «У Дюссо», описанная во многих литературных произведениях. Очень престижная гостиница, но был в ней один недостаток. На фасаде здания на западный манер вывешивали фамилии постояльцев, поэтому остаться инкогнито не представлялось возможным. Достоевский сбежал из «Дюссо» под натиском кредиторов. Каренина, поселенного в «Дюссо» легкой рукой Толстого, тоже очень раздражали непрошеные визитеры. Еще одно событие прославило «Дюссо» – здесь в 1882 году «официально» умер генерал Скобелев.
Главное здание Центральных бань (утраченное)
На самом-то деле он умер от сердечного приступа в объятиях девицы легкого поведения в номерах гостиницы с сомнительной репутацией «Англия» в Столешниковом переулке. Но разве можно было допустить такую бесславную смерть для героя России, которому будут ставить памятники и чьим именем назовут улицы, площади и даже города. Вот его тело по-тихому и переправили в «Дюссо», где он числился в постояльцах.
Театральный проезд
Вы не задумывались, почему Театральный проезд? Не улица, не проспект, а именно проезд? Когда-то подъезд к Большому и Малому театрам со стороны Лубянки был затруднен из-за реки Неглинки, в 1819 году ее убрали в коллектор, и путь стал свободен. А поскольку в театр пешком не ходили (это считалось моветоном, даже если ты жил в непосредственной близости ), а ездили в экипажах, то дорога к театру стала называться не улицей, а проездом. Театральным проездом.