САКРАЛЬНЫЕ ЛАНДШАФТЫ ЕВРАЗИИ
Термин «ландшафт». Что касается исходного термина «ландшафт», то, как указывается в энциклопедии: «… впервые слово ландшафт прозвучало в IX веке в трудах монахов Фульдского монастыря в Германии. Монахи монастыря при переводе с латыни «Евангелической гармонии» богослова Татиана заменили латинским словом regio – район, страна на lantscaf, что в значит как «единая священная земля, единой паствы (~ земля обетованная), территория, упорядоченная, согласно общегерманскому плану; форма, соответствующая содержанию, которое суть благодать, нисходящая на «братьев и сестер во Христе»8. В дальнейшем это понятие постепенно трансформировалось, приобретая значение, далекое от первоначального смысла, а именно: социально-географическое, а во многих случаях, территориально-административное.
«Ландшафт укладывается в рамки административно-территориального и административного понятия.» 9
С исходным географическим термином «ландшафт» связаны другие близкие по смыслу термины: «культурный ландшафт», а также «исторический ландшафт», «сакральный ландшафт», «сакральное пространство», «сакральная география».
Сакральный ландшафт является аспектом, компонентом и вариантом культурного ландшафта. Поэтому антропологическая составляющая сакрального ландшафта есть результат интеллектуальной и духовной деятельности людей по организации, управлению обликом природных географических ландшафтов. Управляющее воздействие людей на природный ландшафт в процессе его сакрализации выражается наделении природных или рукотворных объектов его составляющих необычными качествами (священным содержанием). Сакральное оказывается невыразимо по своей природе и может быть приближено к природе человека через символ. Общение с сакральным требует особых церемоний, которые придают человеческой деятельности особый смысл.
Что касается этимологии слова «ландшафт» его значения в разных языках, то, например, наиболее насыщено идеями о знаково-символической функции пространства понятие ландшафт в польском языке. Ландшафт – (по-польски ландшафт – «крайобраз»), состоящий из множества символов, запечатленных в искусстве, живописи, народном фольклоре.
В этом аспекте интересно, что не кто иной, как Герберт Спенсер трактовал красоту сельских видов как "забытую полезность", ссылаясь на то вроде бы верное наблюдение, что утилитарные объекты из прошлых эпох становятся эстетическими в последующих. Поэтому «крайобраз» – это, прежде всего, система знаков, которые субъективно воспринимаются людьми. Сакральный ландшафт вписан в пространство человеческой хозяйственной деятельности древности, о чем сегодня свидетельствуют археологические памятники: в сибирской тайге скалы с рисунками расположены в местах промысла, погребальные долины – рядом с традиционными пастбищами. Эти памятники и создают ту систему знаков, которая формирует пространство воображаемого и ментальную карту территории. В результате, одной из важнейших функций сакрального ландшафта становится территориальная идентификация конкретных социальных групп населения. Для реализации этой функции веками разрабатывались конкретные функции.
Так, анализ термина и понятия «сакральный ландшафт» с позиций ландшафтоведения, выявляют то, что он является продуктом интеллектуальной человеческой управленческой деятельности. Иными словами, сакральный ландшафт – это географическое пространство, сформированное духовным человеческим опытом, т.е. одухотворенное, воображаемое, символически маркированное земное пространство. Сакральный ландшафт как земное пространство, и как социокультурный феномен обладает специфическим набором качественных характеристик или свойств.
Понятие «сакральный ландшафт». Согласно разработанным под эгидой ЮНЕСКО типологиям ландшафтов, существуют два основных типа ландшафтов на нашей планете: естественно-географические и культурно-исторические. В научной10 и художественной (эссеистика) литературе в качестве разновидности культурно-исторического ландшафта сегодня упоминается виртуальный и во многом пока загадочный – сакральный ландшафт. Как же чаще всего представляется сакральный ландшафт в современной эссеистике?
Вот одно поэтическое описание экспедиции Н.М. Пржевальского в Лхасу, которое, способно приблизить нас к пониманию сути понятия «сакральный ландшафт»:
«…Блестящий мираж Поталы взмывал перед его отрядом в колыхании монгольских равнин. Верблюды сбивались с шага, проводник в ужасе закрывался руками. Вновь стекалось к зениту время. Караван медленно пронизывал гипнотическое гобийское марево…»11
А вот и другое описание:
«…Дух захватывает, когда вырвавшись из обыденности серых улочек, всходишь на холм и взглядом обнимаешь торжественное великолепие золоченных глав ансамбля Троице-Сергиевой лавры. Сказочным праздником смотрится многообразие форм бело-розовых башен Иосифо-Волоколамского монастыря среди моря зелѐных трав и изумрудных зеркал монастырских прудов…»12
Из обоих описаний следует, что ядром понятия "сакральный ландшафт", является миф ландшафта, который указывает на интеллектуальную тенденцию сакрализации ландшафта. Эта тенденция активно проявляется в исследованиях метафизики ландшафта и поэтики места, предполагающих множественность форм осмысления естественно-географических земных пространств (М.С. Уваров13, А.В. Подорога 14, Спивак Д.Л.15др.).
В это связи стоит вспомнить, что одними из первых на множественность форм осмысления географических ландшафтов обратили внимание семиотики, в частности один из её отцов-основателей семиотики Ч. Моррис (1938, 1946)16. Именно семиотикам принадлежит мысль о том, что благодаря своей конечной природе, ландшафты (пространства) способны к одновременному существованию во множественном числе. Иными словами, ландшафты могут образовывать системы и подсистемы. Для этого необходимо управляющее интеллектуальное человеческое воздействие на природные ландшафты.
Какое же место занимает сакральный ландшафт в системе природных ландшафтов? Сакральный ландшафт является виртуальной частью географического пространства и частью культурного ландшафта. Для того, что бы яснее представить место, которое занимает понятие «сакральный ландшафт» в ландшафтоведении, обратимся к типологии ландшафтов, разработанной ЮНЕСКО.
Это типология культурных ландшафтов, которая была создана в системе понятий, используемых в Руководящих указаниях (Руководящих указаниях ЮНЕСКО), на основании принципа историчности. В этой типологии выделяются следующие ландшафты: промысловые, сакральные, заповедные, мемориальные, реликтовые и ископаемые. Согласно документам ЮНЕСКО, ископаемые ландшафты, как правило, представлены памятниками археологического или палеонтологического наследия. Это могут быть остатки древних городов, курганные комплексы, оазисы древних или сменивших географический ареал культурных общностей, сформировавших облик ландшафта, но безвозвратно ушедших или утративших функции носителя культурной традиции. Ископаемые ландшафты, как правило, являются областью исследований археологов и палеонтологов. По сути дела, это реликтовые ландшафты. Это могут быть остатки древних городов, курганные комплексы, иные оазисы древних или сменивших географический ареал культур, сформировавших облик ландшафта, но безвозвратно ушедших или утративших носителя культурной традиции. Однако в отечественной научной лексике понятие «реликтовый» имеет несколько иной смысл и отличается от понятия «ископаемый», что имеет важное содержательное значение для концепции Всемирного наследия17. Поэтому, в документах ЮНЕСО понятие «сакральный ландшафт» логически связано с понятием «культурный ландшафт».
Окружающая нас среда стремительно меняется. Изменения сказываются во всём. Изменения касается климата и антропогенного влияния, которые оказывают трансформирующее воздействия на исторические и древние, включая сакральные ландшафты Сибири, Прибайкалья, Забайкалья и Верхнего Приамурья, наиболее значимую часть которых составляют памятники археологии.
К памятникам всемирного наследия, которые сегодня формируют сакральный ландшафт Евразии, включая Сибирь, Забайкалья, верхнее Приамурье и др. районы Азии, относятся очень разнообразные по содержанию и смыслу монументы древней истории. Эти монументы или монументальные комплексы являются системообразующими для сакрального ландшафта.
Как же складывается система древнего сакрального ландшафта? Что же именно образует ядро сакрального ландшафта? Таким ядром, т.е. маркёрами сакральных ландшафтов, как правило, являются скальные святилища (скалы с рисунками, расположенные в местностях, которые можно назвать «горные храмы». Иными словами, это памятники наскального искусства, стелы, комплексы почитавшихся в древности плиточных могильников, древние храмовые сооружения, крепости, некоторые поселения и др.
Сам же археологический факт наличия сакрального ландшафта деревней Евразии устанавливается с помощью археологических раскопок, изучения памятников наскального искусства, этнографических, исторических и археологических реконструкций. Большой вклад в реконструкцию и исследование сакральных ландшафтов внесли в археологическом смысле работы А.П. Окладникова, Э.Б. Вадецкой, (археологический, исторический и историко-культурный), В.Е. Ларичева, Л.С. Марсадолова (астроархеологический) аспекты18.
Разумеется, исследования сакральных ландшафтов древней Евразии во многих аспектах носит реконструктивный характер. В связи с этим, требования научной объективности и аргументов в пользу того, что сакральный ландшафт, действительно существовал, некоторые археологи ставят под сомнение сам факт его существования.19 С целью рассеять эти сомнения, обратимся сначала к анализу понятия «ландшафт» и тех его свойств, которые превращают географическое пространство, например, в «культурный», или в «сакральный» ландшафт.
Сакральный ландшафт – это антропологическая составляющая ландшафта, важный результат интеллектуальной и духовной деятельности людей в создании его облика. Сакральный ландшафт – это часть более крупного социокультурного образования – культурного ландшафта, как части земного рельефа, жизненной среды большой самосохраняющейся группы людей. Пространство сакрального ландшафта одновременно цельно и структурировано, содержит природные и культурные компоненты, освоено утилитарно, семантически и символически.20 Кроме того, сакральный ландшафт – это также географическое пространство, сформированное духовным человеческим опытом, т.е. одухотворенное, воображаемое географическое пространство, а, следовательно, управляемое человеком.
В социальной психологии управление понимается как функция систем различной природы. Эта функция призвана сохранять систему (например, сакральный ландшафт); поддерживать режим его существования в исторической перспективе, реализовывать заложенные в нём как социокультурном феномене программы. Такими социальными программами могут быть этническая интеграция, трансляция ценностно-нормативных систем из поколения в поколение, виртуального (основанного на мифологии и легендах) поддержания баланса сил в природе и обществе и др. Для реализации социальных программ используются разнообразные социальные технологии и методики моделирования сакральных пространств, получившие широкое распространение в традиционной культуре.
Тот факт, что сакральный ландшафт есть результат интеллектуального воздействия, т.е. результат управления человеком географической средой, позволяет изучать социокультурный феномен «сакральный ландшафт» как одну из возможных аллоформ (подобий, вариантов) социотехнической системы21. Для интеллектуального управления и организации этой системы существовали специальные технологии. Полагаем, что процесс формирования сакральных ландшафтов на просторах древней Евразии может быть рассмотрен как специальная социальная технология или даже система таких технологий.
Наши идеи о социальных технологиях интеллектуального управления процессом формирования и использования, сакральных ландшафтах древней Евразии основываются на работах Г.П. Щедровицкого и О.И. Генисаретского.22 В работах Г.П. Щедровицкого и представителей его школы высвечивается социальнодеятельностное понимание термина социотехническая система23, а не изучается их «поточное состояние». В зависимости от того, в каком теоретическом контексте употребляется понятие «социотехническая система»: социально-экономическом, инженерно или организационно психологическом, разработчиками теории акцентируется какой-то один аспект существования этой системы. В контексте исследования социокультурного феномена сакральный ландшафт для нас важен его социально-технологический аспект.
Понятие «социотехническая система» возникло в теории, сначала организационной, а затем и инженерной психологии24. В инженерной психологии системотехнические представления соответствуют тем предметным моделям деятельности (поведения человека), в основу которой положен принцип «поточной системы»25. В полной мере этому принципу удовлетворяют только стимульно-реактивные (S – R) схемы поведения того или иного вида, разработанные в русле бихевиоризма.
Обзор научных концепций и теорий, получивших сегодня распространение в ландшафтоведении, свидетельствует, что сакральный ландшафт, как разновидность более общего понятия «культурный ландшафт», может быть исследован с позиций нескольких научных подходов (мирсистемного, культурологического, семиотического, археологического, этнографического и др.). Забегая вперед, укажем, что все названные выше подходы к изучению социокультурного феномена сакральный ландшафт, могут быть использованы в качестве методологического принципа идеализации, а в дальнейшем, и моделирования изучаемого явления. Все они задают онтологическую картину соответствующей действительности – способу интеллектуального воздействия древнего человека на географические пространства.