Вы здесь

Сага о предпринимателе. Повесть о женщине и бизнесе. Магелланово путешествие. Ледяная ловушка… (Ирина Джерелей)

Магелланово путешествие. Ледяная ловушка…


24 апреля 2013 года, среда. Мой бизнес – это путешествие Магеллана. Я каждый день еду открывать новые территории, новых людей, новые ситуации. Я еду не за деньгами, а за впечатлениями. Один мой знакомый сказал, что весь процесс жизни затеян ради эмоций. Наверное… Трудно, страшно и всё же увлекательно выбиваться из наезженной колеи и каждый день осваивать этот мир заново. И что, как не предпринимательство, даёт такую возможность? Наверное, других путей нет.

Обычные путешествия – за деньги, с комфортом в пять звёзд, где всё включено, слишком регламентированы. Один раз интересно, а дальше всё известно до мелочей. В бизнесе лично для меня ничего не известно. Романтика моих дорог – в их непредсказуемости. Открытые берега Магеллана после монотонного созерцания океана – это мои новые впечатления после преодоления нечеловеческой усталости, страха и апатии, после мыслей о неприбыльности и бессмысленности моей работы.

Сегодня почти лето. Распускаются цветы и почки на деревьях. А я вспоминаю случай, когда мы на своей легковушке пробирались с водителем через заснеженный перевал. Время было послеобеденное, повалил снег, температура нулевая. Дорога, с утра расчищенная и присыпанная песком, стала подмерзать, и чувствовалось, что тормозить нельзя – сразу занесёт, ехать надо было только на скорости. Да и не только чувствовалось – в кювете мы увидели внедорожник «Тойоту», а дальше – старенькие «Жигули» с лысой резиной. Первая, скорее, всего, превысила скорость, а второй просто не удержался на скользком покрытии, и его снесло.

Монотонно двигающиеся дворники стали обмерзать, видимость через лобовое стекло снизилось. Мы в тот день спускались с затяжного подъема, стараясь не разгоняться, водитель тормозил скоростью. Навстречу поднималась огромная фура, и в какой-то неуловимый момент водитель фуры потерял сцепление с дорогой, его красномордая кабина ушла на обочину и, въехав в насыпь, заглохла.

Тентованный прицеп высотой в несколько метров с многочисленными двойными колёсами начал складываться, его зад медленно и неумолимо стало заносить навстречу нам, перекрывая дорогу поперёк. Еще несколько секунд, и наша машина, которую тоже фактически несло по обледеневшей дороге, с ним встретится. Выход был один – двигаться вперед и не тормозить. Уйти в сторону означало слететь в глубокий кювет. И мы двигались навстречу прицепу, а он – навстречу нам.

Была во всём этом какая-то дьявольская безысходность, предопределённость, что ли… Я в тот момент видела только гору железа, которое должно было нас смять. Посмотрела мельком на водителя: его глаза остекленели, костяшки рук побелели, кожа на лице стала желтоватой. А когда снова перевела глаза на дорогу, успела заметить, что угол прицепа на секунду замедлил своё неумолимое движение, мы прошли от него в нескольких сантиметрах.

Дорога была впереди свободна, наш автомобиль продолжал двигаться, так и не притормозив. Когда я оглянулась назад, прицеп стоял поперек трассы. Его движение прекратилось.

Да, это случайность, от которой не всегда можно уберечься. И лучше бы таких случайностей не было: и так слишком много работы для наших ангелов-хранителей. В такие моменты я понимаю, что в реальной жизни гораздо больше экстрима, чем во всех фильмах-боевиках, вместе взятых.

И это настоящий экстрим, не придуманный уставшим от сюжетов умом сценариста. Экстрим-мгновение, в конце которого может быть смерть. Всё, на самом деле, слишком серьёзно.

Дорога не прощает «авось»…


***

…Сегодня я продолжаю писать свои записки. Все время думаю о работе с клиентами. Понимаю, что процесс такой работы имеет определенные закономерности. В первый момент – момент предъявления – мои будущие клиенты раздраженно молчат, часто делают вид, что им некогда, даже намеренно отворачиваются или грубят. На этот микроскопический отрезок времени – пять минут для знакомства – у них для меня в личном пространстве действительно времени еще нет.

Я тоже так себя веду, когда вижу незнакомого мне продавца:

– Что за птица, что ему от меня надо? Мне некогда!

Уровень доверия – ноль. Пустить к себе в кабинет? С трудом.

– Это моя территория, а ты чужак! Убирайся вон! Ты крадёшь мое время!

В такой момент нельзя настаивать, это может испортить будущее впечатление. Я часто слышу возмущенные разговоры некоторых своих постоянных клиентов о том, как новый менеджер конкурента настойчиво убеждает что-то купить, и они покупают, чтобы побыстрее отвязаться от него и приступить к работе. Доктора – люди вежливые, да и пациент может уйти к другому врачу. Да, контакт состоялся, но это минус-контакт, с напряженным будущим.

Конечно, у таких менеджеров будут покупатели, которые к ним скоро привыкнут. Но опыт подсказывает, что не более полугода. Денежный поток все равно остаётся вялым, доктора не хотят тратить лишние средства и брать впрок, у них все рассчитано. Это их личный бизнес. А у амбициозных менеджеров работа нацелена на прямой результат и постоянный рост прибылей. Со временем такая работа – без роста – потеряет для него смысл, он уволится.

Мне нужно иметь много мужества чтобы не видеть в работе исключительно денежные цели. Конечно, отсутствие денежного потока вызывает огромную тревогу, я понимаю, что это потери. Но, возможно, я несколько отличаюсь от категории обычного бизнесмена. Даже при прямых потерях моё внимание нацелено не на карман клиента, а на его личность:

– Кто ты? Как себя поведешь в ситуации? Какие у тебя реакции, мимика, эмоции?

И эта моя заинтересованность настолько явная, что мой собеседник скоро перестаёт меня бояться.

Привыкание идет долго, иногда до года. Я захожу, спрашиваю, есть ли необходимость в моём товаре, ухожу. Я здороваюсь со всеми медсёстрами и регистраторами клиники, и скоро меня узнают в лицо. Я захожу в дверь так, как будто здесь работаю. И так оно и есть, потому что я или мой представитель появляемся всегда в одинаковые, заранее оговоренные мной, дни.

Я похожа на почтальона, который приходит в одно и то же время, приносит газеты, письма и новости. Я – своя. И это самая увлекательная игра жизни из всего, что я знаю. При таком отношении ко мне меняется отношение клиента к деньгам. Их уже не так жаль для меня, потому что я действительно своя, хорошо знакомая и безопасная и приношу нужные вещи.

Сегодня один приветливый молодой доктор сказал виновато:

– Вы всегда к нам заходите, а мы ничего не берём… Мы вас обижаем, наверное…

Я, конечно, заспорила:

– Что, вы, доктор, это моя работа…

Дальше пошли словесные реверансы. Это был обычный ритуал. На самом деле, мне было очень приятно.

Есть такие доктора, которые не привыкают вообще – делают вид, что не замечают. Но это не значит, что не заметят потом. Сам процесс непредсказуем. Просто наступит момент, когда они подойдут и начнут со мной разговаривать. И мне нужно сделать всё, чтобы они поняли: так будет всегда, это привычно и несложно для них – как и для меня. Это просто работа…

Магелланово путешествие, дорога длиной в жизнь, Магеллановы облака, огромный неповоротливый звездолёт, продирающийся сквозь скопление астероидов в черном космосе. Кто же мы, предприниматели? Открыватели новых галактик? Или новая галактика – это параллельный мир, который всегда рядом, стоит только на него посмотреть более пристально?