ГЛАВА 11 ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ
Великий князь Святослав возвращался в Киев, который он никогда не любил и не считал своим. На этот раз, между делом ему сообщили о том, что земли кривичей, так мало его волновавшие и интересовавшие до сих пор за несколько лет преобразились.
Когда он спросил своих бояр, что же там такое произошло, объясняли по-разному. Говорили, что сам бог спустился на землю и все у них устроил. Другие твердили, что невесть откуда появился варяг именем Рогволод, и все переменил на этих землях. А когда литовские послы пожаловали к нему с жалобой на утеснения кривичей и полоцкого князя, расхохотался Святослав.
– Должен ли я ушам своим верить, что вас, забияк первых, мои кривичи бьют. Видно, к ним и на самом деле сын бога пожаловал, если вы про такое говорите.
И он пообещал сам завернуть туда и посмотреть, что же там творится
Тревожно заговорили и воеводы его (своих бояр Святослав никогда особенно не слушал). Они твердили, что объединит все разрозненные земли Рогволод, а это может быть опасно.
– О какой опасности твердите вы, – резко повернулся к ним князь, – не верю я ни в какую опасность, и ни в какую угрозу его. Кем бы ни был, сей воин, не посмеет он против меня выступить, а если посмеет, тогда и увидим, насколько он силен, нам не привыкать сражаться. Ничего не сказал больше князь и их разговоры он оборвал одним махом. Но он еще больше захотел взглянуть на то, что там в это время происходить может. Все знают, только ему одному ничего не ведомо.
Ничего не боялся в этом мире князь Святослав, ни воинов могучих, ни богов хитрых, ни Дьявола самого. Если что-то тревожило и пугало его – судьбы сыновей. Сколько раз на пиру княжеском пристально смотрел он на Ярополка все время в Киеве с бабкой своей остававшегося. Он думал об Олеге, которого к древлянам отправил. Иногда он думал, что если в одном из походов ему придется голову сложить, что с ними тогда будет. Правда, варяги есть при них. Свенельд, его обучавший в свое время жив и невредим, и он будет служить и сыну его верой и правдой, более преданного учителя не знал он никогда. Но слишком малы сыновья его, и даже не в возрасте дело, не смогут они противостоять, если кто-то захочет черной тучей на них обрушиться, а то и лбами их столкнуть. Если и на самом деле заявится варяг, о котором говорят они, то не устоять им против силы такой, ни за что не устоять против него, не смогут они защитить свои земли. Потому он и отправился на земли кривичей, чтобы самому убедиться в том, каков тот, кто наделал так много шума. Может это просто выдумки про бога, на землю спустившегося. Но в душе его должно установиться спокойствие, чтобы об иных делах подумать можно было без спешки. Если они не преувеличивают, то ему следует о своем сыне позаботиться, чтобы Киев в надежных руках был, а этот полубог не врагом, а защитником его оказался. Пока все в его власти, и он сделает так, как нужно ему самому.
№№№№
Святослав оглянулся вокруг. Он явно кого-то искал, но не находил, и это его разозлило.
Бес, так часто возникавший, стоило о нем только подумать, в последнее время исчез куда-то. Это показалось князю тревожным знаком. Князь не особенно доверял духом, считая общение с ними пустой забавой. Исключение он делал только для этого типа. Мефи был полезен больше, чем любой из его воевод. Он готов был даже мириться с его вредностью и вечными упреками.
Но если ему что-то узнать нужно было из потаенного, только он один и мог о том поведать. Конечно, ему нельзя было полностью доверять, иногда, на что-то обидевшись, он поступал как раз наоборот. А при этом еще и издевался, как ни в чем не бывало, шутил и развлекался, не заботясь о князе самом. Но Святослав за долгие годы убедился, что в минуты, когда настоящая опасность ему грозила или если у него было хорошее настроение, то он был неоценимым помощником.
Святослав научился ценить этого духа, и сокрушался о том, что его не было рядом. Вот и теперь, когда ему нужно было точно узнать, что же там происходит, кто кроме него ему мог всю картину точно обрисовать, чтобы со знанием дела к своим вассалам явился он. Но князь его не видел и решил, что тот либо обижен на что-то или, что еще хуже, нашел себе более достойного князя. И решил около него покрутиться.
– Все против меня в последнее время. Но нужно отправляться, время не ждет.
Хотя и после этого решения, какое – то время он еще провел в Киеве.
№№№№№№
Бес и на самом деле пока оставил Святослава. Он решил, что слишком к тому привязался, а этого он не хотел допускать, даже к такому распрекрасному властелину нельзя было относиться слишком серьезно, не в его это правилах. Но самое главное – тот вообще никак не ценил такой привязанности. Вот пусть без него и обходится.
В то время сам Перун обратил внимание на Рогволода и ему следовало какое-то время с ним провести, пока не устроится и не получит от Громовержца дальнейших указаний. Но самое главное, все там происходящее ему и самому стало интересно. Ведь Рогволод с самого начала не был ему чужим. Походы и схватки Святослава, его поразительная выносливость – все это стало обыденным, ему было необходимо что-то новенькое. И он специально оставил того на время. Тайно полагая, что тот должен вспомнить обо всем и оценить по заслугам. Он знал, что Святослав уже его искал, бесята ему донесли, сказали и о том, что он к кривичам собирается.
– Он обычный смертный, только прикидывается каменным, – самодовольно усмехнулся бес, убеждаясь в том, что он все предвидел правильно. События происходят так, как ему этого хотелось.
– И все-таки я чертовски умен, – самодовольно произнес он, и несказанно рад был такому открытию.
Он вспомнил о тех, довольно давних временах, когда на берегу реки, которая впадала в море, встретил он этого сурового воина с дочерью на руках. Он прикинулся пастушком, невесть откуда взявшимся. Но воин понятия не имел о том, кто это мог быть и что он тут делает. Тогда он вообще ничего не знал об этом мире, не знал, были ли на диком берегу поблизости поселки, и откуда мог прийти к ним именно в тот час небольшой и странный паренек.
Если заглянуть в тот день, то даже он мог бы подивиться тому, как много воды утекло, как все там переменилось.