Вы здесь

США. Автомобильный путеводитель. Необходимые документы (Степан Чижов, 2015)

Необходимые документы


Понятно, что без загранпаспорта (и визы в нём) вы просто не попадёте на территорию США. Да что там, вы и территорию России не покинете, а если у вас прямой рейс, то без визы вас и к регистрации на рейс не допустят.

Без водительского удостоверения вам никто не даст сесть за руль автомобиля, но ведь есть и другие документы, о которых стоит помнить во время путешествия, да и с теми же правами есть определённые тонкости: знаете ли вы точно, нужно ли, к примеру, в США международное водительское удостоверение или нет? Даже не так – пригодится ли оно вам?

Виза




Про получение американской визы ходит немало легенд. Будто бы это невероятно сложная задача и отказывают всем подряд. В 2013 году доля отказов по американским туристическим визам для граждан России составила 10,2%. Это примерно на уровне многих западноевропейских стран и меньше, чем в большинстве стран Восточной Европы.

Сейчас, в свете политических событий лета 2014 года, может, и будут какие-то изменения – в сети начали ходить какие-то страшилки. Впрочем, ходили они и раньше, а урезáть туристические потоки пока никому не нужно, так что остаётся лишь ориентироваться на прежние данные: получить туристическую визу в США вполне реально.

Процесс получения визы США достаточно сильно компьютеризирован: вы заполняете анкету на специальном сайте, созданном правительством этой страны, туда же загружаете свою заблаговременно сделанную цифровую фотографию. Проверьте, соответствует ли она установленным требованиям – сфотографироваться без проблем можно и самостоятельно, а можно сходить в специализированную студию, где профессионалы всё аккуратно подготовят в нужном формате и дадут вам готовый к загрузке файл.

Анкета довольно подробная и затрагивает ваши персональные данные, информацию о родственниках, предыдущих поездках и нарушениях закона. Кроме того, у вас поинтересуются, где и что вы планируете делать в США и есть ли у вас тут родственники и знакомые. Есть также и вопросы на тему вашего участия во всякой незаконной деятельности (это одно из существенных отличий от европейских анкет).

Отдельно необходимо выбрать дату собеседования. Когда вы будете получать вторую визу, если с момента истечения срока действия первой прошло не более 47 месяцев, этот этап вам, скорее всего, удастся проскочить и получить визу без визита в консульство.

До завершения заполнения анкеты необходимо оплатить сборы – код транзакции необходимо будет ввести в одном из последних пунктов. Перечислить деньги можно в том числе и через интернет банковской картой. С 2013 года все туристические визы выдают на единый стандартный срок – три года.

На всём этом этапе, включая собеседование в консульстве, у вас есть две довольно чётких задачи:

• надо продемонстрировать, что вы чётко знаете, куда именно едете и что будете там делать («в Калифорнию через Нью-Йорк, там беру машину и поеду по национальным паркам осматривать секвойи»);

• необходимо показать, что у вас есть весомый повод вернуться обратно и не остаться в США (работа, родственники, важные дела).

В отличие от европейцев, американцев гораздо меньше интересует материальное обеспечение поездки. Выписка со счёта, справка с работы, медицинская страховка – всё это не входит в обязательный перечень документов, которые необходимо направлять в консульство вместе с текущим и предыдущим паспортами. Это, впрочем, не значит, что дополнительные бумаги нельзя добавить в общий конверт. Вы можете передать американцам всё то, что, по вашему мнению, подтвердит ваши намерения и, что немаловажно, ваше стремление вернуться обратно в Россию.

Страховка


Раз уж речь идёт об автомобильных путешествиях, то необходимо упомянуть о двух основных видах страховки:

· страхование здоровья и жизни на время зарубежной поездки;

· страхование автомобиля.

Второй пункт мы обстоятельно обсудим ниже, когда речь пойдёт об аренде автомобиля. Однако учитывая, что машину вы, скорее всего, будет бронировать заранее, почитать об этом стоит до того, как вы ступите на землю США. В любом случае, сейчас мы обсудим страховку для выезжающих за рубеж.

Если максимально упростить, то у вас есть два основных варианта:

• отправиться в офис приглянувшейся российской страховой компании, или, что то же самое, зайти на их сайт, или, что то же самое, воспользоваться услугами своего интернет-банка (если он даёт возможность оформления страховки);

• воспользоваться услугами международных и/или американских страховых компаний.

Я полагаю, что с российскими страховыми компаниями вы справитесь сами (в конце концов, вам помогут агенты в офисе), так что чуть больше внимания уделим международным сервисам. Этот вариант может оказаться не только удобнее, но и дешевле. Помимо прочего, вполне вероятно, что вы сумеете гораздо более тонко настроить страховку.

К примеру, если вы планируете заниматься какими-либо экстремальными видами спорта или, допустим, прокатиться в болиде «Индикара» (если, конечно, найдёте возможность), обычная страховка не покроет вам травмы, возникшие в процессе. Стандартные варианты вообще имеют очень много ограничений. Здесь же вы сможете подобрать тариф, полностью соответствующий вашему маршруту и тем активностям, которые вы запланировали на своём пути.

Несколько вариантов сервисов, к услугам которых можно прибегнуть, приведены ниже. Кроме того, у вас всегда есть возможность зайти на сайт одной из международных страховых компаний и воспользоваться их веб-сервисом.

http://insuremytrip.com

http://nriol.net

http://squaremouth.com

http://visitorshealthinsurance.com

http://visitorshield.com

У всех подобных сайтов есть, пожалуй, лишь один недостаток – они доступны только на английском языке. Ещё больше вариантов вы легко сможете найти, вбив в поисковую строку Google текст вроде «US travel insurance».

Вы можете столкнуться с определёнными проблемами, если с вами путешествует кто-то пожилого возраста. Многие сетевые брокеры отказываются оформлять страховку для людей старше 70—80 лет или же невероятно задирают тарифы. Как ни странно, в этой ситуации уже российские предложения оказываются гораздо более выгодными. Посмотрите, к примеру, на предложение группы Allianz: https://www.allianz-direct.ru/travel/. У многих других компаний тоже можно найти разумные ставки, однако там не обойтись без визита в офис.

Ещё один небольшой лайфхак: возможно, будет полезно оплатить страховку на несколько лишних дней. По деньгам это практически ничего не изменит, однако в пути всякое случается, и порой возникают задержки (рейс могут отменить). Кроме того, бывают ситуации, когда после какой-либо травмы в последний день страховые компании всячески стараются убедить клиента всё-таки выехать домой, чтобы ему помощь оказывали уже здесь, а не за счёт фирмы в дорогих американских клиниках.

Права


Большинство путеводителей и сайты многих прокатных компаний укажут вам на то, что для поездок на машине по Соединённым Штатам необходимо иметь международное водительское удостоверение. И речь вовсе не о «пластике», что старого, что нового образца. Имеется в виду та самая книжечка с переводом на множество языков, которую российские ГИБДД выдают по запросу выезжающего за рубеж.

В сети можно прочитать немало рассказов очевидцев, получавших машины в прокатных конторах по обычному «пластику». Шанс, действительно, велик. Ровно так же, как было с российскими правами старого образца в Европе – зачастую с ними тоже не отказывали в услуге.

Но, согласитесь, когда вы находитесь на расстоянии в 10 000 километров от ближайшего отделения ГИБДД, не стоит рисковать и проверять свою удачу – дадут машину или нет? Тем более, что ситуация с США чуть более затейливая, чем с Европой. Дело в том, что Штаты, в отличие от СССР, не участвовали в Венской конвенции 1968 года. Североамериканская страна является участником более ранней, Женевской конвенции 1949 года, и для них современная модификация российских прав не является приемлемой.

Да, в большинстве случаев у вас не спросят «книжечку» международного водительского удостоверения (МВУ). Более того, если вы протянете её клерку в офисе проката, он может с удивлением изучить её и спросить, нет ли у вас «чего-нибудь нормального» – со мной такое случалось не раз. Но будет хуже, если её потребуют предъявить, а у вас её нет с собой.

Обычно основными причинами, по которым водители отказываются от оформления МВУ, являются лень (некоторые оправдывают её жаждой приключений, авантюризмом и надеждой на авось) или экономия денег и нежелание платить ГИБДД очередную пошлину. Но с последними изменениями процедура оформления занимает не больше часа, если, конечно, у вас есть медицинская справка и вы подготовили все документы. Мед. осмотр может занять чуть больше времени, но всё равно потери будут несоразмерными в сравнении с ожиданием своей судьбы посреди ночи в незнакомом аэропорту незнакомой страны. А 1000 рублей пошлины довольно трудно сравнивать с общим бюджетом на путешествие по Америке.

При наличии российских правил категории В (по американской системе это примерно категория С или D, в зависимости от штата), вы можете управлять легковыми автомобилями, небольшими грузовиками, домами на колёсах (RV), трёхколёсными мотоциклами и тянуть за своим автомобилем некоторые типы прицепов.

Если же вы планируете управлять чем-то отличным от обычной легковушки или внедорожника, все ограничения лучше уточнить в справочнике водителя конкретного штата (они могут различаться в разных регионах страны).

Аналог российских прав категории A обычно обозначают как M (от motorcycle). В некоторых штатах существует несколько подгрупп этой категории – в зависимости от возраста и стажа.

Туристы не задержатся на территории США дольше, чем на 90 дней, но, на всякий случай, стоит сказать о том, что в разных штатах существуют свои подходы к тому, через какое время пребывания водитель обязан получить местные права. В диапазон попадают интервалы от квартала до одного года.

Скорее всего у вас не будет времени пройти весь путь получения местных прав, даже если вы очень захотите, однако помните, что и тут ничего невозможного нет – просто надо правильно подгадать место и время (для получения прав вам однозначно потребуется номер социального страхования – Social Security). Но как всё это организовать – это уже совершенно особая история. Желающие могут найти всю необходимую информацию в сети.

Checklist


• Заграничный паспорт;

• Американская виза в паспорте;

• Медицинская страховка;

• Водительское удостоверение;

• Международное водительское удостоверение.