Вы здесь

США. Автомобильный путеводитель. Бюджет (Степан Чижов, 2015)

Бюджет


Составление бюджета любого путешествия и, тем более, соблюдение бюджета – это особая, непростая задача. Понятно, что здесь невозможно отталкиваться от «сферического коня в вакууме» и для каждого маршрута надо проводить отдельный расчёт, однако дать некоторые ориентиры возможно.

Для простоты в качестве модели будет выбран бюджетный седан и продолжительная поездка без перерывов и возвратов автомобиля в прокат, на пару недель.

Бюджет в диапазоне от $150 до $250 в день обеспечит вам довольно комфортное проживание и питание, бензин минимум на пару тысяч километров пути в неделю и позволит посетить достаточное количество достопримечательностей на вашем пути. Конечно, есть специалисты, которые даже в Штатах в стоянии ограничиться $20—40 в сутки (без учёта бензина), но это уже высший пилотаж экономного туризма. Верхних рамок, естественно, не существует.

Из общих рекомендаций, чтобы избежать лишних затрат: старайтесь забронировать авиабилеты, прокат автомобилей и ночлег заблаговременно. Это не значит, что всё это необходимо оформить за год, но стоит начать отслеживать изменение цен и наличие различных специальных предложений заранее.

В случае с авиабилетами, среднестатистически, если речь не идёт о горячих праздничных датах, самые низкие цены часто можно «поймать» примерно за шесть недель до даты планируемого вылета. Впрочем, и из этой нормы есть исключения, включая всевозможные лоукостеры.

Во время самого путешествия разумно вести учёт расходов, если не с полной детализацией, то хотя бы с распределением по основным категориям трат:

• Аренда, страховка, бензин и прочие расходы на автомобиль;

• Ночлег;

• Еда;

• Развлечения;

• Сувениры;

• Непредвиденные траты.

Если и это слишком много для вас, следите хотя бы за общим объёмом расходов, чтобы понимать, нет ли риска выйти за пределы лимита кредитки или попасть в овердрафт по дебетовой карте. В любом случае, для учёта трат есть множество приложений как для компьютера, так и для мобильных устройств, включая программы, специально заточенные под ведение отпускного бюджета.

Аренда




Базовая стоимость проката автомобиля в Штатах получается чуть ниже, чем в Европе, однако вам всё равно необходимо ориентироваться на уровень в $40—65 в день для машины эконом-класса.

Есть более недорогие варианты, вроде бюджетного E-Z Rent-a-car, но у этого сервиса гораздо меньше пунктов проката и далеко не всегда есть машины в наличии. Однако попытка стоит того – здесь вы заплатите примерно вдвое меньшую сумму в сравнении с крупными сетями.

Для ориентира ниже приведены примерные диапазоны ставок для других классов автомобилей:

• среднегабаритные автомобили: $50—70 в день;

• крупногабаритные автомобили: $55—75 в день;

• премиум автомобили: $80—120 в день и выше.

Сюда следует добавить от $30 долларов в день за страховку и дополнительные деньги за разнообразные доп. услуги. Этого всего, впрочем, можно избежать, если заказать страховку у сторонней компании5, а навигатор привезти с собой из дома, правда детское автокресло через океан не повезёшь.

Более подробно об аренде рассказано ниже, в специальном разделе данного путеводителя.

Проживание


Современные путешественники могут воспользоваться множеством различных вариантов размещения. К привычному на протяжении уже долгого времени проживанию в коммерческом секторе добавились некоторые новые варианты, причём бронирование, оформление и оплату всё так же можно осуществить через интернет, используя банковские карты.

В число новых подходов к поиску жилья в путешествии относятся сервисы вроде airbnb.com и couchsurfing.com – оба позволяют найти постой в частном секторе, однако первый из них предлагает варианты за деньги, а второй ориентирован на бесплатный ночлег.

На airbnb можно найти варианты проживания на любой вкус и под любую компанию. Путешествуете ли вы один или в группе, желаете сэкономить и арендовать комнату в подвале, квартиру с кухней или целый дом – все эти варианты здесь доступны. К этому надо добавить ещё всякую экзотику вроде разнообразных вагончиков, хижин, необычных домов, жилых барж и стоящих «на приколе» домов на колёсах. По цене очень часто эти предложения оказываются выгоднее гостиниц, хотя, конечно, и у отелей есть свои преимущества.

Одной из проблем бронирования жилья через airbnb может стать то, что власти многих городов пытаются всячески повлиять на зарождающуюся индустрию. К примеру, в Нью-Йорке был введён запрет, согласно которому владельцы квартир обязаны были проживать в квартире, если собирались её сдавать через данный сервис. В Сан-Франциско арендодателей, сотрудничающих с этой системой, обложили теми же налогами, что и гостиничный бизнес, из-за этого хозяева жилья нередко уходят от оплаты банковскими картами и начинают принимать наличные (что, конечно, создаёт дополнительный риск для путешественника – не забудьте, кстати говоря, обговорить с хозяином недвижимости оформление договора аренды).

Couchsurfing – это, скорее, тусовка. Цель сообщества – познакомить людей и одновременно дать им возможность бесплатного ночлега. Разнообразие вариантов довольно велико, не как на airbnb, но довольно близко. Здесь, конечно, надо понимать, что раз вы не платите деньги, рассчитывать в лучшем случае приходится на отдельную комнату. Скорее же, это будет просто диван в гостиной.

Говорить о каких-то средних ценах не приходится. Во-первых, всё, конечно, зависит от ваших потребностей и привычек. Автомобильные путешествия привлекают самых разных людей, и если для кого-то важен выбор хорошего пятизвёздочного отеля, то другим туристам достаточно и места в хостеле. Во-вторых, эти затраты сильно зависят от конкретного города, сезона и, порой, даже дня недели. К примеру, в Лас-Вегас больше всего людей приезжает на выходные и в будни там можно забронировать очень хороший номер буквально за пару десятков долларов за ночь для двоих.

Если же попробовать обозначить какие-то ориентиры, получится примерно так:

• $20—40 обеспечат вам ночь в кемпинге или хостеле. Это может быть и стоимость проживания в мотеле – если повезёт и в сильной зависимости от конкретного места (проверяйте цены в интернете и убедитесь, что тариф не за одного человека и включает налоги);

• $75—200 будет стоить проживание на двоих в средней гостинице или мотеле. Хотя в некоторых случаях расценки могут стартовать от $200 и стремиться в недостижимые дали.

Если вам предстоит долгий маршрут, предполагающий возможность отклонения от изначального плана, убедитесь, что все ваши бронирования можно отменить без пени, или чётко зафиксируйте, каковы крайние сроки отмены заказа, иначе вы можете заплатить за ночь дважды: в той гостинице, в которую вы попали в итоге, и там, где вы забронировали ночь изначально, задолго до момента старта.

Бензин


Средняя стоимость бензина в США в середине 2014 года – около $3,60 за галлон (3,79 литра). То есть чуть меньше доллара за литр. Более-менее напоминает цены в некоторых регионах России. Хотя, конечно, надо учитывать, что бензин бывает разный, а средняя цена по стране, хоть и вдвое меньшей России по площади, – это примерно как средняя температура по больнице.

Минимальные цены (около $3,20 за галлон) вы, скорее всего, встретите в штатах центрального юга, где-нибудь на восток от Техаса, и в центре страны. Высоки расценки на топливо на северо-востоке и северо-западе США, однако самые бешеные цены (более $4 за галлон) в Калифорнии, на Аляске и Гавайях. Неплохая компания, не правда ли? Именно туда многие и стремятся поехать на отдых.

Если вы планируете взять довольно бодрый ритм путешествия – проезжать по паре тысяч километров в неделю, останавливаться в мотелях и средних трёхзвёздочных гостиницах, а питаться в обычных кафе и ресторанах, игнорируя заведения, отмеченные мишленовскими звёздами – то, вероятно, около 20% вашего бюджета уйдёт именно на бензин (как его здесь называют, gas, или gasoline).

Экономия топлива

Можно ли сэкономить на топливе? Конечно! Большая часть правил вполне стандартна для любых автомобильных передвижений, однако некоторые из них потребуют соблюдения строгой дисциплины.

Во-первых, внимательно выбирайте автомобиль. В Штатах вы почти наверняка не найдёте машину с объёмом двигателя меньше двух литров. То есть, найти, конечно, можно что угодно, включая экономные малолитражки типа Smart, но это уже будет категория экзотических автомобилей с соответствующими тарифами проката.

Раз речь зашла о двухлитровых двигателях, надо рассчитывать и на определённый уровень расхода топлива. Если вы планируете проехать всего несколько сотен миль, это может быть не так уж и важно, но если ваш маршрут проложен от океана до океана и обратно, то на 10 000 миль разница в расходе между 7 литрами на 100 км и 11 литрами на 100 км (я уже не говорю про 20—30 литров) окажется существенной.

Да, кстати, учтите, что в Штатах расход считают не в литрах бензина, израсходованных на 100 км (или, если угодно, на 100 миль), а в количестве миль, которые можно проехать на одном галлоне топлива. Это обратное соотношение. То есть вместо указания, что выбранный вами внедорожник тратит 15 литров на сотню, вам сообщат, что на одном галлоне он проедет 16 миль. В Канаде при этом всё измеряют в литрах и километрах.

Во-вторых, конечно же, всё зависит от стиля вождения, скоростного режима и того, планируете ли вы использовать круиз-контроль (а эта довольно удобная функция, естественно, требует дополнительного расхода топлива). Я не буду предлагать вам экстремальные варианты, поскольку не считаю, что отключать кондиционер посреди Аризоны ради экономии пары литров бензина на 100 км пробега – это разумно и человечно, но в некоторых условиях и это решение может быть оправданным.

В-третьих, выбирайте заправки:

• Колонки на шоссе – дороже;

• Бензоколонки рядом с туристическими достопримечательностями – тоже дороже;

• Про самые дорогие штаты уже написано выше, но это, конечно, не повод не заезжать в Калифорнию или, скажем, отказываться от аренды автомобиля на Гавайях.

Поскольку цены существенно различаются от штата к штату, порой стоит заранее узнать, что вас ждёт по пути следования. Лучше ли заправиться сейчас или дотянуть пару десятков миль до границы?

Информацию по ценам на бензин в разных регионах США и Канады без проблем можно найти в интернете, например, есть очень полезный и удобный сайт http://www.gasbuddy.com/, который не только собирает статистику со всей страны (и из Канады), но и помогает проложить маршрут с учётом данных по конкретному автомобилю. Вы можете указать начальную и конечную точку и выбрать марку автомобиля, а система укажет конкретные места, где надо будет свернуть с автострады, чтобы заправиться по самому низкому тарифу, и выдаст ориентировочную стоимость поездки. Понятно, что в случае проката вы не можете точно знать, на какой машине вы поедете, но можно хотя бы сориентироваться по классу и аналогам.

Взяв машину в прокате, сразу узнайте, какое октановое число топлива для вашего автомобиля будет минимально допустимым. В Штатах и Канаде вы обычно увидите сорта бензина с октановыми числами 87, 89 и 91. Нет смысла платить за 91-ый, если вашей машине вполне подходит 87-ой. Разница в цене может быть довольно существенной, а ответственность за обслуживание, в конце концов, лежит на владельцах – на прокатной конторе.

Безусловно, выполнить все эти указания – это не высшая цель путешествия, однако разумное комбинирование этих рекомендаций позволит вам не тратить лишнего на автомобиль и выделить деньги на более приятные расходы.

Это может показаться чрезмерной предосторожностью, но всегда проверяйте, дизель у вас или бензин, и заранее запомните, как то и другое может называться на бензоколонках. Попасть в ситуацию, когда из-за недопонимания вам зальют не то топливо, вполне реально, и ремонт может стоить вам несколько лишних сотен долларов.

Ещё одно важное правило по поводу бензина – всегда перед возвратом машины заполняйте бак до того уровня, на котором бензин был в момент получения машины. В большинстве крупных компаний обычно дают машину с полным баком. В мелких конторах могут дать машину с незаполненным баком, и тогда они должны отметить это в договоре (проверьте это).

Чтобы не забивать себе голову этой проблемой, при заключении договора проката вы можете выбрать специальную опцию, в рамках которой недостачу бензина после возвращения спишут с вашего счёта по средней цене. Это, скорее всего, выйдет чуть дороже, чем если вы сами заправитесь (из-за стоимости самой услуги), но заметно дешевле, чем если вы вернёте автомобиль с неправильным количеством топлива в баке – здесь будьте готовы к тому, что с вашего счёта спишут чуть ли не двойную стоимость.

Впрочем, если вы решили заполнить бак в последний раз самостоятельно, учитывайте, что бензоколонки рядом с аэропортами (и, соответственно, рядом с центрами проката автомобилей), могут выставлять повышенные тарифы.

Из небольших хитростей на этот случай добавлю вот что: всегда засекайте тот момент, когда стрелка уровня бензина уходит с состояния «полный бак». Иногда это может происходить через 10 км после заправки, а иногда – через 50 км. Это может вам пригодиться, когда вы будете искать бензоколонку на пути в аэропорт.

Еда


$40 в день на бензин, ещё $80 за ночлег – от тех средних $200 остаётся где-то около $80 на еду, достопримечательности и сувениры. Понятно, что это не значит, что каждый день ваши расходы будут распределяться именно в таких пропорциях.

Средняя стоимость блюда в американских ресторанах держится где-то на уровне $10 (стартуя от $5 за какой-нибудь сэндвич). Естественно, как и всё другое, цены зависят от множества факторов. Но это хотя бы говорит о том, что практически в любом месте вы найдёте заведение примерно с такими расценками. В каждом регионе и каждом штате своя категория самых дешёвых едальных заведений: в своё время в Беркли мне рекомендовали тайскую кухню, поскольку буквально ко всему (за исключением, пожалуй, только лишь напитков) там приносят ещё и большую плошку риса – наесться можно уже ей одной.

Москвичей такие цены, пожалуй, не удивят. Получается, что вполне разумным будет закладывать на еду от 30 до 80 долларов в день на человека. Следует учитывать и то, что, если подобный уровень цен вполне знаком жителям крупных российских городов, то размеры порций вас, скорее всего, удивят. Если вы заказываете тот же сэндвич, на тарелке, скорее всего, окажется ещё и гора гарнира с салатом. В случае, если вы не справляетесь с порцией, всегда можно попросить завернуть с собой.

Кухня имеет свои особенности в каждой из частей страны (про барбекью, к примеру, будет отдельно сказано в разделе «Самые популярные дорожные путешествия»), но есть и некоторые вполне стандартные направления: много азиатских, итальянских и мексиканских заведений. Понятно, что и фастфуда очень много, а вариантов таких забегаловок невероятное множество, причём как сетевых, так и единственных в своём роде.

Будьте готовы к тому, что в Штатах принято оставлять совершенно невероятные чаевые на уровне 15% и даже 20%. Причём нередко они могут быть уже включены в счёт, что особенно удручает в ситуациях, когда вас обслужили всё же не так хорошо, как хотелось бы. Как и в любой другой стране, конечно же, лучше проверять счёт: ошибки случаются, и любой человек может случайно добавить лишнего. Или не случайно.

Воду в США можно свободно пить из-под крана (tap water) и в ресторане спокойно можно попросить, чтобы вам её налили (это будет бесплатно).

Достопримечательности


Соединённые Штаты предлагают путешественникам достопримечательности на любой вкус. В зависимости от города и региона это могут быть театры, музеи и музыкальные шоу. Здесь можно найти невероятное множество природных диковин, парков и заповедников. Есть, конечно же, и тематические парки, где всё сделано, чтобы развлечь и взрослых, и детей.

Да что говорить, сами города, их районы и новые архитектурные и урбанистические проекты часто становятся точками притяжения туристов.

Отдельная категория достопримечательностей – это всевозможные провинциальные экспонаты вроде самого большого стула высотой с двухэтажный дом или самого большого креста. Бывает, что кто-то из местных жителей просто хочет выделиться и появляются такие несуразицы, на которые вполне можно полюбоваться, если уж вы проезжаете мимо.

Для поиска последних, кстати говоря, стоит использовать ресурсы вроде http://www.roadsideamerica.com/ – там собрана огромная коллекция подобных странностей.

Но раз уж мы говорим о бюджете, основное внимание следует уделить не тем достопримечательностям, мимо которых достаточно просто проехать на машине, а тому, за что придётся платить деньги. Ниже приведены некоторые примеры, которые помогут сориентироваться и представить себе порядок расходов.

Имейте в виду, что для людей старшего возраста (seniors) и для детей зачастую предусмотрены скидки. Не забывайте заранее проверять веб-сайты парков, которые вы планируете посетить. Может статься, что вы найдёте какую-нибудь сезонную или онлайн-скидку.

Как и в Европе, в некоторых городах США можно сэкономить, купив CityPass. В Калифорнии есть особый вариант этого предложения – Southern California CityPASS, действующий на юге штата. Сюда входят посещение Диснейленда и Universal Studios в окрестностях Лос-Анджелеса, аквариума и зоопарка в Сан-Диего и калифорнийского LEGOLAND.

Стоит учитывать, что CityPass имеет смысл, только если вы планируете посетить хотя бы половину из доступных по этому билету достопримечательностей.

Национальные парки и парки штатов

За посещение Национального парка Гранд-Каньон или, скажем, Йеллоустоун, вам придётся заплатить $25 за проезд легкового автомобиля и по $12 с каждого человека. Микроавтобусы платят несколько больше. Дальше можно гулять и осматривать окрестности (и ездить между различными точками парков).

В парки штатов проход может быть и вовсе бесплатным для пешеходов и велосипедистов, но здесь всё зависит уже от местных властей, да и от масштаба парка (они могут очень сильно различаться по размерам – иногда это небольшая лужайка, а в других случаях огромная лесная зона).

Здесь можно найти и дополнительные развлечения, предлагаемые частными компаниями, вроде облёта каньона на вертолёте. За это вы заплатите от $150 за взрослого за полчаса полёта.

Во всех Национальных парках несколько раз в году по праздникам вход (въезд) бесплатный. К этим датам относятся:

• День Мартина Лютера Кинга (Martin Luther King Jr. Day);

• Выходные Президентского дня (Presidents Day);

• Первые выходные недели Национальных парков (National Park Week);

• День рождения Управления национальных парков (National Park Service Birthday);

• Национальный день общественных земель (National Public Lands Day);

• День ветеранов (Veterans Day).

Конкретные даты в интересующий вас год можно посмотреть в Википедии.

Музеи и картинные галереи

И музеи искусств, и научные музеи, Смитсоновский институт с его множеством экспозиций, включая национальный музей авиации и космонавтики, и даже Белый дом – все это попадает в данную категорию.

Ценовая политика везде разная. Музей Метрополитен в Нью-Йорке не устанавливает обязательной платы, но рекомендованный взнос за проход взрослого составляет $25. Музей авиации и космонавтики в Вашингтоне и вовсе не берёт денег. Посещение научного музея Чикаго (очень прикольного!) обойдётся вам в $18 долларов за взрослого и $11 долларов за ребёнка (и вдвое больше, если вы решите посетить какие-нибудь интерактивные мероприятия и шоу, не входящие в обычный билет).

Даже если город, где вы в данный момент оказались, не указан в перечне CityPass, здесь, наверняка, можно найти комбинированные билеты, которые позволят вам посетить более чем одну достопримечательность по сниженной цене. Есть всевозможные купоны и скидки, которые можно найти как в интернете, так и на информационных стойках гостиниц и туристических справочных центров.

Диснейленд и прочие тематические парки

Подобных мест в США невероятное множество. От известных на весь мир Диснейленда и парков Universal Studios до аквапарков и парков, посвящённых исключительно американским горкам.

Билеты в Диснейленд обойдутся вам примерно в $100 на человека за один день посещения. При этом подобные парки нередко располагаются группами (как в случае с Disneyworld в Орландо, штат Флорида), и тогда у вас есть возможность оплатить проход сразу на все территории.

Следует, впрочем, учитывать, что на один только диснеевский парк развлечений вам может не хватить одних суток, тем более, если вы путешествуете с детьми. Так что может быть разумным забронировать местную гостиницу, взять билет на несколько дней и ещё дополнительно поездить по окрестностям.

Крупные аквапарки и парки американских горок возьмут с вас около $50 за дневной билет.

В некоторых случаях вам могут предложить специальный билет (за дополнительную плату), позволяющий проходить на аттракционы без очереди. Ну, или через короткую очередь из тех, кто без очереди. Подобные предложения встречаются и на смотровых площадках высотных зданий.

Смотровые площадки на небоскрёбах и высотных сооружениях

Билеты на смотровые площадки Эмпайр-cтейт-билдинг (Empire State Builidng, Нью-Йорк), Спейс-нидл (Space Needle, Сиэтл) или, скажем, Уиллис-тауэр (Willis Tower, Чикаго), стоят от $10 до $40. В зависимости от вашего возраста и того, планируете ли вы стоять в очереди и тратить время на ожидание. Будьте готовы оставить ещё столько же в магазине сувениров или баре, расположенном на высоте.

Впрочем, во многих американских городах можно найти высотки, и редко они стоят одиноко. Зачастую в деловом центре их как минимум несколько, и вполне может оказаться, что на соседней башне есть бар, расположенный буквально на несколько метров ниже той самой смотровой площадки, где за те же деньги вы получите место за столом и симпатичный коктейль. Не забывайте смотреть по сторонам и помните о том, что даже на самом высоком здании смотровая площадка не всегда расположена на самом последнем этаже.

Казино

Примерно понятно, сколько можно оставить денег на проживание и еду в городах вроде Лас-Вегаса или Атлантик-Сити, но предсказывать размеры сумм, которые вы потратите (или заработаете) в казино – дело неблагодарное.

А про гостиницы и рестораны мы уже поговорили выше, так что планируйте свой визит самостоятельно. Добавлю лишь, что я решил в следующий раз приехать в Лас-Вегас, только когда мне будет не жалко потратить без следа (и без лишних расстройств) пару тысяч долларов исключительно в стенах самих игорных заведений.

Хотя там обычно не очень понятно, где заканчивается гостиница или ресторан, а где начинается казино – играют повсеместно!

Учтите, что несовершеннолетним вход в казино запрещён.

Сувениры


Я не открою Америки, если скажу, что сувенирные лавки при достопримечательностях сдирают с туристов максимальную маржу. Брелоки за несколько долларов, ещё более дорогие кружки, майки от $10—30 до $50 и дороже (особенно, если средства от продажи идут ещё и на какие-то благотворительные цели).

Сувенирная индустрия в США работает на полную катушку. Вы найдёте именные брелоки разной тематики, встретите магазины, целиком посвящённые магнитикам для холодильников, стандартное барахло и всякую разную экзотику, на которую хватило фантазии авторам и технического мастерства умельцам из Китая.

Как-то раз мы разглядывали украшения индейцев, торговавших всякой всячиной на одном из привалов посреди Аризоны. Цены нас не устроили, но рядом какой-то индус торговал симпатичными футболками буквально по $5 за штуку. Мы немного поторговались и даже умудрились скинуть цену, получив семейный комплект.

Понятно, что в обычном магазине вы не поторгуетесь, однако стоит посматривать за расписанием всевозможных ярмарок и местных фестивалей в тех городах, которые оказываются на вашем пути – там может обнаружиться немало занятных диковин, в том числе и рукодельных.

Ещё одна возможность найти что-то интересное – это всевозможные гаражные распродажи – Garage Sale. Разбирая свой хлам, владельцы могут решить, что пришла пора избавиться от старья, и тогда они развешивают объявления по соседним улицам и ждут гостей и покупателей, расставив барахло на лужайке. Понятно, что увидеть указатель на такую распродажу можно, скорее всего, только в жилых городских районах. Особенно забавно может быть посетить такие мероприятия с детьми. Я, будучи ребёнком, находил там немало прикольного =)