Вы здесь

США. Автомобильный путеводитель. Планирование путешествия (Степан Чижов, 2015)

Планирование путешествия


Путешествие начинается задолго до того, как вы собрали свой чемодан и заказали такси в аэропорт. Планирование – один из самых первых этапов любой поездки.

Успех путешествия зависит в том числе и от того, насколько аккуратно вы просчитали свой маршрут и подготовили смету. О бюджете мы поговорим в следующем разделе, а сейчас речь пойдёт о том планировании, которое необходимо провести ещё до того, как вы оказались в неизведанных землях.

Перечень базовых параметров, влияющих на вашу поездку, не столь велик: это сезонность, доступные для вас даты отпуска, число участников путешествия, то, какими транспортными средствами вы хотели бы воспользоваться, и, в конце концов, список мест, которые вы хотите посетить. Именно об этом мы сейчас и поговорим, однако многие детали будут подробнее раскрыты в последующих главах.

Время года




Существенная часть территории США находится в зонах субтропического и умеренного климата. Для ориентира, сегмент границы с Канадой длиной около 3500 находится примерно на уровне 49 широты, которая проходит также в окрестностях Парижа, а в России – через Ростовскую, Волгоградскую, Еврейскую автономную и Амурскую области, а также через Хабаровский край и остров Сахалин.

Естественно, из средних климатических значений сильно выпадают Аляска и Гавайи, однако даже в довольно холодных континентальных штатах Верхнего Среднего Запада, где температура зимой часто опускается ниже -20 градусов по шкале Цельсия, среднегодовые значения выше московских.

В любом случае, отправляясь в США даже зимой, вы при желании найдёте тёплые места. И наоборот, даже летом остаётся возможность прокатиться на лыжах и сноуборде, к примеру, на одном из горных курортов Орегона. Правило, впрочем, работает и с точностью до наоборот: когда в одних частях страны неплохая погода, в других штатах может быть очень неприятно. Зимой во Флориде совсем не жарко, а в Чикаго – холод, который усугубляется влиянием огромного водоёма и сильнейшими ветрами. Когда в окрестностях Ниагары приятная летняя погода, в Бостоне и Нью-Йорке накатывают волны аномальной жары.

Конечно, необходимо учитывать, что даже в местах, которые заведомо кажутся жаркими, зимой может быть довольно морозно. Должно быть, не очень приятно приехать в пустынную Аризону и обнаружить там снег, а это не такое редкое явление, поскольку климат на территории штата довольно сильно различается в низменных областях и на плоскогорье, куда через всю территорию США доходит холодный воздух с севера, из Канады.

С другой стороны, даже если вы любите тепло, высокие температуры в сочетании с постоянными грозами, характерные для летних месяцев во Флориде, для многих окажутся невероятным испытанием. Это уже не тепло, а удушающая жара, сауна под открытым небом, когда единственное, чего тебе хочется, – это поскорее добежать от кондиционированного помещения, до кондиционированной машины.

Вместе со всем этим следует учитывать и то, что внутренний туризм привлекает большинство американских путешественников. То есть наиболее загруженной инфраструктура будет именно тогда, когда в отпуск отправляются местные жители. За высокий сезон традиционно принимается промежуток между Днём памяти (последний понедельник мая) и Днём труда (первый понедельник сентября), что неудивительно – этот период практически совпадает с летом.

В любом случае, правильно построенный маршрут позволит вам увидеть немало интересного в любой месяц года, практически в любом штате этой североамериканской страны, но стоит проверять прогноз погоды как заранее, так и перед самой поездкой – вполне возможно, некоторые сегменты поездки придется чуть сдвинуть или вовсе заменить.

Сроки поездки


Россиянам повезло с длительностью отпуска. Далеко не во всех странах граждане могут похвастаться четырьмя неделями отдыха от работы (я уж не говорю о преподавательском составе и их двух месяцах летнего отдыха). Это, пожалуй, даёт возможность более основательно подойти к организации путешествия по США. Выше уже упоминалось: чтобы доехать из Нью-Йорка в Сан-Франциско нужно преодолеть около 5000 километров. Если вы планируете осматривать по пути достопримечательности, а не только рулить, можно предположить, что только лишь этот сегмент поездки продлится около десяти дней.

Популярные маршруты вдоль западного и восточного побережья (к примеру, тихоокеанское шоссе в Калифорнии или дороги Новой Англии на Северо-Востоке страны1) существенно короче, но и на них стоит потратить минимум неделю. Это не считая того, что на Нью-Йорк и другие крупные и исторически значимые города и места стоит зарезервировать дополнительное время, а на посещение каждого из тематических парков – Disney Land, Disney World и тому подобных – лучше выделить по нескольку дней.

Уж не говоря о том, что разница в часовых поясах, время перелёта и стоимость билетов в США и обратно не располагают к поездкам на уикенд, причём речь идёт не только о разнице во времени с российскими городами: в самих США шесть часовых поясов – от побережья Атлантики и до Гавайев.

Количество участников


Размер группы влияет на разнообразные особенности путешествия. Есть места, куда большой толпой ехать не очень удобно, а где-то, наоборот, оравой отдыхать гораздо веселее. В числе прочих есть два довольно важных параметра путешествия, на которых сказывается общая численность:

• психологическая совместимость;

• общий бюджет предприятия.

Не секрет, что чем больше людей участвует в путешествии, тем больше вероятность недопонимания и конфликта, особенно, если участники до того не ездили никуда вместе, не оговорили все детали заранее или просто имеют различные предпочтения по маршруту, расходам, классу обслуживания, видам достопримечательностей и развлечений.

Многие из-за этого выбирают путешествия вдвоём-втроём, а кто-то и вовсе ездит в одиночку. Хотя, конечно, у поездок соло есть множество своих особенностей (в том числе и опасностей).

В случае автомобильного путешествия появляется ещё одно ограничение, которое может довольно существенно повлиять на комфортность всей поездки. Зачастую в обычном седане удобно ехать не более чем трём людям. В этом случае двое могут спереди и общаться, а третий пассажир может отдыхать. И наоборот, двое могут занять заднее сидение и оставить водителя на время в одиночестве.

Если вы планируете брать фургон, то количество пассажиров на одно транспортное средство естественно увеличивается, однако для удобства перемещения никогда не следует забивать все сидячие места под завязку. Это допустимо в случае разового трансфера, но не во время длительной многодневной поездки. Есть и более масштабный вариант, также доступный водителям с обычными правами категории B, – дома на колёсах. Он тоже заслуживает внимания (особенно при путешествиях по США), и о нём подробнее будет сказано ниже2.

Отчасти из всего этого следует и второй из перечисленных выше факторов: как только вы набрали полный экипаж одного автомобиля, при добавлении хотя бы одного человека затраты на аренду машины сразу увеличиваются вдвое, а это с учётом всех страховок, дополнительных услуг и затрат на бензин от $50 до $150 в день за самые бюджетные автомобили3.

Возможно, не стоит с первого раза отправляться в путешествие большим караваном. С другой стороны, в большой компании больше шансов, что в случае ЧП вас поддержат и вам помогут. Кроме того, конечно же, лучше, чтобы в каждом автомобиле было больше одного водителя.

Естественно, итоговый выбор зависит от ваших личных предпочтений, возможностей и графика жизни вашей семьи и ваших друзей – вероятных спутников.

Маршрут


Выше уже перечислены важные критерии, влияющие на маршрут путешествия: от погоды и до бюджета, который вы хотите затратить на аренду автомобиля, от удалённости различных частей страны до распределения активных отпускных дней внутриамериканского туризма. Следует упомянуть некоторые другие важные особенности, способные повлиять на итоговый план поездки.

Важным параметром путешествия является выбор кольцевого или линейного маршрута.

В первом случае есть шанс, что вам придётся через некоторые точки проехать дважды, однако вы упрощаете самолётную часть своего маршрута (перелёты в США и обратно, да и перелёты внутри страны). Как вариант – вы можете перелетать из одного города в другой на самолётах, брать машину на несколько дней, объезжать окрестности, выполняя небольшие кольцевые маршруты, и возвращаться в тот же аэропорт, через который вы прибыли в данный регион, для продолжения путешествия.

Второй вариант позволит вам забраться дальше, однако следует учитывать, что в большинстве случаев за возврат машины в другом городе (и другом штате) вам придётся доплатить солидную сумму. Подробнее об этом написано в главе «Возврат в другом городе/штате».

Конечно же, маршрут зависит и от того, какие именно достопримечательности вы хотите увидеть. Выбор мест, которые вы можете посетить, ограничивается только вашей фантазией. В США сложно найти средневековые замки, но можно – интересные исторические сооружения, относящиеся к первым столетиям колонизации континента. Впрочем, и европейские замки здесь тоже можно найти – некоторые были выкуплены местными богатеями в Старом Свете, разобраны и воссозданы на новом месте.

Вы можете отправиться в путешествие, собирая красивейшие природные объекты и виды, объехать пивоварни и винокурни, посетить местные фестивали, ярмарки и парады, исследовать красивые, удивительные и нередко странные объекты и строения, созданные человеком, получить дозу адреналина в многочисленных тематических парках. Под каждый из этих вариантов можно найти отдельный путеводитель или хотя бы раздел в каком-нибудь Lonely Planet.

Разгрузочные дни


Любой походник или активный турист знает: невозможно в ежедневном режиме без остановок двигаться к заданной цели. Иногда надо устраивать длительные привалы, «днёвки», осматривать окрестности и менять ритм путешествия. В поездке на автомобиле это не менее актуально, чем в любом другом приключении. Да что говорить, подобные перерывы устраивают даже велосипедисты, идущие на рекорд кругосветного путешествия, а ведь там каждые сутки и даже каждый час на счету!

Хорошо, допустим, что можно работать без остановки, но надо чётко понимать, что каждые новые сутки приближают вас к кризисной ситуации. Я как-то рулил два дня и ночь подряд с редкими перерывами на перекусы и одним полуторачасовым сном. Я бы не хотел повторять этот опыт.

Распространённое правило гласит, что в череде постоянных переездов следует делать один день практически без вождения каждые трое суток. Или, к примеру, два дня в неделю (ничего не напоминает? Уикенд? Выходные дни?).

Конечно, если у вас более двух водителей на каждый автомобиль, то шофёрская усталость будет чуть меньше, но нельзя забывать, что пассажиры – тоже не роботы, они собирают новые впечатления, да и просто устают от переездов и постоянного неподвижного сидения в машине.

Регулярный отдых и смена режима путешествия необходимы всем участникам, и это становится особенно важным, если в вашем экипаже есть дети или пожилые люди.