Что могут регионы
Современная Канада – это далеко не «всего лишь несколько акров снега и льда», как в свое время охарактеризовал эти края великий французский мыслитель Вольтер. Даже он, видимо, не предполагал, что поразившие его своей суровостью и неприглядностью тогдашние французские владения станут со временем одной из богатейших стран мира.
Как известно, Канада разделена на 10 провинций и две федеральных территории. Каждая из них имеет собственный хозяйственный и политический облик, отличный от других провинций состав населения, собственное законодательство, свой однопалатный парламент, правительство. В каждой провинции действуют собственные провинциальные политические партии, большинство которых организационно не связаны с партиями, действующими на федеральной арене.
Федеральному правительству подведомственны министерства обороны, иностранных дел, финансов, транспорта, связи, прямого налогообложения.
Правительства провинций располагают значительной автономией в области образования, здравоохранения, судоустройства, трудового законодательства, косвенного налогообложения. В ведении провинций находится эксплуатация минеральных и других природных ресурсов.
За 7 лет пребывания в Канаде я посетил все провинции и смог убедиться в самобытности каждой из них. Индустриальным ядром страны служат две центральные провинции – Онтарио и Квебек, дающие до 80 % продукции обрабатывающей промышленности. В то же время более половины сельскохозяйственной продукции и основную часть зерна дают три степные провинции – Манитоба, Альберта, Саскачеван. Альберта является также главной кладовой топливно-энергетических ресурсов. В провинции добывается около четырех пятых всей нефти Канады и широко представлена нефтехимическая промышленность. Самая западная провинция Британская Колумбия, расположившаяся на побережье Тихого океана, является центром лесопромышленного комплекса страны.
Две федеральные территории – Северо-Западная и Юкон, занимающие огромные малозаселенные пространства к северу от 60-й параллели, располагают весьма ограниченными территориальными полномочиями по сравнению с провинциями.
Не все канадские регионы одинаково богаты, и то, что позволяет себе богатая Альберта, не по средствам бедному Ньюфаундленду или не слишком обеспеченному Квебеку. На этот случай в Канаде есть отработанный механизм. Суть его – в компенсации за счет федерального бюджета, с учетом разницы между уровнем жизни в том или ином регионе и уровнем среднеканадским. Для исчисления такой разницы берется средний по Канаде объем валового национального продукта на душу населения и из него вычитается объем ВНП на душу населения в том или ином регионе, а разница умножается на число душ в регионе. Получившаяся сумма и есть тот объем дотаций, который причитается региону для выравнивания уровня социальной инфраструктуры.
В Канаде нет споров по поводу того, сколько получает тот или иной регион из федерального бюджета, или просьб с мест о дотациях. Бюджет государства является законом. Четко определены правила, по которым формируются бюджеты всех уровней – федеральный, провинциальные и местные.
Система сборов налога в стране консолидирована – все налоги собирает общее для всех уровней власти налоговое ведомство. Собранные средства распределяются по разным адресам. Подоходные налоги граждан идут в федеральный бюджет на финансирование федеральных программ и расходов. Налоги же на недвижимость полностью поступают в местные бюджеты. Если бы провинциальные власти попытались увеличить налоговый пресс, владельцы недвижимости начали бы распродавать ее и перебираться в другие районы.
Основной местный налог – налог на недра. Он достигает 16 %, и может быть меньше. Но больше не разрешается. Меньше – если владелец природных богатств заинтересован в том, чтобы привлечь к себе добывающие компании или инвесторов. Имеются также и виды налогов, которые распределяются между федеральными и провинциальными органами. Это, например, налог на покупки и услуги, составляющий 15 %. Из них 8 % отчисляется федеративному государству и 7 % – провинциям, на территории которых осуществлены данные операции.
Канаде особую прелесть пейзажа придает осенний, неописуемой красоты, кленовый лист. Поэтому ее и называют Страной кленового листа, который отображен на ее государственном флаге.