Вы здесь

Рядом с болью, вместе с болящими. Миссия иерея в больнице (Евсевий Яннакакис, 2009)

Миссия иерея в больнице

Тридцать пять лет в Общей больнице Гиппократа, рядом со страданием с февраля 1952 до мая 1987 г.


Меня всегда трогало служение больным. Очень желал послужить как священник в больнице, чтобы находиться постоянно близ больного. Бесконечно благодарю Бога, что Он исполнил это моё святое желание. Когда я получил назначение, больница Гиппократа насчитывала только 300 коек, в 1987 году количество мест превышало 700 коек, а когда я служил приходским священником, количество больных достигло 800.

Больница – это целый мир, целый город. Вокруг больных – великое число работающих, которые со старанием служат их нуждам. В первых рядах врачи: профессора, ассистенты, – так необходимые для больного; на них лежит вся ответственность за диагностику и лечение заболевания. Потом следуют медсестры, медбратья, нянечки, которые составляют душу больницы. Без них ни врачи не смогли бы осуществлять свое лечение, ни больница не работала бы исправно. Врачи приходят на осмотр к больному со старшей сестрой. А медсестры получают от неё инструкции по уходу за больным. Санитары тоже необходимы.

Многие административные служащие обеспечивают бесперебойную работу больницы. В подвале трудятся технические службы: электрики, водопроводчики, плотники. Имеется также обслуживающий персонал, необходимый для перевозки еды и обеспечения чистоты помещений. Различные амбулатории, куда входят рентгеновский кабинет, донорский центр по переливанию крови, лаборатория. Кухня, которая в несколько смен обслуживает не только больных, но и весь обслуживающий персонал больницы. Касса, аптека, прачечная, пошивочная, гладильная, – всё есть в больнице. Все работают усердно и добросовестно, с большой преданностью – каждый на своем месте.

Итак, народу в больнице много. Движение постоянное в течение всех 24 часов, и особенно когда больница дежурит. И все это ради больного, ради человека, который пригвожден к кровати, ради страдающего человека, ведущего жестокую борьбу, сражаясь со своей болезнью, все это для творения Божия, которое изнемогает от болезни и борется, чтобы ее преодолеть и поскорее вернуться здоровым в любимую семью.

Итак, много людей находится около больного. И каждый по-своему служит больному.

Однако один человек отличается от всех прочих не только по внешнему виду, но и по характеру своего служения. Это Иерей, представитель Бога и раздаятель благодати Его, служитель Вышнего и служитель Святого Алтаря. Это приходской священник больницы, который находится в особых рамках и постоянно осуществляет святые духовные обязанности в больнице и близ больных. Он имеет тесную, непосредственную связь с больным.

Должность его штатная, но миссия его совершенно особая – имеет иной цвет и иной характер. Миссия эта духовная, божественная и священная. Он совершает священные службы в нашей церкви ради духовной пользы всей больницы, а также Святые Таинства – ради телесного и духовного здоровья больных; в этом и состоит суть миссии иерея в Больнице.

Он ежедневно тратит много сил, полагая их на алтарь любви к страждущим, и делает всё возможное, чтобы полностью удовлетворить их духовные потребности и нужды. Он – лучшая компания для больных. Его ждут, видя в нём ангела утешения. И даже во время самого краткого посещения им палаты больные принимают его с радостью, просят благословения и очень часто особой молитвы о своем здоровье.

Следовательно, священник больницы призван находиться в постоянном бодрствовании, чтобы всегда, день и ночь, быть рядом, в состоянии боевой готовности. Он призван поддерживать, утешать, успокаивать и подкреплять, постоянно заботясь о любых нуждах больного. Требуется ли кровь для переливания, или же больной сталкивается с финансовыми трудностями при покупке лекарств или билета для возвращения домой, беспокоит ли его какая-либо другая проблема – священник всегда спешит ему послужить.


Итак, миссия иерея в больнице – святая, и свято служение его в больнице близ больного.

От Святой Лавры до больницы Гиппократа

С юношеских лет своих я жил под крепкой и умилительной защитой Господа. В 18 лет я приехал в Афины к братьям, чтобы заработать немного денег. Молитвы благочестивейших моих родителей и их мудрые советы сохранили меня от опасностей и тех сетей, которые подстерегают любого чистого деревенского парня, приехавшего в столицу на заработки или на учебу. Любовь Божья направила мои стопы к одному духовнику – приснопамятному о. Игнатию Коллиопулосу, архимандриту, избранному служителю, превосходному оратору, который являлся членом братства «Жизнь». Там я воцерковлялся и слушал многие его назидательные проповеди.

Со временем я познакомился там с рабочей молодежью. Мы были связаны духовно и образовывали одну большую благословенную компанию.

Каждое воскресенье в Митрополии мы слушали непревзойденные по своей силе беседы приснопамятного о. Серафима Папакостаса. Затем мы все вместе вникали в смысл проповедей и брали на вооружение что-то полезное для себя. Привычкой стало также посещение больных (обычно вдвоём), а также помощь катехизатору в Катехизаторской школе по воскресным дням.

В те благословенные времена был заложен фундамент нашей дальнейшей жизни. 11 человек из нашей компании (а всего нас было 15) благодатию Божьей стали клириками.

Одним из самых главных и святых моментов моей жизни был день, когда председатель братства «Жизнь» приснопамятный о. Серафим Папакостас, глубокий богослов и большая величина нашей Церкви, пригласил меня вместе с двумя другими юношами в свой офис, чтобы сообщить нам, что воля Божья нам рукоположиться. А затем добавил, что велика ответственность тех, кто, хотя и имеет предпосылки, отказываются от великой должности священника. С глубоким волнением и страхом я принял зов Божий, который полностью соответствовал и моему собственному желанию всего себя посвятить Богу и послужить Церкви в качестве клирика.

В 1940 году случилась война. Когда меня мобилизовали, я усердно просил Бога, чтобы не случилось чего-нибудь такого, что помешало бы мне позднее стать священником. И любовь Его меня сохранила. Однажды во время сражения, когда над головой моей свистели пули, я, стоя на коленях в каком-то овраге сотворил горячую молитву: «…Господи, если спасешь меня, не останусь просто служащим, ни на секунду не останусь; потружусь насколько хватит сил в Твоем Винограде…»

Вернувшись в Афины, я сразу же уволился с прежнего места работы, несмотря на заманчивые предложения своего начальника. Свободный от любых обязательств, я спешил исполнить обещание, данное Богу, и вверил себя в рассуждение своего духовного отца.

О.Серафим Папакостас послал меня в монастырь Святой Лавры Калаврита, чтобы я поучился там послушанию близ убеленного сединами опытного старца о. Серафима Ригопулоса. С великой радостью и полной уверенностью в том, что все это – в плане Божьем, отправился я в Святую Лавру. Никогда ранее я не посещал этого монастыря. Три года послушания старцу были лучшими годами в моей жизни.

В 1941 году благодатью Божьей я стал монахом. Старец сказал мне: «Тебе даётся имя Евсевий, чтобы ты был похож на неутомимого и святого труженика нашей Церкви, приснопамятного о. Евсевия Матфопулоса.» И, действительно, я был духовно связан с ним и очень его почитал. В следующем году я стал дьяконом.

В октябре 1943 года старец мой почил. В декабре того же года последовало разорение монастыря и расстрел отцов фашистами. Это были моменты горя и глубокой душевной скорби, картины ужасные. Те, кому, по воле Божьей, удалось спастись, первое время, а именно с декабря по май, из-за страха немцев скрывались в лесу. Навсегда сохранились в памяти горячие молитвы, которые творились в те трудные часы вместе с о. Анфимом Димакопулосом, впоследствии – игуменом Святой Лавры, очень любимым моим духовным братом. Одновременно с этим тяжело переживал драму калавритских исповедников. Сиротствующие, не имеющие крова над головой семьи нуждались в непосредственной помощи. Позже, когда опасность миновала, они пребывали в земляных кельях сгоревшего монастыря.

В 1948 году вместе с о. Анфимом и приснопамятным о.

Илией Тсикоянни, впоследствии Митрополитом Димитриады, мы с большой ревностью начали восстановление монастыря. Игуменосовет поручил нам это дело, которое и завершилось с помощью Божьей в 1950 году.


В 1951 году с благословения моего духовника я сдал экзамены в Богословскую школу Афин и в первый же год учебы там получил назначение в больницу Гиппократа в качестве постоянного священника.

Назначение в больницу

Меня много занимала мысль о том, в какой же части Церкви нашей в Афинах следует мне потрудиться (на приходе или в учреждении), чтобы иметь возможность посещать занятия в Богословской школе.

Почти три месяца прослужил я дьяконом в церкви святого Николая Нового. Моё рукоположение в пресвитера совершилось в Университетском храме Капникареи через блаженного митрополита Агафоника. Совсем недолго послужил я во святом храме Святых Апостолов на Гимете.

Однако меня всё больше и больше привлекало священническое служение в больнице. Господь любви и щедрот призрел на моё смирение и исполнил мое тайное желание. Он явил меня избранным тружеником Винограда Своего и направил туда, куда я желал.

Приснопамятный архимандрит о. Георгий Кутис, священник больницы «Святой Савва», который в те годы окормлял и больных больницы Гиппократа, очень мне помог. Он с радостью сообщил, что место больничного иерея свободно и незамедлительно направил меня хлопотать о направлении туда. Прежний священник больницы, женатый иерей о. Давид, скончался.

С отцом Георгием нас с юношеских лет связывала крепкая дружба. Его горячее участие в моем назначении на должность больничного иерея безмерно меня умиляло.

Я без промедления поспешил вначале к своему духовному отцу – архимандриту Поликарпу Андрони, чтобы получить его благословение. Отец Поликарп с большой радостью одобрил это решение и благословил меня. Мало того, он сам сопровождал меня к тогдашнему директору больницы господину Иоанну Папагеоргиу и горячо ему меня рекомендовал. Когда-то они вместе служили в армии, так что их связывало давнее знакомство и даже дружба.

Прошение моё было принято и одобрено административным советом больницы. Однако надо было получить и назначение от Архиепископа Афин. Не мешкая, я направился к святому помощнику Епископа Рогон о. Дионисию, ныне митрополиту Козанскому, и изложил ему свой вопрос. Он немедленно одобрил моё назначение в больницу. Поскольку я уже имел и согласие директора больницы, помощник епископа немедленно выдал мне соответствующий церковный указ.


Так, в феврале 1952 года я с большой радостью приступил к службе и начал осуществлять свои обязанности.

Размещение в больнице

Директор больницы поручил господину Михаилу Карвеласу, служащему администрации, помочь мне разместиться на новом месте. Тот с большим почтением и готовностью взялся мне послужить. Директор – господин Папагеоргиу – очень любил его за редкий характер и благочестие. За один день господин Карвелас собрал всё необходимое (больничную обувь, одежду и т. д.) и разместил меня в небольшой, но очень уютной и удобной комнатке в старом здании. Оттуда направлялся я к больным, укреплённый благодатью и силой Господа. Сначала я шёл, чтобы увидеть их, поговорить и познакомиться с ними; затем – чтобы наладить более тесную связь, побольше узнать об их болезнях и бедах и посмотреть, чем я могу им помочь, что принести им от лица Церкви.

Безгранична моя благодарность Тебе, Господи, за то, что Ты дал мне то, чего я так желал! Это особое благословение для меня, ничтожного, с такими недостатками и такими немощами, – послужить моим ближним, которых поразили различные недуги. Благодарю Тебя, Господи, за то, что Ты вверяешь мне души Твоих людей и удостаиваешь меня послужить тем, кто находится на ложе страдания. Ты, Господи, попустил им пережить эти испытания, чтобы они обогатились духовно. Как самый нежный и любящий Отец, Ты дал им это ради их смиренного покаяния и обращения к Тебе. Безмерна любовь Твоя, Господи, Ты хочешь, чтобы все спаслись, не желаешь, чтобы кто был осужден и погиб. Ты продлеваешь жизнь каждого Своего создания и предоставляешь ему благодатную возможность, каковой, например, является болезнь, чтобы человек принёс покаяние и спасся. Как же должен, Господи, потрудиться Твой представитель на этой ниве страдания? С каким чувством недостоинства и осознанием своего несовершенства? С каким сосредоточением и самоотдачей? С какой духовной силой и глубоким покаянием?

Просвещай меня, Господи, чтобы я приходил к Твоим болящим во всеоружии духовном, чтобы получили они от моих визитов несомненную пользу, укрепились и утешились моим приходом. Благослови меня, Господи, переходящего от одного одра болезни к другому, проповедовать Тебя – того, кто есть великий Врач душ и телес, Спаситель наш и Жизнь наша.


Просвещай меня, Господи, приблизиться к каждому больному с полным ощущением и убеждением в том, что я есть Твой представитель и Твой раб.

Начало духовного служения близ больных

О, с какой духовной радостью и с каким расположением начинал я свою работу в больнице! Чувство удовлетворения у меня было безграничным. Душа трепетала от радости о святом и назидательном этом деле.

Я желал потрудиться рядом с больными и для больных – ради людей, которые прикованы к кровати и поднимают каждый великий крест, что порой до конца не осознают даже и самые близкие им люди. Велико было мое желание послужить в этой области, и вот мечта моя сделалась реальностью. И ныне я состою в штате больницы – постоянно близ больных. Все 24 часа в сутки рядом с болящими ближними моими, чтобы смягчить и облегчить боль, чтобы утешить, потому что скорбь их велика.

Конечно, в больнице есть и лечащие врачи, и медсестсры, которые с вниманием следят за состоянием каждого больного. Только обратись к созданной государством машине – Министерству социальной помощи – и весь медицинский персонал больницы, и все её оснащение будут в твоем распоряжении.

Посещение больных доставляет им радость: чуть-чуть отвлекает от душевной и телесной боли. Поэтому каждый день больных посещают их родственники, друзья и знакомые, приносят подарки, фрукты, сладости, соки, стараются всеми способами их утешить. Кроме того, прибегают за помощью к другим врачам, собирают консилиумы – и в этом тоже проявляется их любовь к страдающему человеку. Итак, вокруг больного много людей. Однако посещение иерея носит особый характер и имеет особую цель.

Конечно, иерей не станет отвергать того, что предлагает медицинская наука, но он еще предложит нечто более эффективное, действенное для скорейшего и полного выздоровления. Он использует все святые средства Церкви нашей не только для лечения тела, но и для пользы души. Он увидит в болящем ближнем образ Божий и почувствует дыхание Вышняго. Посмотрит на него не как на временно пребывающего на земле человека, но как на душу, которая предназначена для Неба и вечности. Вот каким образом побеседует священник с больным, приблизившись к нему с духовным и святым интересом. Он предстанет рядом с ним со страхом и любовью Божьей. Будет сострадать ему и горячо помолиться о его здравии. Интерес его к больному не ограничится только болезнями тела, но и затронет душу, вскопает и вспашет ее, как земледелец – свой огород. Затем вторично вспашет, польет и прополет поле души болящего и таким образом освободит и избавит ее от сорняков, камней, чертополоха, – словом, от грехов, потому что именно в них зачастую и кроется причина болезни.

И затем, пока больной пребывает на своем ложе страданий, священник будет приходить к нему со свой деятельной любовью, цель которой – спасение его. Он всегда будет говорить с ним на языке Неба. Начнет от внешних проявлений жизни, от нужд больного и закончит святым свидетельством спасения бессмертной его души.

Не заповедали ли нам уста Божьи: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вас» (Мф. 6.33)

Разве не хотели бы мы иметь жизнь тихую и спокойную? Разве не имеем нужды в здоровье и необходимых благах? И все это любовь Божья щедро нам предоставляет, когда мы прежде всего заботимся о том, чтобы во всем творить Его волю и жить праведно, и когда мы всеми силами души нашей, более всего земного и приходящего, будем желать достичь Царствия Небесного.


Появление и служение больничного иерея, жизнь которого заключена в теплой вере и духовности, представляет собой реку Нил – святой ручей Неба, который напаяет и орошает душу больного, горящего в огне боли. Он помогает больному надеяться и верить, что очень скоро Великий Врач душ и телес – Господь наш Иисус Христос – полностью восстановит его здоровье и, наполнив великой радостью, вернет к ближним.

Молебен Богородице

Службы Православной Церкви представляют собой неиссякаемый источник духовной пищи для верующего человека. Они соединяют его с Богом и вооружают радостью и силой для ежедневной борьбы. А скольких служб и благодатных духовных возможностей лишаются прикованные к постели больные! Откуда черпать им силы, чтобы противостоять сильным болям и всем страданиям, с которыми они сталкиваются в больнице? Как подкрепиться и как укрепиться? Как хоть чуть-чуть передохнуть? Как противостоять нападению какого-нибудь опасного микроба и преодолеть угрозу смерти? Больные очень устают от различных обследований и осмотров, от инъекций и приема лекарств. Они жаждут чего-то иного, чего-то большего, чем обычные лекарства, того, что действительно наполнит их души.

В больнице Гиппократа пока нет возможности для совершения Божественной Литургии. Так что же будет со страждущими больными? Как бы их подкрепил и утешил хотя бы один молебен Богородице! Молебен умиляет, вдохновляет и урепляет каждое христианское сердце, а тем более людей страдающих. Они имеют непосредственную нужду в посредничестве Богородицы к Сыну Ея, к Единственному и прежде всего Врачу, к Всесильному Богу. Очень они тоскуют и хотят услышать молебен сладкой нашей Богородице.

В больнице Гиппократа нет Священного храма. Однако это не представляет собой непреодолимого препятствия. Любовь и доброе святое расположение могут все устроить наилучшим и наиудобнейшим способом. Больные не лишатся великого и избранного дара молебнов. Есть способ, легкий способ. Имеем здания, имеем залы ожидания для посетителей, имеем просторные коридоры. Наконец, имеем палаты для больных.

Что может быть лучше и утешительнее, чем слышать священный молебен прямо в больничной палате?

Итак, с благословения Богородицы начинаем молебны. С каким желанием и ревностью, с каким благоговением и верой приходят в больничный коридор каждую пятницу после пополудня больные! У них есть твердая уверенность, что они получат большую пользу. Имеется единственная возможность для них, и они не хотят ее терять. Все оставляют: и еду, и даже пришедших навестить их домашних, и даже отдых, – лишь бы услышать молебен.

Любят Богородицу очень. Любят Ее, как и все мы. Чувствуют Ее очень близко, как единственную нежную и сострадающую Мать. Она есть та, которая очень пострадала здесь на земле, претерпев ужасные испытания. И вершиной их был Крест Единственного Ее Сына. И Крест этот, как обоюдоострый меч, прошёл и Ее сердце.

Она пострадала и продолжает болеть за всех людей, а особенно за больных и страдающих. Очень страдает за них наша Богородица, и молит, и просит Сына об их излечении и спасении.

Итак, оправдана любовь всех нас к лику Богородицы нашей. Оправдано и желание больных из больницы Гиппократа, которые спешат в коридор, где совершается святой молебен, чтобы пообщаться с нашей Богородицей, чтобы с теплотой попросить о здоровье своем и чтобы встретить большую материнскую любовь к их страданиям и слезам.

«Молитву мою приими…

И рыдания не презри

И слез, и воздыханий…»

Непостыдная Надежда и Радость скорбящих принимает молитвы больных и приносит их к престолу Сына Своего. Многомилосердный и многомилостивый Господь слышит Ее предстательство и отвечает на прошения каждого страдающего.


Не прекращай, Владычице, постоянно молиться за больных больницы Гиппократа.

С благословенного дня 25 августа молебен становится ежедневным.


Когда больные узнают, что каждый день в послеобеденное время, а также в 7 часов вечера после ужина где-то рядом – или в коридоре, или в палате – будет служиться молебен Богородице, они трепещут от радости и веселия.

Молебен пели благочестивые медсестры больницы, хорошо знакомые больным. Они были штатными работниками больницы, очень любили больных и служили им с примерным самоотврежением.

Поют и больные вместе с ними:

«Пресвятая Богородице, спаси нас.»

«Спаси от бед рабы Твоя, Богородице.»

Священник возносит теплые молитвы и моления за восстановление здоровья больных. Все больные радуются этой великой духовной возможности, но более всех те, которые по причине своей болезни вынуждены долгое время пребывать прикованными к больничным койкам, они на месяцы и даже на годы лишаются служб нашей Церкви. Когда молебен поется в их собственной палате, они очень умиляются и души их наполняет глубокое чувство радости и благодарения Богу. Они твердо верят, что благословенный час молебна есть самый лучший час, когда отступает их боль и тяжелые испытания. Это самый святой час. Это час общения с Богородицей нашей и со Всесильным Господом Неба и Земли, который утверждает, укрепляет и лечит каждую страдающую душу.

Святые песнопевцы с большим волнением, духовным трепетом и личным усилием воспели Всечестной лик Всесвятой Матери Христа: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим», «высшую небес и чистшую лучей солнечных», услаждение Ангелов, лучезарный трон и седалище Царя.

Молебен к Богородице находит глубокий отклик в душах болящих – они трепещут от неописуемой радости, утешаются и отдыхают. Они забывают свою боль, а их сердца наполняются верой и надеждой на божественный и святой лик Богородицы.

«К кому прибегну иному, Чистая?

Где притеку прочее и спасуся?

Камо иду? Кое же обрящу прибежище?

Кое теплое заступление?

Кую в скорбех помощницу?

Конец ознакомительного фрагмента.