Вы здесь

Рыночные исследования и информационные системы во внешнеэкономической деятельности. Учебное пособие. Раздел 1. Рыночная информационная система: структура, особенности и роль в ВЭД (Е. К. Торосян, 2013)

Раздел 1. Рыночная информационная система: структура, особенности и роль в ВЭД

Априорно признаваемая сложность объектов международных рыночных исследований требует, помимо целенаправленного и снижающего избыточность структурирования информации, использования системного подхода, реализуемого в центре так называемой информационной системы по анализу зарубежного рынка, представляющей собой особый вид, как правило, компьютеризированной информационной системы, составленной из работников компании, специализированного оборудования и технологий, предназначенных для сбора, сортировки, анализа, оценки, хранения, презентации и целевого распределения в заданные сроки, необходимым образом сформатированной информации о рынке, необходимой для принятия решения на всех уровнях рыночного планирования (рис. 1.1).

Очевидно, что в соответствии с основной концепцией и миссией деятельности компании, менеджер по ВЭД должен обеспечивать максимально возможное и целесообразное на данный момент удовлетворение потребностей покупателя, естественно, осуществляя это удовлетворение не из каких-то альтруистических соображений, но сообразуясь с целями и задачами компании. Установление такого динамического соответствия и составляет целевую функцию сравнительно-аналитического метода, лежащего в основе переноса применяемых стратегий с рынка на рынок.

Поэтому на рис. 1.1. блок «Ядро рыночной информационной системы» находится в прямом и обратном взаимодействии, отображаемом соответствующими черными и серыми стрелками, с другими блоками. В верхней части схемы ИС (от блока «Анализ окружающей среды» до блока «Рыночное стратегическое планирование») отображена включенность системы ИС в процесс стратегического планирования, в ходе которого процесс планирования переходит также и на оперативный уровень, где происходит выбор конкретной формы бизнес-операции, с которой компания будет выходить на зарубежный рынок. Соответствующие корректировки этого процесса также осуществляются при помощи информации, описывающей текущее состояние самой компании (блок «Маркетинговый аудит»). В нижней части схемы ИС (блоки «Мониторинг реализации маркетинг-планов» и «Реализация маркетинг-планов») отображена включенность системы ИС в процесс оперативного управления реализацией текущих планов.


Рис. 1.1. Схема информационной системы (ИС) в контексте внешнеэкономической деятельности


В состав рыночной информационной системы (см. рис. 1.1) входит целый ряд блоков, составляющих единое целое при проведении исследований зарубежных рынков. Рассмотрим подробнее основополагающий блок «Ядро рыночной информационной системы», состоящий из трех основных и одной вспомогательной подсистем ИС.

Система поддержки рыночных решений представляет собой вспомогательную подсистему в составе информационной системы, состоящую из инструментов статистического анализа и банка маркетинговых моделей, деятельность которых в целях анализа данных и выработки оптимальных решений, наряду с хранением и распределением входной и выходной информации, обеспечивается соответствующим программным и аппаратным оборудованием.

Весьма важной подсистемой в системе ИС каждой компании является подсистема интрафирменной информации, включающая в себя массу документов и баз данных, посредством которых в компании осуществляется контроль за движением заказов, прогнозируются и фиксируются продажи, цены, уровни складских запасов, дебиторские и кредиторские задолженности, т. е. все то, что в совокупности отражает как состояние компании, так и ее потенциал. В массиве всей этой информации отдельно выделяется прецедентная информация, то есть информация, касающаяся ранее выполненных аналогичных сделок или исследований.

Можно заметить, что подсистема интрафирменной, или внутрифирменной, информации носит исторический, или ретроспективный характер и имеет дело с данными, фиксирующими результат (results data), т. е. со статическими данными. В основе методов получения таковой информации лежат кабинетные исследования. В то же время менеджерам не реже приходится иметь дело и с данными, отражающими текущее, динамическое развитие событий (happening data). Сбору последних и служит подсистема маркетинговой разведки (Marketing Intelligence System), состоящая из множества процедур получения источников информации, используемых менеджерами для получения их ежедневной информации, касающейся изменений в окружающей бизнес-среде, и реализуемая преимущественно методами полевых исследований. Приведем некоторые особенности сбора информации в рамках этой подсистемы ИС, которые наряду с отмеченным качественным отличием данных (событийные данные), должны помочь отличить маркетинговую разведку от рыночного исследования. Уместность применения второй компоненты термина «маркетинговая разведка» становится очевидной после того, как компания ознакомится с типичными характеристиками поведения хорошо управляемых компаний при сборе информации о рынке.

Во-первых, такие компании превращают свой торговый персонал и, особенно, торговых представителей в свои «глаза и уши», задача которых отслеживать новые разработки и иные изменения окружающей бизнес-среды. Во-вторых, компании принимают меры для внесения в дистрибьюторские, агентские и иные соглашения со своими посредниками таких статей или параграфов, которые должны побудить этих посредников действовать в интересах маркетинговой разведки компании. В-третьих, компании в ряде случаев покупают необходимую информацию о рынках. Наконец, крупные компании создают в своем штате внутренние центры маркетинговой или рыночной информации.

Маркетинговая разведка за последние два десятилетия получила большое развитие за рубежом. Существует международная организация Society of Competitive Intelligence Professionals, а в России – Общество профессионалов конкурентной разведки. Конкурентная разведка (competitive intelligence) представляет собой пока еще довольно новое для российского бизнеса явление, хотя методы ее проведения (за исключением того, что можно было бы назвать промышленным шпионажем) во многом соответствуют тем, что давно наработаны в сфере военно-политической и военной разведки. Для конкурентной (маркетинговой) разведки весьма характерно отмежевание от промышленного шпионажа. Чтобы подчеркнуть эту особенность конкурентной разведки, приведем кодекс этики ее профессионалов.

В крупных зарубежных компаниях конкурентная разведка является необходимым элементом системы управления предприятием. По данным The Futures Group, 60 % компаний располагают организованной системой для ведения конкурентной разведки, в 82 % компаний с доходами более 10 млрд. долл. используют ее на систематической основе. Основными пользователями услуг конкурентной разведки являются такие компании, как Microsoft, Motorola, IBM, Procter & Gamble, General Electric, Hewlett Packard, The Coca-Cola Company, Intel.

SCIP
КОДЕКС ЭТИКИ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ КОНКУРЕНТНОЙ РАЗВЕДКИ

Постоянно стараться увеличивать признание и уважение к своей профессии.

Подчиняться применимому праву, как национальному, так и международному

Правильно раскрывать всю относящуюся к делу информацию, включая идентификацию своей личности и организации, еще до проведения любых интервью.

Полностью соблюдать все требования относительно конфиденциальности информации.

Избегать конфликта интересов при выполнении своих обязанностей.

Предоставлять честные и реалистичные рекомендации и заключения при выполнении своих обязанностей.

Продвигать этот кодекс этики в своей компании, в подрядах с третьими сторонами и во всей профессиональной деятельности.

Искренне придерживаться и оставаться верным политике, задачам и директивам своей компании

1.1. Рыночные исследования в целях ВЭД

Рыночное или маркетинговое исследование представляет собой систематическое планирование, сбор, анализ и составление отчетов по исходным данным и результатам других работ, касающимся конкретной маркетинговой ситуации, с которой сталкивается компания. Диапазон маркетинговых исследований весьма обширен. Под эту категорию подпадают, например, определение характеристик рынка, оценка потенциала рынка, анализ долей рынка, анализ продаж, исследование трендов бизнеса, краткосрочное прогнозирование, исследования конкурентоспособности товара, долгосрочное прогнозирование, исследования ценообразования и рыночные испытания товара.

1.1.1. Этапы исследований зарубежных рынков

На основе принятых в современной деловой практике концепций и идей стратегического планирования можно построить пятиэтапную модель процесса маркетингового исследования. Пять этапов исследования рынка определяются следующим образом:

1. Постановка задачи.

2. Анализ ситуации.

3. Сбор уместных данных.

4. Интерпретация данных.

5. Принятие решения.

Важными элементами рассматриваемой модели маркетингового исследования (рис. 1.2.) являются обратные связи (◄◄), позволяющие проводить корректировки процесса по ходу его развития. Кроме того, блок «Прежние результаты (аналоги)» по сути дела представляет собой собственный опыт компании или привлекаемый опыт соответствующего агентства.

Этап 1. – Постановка задачи. Не требует особого доказательства тот общепризнанный факт, что постановка задачи является важнейшим этапом в развитии рыночного исследования, Более того, часто это еще и самый сложный этап. Последнее определяется тем, что заказчик и исполнитель в данном случае должны хорошо понять друг друга и дать ответы на важнейшие вопросы: какова цель исследования, каков объект исследования, насколько исследование должно быть обширным и детализированным, какие ожидаются результаты? Наконец, немаловажны и жизненные вопросы типа «цена исследования», «сроки исполнения» и иные закрепляемые в контракте положения. Заказчик уже на этом этапе исследования (см. рис. 1.2.) формально или неформально, но обращается к предшествующему опыту компании, имеющему отношение к данной подлежащей исследованию ситуации. Заметим, что даже если Заказчик не имеет никаких оснований усомниться в профессионализме Исполнителя, то все равно ознакомление Исполнителя с этим опытом в части касающейся его работы должно оказаться весьма полезным. Таким образом, этап постановки задачи (по некоторым данным занимающий до половины всего бюджета рабочего времени основного специалиста, привлеченного к данному исследованию) должен завершиться определением основных направлений и объема исследований.


Рис. 1.2. Пятиэтапная модель исследования рынка


Этап 2 – Анализ ситуации. В данном контексте под анализом ситуации понимается обращение к накопленному опыту разработчиков задачи исследования, что можно считать первичным качественным анализом, в рамках которого происходит уточнение задачи исследования, позволяющее существенно сократить избыточность подлежащей последующему сбору информации и, следовательно, сэкономить время и деньги компании. Иными словами, определяется, какой уместной информацией располагает компания, и какую дополнительную информацию и в каком виде требуется получить. Важнейшим условием успешного проведения этого этапа исследования является правильный подбор вовлекаемых в него лиц, в роли которых выступают, как правило, специалисты в своей области, которые достаточно хорошо информированы, но «не видят» проблему в рыночной плоскости. Что касается исследователя, то его задача на этом этапе сводится к тому, чтобы в ходе анализа ситуации сузить поле исследования, сделать некоторые выводы, а также в ходе интервью со специалистами выдвигать те или иные представляющиеся ему подходящими, рабочие гипотезы. Исследователь не обязательно должен являться специалистом в тех товарах/услугах и рынках, по которым проводится исследование. В некоторых случаях, ответы на ряд вопросов могут быть получены за счет вторичных данных, в там числе и таких, которые хранятся в собственных базах данных Заказчика. Таким образом, на этапе анализа ситуации происходит, с одной стороны, суживание размаха исследования рынка, а с другой – конкретизация и углубление по каждому из направления исследования. Большую роль в продуктивности этого процесса играет четкая постановка задачи и доведение до исследователей конечных задач конкретного исследования.

Этап 3 – Сбор уместных данных. На этом этапе реализуется формальное исследование в части сбора данных по направлениям и в форматах, определенных на Этапе 2. Часть информации составляют вторичные данные, которые можно почерпнуть из соответствующих печатных и электронных источников; другая часть информации является (почти всегда) первичной и собирается в результате проведения неличных и личных форм интервью и опросов. Таким образом, по завершении этого этапа исследования, в распоряжении исследователей оказывается соответствующим задаче исследования структурированная и форматированная первичная и вторичная информация.

Этап 4 – Интерпретация данных. На этом этапе решаются две основные задачи интерпретации: а) определяется репрезентативность и достоверность данных; б) вырабатываются рабочие гипотезы. На данном этапе вновь желательна совместная работа Заказчика и Исполнителя. Обратные связи, заведенные как с Этапа 4, так и с Этапа 3 и Этапа 2 на этап «Постановка задачи» (см. рис. 1.2), отражают реакцию на обращения постановщиков задач за дополнительной информацией, состав и содержание которой становятся более понятными после исполнения функций указанных в каждом из блоков. Так, невозможность четкой и убедительной интерпретации данных при составлении отчета, несомненно, приводит к дополнительным действиям по предшествующим этапам. Например, это может быть обращение к другому статистическому ряду, более полно представленному и достаточно сильно коррелирующему с использованным исследователем ранее и имеющим значительные пропуски.

Этап 5 – Принятие решения. Принятие решения осуществляется Заказчиком исследования по результатам изучения Отчета о рыночном исследовании и, часто, после соответствующей презентации данного отчета. Это ответственный этап, который тем более легко завершается, чем более глубоко представитель Заказчика был вовлечен в исполнение данного исследования зарубежного рынка.

1.1.2. Особенности международных исследований рынка

Исследование зарубежных рынков не представляет собой качественно нового процесса по сравнению с исследованием, выполняемым на национальной почве. Важнейшая особенность исследований зарубежных рынков лежит на поверхности – эти исследования сложнее и дороже национальных. Можно выделить три типа международных исследований:

1. Сбор и анализ общей информации по стране, району и/или рынку;

2. Сбор и анализ конкретной информации, используемой для разрешения проблем, возникающих в организации рекламы, ценообразования, дистрибьюции и разработке товара;

3. Прогнозирование будущих требований к деятельности компании на основе учета социальных, экономических и потребительских трендов в пределах конкретных рынков или стран.

Исследования национальных рынков обычно сконцентрированы в пределах второго типа, тогда как в рамках зарубежных исследований деятельность менеджера шире и охватывает информацию характерную для всех трех типов исследований. Принятие правильного решения при вхождении на новый (особенно маркетингово отдаленный) рынок требует одновременного анализа и сравнения разнообразной информации – например, политическая стабильность в стране, атрибуты культуры, экономико-географические характеристики, характеристики рынка и прогнозы экономического развития. Приведем несколько примеров объективных потребностей в проведении исследований зарубежных рынков:

– Российская компания производит привлекательные и экзотичные для Великобритании ночники из природных камней в виде избушки, занесенной снегом. Разработчики хотели бы знать, совместимо ли напряжение питания этого ночника и конфигурация вилки для британского рынка.

– Швейцарская фармацевтическая компания должна решить вопрос назначения цен на свою продукцию, производимую на заводе, находящемся в Индии, и предназначенную для экспорта в страны СНГ. Возможна ли здесь схема дифференцированного ценообразования или нет?

– Какие особенности рекламной кампании брэнда Tampax могли бы помочь восстановить свои рыночные позиции в России в конкурентной борьбе с брэндом Always?[1] Есть ли вообще такие возможности?

Эти простые примеры иллюстрируют специфические международные задачи по изучению рынков, разрешение которых требует проведения исследований. Особенность каждого из приведенных выше примеров состоит в том, что компании не могут воспользоваться своим предшествующим опытом. Именно поэтому в двух примерах присутствуют Россия и СНГ, информация о быстроизменяющейся ситуации в которых вряд ли существует в должном объеме и качестве в базах данных иностранных компаний. Аналогична ситуация и для уральского производителя каменных ночников.

Таким образом, природа возникновения необходимости в исследовании рынков едина, а состав и размах исследования определяются характером и содержанием маркетинговой задачи компании (задачи стратегического, тактического или оперативного уровня). Естественно, также нужно учитывать конкретику окружающей среды бизнеса принимающей страны и то, насколько эта окружающая среда отличается от окружающей среды уже освоенных рынков и, в первую очередь, от национальной окружающей среды бизнеса компании, осуществляющей или заказывающей соответствующее исследование.

1.2. Источники коммерческой информации

Информационное обеспечение ВЭД является необходимым условием эффективной реализации внешнеэкономических связей российских хозяйствующих субъектов. Представляется, что весь необходимый для успешной работы компании на международном рынке массив информации можно разделить на три основные группы:

1. Информация о рынке, потребителях, конъюнктуре, ценах;

2. Информация о конкурентах;

3. Информация об экономической ситуации в тех зарубежных странах, на рынках которых работают компании.

Источниками информации, необходимой для организации и управления ВЭД, могут быть:

– статистические публикации, общеэкономические и общеотраслевые газеты и журналы;

– нормативно-правовые акты отечества и принимающей страны;

– специализированные издания, обзоры рынков, сборники национальных государственных и международных организаций;

– печатная продукция компаний (проспекты, каталоги, юбилейные издания, реклама);

– публичные годовые отчеты компаний;

– справочники (адресные, товарные каталоги, общефирменные, отраслевые, по акционерным компаниям, по финансовым связям, директорские, биографические, тематические);

– результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств;

– результаты прежних собственных исследований компаний о рынке, состоянии спроса, конкурентах;

– компьютерные сети (в первую очередь, Интернет);

– выставки, ярмарки, конференции;

– «особые» источники;

– неформальная инсайдерская информация;

Важным источником информации о компаниях являются подборки (перечни) крупнейших промышленных и других компаний, публикуемые в основных развитых странах и в ряде развивающихся государств. Это единственный источник, позволяющий определить позиции той или иной компании среди крупнейших компаний в стране, отрасли или мире. Подборки представляют собой перечень ведущих компаний страны или региона, расположенных в порядке убывания объемов их продаж за соответствующий год. Кроме объемов продаж, приводятся данные о величине чистой или на валовой прибыли и числе занятых, а также о сумме активов и величине собственного капитала. В ряде стран (Германия, Франция, Италия) в перечни включены не только сами крупнейшие компании, но и их основные дочерние фирмы. Формы составления, публикации подборок и объем приводимой в них информации различны. Кроме того, данные сведения публикуются и в периодической печати: в газетах (Германия, Австрия), журналах (США, Канада, Франция, Италия, Финляндия, Швеция, Индия, Великобритания), выпускаются отдельными изданиями.

Имеются (пока еще единичные) подборки крупнейших компаний мира и их важнейших регионов. Это подборка 500 крупнейших промышленных компаний из ПРС, расположенных вне США, ежегодно публикуемая американским журналом Fortune (публикуется в августовском номере). Примером другой региональной подборки может служить издание 10000 крупнейших компаний Европы – «Die 10000 grossten Unternehmen Europas», выпускаемое информационно-издательской компанией Dun & Bradstreet.

Однако основной является подборка «500 крупнейших компаний вне США», данные которой, в частности позиции/места компаний, широко используются в деловой прессе и других информационных материалах о фирмах развитых стран. Эта подборка, объединенная с подборкой журнала Fortune «500 крупнейших промышленных компаний США», позволяет составить перечень примерно 1000 крупнейших компаний мира (публикуется в майском номере). Журнал Fortune публикует также подборки 500 крупнейших по величине продаж промышленных компаний США (в июньском номере), в числе которых 100 компаний различных сфер услуг, 100 крупнейших коммерческих банков и по 50 – финансовых, сберегательных, страховых и транспортных компании, фирм розничной торговли и предприятий коммунального хозяйства, в том числе электроэнергетических.

В Германии, наиболее подробная и полная подборка составляется в немецкой газете Frankfurt Algemaine, куда включаются 100 промышленных, электроэнергетических и строительных концернов, а также их дочерние фирмы. В Великобритании издается (например, на CD, FAME), где, после краткой, но обстоятельной характеристики текущего состояния и трендов каждой отрасли (по Standard Industrial Classification), приводятся следующие позиции (с динамикой за 5 лет), среди которых:

– паспортные данные (profile) компании;

– места компании в стране по этому показателю;

– данные на президента и/или СЕО;

– объем и темп роста продаж;

– объем и темп роста экспорта,

– сумма инвестированного капитала,

– валовая прибыль,

– доля валовой прибыли к инвестированному капиталу (ROI);

– число занятых (по годам).

Для получения оперативной и точной информации по вышеуказанным направлениям российские компании обращаются к следующим отечественным источникам: публикации в деловой периодике, справочные издания, исследования специализированных информационных, аналитических, маркетинговых агентств (ВНИКИ, Росбизнесконсалтинг и др.). Более полное представление о состоянии зарубежных рынков, динамике производства отдельных отраслей промышленности, прогнозах дальнейшего развития можно получить в зарубежных справочных и информационных агентствах (Reuteurs), специализированных печатных изданиях (релизах) отраслевых ассоциаций (International Grains Council) и др.

1.2.1. Источники информации о конкурентах на зарубежном рынке

Конкурентный анализ. Важнейшей частью исследований, проводимых субъектами ВЭД, является сбор и систематизация информации о компаниях-конкурентах, поставщиках, покупателях, партнерах. Распространенной является практика составления и последующего анализа конкурентного листа. Он используется для расчета цены товара по предполагаемой сделке на основе использования публикуемых цен и цен конкурентов при помощи внесения в последние поправок на техническое сопоставление товаров с конкурирующими аналогами и поправок, учитывающих отличие коммерческих условий сделок конкурентов.

Конкурентный лист составляет не только экспортер, но и импортер для определения целесообразности закупки. В качестве примера рассмотрим упрощенный вариант конкурентного листа для АО «Ресола» (табл. 1.2). Для данного упрощенного расчета как закупочные цены, так и цены с учетом затрат были приравнены для обеих компаний, т. к. разница составляет небольшие отклонения и ею можно пренебречь. При рассмотрении условий поставки (базиса поставки), для того чтобы условие CIF приравнять к условию FOB необходимо прибавить затраты на страхование и фрахт. Поскольку предметом контракта является товар, необходимый для деятельности производства, то компания, поставляющая наибольший объем, имеет большее преимущество. Кроме того, экспортер, заинтересованный в расширении продаж на определенный рынок, будет готов предоставить скидки на большие партии. При данном расчете скидка составила 10 %. В общем итоге мы видим, что разница составляет $50 за 1 т шлака, что более выгодно иностранному партнеру, но не существенно влияет на запланированный доход АО «Ресола». Разница составила $37, а доход на 1 т составляет $ 69.

В российских компаниях экономический анализ контрагентов/партнеров часто базируется на следующих официальных документах:

1) юридические документы, в т. ч. устав и учредительный договор организации, свидетельства о регистрации;

2) бухгалтерская отчетность: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, сведения об основных дебиторах и кредиторах компании.

3) результаты официального финансового аудита;

4) Согласованные с контрагентом/партнером показатели его финансовой истории в соответствующем банке.


Таблица 1.2

Конкурентный лист по поставке медесодержащего шлака (долл. США)


Для составления характеристики компании-конкурента, или как говорят за рубежом, «досье на компанию» (company dossier) или «профиля компании» (company profile), может быть использован примерно следующий формат данных:

– официальные наименования,

– почтовый, телеграфный адреса, телефон, e-mail;

– год основания и основные этапы развития,

– отраслевая принадлежность;

– основные товары/услуги,

– владельцы компании или материнская компания,

– форма и структура собственности;

– состав руководящих органов,

– число и местонахождение собственных предприятий,

– дочерние и ассоциированные предприятия,

– стратегические партнеры;

– число и динамика занятых,

– основные показатели хозяйственной деятельности

– годовой объем продаж,

– прибыль,

– активы,

– собственный капитал,

– и т. д.

– банки, клиентом которых является компания,

– юридические конторы, обслуживающие компанию,

– членство в отраслевых/национальных союзах,

– данные на руководство компании (персоналии).


Такая официальная информация дополняется так называемыми внесистемными источниками, к которым относятся периодические издания, сведения о проводимых компанией ярмарочно-выставочных и рекламно-демонстрационных мероприятиях, наиболее крупных сделках, рекламные материалы, личные беседы как с представителями данной компании, так и с ее партнерами. Базы данных, существующие в России, и относимые к открытым источникам, предоставляют ограниченный объем информации, недостаточный для принятия стратегических управленческих решений и планирования. В связи с этим российские компании также ведут собственные базы данных о своих партнерах, конкурентах, клиентах.

Отчетность зарубежных компаний. Для целей анализа деятельности зарубежной компании источником наиболее полной и достоверной информации служит финансовая отчетность. Публикация отчетности обязательна для акционерных обществ. Ее пользователями являются: статистические и государственные органы, внутренний менеджмент и сотрудники компании, акционеры и инвесторы. Компании, имеющие другие организационно-правовые формы, также публикуют отчеты о результатах своей финансово-хозяйственной деятельности в печати, либо в специальных агентствах с целью рекламы. Наиболее полный объем информации представлен в годовом отчете, который содержит следующие разделы:

A. общие сведения о компании, ее деятельности,

B. описание товарного ряда/оказываемых услуг,

C. итоговые показатели финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период,

D. сравнение достигнутых результатов с прошлыми периодами и анализ отклонений,

E. перспективы будущего развития.

Анализ представленной в отчетности информации должен позволить сделать заключение о:

– основных параметрах деятельности компании (объем и структура производства, объем продаж, охват рынка),

– конкурентоспособности компании и ее продукции,

– масштабах и характере деятельности (национальная, транснациональная, глобальная),

– экономическом, научно-техническом, финансовом потенциале компании,

– перспективах ее развития.

Значительная часть крупных и практически все крупнейшие компании, которые обычно связаны правовыми нормами о публичности их деятельности, выпускают годовые отчеты в виде хорошо оформленных брошюр или буклетов, содержащих довольно подробные сведения о своей деятельности за отчетный хозяйственный год. Как правило, такие отчеты доступны бесплатно в штаб-квартирах компаний, а акционерам рассылаются по почте (часто, даже без запроса), а в настоящее время по e-mail. Во многих странах годовые отчеты публикуются также общественной и отраслевой периодике. Например, во Франции в газете AGEFT, в Германии – в журнале Stahl und Eiscn, в Великобритании – в газете Financial Times, в Японии – в журнале Oriental.

Конец ознакомительного фрагмента.