15. Оборот ценных бумаг
Содержащиеся в Гражданском кодексе РФ правила об обороте ценных бумаг касаются особенностей исполнения обязательств, удостоверенных ценными бумагами, а также возможностей их оспаривания и восстановления в случае утраты. При этом на первый план выступает абстрактный характер обязательств, удостоверенных ценной бумагой, их оторванность от своего основания. Такие обязательства как бы получают самостоятельную жизнь, связанную уже не с судьбой основного обязательства, во исполнение или в удостоверение которого была выдана ценная бумага, а с судьбой данной бумаги. Поэтому для исполнения по ценной бумаге требуется предъявление подлинника этой бумаги.
Владелец ценной бумаги, обнаружив подлог или подделку, вправе предъявить к тому лицу, которое передало ему данную бумагу, требование об исполнении обязательства, удостоверенного бумагой, и о возмещении понесенных убытков. Добросовестность прежнего отчуждателя ценной бумаги значения не имеет.
Исполнение по ценной бумаге дополнительно гарантировано тем, что по ней согласно правилу п. 1 ст. 147 Гражданского кодекса РФ отвечает не только обязанное лицо, но и тот, кто выдал ценную бумагу, и те, кто индоссировал ее путем совершения соответствующей передаточной надписи («надписатели»), если только они не сделали специальной оговорки, исключающей их ответственность. При этом ответственность лица, выдавшего ценную бумагу, и надписателей-индоссантов носит солидарный характер. Это означает, что в случае неполучения исполнения от обязанного по ценной бумаге лица ее владелец вправе обратить требование к любому из надписателей или к лицу, первоначально выдавшему эту бумагу (ст. 323 ГК РФ), предоставляя им затем возможность рассчитываться друг с другом путем предъявления обратных (регрессных) требований в соответствии с правилами ст. 325 (п. 1 ст. 147 ГК РФ).
Такая обязанность надписателей отсутствует лишь при передаче именной ценной бумаги, но в полной мере распространяется на надписателей ордерных ценных бумаг (абз. 1 п. 3 ст. 146 ГК РФ).