Вы здесь

Рынок ценных бумаг. Тема 3. ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ОБЛИГАЦИЙ (А. В. Зверева, 2016)

Тема 3. ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ОБЛИГАЦИЙ

3.1. Назначение облигаций

Облигации, как и акции, являются эмиссионными ценными бумагами, но выпускать их эмитент может только после выпуска акций. Основная цель эмиссии облигаций – привлечение компаниями финансовых ресурсов на определенный срок. Облигации могут выпускать не только акционерные общества, но и различные государственные органы (Минфин РФ, Центробанк РФ), субъекты федерации и органы местного самоуправления городов с населением свыше 500 000 человек. Они могут выпускать только долговые инструменты, осуществлять же эмиссии акций им запрещено.

Облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.

Акции и облигации, имея сходство как ценные бумаги, обладают отличительными особенностями. Если акции предоставляют право владельцам на получение дивидендов, имущественной доли при ликвидации акционерных обшеств и участие в управлении АО, то облигации таких прав владельцам не дают. Их возможности касаются только получения основной суммы долга при погашении облигаций и процентного вознаграждения.

Собственники облигаций имеют определенные преимущества перед акционерами:

1. До того как акционерное общество начислит дивиденды по акциям, оно должно обеспечить выплату процентов по облигациям, которые включаются в затраты предприятий.

2. В случае банкротства акционерного общества в первую очередь выполняются его обязательства перед держателями облигаций и другими кредиторами и только потом активы, которые остались на предприятии, распределяются между акционерами.

При невыполнении или несвоевременном выполнении эмитентом своих обязательств по облигациям взыскание соответствующих сумм производится принудительно судом или арбитражем.

Облигация в отличие от акции является долговым денежным обязательством, по которому кредиторы (инвесторы) предоставляют государству, банку или какой-либо компании заем на определенный срок.

Облигации бывают именными, на предъявителя, процентными, беспроцентными (дисконтными), конвертируемыми (т. е. обмениваемыми на другие ценные бумаги, например на акции) и неконвертируемыми.

Они выпускаются с определенным номиналом, а продаются с дисконтом или с начислением процентов.

Размер дохода по облигациям устанавливается в цифровом выражении в виде процента от номинальной стоимости облигации или в виде дисконта.

Фиксированную процентную ставку называют купоном, по которому может выплачиваться доход кредиторам раз в год или полгода.

По купонным облигациям – выплачивается процент в виде фиксированных платежей (купонов) с определенной условиями эмиссии периодичностью.

По дисконтным облигациям купоны не выплачиваются. Эти облигации выпускаются с дисконтом, т. е. ниже номинальной стоимости облигации, а погашаются по номинальной стоимости. Таким образом, доход держателя облигации составляет дисконт – разница между ценой выпуска и номинальной стоимостью.

Инвестор может покупать облигации на первичном рынке как у самой компании, так и у андеррайтера, если компания поручает реализацию выпуска ему. В то же время на вторичном рынке инвестор может покупать необходимые ему облигации у любой организации или у физического лица.

Продажу или покупку облигаций можно осуществлять как на биржевом, так и на внебиржевом рынке.

По существу, покупатель облигации кредитует эмитента, выпустившего эти облигации, но при этом не получает прав долевого участия в компании, как акционеры обыкновенных акций, и не участвует в управлении компании.

Конец ознакомительного фрагмента.