Вы здесь

Рынок. Маркетинговые исследования и маркетинговая информация (Илья Мельников, 2013)

Маркетинговые исследования и маркетинговая информация

Для того чтобы маркетинговая деятельность была эффективной, ее следует строить на основании разносторонних и хорошо организованных исследований, которые осуществляются службой (отделом) маркетинга совместно с другими подразделениями и отделами предприятия, а также с помощью внешних консультантов. Результаты маркетинговых исследований подразделяются на две группы. Одну группу, наиболее важную, используют для стратегических планов предприятия, часть непосредственно используется в стратегическом управлении, другую применяют в управлении собственно маркетингом и как информацию для других отделов.

Маркетинговые исследования отвечают на многие важные вопросы предприятия и представляют собой сбор, анализ и обработку информации о рынках сбыта (покупатели, конкуренты, товары и т. д.) с целью выбора оптимального объема производства, продаж, прогнозирования для принятия конкретных действий на рынке, а также для исследования деятельности предприятия. Объектами, целями и направлениями маркетинговых исследований предприятия могут быть:

анализ и оценка общеэкономической рыночной ситуации; тенденции развития рынка в целом и по отраслям; общие тенденции и перспективы развития покупательских потребностей; виды товаров, в которые может вылиться это развитие; влияние развития покупательских потребностей на другие товары; реакции покупателей на новые товары предприятия; выводы для ассортиментной политики; опытная эксплуатация новых товаров; размер и средняя стоимость единичной продажи; тенденции развития рынка в целом и по отдельным сегментам;

емкость рынка по традиционным и новым товарам; положение на рынке основных продуцентов; влияние импортных и экспортных потоков на развитие рынка; доля рынка предприятия в интересующих его сегментах в различных вариантах будущих рыночных ситуаций; ожидаемые опасности от конкурирующих товаров; польза опасностей от конкурирующих товаров при создании новой продукции; лидеры на рынке и в отрасли в настоящее время и в перспективе; характерные особенности этих предприятий; оценка собственных возможностей предприятия;

анализ показателей производственно-сбытовой деятельности; анализ эффективности политики сбыта; сравнение системы сбыта предприятия с конкурентами; абсолютные и относительные издержки сбыта; резервы повышения эффективности сбыта; исследование эффективности рекламы и направления усиления ее воздействия; заинтересованность сбытового персонала в увеличении объема продаж и прибыльности; система стимулирования; отношение разных групп потребителей к предприятию и его товарам; анализ уровня и структуры спроса; анализ факторов, оказывающих влияние на спрос отдельных групп товаров; анализ стратегии; анализ организационной структуры; анализ портфеля направлений производственно-сбытовой деятельности;

изучение товарной номенклатуры и ассортимента, а также изменений в их структуре; изучение уровня конкурентоспособности товаров предприятия; анализ состояния и тенденции развития отрасли; информационно-аналитическое обеспечение ценообразования и регулирования цен; изучение системы складирования и транспорта; сегментация рынка и выбор целевого сегмента;

исследование сервиса во время продаж и его возможности; послепродажное обслуживание и его возможности; исследования конкурентов, их возможностей, сильных и слабых сторон; изучение конкурирующих товаров; определение позиции относительно конкурентов; изучение поставщиков; исследование экспортных рынков; изучение коммуникационной политики предприятия, структуры элементов, затрат, уровня воздействия на потребителей; оценка эффективности коммуникационных мероприятий и других элементов комплекса маркетинга; исследование политики и издержек сбыта; исследование стимулирования сбыта; исследование эффективности сервиса; учет и анализ товарооборота, товарных запасов, издержек обращений и прибыли в ценах и по этапам жизненного цикла товаров и др.

Собранные сведения создают необходимую базу маркетинговой информации для дальнейшей деятельности предприятия: выработки и реализации стратегии маркетинга, выявления стратегических альтернатив, выбора варианта стратегии, реализации стратегического плана. С помощью маркетинговых исследований выясняется эффективность основных политик предприятия: товарной, ценовой, ассортиментной, сбытовой, коммуникационной, системы распределения товаров, а также необходимость перемен в настоящее время и с учетом перспективы.

Конец ознакомительного фрагмента.