Вы здесь

Рыболовный словарь Прикамья. Традиционные способы рыбной ловли в Прикамье (А. В. Черных, 2013)

Традиционные способы рыбной ловли в Прикамье

Рыболовство было характерно для традиционного хозяйства всех издавна проживающих в крае народов: русских, коми-пермяков, марийцев, удмуртов, татар, башкир, манси, чему способствовала развитая сеть больших и малых рек Камского бассейна. Многие традиции рыболовства, снасти и орудия лова, происходящие из глубокой древности, были одновременно известны разным народам Пермского края.

Несомненно, большее развитие получило рыболовство в сёлах и деревнях на таких крупных реках, как Кама, Вишера, Колва, Косьва, Обва, Сылва. В исторических преданиях народов Прикамья часто сам выбор места для поселения был обусловлен возможностью заниматься рыболовством. Так, жители марийской деревни Красный Луг Суксунского района, расположенной по берегам Сылвы, отмечали: «Садились жить возле реки, чтобы быть с рыбой».

Развитость рыболовства на той или иной территории была связана с особенностями сложившейся на ней хозяйственной системы. В южных районах Прикамья с развитым земледелием рыболовству отводилась второстепенная роль. Напротив, хозяйства в северных районах, например, по реке Вишере, исследователи в конце XIX века характеризовали так: «Главные занятия жителей вишерского края десять лет тому назад были охота и рыбная ловля. Хлебопашеством здесь по причине суровости климата занимались немного…» [3]. Исторически в Прикамье сложились ареалы интенсивного и развитого рыболовства и территории, где оно получило меньшее развитие. Так, например, в северной Корепинской волости Чердынского уезда на реке Колве, по данным земской статистики 1884–1885 годов, рыболовством занималось 66,7 процента хозяйств волости[4], в то время как в Савинской волости Осинского уезда южного Прикамья, как отмечает земская статистика, «рыболовством почти не занимались»[5]. В промысловых районах рыбу заготавливали не только для собственного потребления, но и на продажу – особенно на реках Вишере, Колве, в некоторых районах Камы. О вишерцах, например, краеведы писали: «Наловленную рыбу солят в кадочках и бочках, избыток продают в городе Чердыни, а часть оставляют себе для еды…»[6].

В Прикамье отмечены разнообразные орудия лова и способы рыбной ловли. Некоторые из них имели повсеместное распространение, другие характерны только для отдельных районов. Бытование того или иного орудия и способа рыбной ловли было обусловлено разными факторами. Способы лова различались на каменистых быстрых северных реках и тихих заводских прудах, зависели от «характера» промысловой рыбы, а также от сезона. Сезонные сроки рыболовства обычно приходились на раннюю весну (рыбачили по большой воде, во время нереста, заготавливая рыбу на лето) и на осень (в сентябре – ноябре запасались рыбой на зимний период). С ноября по март занимались подлёдным ловом.

Особенности рыболовства в том или ином районе края, способы рыбной ловли, орудия лова в Пермском Прикамье не раз привлекали внимание исследователей, что отражено в ряде публикаций[7]. В настоящем разделе даётся лишь общий обзор основных особенностей традиционного рыболовства в Пермском крае.

Одним из наиболее архаичных способов рыбной ловли исследователи считают лучение рыбы острогой, получившее широкое распространение в Пермском Прикамье. Его применяли чаще осенью. Лов рыбы при этом происходил в вечернее и ночное время (отсюда название способа, в котором представлено значение слова луч – направленный свет). Для лучения готовили бересто́ или смольё. Перед носовой частью лодки закрепляли железную решётку (в разных местах называется коза или лапа). На козе зажигали завёрнутую в трубу бересту (или луч, лучи, трубичу) либо смольё – небольшие сосновые полешки, сухие сосновые коренья. Огонь освещал часть реки, и рыбак, находящийся на носу лодки, закалывал стоящую в воде рыбу острогой на длинном шесте: «Берестяные лучи наладят трубой, ставят на козу, зажигают, оно горит, рыбу тычут» (Чердынский район, д. Петрецово). Иногда кололи рыбу острогой и в другое время. Так, в Оханском уезде в весеннее время рыбаки выходили лучить рыбу острогами на заливных лугах, где оставались большие заводи. В этом случае рыбу лучили днём, без освещения и без лодки. На реке Чусовой использовали острогу и в зимней рыбалке: вечером рыбак с острогой устраивался у проруби и высматривал проплывающую рыбу, колол её. При этом у проруби на треноге-таганке разжигали небольшой костёр, а над прорубью делали шалаш, чтобы свет от снега не проникал в воду[8].

Одним из самых простых и распространённых способов была ловля саком. Сак по виду представлял из себя сеть в форме мешка, прикреплённую к обручу или треугольнику, насаженному на длинную палку. Обычно им ловили рыбу в весенний период во время ледохода и половодья. Особенно популярным этот способ весенней рыбалки был на реках Сылва и Чусовая, но часто применялся и на мелких реках: «Саком у нас только весной ловили, во время ледохода, когда лёд идёт, с берега. Вот льдины идут. Между льдинами сакают» (Кишертский район, с. Молёбка). Кроме того, сак использовали как дополнительное орудие лова: «Сак у тех был, кто ловил удочкой рыбу. Щука потянула большая, рыбак её подведёт, и саком. Это из зелинки, а тут сплетёно из ниток, как глубокий ковш. Чтобы рыба не сорвалась, сачком-то раз – подцепит, она никуда не деватся» (Чердынский район, с. Пянтег). Интересный и редкий вариант рыбной ловли саком описан в начале XIX века, увиденный на реке Вижай Пермского уезда: «Примечательна ловля линей в речке Вижае; для чего раскаливают несколько каменьев, опускают каменья в то отверстие, которым уходит река под гору и которым опять выходит; от шипения каменьев выскакивают лини из глубины отверстий и тотчас подхватываются саками от рыболовов»[9]. Использовали сак и при ловле рыбы у прорубей, особенно поздней зимой, когда рыба «задыхалась» от недостатка кислорода.

Древним способом рыболовства, отмеченным в Прикамье лишь в единичных публикациях начала XX века, является лов рыбы с помощью петли. Так, петлями из конского волоса на небольшом удилище обычно ловили щуку в летнюю жару на небольших речках: «…высмотрев притаившуюся щуку, осторожно опускали удилище и также осторожно надевали петлю на голову щуке. Как только петля оказывалась за головой рыбы, резким ударом затягивали петлю и доставали рыбу»[10]. Ловля рыбы петлями известна также и в соседних регионах Урала[11].

Сетевые рыболовные снасти были, наверное, самым распространённым орудием ловли рыбы. В разных районах сети имели свои названия и конструктивные особенности. Одним и тем же термином могли обозначать как всю сеть, так и её часть, сети разной конструкции и назначения. Можно привести множество таких примеров. Так, термином «бредень», «бредник» в разных локальных традициях обозначали небольшую снасть из редкого холста для ловли мелкой рыбы: «Вандышей ловили мешковиной – бреднем» (Красновишерский район, п. Вишерогорск); небольшой невод без кошеля: «Бредень не такой уж большой, может, метров шесть-семь. Эти бредни сшивали, и получался большой невод, так называтся» (Чердынский район, с. Пянтег); отдельный вид рыболовной снасти, обязательным элементом которого был кошель или матка: «Бредник – он большенедотки будет, и у бредника кошель» (Соликамский район, д. Толстик); «Бредень с маткой бывает» (Красновишерский район, д. Колчим). Множество подобных примеров вариативности лексики читатели найдут в настоящем словаре.

Для плетения сетей использовались обычно нити домашнего изготовления, чаще всего конопляные и льняные. В Северном Прикамье были известны и «крапивные мерёжи»[12], сплетённые из ниток, выполненных из крапивного волокна. Вязали сетчатое полотно при помощи игл и деревянных дощечек, от размера дощечки зависел размер ячей сети. Сетчатое полотно надевалось на верёвки в верхней и нижней части, которые обычно назывались тетивами: верхняя тетива, нижняя тетива. К нижней тетиве крепились грузила, выполненные из глины и обожжённые в форме шариков или цилиндров с отверстиями (другим вариантом были грузила, изготовленные из камней, обёрнутых берестой). Позднее в обиход широко вошли также железные кольца и цилиндры, шарики и цилиндры из свинца. Поплавки выполняли из свёрнутой в трубочку бересты, из деревянных дощечек с отверстиями для крепления к тетиве, позднее из пенопласта и других материалов.

Сети изготавливали не только для использования в своём хозяйстве, но и на заказ. Рыболовные снасти обычно были принадлежностью отдельного рыбака и его семьи. Однако большие невода нередко имели один на несколько дворов. В селе Старые Сыпучи Красновишерского района, например, отмечали: «Раньше невода большие были, но не все их имели, часто на двоих один невод держали». В Чердынском районе часто общий невод сшивали из нескольких частей: «Неводом рыбачили. Невод – большая сеть из нескольких бредней. Бредень не такой уж большой, может, метров 6–7, они приносили свои бредни и эти сшивали, и получался большой невод называтся, большой-большой. И вот человек десять ходили…» (Чердынский район, с. Пянтег).

Невод был наиболее часто применяемым орудием рыболовства на больших реках, озёрах и прудах. Устройство невода – при всей общности его конструкции – варьировалось в разных территориях региона. В вишерских деревнях, например, отмечены следующие термины, отражающие его устройство: «Тогда рыба была, что ты! Были невода. Вот по пять метров один конец, пять метров второй конец. Посередине такая вяжется из конопли матка. Это, значит, четыре человека рыбачат…»; «Невод был с кошелем обязательно, маткой или решниной называли, а боковые стороны – крылья» (Красновишерский район, д. Акчим); «Невод с маткой – матицей – был» (Красновишерский район, д. Колчим); «У невода перед маткой тоже бывает ряж, перед маткой, тоже есть такое, чтобы меньше мусора заходило, а по бокам-то нету у невода» (с. Старые Сыпучи).

Способы ловли рыбы неводом известны как по ранним опубликованным материалам, так и по описаниям современных рыбаков Прикамья. Н. Белдыцкий в конце XIX века так характеризовал лов рыбы неводом на Вишере: «Для ловли неводом выбиралось тихое плёсо, по большей части, идущее за перебором, и по этому плёсу полукругом закидывали его, причём концы невода приходились на берег, и за них тихонько тянули всю снасть к себе на берег»[13]. Лов рыбы неводом в вишерских деревнях описывают так: «Рыбачат с ним четыре человека на двух лодках. Одна стоит на пяте [на месте], а вторая на забеге. Иногда третья лодка бывает на загоне, гонит шестами рыбу в невод. Ловят на двух лодках. Одна стоит, другая невод бросает, потом обе к берегу идут, закругляются, верёвки выбирают» (д. Акчим).

В весенний период, как только сходил лёд, по большой воде, либо в период, когда рыба шла на нерест, ставили сети самоловки, мерёжи, режовки, перекидыши. Самоловками называли сети, которые устанавливали в озёрах, старицах рек. Для каждого вида рыбы самоловка плелась с определённым размером ячеек. Главное отличие ставных сетей – соединение в одно нескольких (двух, трёх) сетчатых полотен с ячеёй разных размеров, которые накладывались друг на друга. На основное полотно в мереже помещалось с двух сторон более редкое полотно реж. При ставлении самоловок и мереж использовались разные приёмы. В вишерских деревнях, например, весной по большой воде сетевые снасти ставили только в мелких протоках – заостровках: «Весной вода большая – не рыбачат, только в заостровках ставят перекидыши, редкие сети с берега на берег, ловят щук» (д. Акчим). Популярным был весенний лов рыбы самоловками на реке Колве: «Ловили весной самоловками. Самоловки на старице ставили, рыба икру мечет только там, кругом самоловки стоят, ёлочку накидают, чтобы рыба шоркалась. Щуку, леща, сороку ловили. С вечера растянут сеть, утром в каждой клетке была рыба…» (Чердынский район, д. Большая Гадья). Использовали этот способ на Сылве и её притоках. В Кишертском районе делали пристои, так называли постановку мерёж в реках. Мерёжу закрепляли на колья, воткнутые в дно реки, к которым также для привлечения рыбы привязывали молодые пихтовые деревца.

Ставные сети применялись и в другой период года, обычно на озёрах, прудах, спокойных реках. Ставные мерёжи закидывали в водоём в выбранном месте и оставляли там на некоторое время. Затем сети проверялись, высушивались и устанавливались на том же или на новом месте. Летом популярным способом рыбной ловли мерёжей был такой: устанавливали сети, рыбак поднимался на лодке вверх по течению и дополнительно гнал рыбу в мерёжу ботанием.

Рыболовная снасть бредень известна в Прикамье почти повсеместно. Его обычно характеризуют как небольшой невод с кошелем и крыльями. Он использовался чаще всего для ловли мелкой рыбы. Особенно популярно применение этой снасти было в южных районах Пермского Прикамья на небольших реках – Танып, Буй, Тулва. В Куединском районе, например, бредень тянули два человека, находясь в реке. Один или несколько человек поднимались вверх по течению и, ударяя палками по воде, гнали рыбу в бредень. В других случаях его тянули на лодках. Бредень известен в Пермском Прикамье под разными терминами: полог, неводок, недотка, бредник. Недоткой ловили рыбу в Пермском Прикамье почти на всех реках, от северной Вишеры до южного Сарса. На Вишере такая снасть называлась также вандышный невод, вандышеловник. Недотка обычно была небольшой, её концы крепились на два шеста, за которые сеть тянули в воде два рыбака. Для изготовления снасти в разных традициях использовали редкий холст, иногда совмещали редкий холст и мелкое сетчатое полотно, либо полностью выполняли недотку из сетки: «Вандышный невод, тоже с ниток, а некоторыес мешков делают…»; «Полог для вандышей делали из мешковины, а матка вязаная с ячеёй…» (д. Акчим). Ловлей недотками занимались не только мужчины, но и женщины и дети. А в некоторых северных районах ловля этой снастью была исключительно женским занятием.

Описанные выше сетевые рыболовные снасти имели широкое распространение в разных районах Прикамья. В северо-восточных районах, на Вишере, Косьве и их притоках рыбачили сырпом. Сохранилось достаточно большое количество описаний как самой снасти, так и приёмов её использования. Приведём два из них, применявшихся на Вишере и Косьве: «Ловлю рыбы косьвинцы производят сырпом. Это сеть, сделанная в виде мешка, с двумя тетивами, верхнею и нижнею; к устью мешка с обоих концов привязываются небольшие шесты, служащие к погружению сырпа на дно реки, к верхнему краю тетивы привязана одним концом бичёвка, другой конец ея прикреплён к верхушке шеста; во время погружения сети рыбаки срединой бичёвки обёртывают один раз вокруг указательного пальца для того, чтобы тотчас узнать, когда попадает в сырп рыба, которая обыкновенно потряхивает сеть и бичёвку. На каждый сырп нужно четыре лодки, в каждой по два человека. Заметив руно хариузов, все четыре лодки становятся рядом, направлением своим против течения воды, ниже того места, где стоит рыба. Средние две лодки, управляя сырпом, выдвигаются рядом вперёд и погружают сырп, упирая шестами на дно. Другие две лодки со всею быстротою бросаются вперёд, где стоит рыба, и хлопают шестами по воде; испуганная рыба опускается по течению воды и заплывает в сырп. Занимаясь с малолетства этой ловлей, косьвинцы приобретают большую ловкость и проворство»[14].

Отмечены коллективные рыбалки сырпом и на других территориях Прикамья. «Сырп представляет из себя громадный сак, в длину до 3 сажень, концами прикреплённый к двум длинным шестам. Для ловли сырпом требуется 10–15 лодок; сначала выезжают на двух лодках, и рыболовы в них втыкают шесты сырпа в дно и держат их между лодками, перегораживая таким образом реку. Остальные же лодки поднимаются вверх по реке и саженях в ста от сырпа разделяются на два крыла, и рыбаки начинают колотить воду шестами и кричать, спускаясь в то же время до сырпа. Хариусы, испуганные шумом, бросаются вниз по реке и попадают в сырп, который затем осторожно втаскивают в лодку. Ночной лов сырпами производится несколько иначе, чем дневной, да и сырпы для ночного лова меньше и называются «сырпиками»; этот способ ловли требовал всего две лодки, между которыми растягивалась сеть сырпа и шесты не втыкались в дно, а лодка свободно плыла по течению; хариусы сами натыкались в темноте на сеть… Рыбачили таким образом не по одной только Вишере, но и по её притокам: Велсу, Улсу, Кутиму и др.»[15].

При ловле рыбы сетевыми средствами часто прибегали к ботанию. Бо́том – длинной палкой с железным раструбом – ударяли по воде и создавали сильный хлопающий (также – хрюкающий) звук при ударе о воду, от которого рыба шла в нужном направлении, в невод. Ботание применяли как при индивидуальном рыболовстве с мерёжей, так и при коллективном с разными рыболовными сетями: неводом, мерёжей, сырпом.

Популярным был в Пермском Прикамье лов рыбы при помощи разнообразных ловушек, среди которых повсеместное распространение имела морда. В большинстве случаев морды изготавливали из ивового прута, однако в северных районах их нередко готовили из зелков – пластин, выполненных из расщеплённой сосны или ели. Кольца морды гнулись из ивы, черёмухи, еловых корней. Они имели круглую, дугообразную или квадратную форму. Конструктивные детали морды в говорах Прикамья имели разнообразные названия. Внутренняя её часть именовалась детышем, детёнышем, зародышем, серёдышем. Для верхней части использовали термины бочка, юбка, для передней – рот, баран, дверцы. В Прикамье отмечено два термина для обозначения ловушек подобного типа – морда и верша. Их употребление в разных районах отличается. В некоторых чаще употребляли только один из этих терминов. Например, в деревнях по Вишере пользовались только термином верша: «…мордой у нас совсем не называли» (д. Акчим). В других случаях оба термина были в ходу и использовались синонимично: «У нас вандышей не ловиливершей в деревне. А ниже-то, в Арефе, в Долгих всё время ловили вандышей этими мордами. Сделают небольшой как запорчик, перегородят, залавливали, хорошо. Они когда идут, заходят все в вершу» (Красновишерский район, д. Щугор). Наоборот, в деревнях верхней Колвы Чердынского района вершей и мордой обозначали разные варианты рыболовной снасти, отмечая, что верша в отличие от морды имела больший входной раструб либо дополнительно приплетённые небольшие усы из ивовых прутьев: «Раньше вершами и мордами рыбачили, верша, как морда, у верши только делают раструб побольше» (Чердынский район, с. Черепаново); «Верша, как морда, но пошире делаешь, это сруб называтся» (Чердынский район, д. Петрецово).

Схожей по конструкции ловушкой был вентерь, также известный под разными терминами: витиль, фитиль, вентель, вентиль. Вентерь изготовлялся из сетчатого полотна, посаженного на деревянные обручи, за счёт чего сохранялась его форма. Конструктивной особенностью витиля были сетчатые крылья (в разных местах их называли крылья, полотенца).

Мордами, вершами и вентерями рыбачили в разные сезоны года. Вентерь часто ставили в реках в весенний период наряду с самоловками. Мордами и вершами ловили рыбу и зимой, а также использовали и в летнее время.

В Пермском Прикамье широко применялся один из древних приёмов рыболовства – устройство специального запора, который называли ез, зае́зок, запруд, запор, закол, заимка, сов, рус, со́вья, бережник и пр. Разными названиями обозначали запоры черезовые – через всю реку с берега до берега и бережниковые, захватывающие лишь часть реки у берега[16]. Устройство запоров на реках было различным. Приведём несколько вариантов, выявленных в ходе полевых исследований в разных районах Пермского Прикамья. На небольших реках с каменистым дном запоры могли устраивать, выкладывая камни, оставляя промежуток – «окно» в запоре, в которое вставлялась морда. Такие «каменные» запоры отмечены, например, в Октябрьском районе на небольших реках Тюш и Сарс. На небольших реках, притоках Вишеры, устраивались запоры из поваленного дерева: «Запоры делали, здесь в Акчиме речка есть, там Волем, Писанка речка есть. Берёт поперёк дерево, ёлку повалит, чтобы с одного берега до другого. А потом забиват колья, чтобы её течением не сбивало. Мелкие ёлки рубит и настилает, а потом камнями задавляет вершины. Течение сюда течёт, вершинами кладёт сюда, а ёлка там, а здесь камнями придавляет их, чтобы не уносило, мелкие ёлочки. Потом сделают прогал и вершу ставят» (д. Акчим).

Одним из вариантов устройства для установки ловушек были запоры, выполненные из вбитых в дно кольев, пространство между которыми заполнялось пихтовыми ветками-лапками, переплетёнными либо перевязанными друг с другом. Такие запоры были известны, например, на Сылве и Каме: «Осенью тоже ставят витили, морды. Где мелко, ставят бережники, от берега дно закрывают лапником вроде стенки, а потом, где глубже, ставят витили» (Чердынский район, с. Бондюг). Популярными были запоры, изготовленные из плотцов или совей. Плотцы шириной около двух метров и высотой по глубине реки обычно готовили из ивовых ветвей, переплетая их, либо из берёзовых ветвей, приплетая их к жердям. Из плотцов и делали запор, оставляя в нём промежуток для морды. Термин сов (часто в форме сови, совья) в Прикамье имеет ряд значений. Так называли и сам запор на реке, и плотцы, выполненные из зелков или зелинок. Под этим же термином были известны большие сосновые поленья, из которых готовили зелки. Особенно были распространены запоры из плотцов в северных районах Прикамья: «Прорубят ердан, плотцы ставят, плотцы из зелков сосновых. Плотцы делают из сов – из сосны кряжи метра два, их наколют толстые – это сов, потом ещё тоньше – зелки. Талинками сплетают, ива тоненькая, мягкая» (д. Петрецово); «Плетут со́ви и ставят между мордами. Зелки сплетают мягкой проволокой, вот и сови» (Чердынский район, д. Большая Гадья). Зимой запоры также были популярны – для размещения запора на реке выдалбливали прорубь, в которую и ставили плотцы и морды.

В зимнее время рыболовством в Прикамье занимались значительно меньше, чем в другие сезоны. Зимой прибегали к уже известным и описанным выше способам рыбной ловли: ставили запоры на реке с мордами, ловили рыбу саком или кололи острогой у проруби. Для зимней подлёдной рыбалки использовали и сетевые снасти. В Чердынском уезде для зимнего лова применялась сеть чердак (использовалась по рекам Колва и Вишера). Её описание известно по материалам середины XX века: «Чердак» – это сложное сооружение с большим клинообразным мешком из крапивной мерёжки, ставится в зимнее время подо льдом на стрежень – на самом быстром течении реки. Остроумный снаряд, забирающий много рыбы, чердак, получил большое распространение…»[17]. Использовали в зимнее время и обычные сетевые снасти – мерёжи и невода. В этом случае их заводили в воду через проруби. В Чердынском районе так описывают зимний лов неводом: «На Чусовском озере для этого рубили длинную, но узкую прорубь, в которую опускали невод. Против концов невода норили – рубили лунки. На каждой стороне их было до 20–30, и все они шли в одном направлении от невода, перпендикулярно ему. К концам невода привязывали шесты, с их помощью управляли неводом: шесты подхватывали сквозь лунки и тянули их вместе с неводом. Как только невод протягивался под всеми лунками, его вытаскивали в прорубь, которую заранее готовили в том месте, где предполагалось завершить рыболовство»[18].

Собственно зимним способом рыбной ловли можно назвать подлёдное глушение рыбы, проводившееся в начале зимы по прозрачному льду, как только застывали водоёмы. Чаще всего такой способ практиковали на прудах и озёрах, иногда и на реках. В деревне Аниковская Чердынского района так описывали этот вид зимней рыбалки: «Зимой тоже ходили, как не ходили. Вот замёрзнет, из-подо льда рыбу вырубали топором. Попадались щуки, такая огромная попадёт, стукнут и выкалывают из-подо льда. Но это только пока снега нет. Снег появится, всё, не видать уже, где кто». Однако такие способы рыболовства были распространены лишь в тех традициях, где они получили наибольшее развитие. На большей части территорий Прикамья зимой не рыбачили. Практически не использовалось и столь популярное ныне ужение по лункам. Кроме описанных выше орудий рыбной ловли в Пермском Прикамье были известны и разнообразные крючковые снасти: червеники, подольники, самоловы, перемёты, поплавочная удочка, дорожка и другие[19].

Как и в других регионах России, в Прикамье в прошлом было развито артельное рыболовство. Рыбацкие артели, отправлявшиеся в места промысла в определённые сроки, достаточно полно описаны на примере реки Вишеры в конце XIX – начале XX века: «После страдного времени, т. е. после сенокоса и уборки с пепелищ своих малых посевов хлеба, около 15 августа все жители берегов реки Вишеры, мужчины и женщины отправляются с рыболовными сетями и снастями в лодках вверх по Вишере до самых верховьев, за 200 вёрст от устья Улсуя, для ловли рыбы, харьюза и тальменя, которые только и водятся в Вишере. Домой возвращаются в последних числах сентября. Наловленную рыбу солят в кадочках и бочках…»[20].

«Рыболовный сезон начинался обыкновенно с 1 июля и кончался при заморозках. Прежде чем начать ловлю, вишерцы составляли артель, человек в 20; в состав её входили женщины и девушки. Артели составлялись произвольно, иногда сговаривались жители разных деревень. Перед выступлением на ловлю готовились сухари и хлеб, а из кухонной посуды захватывали с собой, главным образом, котелок; чаю тогда не знали, и в чайниках нужды не было. Затем, когда всё было готово, припасы и рыболовные снасти складывались в лодки, прикрывались сверху от дождя берестой, и артель, лодках на 15–20, с молитвой пускалась вверх по Вишере. Забирались обыкновенно в самые её верховья, а по пути, в известных местах, производили лов рыбы.

Покончив ловлю, рыбаки приставали к берегу, устраивали шалаш, разводили огни, сушились, приготовляли себе обед, чистили пойманную рыбу. Для вычищенной рыбы они делали из кедров бочки и оставляли их в кустах, а на обратном пути захватывали с собой. За весь рыболовный сезон на каждого рыбака в среднем количестве приходилось от 15 до 25 пудов рыбы. Рыбачили таким образом не по одной только Вишере, но и по её притокам: Велсу, Улсу, Кутиму и др.»[21]. Подобные промысловые артели отмечены и на других реках Прикамья, например, на Косьве, описание рыболовных «партий» на которой известно с середины XIX века: «На рыбную ловлю отправляются так же, как и на звериную, партиями, и улов делят поровну; сплывая по Косьве вниз на 100 вёрст, они возвращаются домой через 7 или 10 дней»[22].

Приведённые примеры дают представление о разнообразии способов и средств рыболовства в Пермском Прикамье, иллюстрируют традиции промысловых занятий, особенно в северных регионах края. Комплекс орудий рыболовства, терминология, часто архаичные приёмы рыбной ловли, в местах, где по-прежнему рыболовство играет значительную роль, сохраняются и до настоящего времени.