Вы здесь

Рухнама по-русски, или Жизнь от «А» до «Я». Аскетизм (К. Р. Амлаев, 2015)

Аскетизм

Говорят, что, когда человеку мало надо, то у него уже все есть. Действительно глубокий знаток древнегреческой философии Шопенгауэр писал: «Великий учитель счастья, Эпикур, вполне правильно разделил человеческие потребности на три класса.

Во-первых, – потребности естественные и необходимые; это те, которые причиняют страдания, если их не удовлетворить. Сюда относятся лишь одежда и пища. Удовлетворить их – не трудно.

Во-вторых, – потребности естественные, но не необходимые; такова потребность в половом общении (правда, Эпикур об этом не говорит, но вообще я передаю здесь его учение в несколько исправленном, подчищенном виде). Удовлетворить ее уже труднее.

В-третьих, – потребности не естественные и не необходимые; таковы роскошь, богатство, блеск; число их бесконечно и удовлетворить их крайне трудно. Отсутствие благ, о которых человек и не помышлял – не составит для него лишения: он и без них может быть вполне довольным, тогда как другой, имеющий в сто раз больше, чувствует себя несчастным из-за того, что у него нет чего-либо, в чем он имеет потребность. У каждого в этом отношении есть свой особый горизонт благ, которых он мог бы достичь, и потребности его не выходят за пределы этого круга».

Однажды Эйнштейн встретил в Нью-Йорке знакомого. «Господин Эйнштейн, – проговорил тот после приветствия, – вы непременно должны купить себе новое пальто! Это уже износилось». – «Зачем же? В Нью-Йорке меня никто не знает», – ответил Эйнштейн. Несколько лет спустя они снова встретились. Великий физик был все в том же пальто. Знакомый опять посоветовал ему купить новое. «Зачем же? – ответил ученый. – Здесь меня знает каждый». На мой взгляд, потребности – это вопрос приоритетов. Приоритет – это то, что человек считает наиболее важным для него. Для кого-то здоровье, для другого богатство, для третьего власть, для четвертого общение с Богом. Для последних, все перечисленные «радости» ничего не стоят, их удел – аскеза – добровольный отказ от всех мирских радостей и получение от этого расставания с «мирским», греховным духовного просветления. В медицине считается, что такие сверхценные идеи и желания свойственны людям с шизоидной конституцией. Здесь я сделаю паузу, чтобы пояснить о чем идет речь.

В начале прошлого века ученый Леонгард разделил всех людей на четыре типа в зависимости от их психической конституции: шизоидный, циклоидный, истероидный и эпилептоидный.

Шизоидный. Для него характерна погруженность в свой внутренний мир, увлеченность какими-то особыми, иногда «сверхценными» идеями, часто представители этого типа избегают общения с другими людьми. Настойчивое желание 10 раз обогнуть земной шар, уйти в монастырь или в скит, погруженность в решение математических задач и ничего более, фанатическое увлечение духовными практиками – лишь несколько характерных черт присущих этой конституции. Представители этого психотипа часто встречаются среди религиозных фанатиков, путешественников, ученых, с головой ушедших в науку.

Истероидный. Слово истерика, которую почему – то «закатывают» – (еще одна загадка русского языка) употребляется и детьми и взрослыми. Черты, характерные для истериков, запоминаются легко, их трудно спутать. Демонстративность, кричащий внешний вид, «всезнайство», повышенная конфликтность и склонность к аффекту – «штрихи» к портрету истерика. Где можно встретить людей этого психотипа. Да везде, но чаще среди людей публичных профессий, так называемой богемы, работников сцены. Не исключено, что Вы встретите истеричку – домохозяйку или истерика-слесаря, но это может случиться реже.

Эпилептоидный. Для людей этой конституции характерны корыстолюбие, упорство в достижении своей цели, сильное стремление к власти, мстительность, подчас жестокость, слабое чувство эмпатии (сопереживания). Людей с эпилептоидной конституцией часто встретишь в армии, силовых структурах, тюрьмах в качестве надзирателей. Среди «волевых» руководителей также немало представителей эпилептоидной конституции.

Циклоидный. Для циклоидов характерна частая смена настроения, порой даже в течение дня. Иногда трудно найти причину для такого непостоянства. «Людей настроения» мы найдем где угодно, среди представителей различных профессий. Вы спросите, как психотип связан с профессией? Все очень просто, человек обычно подсознательно выбирает тот вид деятельности, где максимально реализуется его психическая конституция. Согласитесь, было бы странно встретить офицера с истерическими чертами характера или артиста с шизоидной конституцией, хотя правила для того и существуют, чтобы были исключения.

Все это, конечно, несколько утрировано, в жизни мы чаще встречаем сложную комбинацию черт – понемногу от каждого психотипа. Все это и придает неповторимую индивидуальность нашим личностям. Вышеперечисленные особые свойства характера не являются болезнью и в различной степени выраженности встречаются практически у каждого. Если говорить об исторических личностях, то Гитлер был человеком истеро-эпилептоидного склада характера. Его публичные выступления – классический пример истерических черт, а маниакальная настойчивость в достижении поставленных целей и невероятная жестокость – пример эпилептоидных черт. Известный исторический персонаж Диоген, вероятно, являлся человеком шизоидного склада, как и известный путешественник Федор Конюхов, а принцесса Диана – циклоидного. Хотя я могу ошибаться, чтобы более точно определить психотип, нужно хорошо знать человека. Надо понимать, что любой психотип не означает негативную природу индивидуума. Во многих случаях не резко выраженные черты психотипа являются, скорее преимуществом, чем недостатком, выделяя нас из общей массы, позволяя проявить себя, реализовать наши мечты. Человек это не математическая модель, не результат слагаемых, это сложная открытая система, не допускающая простых схем. Огромное большинство людей представляют собой совокупность смешанных, как в шейкере, черт характера, часто стертых, непрорисованных, но от этого не менее интересных. Хватит об этом, мы увлеклись.

Если говорить о религиозных течениях, лежащих в основе аскетизма, то это в первую очередь буддизм и джайнизм, родившиеся на Востоке.

Буддизм не мыслится без умения терпеть зло, обиды и быть терпимым в отношении других. По словам Будды: «Людям, обуреваемым злобой и вожделеньем, это мое ученье вряд ли дано понять» Как же бороться со злом? Ответ дает известное буддийское изречение: «Побеждай гнев отсутствием гнева; побеждай несправедливость добротой». Но, пожалуй, до полного логического завершения довел принцип терпения и терпимости джайнизм (Индия), который можно назвать религией самоограничения. Главной его чертой была идея непричинения вреда всему живому. Нельзя убивать ни одно живое существо, включая насекомых, даже по неосторожности. Воздержание от насилия и аскетизм – пути преодоления страдания и смерти.

Люди по-разному видят источник счастья – кто в детях, кто в богатстве Креза, кто в плотской любви. Но во всех этих случаях наше счастье зависит от внешних факторов: детей, денег, власти, объекта плотской любви и т. д.

Итак, для нашего счастья то, что мы такое, – наша личность – является первым и важнейшим условием, уже потому, что сохраняется всегда и при всех обстоятельствах; к тому же она, в противоположность благам двух других категорий, не зависит от превратностей судьбы и не может быть отнята у нас. В этом смысле ценность ее абсолютна, тогда как ценность других благ – относительна.

Притча в тему

Как-то перед рождественскими праздниками одна почитательница-миллиардерша подарила горячо обожаемому ею Карузо драгоценный кинжал, с тем, чтобы он пользовался им в заключительной сцене оперы «Кармен»… Кинжал этот – настоящее художественное произведение. На нем были изображены все сцены из оперы «Кармен», в которых участвовал Карузо. Работа настолько тонкая, что в любой из малых фигур (не больше пяти сантиметров) было достигнуто портретное сходство со знаменитым певцом. Однако великий певец продолжал пользоваться обычным бутафорским кинжалом. Когда до глубины души обиженная миллионерша спросила почему, Карузо ответил:

– Сударыня, когда я выхожу на сцену, я думаю только о роли! Если же я возьму с собой ваш драгоценный подарок, то вынужден буду думать только о том, чтобы его у меня не украли…

Часто люди воспринимают аскезу, как игру, замечая только ее внешние атрибуты. Большинство видит в религиозных постах не духовную деятельность, а лишь вариант диеты, продолжая грешить в мыслях, поступках и словах. Много лет назад Козьма Прутков сказал: «Не поступай в монахи, если не надеешься выполнить обязанности свои добросовестно». Святой Франциск Ассизский был популярным молодым человеком, когда он решил оставить всё и заняться делом своей жизни. Святая Клер была красивой молодой женщиной, когда дала обет целомудрия. Святой Раймунд Луллий знал великих мыслителей своего времени, когда он удалился в пустыню.

Духовный поиск превыше всего, это вызов. Кто прикрывается им для того, чтобы уйти от своих проблем, тот не продвинется очень далеко. Нехорошо отдаляться от мира, если ты не в состоянии подружиться с кем-нибудь. Ничего не даёт клятва бедности, если ты уже не в состоянии заработать средства к существованию. И не имеет никакого значения то, что ты станешь скромным, если ты уже трус. Одно дело иметь что-то и отвергнуть это. Другое дело не иметь чего-нибудь и осуждать тех, кто это имеет. Слабому человеку легко проповедовать абсолютную благотворительность, но что в этом хорошего?

Итак, что запомнилось

Чем меньше нам нужно, тем счастливее мы становимся.

Быть аскетом легче, если Ваша душевная организация соответствует этому. Истерика и аскетизм вещи несовместные.

Быть аскетом значит быть глубоко верующим. Аскет заменяет общение с тысячами людей на общение с Богом, а значит со всем миром сразу.

Проще соблюсти внешние атрибуты аскезы, чем стать аскетом в мыслях.