Вы здесь

Рухнама по-русски, или Жизнь от «А» до «Я». Богатство (К. Р. Амлаев, 2015)

Богатство

Еще одно многоликое слово в русском языке. Богатство. Каждый понимает и измеряет его по-разному. Богатство души, внутреннего мира, богатство материальное, богатство Природы. Богатство, как и другие категории, понятие относительное. Вот почему в быту, рассказывая о ком-то, люди часто говорят, что он мультимиллионер. На самом деле, размеры чьего-то состояния нам кажутся намного больше, чем они есть на самом деле. В этом случае богатство и зависть идут рука об руку. Нужно ли стремиться к богатству, либо довольствоваться тем, что имеешь. Несомненно, богатство обеспечивает нам некоторую степень свободы, но и немалую степень зависимости, и огромное количество ограничений. Известный лозунг «Пролетариату нечего терять кроме своих цепей» несет в себе глубокий смысл. Конечно, раздеть голого нельзя, лишить неимущего его владений невозможно. Только имея что-либо можно чего-либо лишиться. Богатый вынужден все время жить со страхом, потерять свое имущество. Вот, что писал о богатстве А. Шопенгауэр.

То, что может дать богатство сверх удовлетворения насущных и естественных потребностей, мало влияет на наше внутреннее довольство: последнее скорее теряет от множества забот, неизбежно связанных с сохранением большого состояния. Тем не менее, люди в тысячу раз более заняты приобретением богатства, чем культурою духа, как ни очевидно, что то, чем мы являемся на самом деле, значит для нашего счастья гораздо больше, чем то, что мы имеем. Сколько людей, в постоянных хлопотах, неутомимо, как муравьи, с утра до вечера заняты увеличением уже существующего богатства; им чуждо все, что выходит из узкого круга направленных к этой цели средств: их пустая душа невосприимчива ни к чему иному. Высшие наслаждения – духовные – недоступны для них; тщетно стараются они заменить их отрывочными, мимолетными чувственными удовольствиями, требующими мало времени и много денег. Результаты счастливой, сопутствуемой удачею, жизни такого человека выразятся на склоне его дней в порядочной кучке золота, увеличить или промотать которую предоставляется наследникам.

Говоря о богатстве, мы имеем в виду то, что под богатством понимается все, что не является крайней необходимостью или простой необходимостью для жизни. Например, наличие одного автомобиля и дома, возможность иногда путешествовать и получить приличное образование, не является признаком богатства в цивилизованном обществе, однако, в другой общности, возможность обладать всем вышеперечисленным, была бы расценена, как роскошь и сказочное богатство.

Отношение к богатству в разных культурах отличается. Протестантская, западная культура видит в богатстве знак божий, награду за труд, православие напротив видит в бедности некое благо, возможность заслужить божью милость.

Бедные видят в богатстве проявления судьбы, богатые – результат собственного труда. (Крышка Франтишек).

Не всегда, но довольно часто, многие состояния нажиты нечестным путем. Многовековая история человечества являет много примеров создания несметных богатств в результате войн, интриг, воровства.

Некоторые богатства тяжелы от пролитых человеческих слез, как плохо убранный урожай тяжел от несвоевременных дождей. (Рескин Джон).

Известна шутка наших дней: «украдешь мало – попадешь в тюрьму, украдешь много – попадешь в историю».

На этапе первоначального накопления капитала большинство состояний наживаются преступным путем. Так было в США в период «дикого» капитализма, так прошло и у нас в постсоветский период. С точки зрения глобальной истории этот процесс со временем «окультуривается», делается более нравственным, если вообще слово нравственный может быть применено к бизнесу. Богатство приобретает персонального владельца и с этого времени становится более эффективным, начинает работать само и дает возможность зарабатывать тысячам людей, не имеющим никакого богатства. Часто в своей жажде богатства люди не могут остановиться.

Богатых деньги не насыщают, они их возбуждают. (Публилий Сир).

Тогда богатство из инструмента свободы и уверенности превращается в оружие саморазрушения и самоопустошения. Все окружающее воспринимается враждебным, люди рассматриваются, как существа только и ждущие возможности ограбить, разорить, пустить по миру. Близкие отношения ни с кем невозможны, червь сомнения «любят меня или мои деньги?» не дает покоя ни днем ни ночью, превращая жизнь в сплошной кошмар, сотканный из подозрений и обид.

Некий правитель пошёл однажды в лес и там встретил мудреца. Он говорил с мудрецом, был поражён его праведностью и мудростью и выразил желание, чтобы тот сделал ему одолжение, приняв от него подарок. Мудрец отказался, сказав:

– Плоды этого леса – достаточная для меня пища; чистые потоки, бегущие с гор, дают мне воду для питья; кора деревьев доставляет мне покров; горные пещеры служат мне убежищем, – зачем же я стану брать подарки от тебя или от кого бы то ни было? Правитель отвечал:

– Просто, чтобы доставить мне удовольствие. Пожалуйста, пойдём со мною в город, в мой дворец, и возьми у меня что-нибудь.

Он убеждал его долго, и мудрец, наконец, согласился исполнить его желание и пошёл с ним в его дворец.

Прежде, чем предложить подарок мудрецу, правитель начал молиться:

– Господи, дай мне ещё детей, дай мне ещё богатства; Господи, дай ещё территории; Господи, сохрани моё тело в добром здравии…

Прежде, чем правитель окончил свою молитву, мудрец встал и спокойно ушёл из комнаты. Видя это, тот смутился и погнался за ним, громко крича: – Ты уходишь, не взяв моих подарков? Мудрец обернулся и сказал:

– Я не беру у попрошаек. Ты сам – нищий; как же ты можешь мне что-нибудь дать?

Цену материальным благам знает только тот, кто сам их заработал. Сказочную ценность вещь приобретает из-за вложенного нами труда. Струйку своего пота, каплю собственной крови, минуту своего времени человек ценит очень высоко. Вот почему, все, что было получено просто так «проматывается» стремительно – оно не имеет цены.

Дареное не впрок прахом пойдет, добро своим потом наживать надо! (Амирэджиби Чабуа Ираклиевич).

Как-то моя пожилая коллега спросила моего совета о том, что подарить своему зятю. Воодушевленный я стал перечислять множество вещей, которыми я хотел бы обладать: хорошие часы, ноутбук, цифровой фотоаппарат и еще много разных предметов. Ни одним из моих советов нельзя было воспользоваться, у молодого человека все это уже было. Тогда я понял важную истину, тот, кто все имеет – несчастлив. Ему нечего желать. Я искренне его пожалел.

Гораций говорит про себя: «Есть люди, не имеющие ни драгоценностей, ни мрамора, ни слоновой кости, ни Тирренских статуй, ни картин, ни серебра, ни окрашенных Гетулийским пурпуром одежд; но есть и такие, кто не заботится о том, чтобы иметь их», а Сократ, при виде выставленных к продаже предметов роскоши, воскликнул: «Сколько существует вещей, которые мне не нужны».

Многие великие люди были небогаты, а некоторые и вовсе закончили жизнь в нищете. Были ли они менее счастливы – вряд ли.

Исторический факт

Однажды ночью в дом Бальзака забрался вор. Убедившись в том, что хозяин спит, вор начал искать деньги, случайно стукнул ящиком стола и вдруг услышал громкий смех хозяина. Несмотря на испуг, вор спросил: «Что вы смеетесь?» – «Очень смешно! Вы среди ночи ищете то, что я и днем найти не могу!»

Итак, что запомнилось

Самое большое богатство – мы сами. Это богатство невозможно украсть или потерять.

Для жизни человеку нужно очень немного, надо лишь четко определить, в чем мы нуждаемся, а что является ненужной роскошью, погоня за которой лишает нас наслаждения от жизни.

Пресыщенность, избыточное материальное богатство делает нас несчастными, лишает стимула для развития.

Нельзя надеяться, что когда-либо правитель насытится своим богатством и станет работать для людей. Жажда богатства самая неутолимая жажда, насыщая на миг, она возобновляется с еще большей силой, иссушая того, кто от нее страдает.