Вы здесь

Русь от варягов до монголов. Модели государств славян и варягов (Виталий Новиков)

Модели государств славян и варягов

Как выглядели первые государства славян и варягов, взявших власть в города славян? Чтобы ответить на этот вопрос можно создать приблизительные модели этих государств.


Модель государства славян.

Город Киев был одновременно городом-государством и в то же время племенным центром полян. В начале 9 века город был ограждён частокольным забором, установленном на полутораметровой земляной насыпи (валу). Дома внутри города бревенчатые с дощатыми крышами. Городские жители – это, как правило, ремесленники: сапожники, гончары, кузнецы, стук ударов их молотов слышен далеко от стен города. Почти в центре выделяется бревенчатый дом в два этажа – терем князя. В князья выбирали самого опытного и сильного воина. Князь уехал со своими сыновьями и друзьями боярами-ратниками на охоту: любимое дело всех князей. Рядом с княжеским теремом конюшня. У князя десять коней и лошадей. За стенами города днём шумит торжище – большой рынок. Несколько рядов выстроено из повозок вместе с запряжёнными в них лошадьми, в других рядах продавцы выложили свой товар на земле. Есть отдельное место, где продают скот и мясо. В отдельном месте продают коней. Чего только нет на торжище. Пахари продают муку и хлеб, кур, яйца, молочные продукты. Рыбаки продают рыбу и сети. Вот купцы из других славянских земель продают шкуры самых разных зверей, вот купцы из Смоленска продают мёд и тоже шкуры. Дети киевских ремесленников продают продукцию своих родителей: топоры, орудия земледелия, горшки, одежду, обувь. Их деды и прадеды мастера ремесленники устроили этот город, выбрали себе правителя, за стенами города расчистили место для торга, которое выросло с тех пор в четыре раза. На рынке много представителей других племён: славяне, торки, берендеи, хазары, евреи. Еврей торгует разными тканями с повозки, купленными в землях мусульман и Византии. С ним торгуется две женщины – жёны знатных киевлян. Вдоль рядов лениво бредёт хазарин в халате и с кривой саблей, болтающейся на бедре. Он остановился около рыбака и взял в руки большую копчёную рыбу. Молодые слуги князя каждый день собирают с торговцев плату за право торговли. Но это не значит, что с одного и того же продавца берут каждый день такую плату. Продавец продаёт весь свой товар и после этого уже даёт плату: как правило, это бывает натуральный продукт. Можно сразу отдать часть своего товара, как плату, и торговать до того момента, пока не продастся весь товар. Не все торговцы платят за торговлю. Киевляне не платят за право торговли на правах хозяев торга, не платят также хазары и евреи хазарские. Поляне были данниками (вассалами) хазар. Купцы из других стран платят больше: пошлину. За стенами города около торга начинается небольшой посад, здесь расположились низкие деревянные избы и дома-землянки. В посаде живут наёмные работники ремесленников, сторожа, рыбаки, простой городской люд. С противоположной стороны от торжища расположился кочевой стан хазар, представляющий собой ряд шатров-юрт и большой дом с белыми глиняными стенами, в котором жили еврейские купцы и чиновники-сборщики дани. В загоне содержались кони хазар. Рядом с дом стоят повозки, нагруженные собранной данью с селищ и городищ полян. Наступил вечер. Народ разбредается с торга. Вдоль берега Днепра зажигаются костры. Приезжие купцы устраивают ночлег. Купцы с повозками устраиваются спать прямо в своих повозках. Вечером князь около терема собирает вече. На вече собрались знатные мужи Киева. Это не только бояре-ратники, но и простые ремесленники представители родов основателей города. Князь сидит в центре круга на небольшой скамье. Причиной собрания была жалоба жителей села полян расположенного на границей с землями северян. Селяне жаловались на то, что северяне охотились в их землях. Встал вопрос решить этот вопрос самим с северянами: послать к ним послов или обратиться к хазарам.


Модель государства варягов.

Прошло сто лет. Киев вырос. Теперь он окружён ещё одной стеной. По улицам прошёл отряд хорошо экипированных и вооружённых людей: дружина варягов. Два воина ведут на верёвке пятнадцать человек связанных за руки – это рабы, пойманные в боевом столкновении пленные. Они будут проданы на торгу, скорее всего в Византию или хазарам. Рабы стоят дорого. Одного раба можно обменять на двух коней или на пять рулонов дорогих тканей. Если удастся можно за живой товар заработать золото или серебро. У пристани много суден, ладей. Слуги варяжских князьков и знатных воинов привозят на продажу рабов и шкуры, а обратно увозят греческое вино, ткани и конечно соль. На торжище грек привёз чернокожую тонкую рабыню-девственницу и обменял её у варяга на двух юношей-братьев славян. Всё так же оживлённо в месте, где живут ремесленники. Они опять собрали вече, после чего отправили послов к княжескому двору. В княжеском тереме пировал варяжский князь со своими друзьями-дружинниками. Послы жаловались на то, что варяги иногда без причины обращают в рабов и продают на торгу полян. Жалкие поляне. Они никак не поймут, что они такая же дичь, как и остальные славяне и финно-угры. Варяги охотились не только на славян, но забредали в земли других племён. У них были рабы племени мордва. Женщину этого племени можно было отличить по специальному браслету, одетому на ногу. Что ж надо теперь думать, что делать с этими полянами? Варяги стали перенимать обычаи у славян их язык, в их дружинах и ратях появились славяне, стриженые под горшок. Кто-то женился на славянке. На совете было решено не брать жителей земли полян в рабство. В обмен на это послам с веча предложено, чтобы каждая вервь (особая община: как правило пять или около того сёл расположенных рядом, славяне селились гнездовым принципом) давала по требованию князя тридцать воинов – самых сильных мужчин с полным вооружением). Поздно ночью в терем привели старого баяна с гуслями. Баян поведал пировавшим песню-сказ о войнах славян с германцами-остготами.