Вы здесь

Русь. Право на историю. Печати митрополитов России (Александр Шиколенков)

Печати митрополитов России

Искусственные термины:

Россияне.

Сегодня мы становимся свидетелями внедрения в сознание очередного ходульного, искусственного термина – россияне. Смысл ясен, как день – исключить из оборота историческое выражение «Русский народ». Этот процесс идет без перерыва уже несколько веков. А что о том говорит Церковь?

Глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Патриарх) заявил, что слово «россиянин» является искусственным, если оно употребляется по отношению к многонациональному русскому народу.

«Неологизм слова «россиянин» всегда появляется, как прыщ, в переломные годы истории нашего государства. Этот термин пытались внедрить в обиход еще в начале двадцатого века, потом его заменили на «советского человека», и вопрос сам собой закрылся. Над этим словом похахатывал еще Святейший патриарх Тихон, который говаривал, что слово «россияне» для него то же самое, что «обезьяне».

Откуда окончание этнонимов «—яне»? Эта форма во множестве пребывает в русском переводе Библии. Если такая форма подходит для текстов религиозных книг, то в светской жизни России от неё возникает веселая ассоциация «обезьяне».

Тонко подметил Леонид Шебаршин, умудренный жизнью, герой, легенда внешней разведки: «Россия – это страна, в которой живут русские, а управляют ею россияне!».

Источник цитат: Владимир Казаков, «Искусственная нация»,

http://www.eg.ru/politics/9437/.

Киевская Русь.

Авторы «правильной» редакции истории внедрили в современное сознание множество загадок, с которыми поколения просто примирились. ПВЛ в значительной части повествования не имеет датировок, зато имеет поздние идеологические вставки. Современные учебники грешат неудачными терминами, один из которых – Киевская Русь как центр Руси. Сюда же, безусловно, относится и загадка под названием Рюрик, и то, откуда и куда он был призван.

«Утраченная» начальная часть текста ПВЛ создает неопределенность для многих летописных событий. Так, Днепр течет не только по современной Украине, но и по современной Беларуси с её старинными городами, включая Новогрудок – белорусский Новгород. Киев поминали арабы-путешественники и император Римской империи Константин VII. В то же время сведения о пещерах будущей Киево-Печерской лавры датируются 1051 годом. Монахи, как известно, под городами пещеры не копают. Их обители пребывают в уединении. Города возникают уже позднее вокруг святынь, храмов и монастырей. И первые утраченные летописные записи до IX века явно не киевские (в современном понимании).

«Киевская Русь» как термин

Спор вокруг древности термина «Киевская Русь» непродуктивен, поскольку само это понятие возникло относительно недавно.

О такой Руси не слышали ни Олег Вещий, ни Ольга, ни Святослав. О ней не упоминал в своих трудах исследователь Мавро Орбини, работавший в самых крупных библиотеках Европы (включая Ватикан). Так на какой же яблоне выросло это яблоко раздора?

Подлинные научные факты редко озвучиваются широко. Вот и создаются в условиях информационного вакуума сказки-небылицы на радость националистам и сепаратистам.

На самом деле «родителем» этого выражения является С. М. Соловьев – именно он ввел словосочетание «Киевская Русь» в научный оборот. Впервые такое понятие появляется в его «Истории России с древнейших времен», три тома которой вышли в 1851—1853 гг.

Следует оговориться: С. М. Соловьев различал «Русь Киевскую», «Русь Черниговскую», «Русь Ростовскую или Суздальскую» и т. д. В дальнейшем (с начала XX века, уже при Советской власти) этот термин стали использовать для обозначения одного из периодов истории России, а именно с Х по XII вв.

Историками термин «Киевская Русь» употребляется в более узком смысле, для обозначения Киевского княжества в период правления Вещего Олега и далее, до Ярослава Мудрого.

Обратите внимание: в Х-XII вв. еще не было Украины. В договорах того времени она не поминается. Для создания документов о несуществующем политико-государственном образовании «Киевская Русь» не было оснований. Потребность в таком государственном центре возникает на бумаге как следствие политики Запада, направленной на отрыв юго-западных земель от Руси. Жаль что эта политика была в свое время поддержана элитой России и теперь мы имеем, что имеем.

Византийцы знали Русь, но называли ее «Росией». В «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона (середина XI века) упоминается «язык (то есть народ) руский» и «Руская земля». Ярослав Мудрый, создавая свод законов, называет его «Руской правдой».

Даже византийские печати митрополитов, прикомандированных Константинополем, сообщают только о России без упоминаний «Киевской Руси». Подробнее на эту тему – в главе «Печати митрополитов России».

Прочтем в летописях о Киевской Руси без украшений мифами и без идеологии. Тезисно.

В реальной истории государство Киевская Русь никогда не существовало. Изначально было известно Киевское княжество – вполне заурядное, подобное многим другим.

Вещий Олег, завоевав ряд соседских земель, действительно назначил своим стольным градом (матиградом) Киев. Но!

У каждого князя был стольный град. Это поселение в каком стоял княжеский стол (потому и столица). По названию города именовалось и княжество. Это чисто русская традиция.

Столичный статус при смене правителя нужно подтверждать, а именно этого не наблюдается. После гибели Олега соседи наследника Игоря его власть над собой не признали и князя убили, предъявив претензии на территорию. Одновременно они предложили вдове Игоря почетное замужество. Проявив твердость, Ольга от замужества отказывается, сохранив тем самым киевское княжество как самостоятельное. Как в известной песне: «Все могут короли», но вот жениться они могут только по политическим мотивам.

В дальнейшем Ольга пыталась усилить влияние на соседей с помощью династического брака, который позволил бы создать крепкий альянс с Римской империей (Византией). Сама княгиня не смогла стать женой императору, а потому попыталась женить сына Святослава на ромейской царевне. Увы! Такой жест международной политики показался ромеям не интересным, и Ольга получила отказ. Вероятно, Киевское княжество не показалось ромеям столь уж великим и особым, каким его подают наши летописцы. «Дружба дружбой, а табачок врозь» – русская пословица, означающая: Любая дружба имеет свои пределы, но есть вещи, которыми не делятся даже с друзьями, а Русь и Византия не были ни друзьями, ни даже союзниками.

Зато удачей закончилось сватовство к булгарской ханше на Волге. От того брака у Святослава рождаются сыновья, а он сам выбирает себе ещё одну жену – Малушу, чем решает вопрос о мире с соседями. Наследие Вещего Олега спасено. И это ли есть Киевская Русь как отдельное и великое государство с матиградом?

После Олега Киевское княжество платит дань Хазарии. Вот её-то Византия уважала. Императоры направляли в Хазарию свои послания с золотыми вислыми печатями.

Киев оказался под властью Хазарии. Тут пригодилось и воинское воспитание Святослава, и династическая связь с булгарами. После уничтожения Хазарии у Святослава серьезные политические претензии на Болгарский трон. На чем они основаны? Основанием является болгарское родословие его матери. Подробности смотрим в главе «Царевна Прекраса». После этого Византия изменила свое отношение к киевскому князю. Речь пошла уже не о княжестве на Днепре, а о целой Болгарии, имевшей теснейшие связи с Византией.

Став опасным для Византии, Святослав загадочно погибает. Для сохранения уже своего княжества сын Святослава Владимир понуждает Византию к собственному династическому браку, захватывая в Крыму византийскую колонию Корсунь. Если политически выгодная женитьба Владимира укладывается в логику событий, то его крещение вызывает вопросы. Официальная теория базируется на том, что невеста князя была христианкой. А сколько их с разной верой у него было? О том множестве ПВЛ сообщает с укором.

Впрочем, Владимиру не до условностей. Главное – политика и сохранение власти. Неслучайно такое крещение современные византийские хроники не освещают. Отсутствует и общецерковный акт о канонизации Владимира (святым он стал явочным порядком через поместное признание). Легко догадаться – почему. Церковью и канонизациями в святые руководила в то время Византия, а тут. Гордых патрициев примучил «варвар с амбициями». Как с таким примириться. Но ситуацией они воспользовались, направив на Русь своих религиозных эмиссаров. Такой ход событий говорит о крещении Руси не как об одномоментном акте, а как о длительном процессе христианизации страны и выстраивании серьезных связей Руси с Римской империей.

Конец ознакомительного фрагмента.