6
В декана́те ему́ да́ли а́дрес, где мо́жно снять ко́мнату, и сказа́ли, что деше́вле не найти́. В тот же день Ми́тя её снял. Она́ располага́лась в са́мом це́нтре Росто́ва-на-Дону́, на Филимо́новской у́лице, далеко́ от университе́та.
Хозя́йка – ба́ба Зи́на – сра́зу сообщи́ла ему́, что плати́ть на́до по одному́ рублю́ ка́ждый день. Ми́тя по́нял: е́сли дать ей бо́льше де́нег, то сра́зу напьётся. Рубля́ у него́ не́ было, поэ́тому он дал три. Она́ посели́ла его́ в свою́ ко́мнату, а сама́ ушла́ жить в ку́хню. В ко́мнате стоя́ли желе́зная крова́ть и высо́кий шкаф. Ба́ба Зи́на взяла́ де́ньги, пригото́вила крова́ть и сказа́ла: «Ложи́сь, ми́лый, отдыха́й!»
Э́то бы́ло у́тром. А ве́чером пья́ная ба́ба Зи́на закры́ла дом и засну́ла. Он стоя́л на у́лице и не знал, что де́лать. Хозя́йка спала́ и не слы́шала ни его́, ни пья́ных люде́й, кото́рые гро́мко крича́ли пе́сню про ру́сскую во́дку…
«До́ма тако́го никогда́ не́ было», – как всегда́, поду́мал Ми́тя. А пото́м зло сказа́л себе́: «Д о́ м а! Тепе́рь, когда́ ты прие́хал сюда́, твой дом – там?» Но пе́рвая мысль всё-таки добежа́ла до конца́: «До́ма но́чью не крича́т пья́ных пе́сен, не меша́ют спать сосе́дям!»
Ми́тя понима́л, что э́ти мы́сли – боле́знь эмигра́нтов, кото́рую нельзя́ вы́лечить. Он постоя́нно всё сра́внивал. Он постоя́нно спра́шивал себя́: «Почему́ у них так, а у нас по-друго́му? Почему́ до́ма пра́здник идёт как спекта́кль? Почему́ до́ма пра́здник – карнава́л и пара́д мои́х и твои́х успе́хов? А здесь он бы́стрый, как штыкова́я ата́ка. Пе́рвая рю́мка, втора́я, тре́тья… Быстре́е, быстре́е! Кто живо́й? Кто не упа́л, тот за́втра Геро́й!»
Сосе́ди крича́ли всё гро́мче и гро́мче. Они́ отдыха́ли. Ми́тя понима́л, что он сего́дня не смог бы усну́ть. Он постоя́л ещё у кварти́ры и пошёл на у́лицу. Ночь. Гру́стная луна́. За́пах ли́стьев. «Снача́ла всегда́ тру́дно, – поду́мал Ми́тя, – а пото́м привы́кну. Всё меня́ется. И я поменя́юсь. Туда́ уже́ не вернёшься».
Вопросы и задания
1. Объясните выражения: «штыковая атака», «праздник как спектакль / как карнавал / как парад / как штыковая атака», «болезнь эмигрантов».
2. В чём, по мнению Мити, проявляется отличие вечерней жизни Ростова от Тбилиси?
3. Почему, находясь в Ростове и в Тбилиси, Митя не чувствовал себя там как дома, а, приехав в Ростов, стал называть Тбилиси домом?
4. Существует ли «болезнь эмигрантов»? Почему? В чём она выражается?
5. Можно ли быть счастливым в неродных для себя культуре и социуме? Почему?
6. Что нужно делать, чтобы лучше адаптироваться к новым для себя социокультурным условиям? Обеспечивает ли знание языка интеграцию в иную культуру и гармоничное существование в ней? Почему?