Вы здесь

Русский язык. 9 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА. Варианты контрольных работ по темам курса в тестовой форме (И. Н. Добротина)

Варианты контрольных работ по темам курса в тестовой форме

Тема № 1

Фонетика и орфоэпия. Морфемика и словообразование

Вариант 1

1. Укажите строчку, в которой буква Д обозначает звонкий звук.

1) бесеДка

2) склаД

3) поДсадил

4) сДаться


2. Укажите строчку, во всех словах которой правильно выделено ударение.

1) прИбыв, придАное, призЫв

2) созЫв, тамОжня, тортЫ

3) опломбировАть, опОшлят, освЕдомиться

4) партЕр, перезвонИт, перелИла


3. Прочитайте фрагмент стихотворения, выполните задание.

Баклажаны бока отлежали.

Н. Н. Матвеева

В предлагаемом отрывке поэт использует звукопись, а именно

1) специальный подбор звуков, помогающих услышать описываемое явление, озвучить картину

2) особую рифму для создания картины

3) особый подбор однокоренных слов

4) лексическое средство выразительности


4. Укажите строчку, все слова которой образованы приставочным способом.

1) задумать, продублировать, сдерживать

2) одуматься, раздумывать, дрожание

3) доверчивый, продлить, удлинить

4) предовольный, задержать, проехать


5. Укажите строчку, все слова которой однокоренные.

1) смирение, примирять, мирный, умиротворение

2) сгорели, загар, угореть, предгорье

3) раствор, притворщик, отварить (крупу), растворитель

4) клонировать, преклонение, кланяться, склоненный


6. Укажите слово, которое должно находиться на месте пропуска в словообразовательной цепочке Эстет – … – эстетичный – эстетичность.

1) эстетика

2) эстетизм

3) эстетический

4) эстетично


7. Укажите строчку, в которой допущена ошибка в определении способа образования слова.

1) уничтожитель – суффиксальный

2) упразднение – суффиксальный

3) преувеличить – приставочный

4) растроганный – приставочно-суффиксальный


8. Словообразование может использоваться как прием для создания интересного образа. Напишите свои размышления об этом, используя материал для наблюдения.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Материал для наблюдения:

Встреча

За горушкой, за речушкой илистой,

Где до дому по тропе извилистой

Столько, да полстолько, да чуть-чуть еще,

Великанчик встретил Лилипутище.

Было Лилипутище немолодо,

Поросло густым зеленым волосом,

Выло Лилипутище от голода

Тонким заплетающимся голосом.

Выло так тревожаще и вяжуще,

Что на сердце отзывалось режуще.

Великанчик пожалел бедняжище,

Пригласил его в свое убежище…

В. Лейкин

Вариант 2

1. Укажите строчку, в которой буква С обозначает звонкий звук.

1) косьба

2) степной

3) сказка

4) фокус


2. Укажите строчку, во всех словах которой правильно выделено ударение.

1) прИнял, прирУчённый, процЕнт

2) нЕдруг, нЕдуг, некролОг

3) плодонОсить, повторЁнный, поднЯв

4) нЕнависть, ненадОлго, новостЕй


3. Прочитайте фрагмент стихотворения, выполните задание.

Мох не приподнят, не взрыт

Грудой кудрявых груздей,

Около пня не висит

Пурпур брусничных кистей.

А. Н. Майков

В предлагаемом отрывке поэт использует

1) специальный подбор звуков, помогающих услышать описываемое явление, озвучить картину

2) особую рифму для создания картины

3) лексическое средство выразительности – эпитет

4) лексическое средство выразительности – гиперболу


4. Укажите строчку, все слова которой образованы суффиксальным способом.

1) задержание, передержка, десятичный

2) вдесятером, детективный, предвесенний

3) отвращение, осязаемый, ответственно

4) праотец, неотъемлемый, неотлучно


5. Укажите строчку, все слова которой однокоренные.

1) смирение, примирять, примерить, примерка

2) сгорели, загар, угореть, угарный

3) раствор, притворщик, отварить (крупу), растворитель

4) клонировать, преклонение, кланяться, склоненный


6. Укажите слово, которое должно находиться на месте пропуска в словообразовательной цепочке Шут – … – шутливый – шутливость.

1) шутить

2) шутник

3) шутливо

4) шутовство


7. Укажите строчку, в которой допущена ошибка в определении способа образования слова.

1) уничтожитель – суффиксальный

2) упразднение – приставочно-суффиксальный

3) преувеличить – приставочный

4) тронуть – суффиксальный


8. Словообразование может использоваться как прием для создания интересного образа. Напишите свои размышления об этом, используя материал для наблюдения.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Материал для наблюдения:

Петь о весне смолкаем мы с годами:

Чем ближе к старости, тем все ясней,

Что сердцу ближе весен с их садами

Несытая пустынность осеней…

И. Северянин

Вариант 3

1. Укажите строчку, в которой все согласные звуки глухие.

1) бумажка

2) косьба

3) ползти

4) сказка


2. Укажите строчку, во всех словах которой правильно выделено ударение.

1) озлОбить, оклЕить, окружИт

2) опломбИровать, опОшлят, освЕдомиться

3) срЕдствами, статУя, столЯр

4) прИнял, прирУчённый, процЕнт


3. Прочитайте фрагмент стихотворения, выполните задание.

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,

Заунывно гудящий певучей струной,

Ты зачем залетаешь в жилье человечье

И как будто тоскуешь со мной?

И. А. Бунин

В предлагаемом отрывке поэт использует звукопись, а именно

1) специальный подбор звуков, помогающих услышать описываемое явление, озвучить картину

2) особую рифму для создания картины

3) особый подбор однокоренных слов

4) лексическое средство выразительности


4. Укажите строчку, все слова которой образованы суффиксальным способом.

1) задержание, передержка, подберезовик

2) вдесятером, детективный, предвесенний

3) отвращение, осязаемый, ответственно

4) салатник, посадка, пророкотать


5. Укажите строчку, все слова которой однокоренные.

1) раствор, сварка, отварить (крупу), растворитель

2) замереть, замерший, меркнет, перемирие

3) растение, выросли, выращенный, росток

4) предводитель, водит (машину), нефтепровод, водолечебница


6. Укажите слово, которое должно находиться на месте пропуска в словообразовательной цепочке Чистый – … – расчистить – расчищать.

1) чисто

2) чистить

3) чистка

4) расчистка


7. Укажите строчку, в которой допущена ошибка в определении способа образования слова.

1) трудяга – суффиксальный

2) по-весеннему – приставочно-суффиксальный

3) несладко – приставочно-суффиксальный

4) прискорбный – приставочно-суффиксальный


8. Словообразование может использоваться как прием для создания интересного образа. Напишите свои размышления об этом, используя материал для наблюдения.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Материал для наблюдения:

Объявление

Внимание!

Розжиг костров,

выгул собак,

отлов рыбы и отстрел дичи,

выпас и выгон скота, а также

выполз змей,

выпорос свиней,

вымет икры,

вылуп птиц из яиц,

выкур курей и выпрыг кенгурей…

ЗАПРЕЩЕН И ПРЕКРАЩЕН…

(Пример из книги К. Ф. Седова «Основы психолингвистики в анекдотах»)

Вариант 4

1. Укажите строчку, в которой все согласные звуки звонкие.

1) ложь

2) молотьба

3) упряжь

4) ползти


2. Укажите строчку, во всех словах которой правильно выделено ударение.

1) портфЕль, пОручни, послалА

2) срЕдствами, стАтуя, столЯр

3) нЕнависть, ненАдолго, новостЕй

4) озлОбить, оклеИть, окружИт


3. Прочитайте фрагмент стихотворения, выполните задание.

И блеск, и шум, и говор балов,

А в час пирушки холостой

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой.

А. С. Пушкин

В предлагаемом отрывке поэт использует

1) специальный подбор звуков, помогающих услышать описываемое явление, озвучить картину

2) особую рифму для создания картины

3) лексическое средство выразительности – эпитет

4) лексическое средство выразительности – гиперболу


4. Укажите строчку, все слова которой образованы приставочным способом.

1) проехать, задумать, продублировать

2) одуматься, раздумывать, дрожание

3) доверчивый, продлить, удлинить

4) предовольный, задержать, вдесятером


5. Укажите строчку, все слова которой однокоренные.

1) гористый, огорчение, загар, угореть, угарный

2) касательная, прикосновение, коса, косвенный

3) растение, выращенный, росток, водосток

4) сварка, вареный, приварить, сварщик


6. Укажите слово, которое должно находиться на месте пропуска в словообразовательной цепочке Этика – … – неэтичный – неэтично.

1) этически

2) этично

3) этичный

4) этичность


7. Укажите строчку, в которой допущена ошибка в определении способа образования слова.

1) зачислить – приставочно-суффиксальный

2) чешуйчатый – суффиксальный

3) преузкий – приставочный

4) четырнадцать – сложение


8. Словообразование может использоваться как прием для создания интересного образа. Напишите свои размышления об этом, используя материал для наблюдения.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Материал для наблюдения:

Ластик

Ластится ластик к словам на листке,

Льнет к предложению, липнет к строке…

Все бы неплохо! Да ласка его

Не оставляет от них ничего.

В. Лунин

Тема № 2

Морфология и орфография

Вариант 1

1. Укажите строчку, в которой на месте пропусков — безударная проверяемая гласная.

1) т_желый, тр_скучий, уд_вительный, бесч_сленный

2) пол_гается, изл_жение, зар_стают, з_рница

3) ш_лк, ж_стоко, предл_жение, оз_рение

4) соб_раться, вск_чь, обм_кнуть, землетр_сение


2. Укажите строчку, в которой на месте пропусков – одна и та же буква.

1) бе_причинный, бе_покойный, ра_ведчик, во_глас

2) пр_сытиться, пр_зидент, пр_вращение, пр_бывать в городе

3) р_спись, р_списание, пр_бабушка, пр_моргать

4) без_нтересный, сверх_нтересный, меж_нститутский, раз_скивать


3. Укажите строчку, в которой на месте пропуска необходимо писать суффикс – АЩ-.

1) догоня_щий

2) гон_щий

3) пыш_щий здоровьем

4) слыш_щий


4. Укажите строчку, в которой на месте пропусков – одна и та же буква.

1) они бор_тся, леле_т, стро_т, ве_т

2) в гербари_, в истори_, быть в заключени_, о Мари_

3) любящ_й матерью, светивши_ся звезды, вижу развевающу_ся гирлянду, покачивающ_гося судна

4) в голуб_м небе, пронизанн_й светом, сказочн_ми существами, плывущ_е фигуры


5. Укажите номер предложения, в котором на месте пропуска должна стоять Н.

1) С двумя полями сжатыми, с третьим засея_ым.

2) Почте_ый покупатель дороже денег.

3) Кроё_ого не перекроишь.

4) Виноватого кровь – вода; неви_ого кровь – беда.


6. Укажите пример с дефисным написанием.

1) (с)горяча

2) (в)открытую

3) (средне)европейский

4) (пол)Европы


7. Укажите предложение, в котором на месте пропуска пишется НИ.

1) В июльские времена и ночи уже н_ кричат перепела, н_ поют в лесных балках соловьи.

2) Женщина бессмысленно уставилась, как бы н_ понимая и н_ веря.

3) За весь день мы не видели н_ одного животного.

4) Лошади н_ могли сдвинуть воз, потому что соскочило колесо.


8. Укажите строчку, в которой дана верная характеристика выделенного слова в предложении.

Недавно мне пожаловался знакомый предприниматель. У него неожиданно сорвался в Японии контракт с солидной токийской фирмой.

Во время переговоров он по привычке смотрел японскому партнеру прямо в глаза, а у японцев это считается чуть ли не грубостью. Но и японские бизнесмены оказались новичками в общении с россиянами. Наши повадки им тоже были незнакомы.

1) качественное прилагательное

2) относительное прилагательное

3) страдательное причастие

4) действительное причастие


9. Укажите строчку, в которой дана верная характеристика выделенного слова в предложении.

Интеллигентный человек – это не тот, кто умеет вести себя за столом, не хамит, не толкает женщин, уступает им место в транспорте. Все это просто правила поведения. Они обязательны. Интеллигентность же – прежде всего понятие нравственное.

1) наречие

2) союз

3) предлог

4) частица


10. Напишите о роли прилагательных в текстах художественного стиля речи, используя материал для наблюдений.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Материал для наблюдения:

Погода прояснилась и обещала нам тихое утро; хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосклоне и одна за другой гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по темно-лиловому своду, озаряя постепенно крутые отлогости гор, покрытые девственными снегами. Направо и налево чернели мрачные, таинственные пропасти, и туманы, клубясь и извиваясь, как змеи, сползали туда по морщинам соседних скал, будто чувствуя и пугаясь приближения дня.

Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы…

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Вариант 2

1. Укажите строчку, в которой на месте пропусков – чередующаяся гласная.

1) т_желый, тр_скучий, уд_вительный, бесч_сленный

2) пол_гается, изл_жение, зар_стают, з_рница

3) ш_лк, ж_стоко, предл_жение, оз_рение

4) соб_раться, вск_чь, обм_кнуть, землетр_сение


2. Укажите строчку, в которой на месте пропусков – одна и та же буква.

1) бе_болезненный, ра_ведчик, во_глас, во_звание

2) пр_ключение, пр_зидент, пр_вращение, пр_бывать в городе

3) р_спись, р_списание, пр_бабушка, пр_моргать

4) без_нтересный, сверх_нтересный, меж_нститутский, раз_скивать


3. Укажите строчку, в которой на месте пропуска необходимо писать суффикс – ЯЩ-.

1) пиш_щий письмо

2) леле_щий ребенка

3) стел_щий

4) гон_щийся


4. Укажите строчку, в которой на месте пропусков – одна и та же буква.

1) они бор_тся, стел_т, ре_т, ве_т

2) в санатори_, в истори_, в приключени_, о Наталь_

3) любящ_й матерью, светивши_ся звезды, вижу развевающу_ся гирлянду, покачивающ_гося судна

4) развевающ_мися флагами, освещаем_я светом, сказочн_ми существами, плывущ_е фигуры


5. Укажите номер предложения, в котором на месте пропуска должна стоять Н.

1) Нежда_ый карась в вершу попал.

2) Отреза_ый ломоть к хлебу не приставишь.

3) Режет волк и мече_ую овцу.

4) Отказ как дли_ый шест.


6. Укажите пример с дефисным написанием.

1) (пол)ягоды

2) (средне)русский

3) (древне)греческий

4) (на)встречу


7. Укажите предложение, в котором на месте пропуска пишется НЕ.

1) Н_когда я не встречал рассвет в горах.

2) Такая сырость, что не выйдешь н_куда.

3) Н_кто не может предугадать ход его мыслей.

4) Н_ раз он вспоминал о своей поездке в Крым.


8. Укажите строчку, в которой дана верная характеристика выделенного слова в предложении.

Недавно мне пожаловался знакомый предприниматель. У него неожиданно сорвался в Японии контракт с солидной токийской фирмой. Обо всем почти договорились, но соглашение осталось неподписанным, и причина осталась невыясненной. Через некоторое время мы встретились снова, и он мне все объяснил. О неудаче в Японии он рассказал знакомому востоковеду и не без удивления узнал о допущенной промашке.

1) качественное прилагательное

2) относительное прилагательное

3) страдательное причастие

4) действительное причастие


9. Укажите строчку, в которой дана верная характеристика выделенного слова в предложении.

Часто смешивают понятия «образованность» и «интеллигентность». Человек, получивший образование, обладающий суммой сведений, даже большой, не обязательно интеллигент.

1) наречие

2) союз

3) предлог

4) частица


10. Напишите о роли деепричастий в текстах художественного стиля речи, используя материал для наблюдений.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Материал для наблюдения:

Погода прояснилась и обещала нам тихое утро; хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосклоне и одна за другой гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по темно-лиловому своду, озаряя постепенно крутые отлогости гор, покрытые девственными снегами. Направо и налево чернели мрачные, таинственные пропасти, и туманы, клубясь и извиваясь, как змеи, сползали туда по морщинам соседних скал, будто чувствуя и пугаясь приближения дня.

Тихо было всё на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы…

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Вариант 3

1. Укажите строчку, в которой на месте пропусков – безударная проверяемая гласная.

1) объед_нение, осв_щение, препод_ватель, беспров_дной

2) подг_рный, накл_ниться, з_ревать, наг_р

3) пром_кашка, пл_вец, к_сательная, зам_реть

4) ж_рдочка, корч_вка, предл_гать, ц_ркуль


2. Укажите строчку, в которой на месте пропусков – одна и та же буква.

1) бе_причинный, бе_покойный, ра_ведчик, во_глас

2) пр_сытиться, пр_зидент, пр_ворот, пр_зреть сироту

3) р_спись, р_списание, пр_бабушка, пр_моргать

4) без_нтересный, пред_гровой, без_дейный, раз_скивать


3. Укажите строчку, в которой на месте пропуска необходимо писать суффикс – УЩ-.

1) пыш_щий здоровьем

2) ла_щий громко

3) дыш_щий

4) ре_щий


4. Укажите строчку, в которой на месте пропусков – одна и та же буква.

1) они бор_тся, стел_т, ре_т, лов_т

2) в санатори_, в истори_, в приключени_, о Наталь_

3) любящ_й матерью, светивши_ся звезды, знающ_го специалиста, рассказывающ_го подробно

4) развевающ_мися флагами, освещаем_я светом, сказочн_ми существами, плывущ_е фигуры


5. Укажите номер предложения, в котором на месте пропуска должна стоять Н.

1) Без кота мышам масле_ица.

2) Даровое лычко лучше купле_ого ремешка.

3) Отреза_ый ломоть к хлебу не приставишь.

4) Отказ как дли_ый шест.


6. Укажите пример с дефисным написанием.

1) как(бы)

2) (будто)бы

3) врач(диетолог)

4) потому(что)


7. Укажите предложение, в котором на месте пропуска пишется НЕ.

1) На небо взглянул – н_ месяца, н_ звезд.

2) Н_ слова об этом!

3) Н_подвижен был воздух.

4) Куда н_ посмотришь, всюду кипит работа.


8. Укажите строчку, в которой дана верная характеристика выделенного слова в предложении.

Недавно мне пожаловался знакомый предприниматель. У него неожиданно сорвался в Японии контракт с солидной токийской фирмой. Обо всем почти договорились, но соглашение осталось неподписанным, и причина осталась невыясненной.

Через некоторое время мы встретились снова, и он мне все объяснил. О неудаче в Японии он рассказал знакомому востоковеду и не без удивления узнал о допущенной промашке.

1) качественное прилагательное

2) относительное прилагательное

3) страдательное причастие

4) действительное причастие


9. Укажите строчку, в которой дана верная характеристика выделенного слова в предложении.

Интеллигентный человек – это не тот, кто умеет вести себя за столом, не хамит, не толкает женщин, уступает им место в транспорте. Все это просто правила поведения. Они обязательны. Интеллигентность же – прежде всего понятие нравственное.

1) союз

2) союзное слово

3) предлог

4) существительное


10. Напишите о роли причастий в текстах художественного стиля речи, используя материал для наблюдений.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Материал для наблюдения:

Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится, и мечется, и уманивает сердце далеко за степь, пересветно сияющего серебряными разливами полноводных рек … больше всего я люблю слово Воля. Так было в детстве, так и теперь…

Отрывок из статьи К. Д. Бальмонта «Русский язык: Воля как основа творчества»

Вариант 4

1. Укажите строчку, в которой на месте пропусков – чередующаяся гласная.

1) объед_нение, осв_щение, препод_ватель, беспров_дной

2) подг_рный, накл_ниться, з_ревать, наг_р

3) пром_кашка, пл_вец, к_сательная, зам_реть

4) ж_рдочка, корч_вка, предл_гать, ц_ркуль


2. Укажите строчку, в которой на месте пропусков – одна и та же буква.

1) бе_численный, бе_звучный, ра_сказчик, во_глас

2) пр_сытиться, пр_образование, пр_вращение, пр_бывать в городе

3) р_спись, р_списание, пр_бабушка, пр_российский

4) без_нтересный, сверх_нтересный, меж_нститутский, раз_грать


3. Укажите строчку, в которой на месте пропуска необходимо писать суффикс – ЮЩ-.

1) кле_щий

2) дыш_щий

3) ве_щий

4) реж_щий


4. Укажите строчку, в которой на месте пропусков – одна и та же буква.

1) они ре_т, леле_т, кле_т, ве_т

2) в гербари_, в истори_, в заключени_ статьи, о Мари_

3) любящ_й матерью, светивши_ся звезды, видны развевающи_ся гирлянды, покачивающ_гося судна

4) в голуб_м небе, пронизанн_й светом, сказочн_ми существами, плывущ_е фигуры


5. Укажите номер предложения, в котором на месте пропуска должна стоять Н.

1) Хмельной да со_ый не свою думу думают.

2) В деревне пашут, да мяки_ый хлеб едят.

3) Насиже_ое место – полпочина.

4) Лома_ого гроша не стоит.


6. Укажите пример с дефисным написанием.

1) (древне)русский

2) (светло)зеленый

3) (сильно)действующий

4) то(же) интересно


7. Укажите предложение, в котором на месте пропуска пишется НИ.

1) Н_ сад, н_ опытный участок не были ограждены.

2) Казак на север держит путь, казак н_ хочет отдохнуть.

3) Н_ раз он напоминал о себе.

4) Небо уже н_ грохотало, н_ гремело.


8. Укажите строчку, в которой дана верная характеристика выделенного слова в предложении.

Недавно мне пожаловался знакомый предприниматель. У него неожиданно сорвался в Японии контракт с солидной токийской фирмой. Обо всем почти договорились, но соглашение осталось неподписанным, и он никак не мог понять причину.

Через некоторое время мы встретились снова, и он мне все объяснил. О неудаче в Японии он рассказал знакомому востоковеду и не без удивления узнал о своей промашке.

1) качественное прилагательное

2) относительное прилагательное

3) страдательное причастие

4) действительное причастие


9. Укажите строчку, в которой дана верная характеристика выделенного слова в предложении.

Часто смешивают понятия «образованность» и «интеллигентность». Человек, получивший образование, обладающий суммой сведений, даже большой, не обязательно интеллигент.

1) наречие

2) союз

3) предлог

4) частица


10. Напишите о роли прилагательных в текстах художественного стиля речи, используя материал для наблюдений.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Материал для наблюдения:

Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится, и мечется, и уманивает сердце далеко за степь, пересветно сияющего серебряными разливами полноводных рек … больше всего я люблю слово Воля. Так было в детстве, так и теперь…

Отрывок из статьи К. Д. Бальмонта «Русский язык: Воля как основа творчества»

Тема № 3

Предложение. Простое осложненное предложение

Вариант 1

1. Укажите номер простого предложения.

1) Катится диском золотым луна в провалы черной тучи, и тает в ней, и льет сквозь дым свой блеск на каменные кручи. (И. Бунин)

2) Стояли ночи северного мая, и реял в доме бледный полусвет. (И. Бунин)

3) Как эмаль, сверкает море, и багряные закаты на готическом соборе, словно гарпии, крылаты… (Н. Гумилев)

4) Вокруг села бродили грозы, и часто, полные тоски, удары молнии сквозь слезы ломали небо на куски. (Н. Заболоцкий)


Прочитайте текст. Задания 2–5, 8 выполните по данному тексту.


1) Случалось ли вам в известную пору жизни вдруг замечать, что ваш взгляд на вещи совершенно изменяется, как будто все предметы, которые вы видели до тех пор, вдруг повернулись к вам другой, неизвестной еще стороной? 2) Такого рода моральная перемена произошла во мне в первый раз во время нашего путешествия, с которого я и считаю начало моего отрочества.

3) Мне в первый раз пришла в голову ясная мысль о том, что не мы одни, то есть наше семейство, живем на свете, что не все интересы вертятся около нас. 4) Я вдруг осознал, что существует другая жизнь людей, которые ничего общего не имеют с нами и даже понятия не имеют о нашем существовании. 5) Конечно, я и прежде знал все это, но знал это не так, как я это узнал теперь, не сознавал, не чувствовал.

6) Мысль переходит в убеждение только одним известным путем, кажется, совершенно неожиданным и особенным от путей, которые, приобретая то же убеждение, проходят другие умы. 7) Разговор с Катенькой, сильно тронувший меня и заставивший задуматься, был для меня таким путем.

(По Л. Толстому)


2. Укажите номера предложений с однородными членами предложения.


3. Укажите номера предложений с вводными словами.


4. Укажите номера предложений с обособленными определениями.


5. Укажите номера предложений с обособленными обстоятельствами.


6. Укажите номер предложения без обращения.

1) Эх, тройка, птица-тройка, кто тебя выдумал?

2) О русская земля, ты уже за холмом.

3) Шуми, шуми, высокий дуб, своей зеленою листвою.

4) Пусть ветры буйные несут привет всем странникам и одиноким.


7. Укажите номер предложения, в составе которого есть односоставное предложение.

1) Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги, которые без этого невозможно пережить.

2) Вы медленно едете по зеленой, испещренной тенями дорожке; большие желтые мухи, которые до этого неподвижно висели в воздухе, пряно нагретом летним солнцем, нехотя отлетают.

3) Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошел в погреб.

4) Архитектура – летопись мира: она говорит и тогда, когда уже молчат и песни, и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе.


8. Расскажите о функции запятой в предложении. Используйте в качестве примеров предложения из текста.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 2

1. Укажите номер сложного предложения.

1) Змея, шурша листвой дубовой, зашевелилася в дупле и в лес пошла, блестя лиловой, пятнистой кожей по земле. (И. Бунин)

2) Ни урны, ни торжественного слова, ни статуи в его ограде нет. (С. Маршак)

3) То разрастаясь, то слабея, гром за усадьбой грохотал. (И. Бунин)

4) Скрипело, свистало и выло в лесу, и гром ударял в отдаленье, как молот. (Н. Заболоцкий)


Прочитайте текст. Задания 2–5, 8 выполните по данному тексту.


1) Те, кому пришлось уехать с родины (я имею в виду так называемую «малую родину»), невольно несут в душе некую обездоленность, чувство вины и грусть. 2) С годами грусть слабеет, но совсем не проходит. 3) Может, отсюда проистекает наше неловкое заискивание перед земляками, когда мы приезжаем к ним из больших «центров»? 4) Не знаю, как другие, а я отчего-то смущаюсь и заискиваю. 5) Я всякий раз, спотыкаясь о какую-то неловкость, стыжусь, что уехал когда-то… 6) И вот все вокруг вроде бы и не мое родное, и я потерял право называть это своим. …

7) Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда. 8) Может быть, мне это нужно, чтобы постоянно ощущать в себе житейский «запас прочности», придающий силы. 9) Одно дело – жить и бороться, когда есть куда вернуться, другое – когда отступать некуда. 10) Я думаю, что русского человека во многом выручает сознание того, что есть еще куда отступать, есть где отдышаться, собраться с духом. 11) И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, чудится какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. 12) И не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу.

(По В. Шукшину)


2. Укажите номера предложений с однородными членами предложения.


3. Укажите номера предложений с вводными словами.


4. Укажите номера предложений с обособленными определениями.


5. Укажите номера предложений с обособленными обстоятельствами.


6. Укажите номер предложения без обращения.

1) Ты взойди быстрей, солнце ясное, освети, согрей землю-матушку.

2) Дождик, теплый и щедрый, напоит землю досыта.

3) Звезда печальная, вечерняя звезда, твой луч осеребрил увядшие равнины, и дремлющий залив, и черных скал вершины.

4) Горы Кавказа, приветствую вас!


7. Укажите номер предложения, в составе которого есть односоставное предложение.

1) Оттого что облака почти касались верхушек деревьев, на земле было тихо и темно, поэтому кажется, что лес – прекрасное выражение силы природы и самый яркий образец ее совершенства.

2) Он слышал, как шуршит в саду мышь и тихо ходит кот по крыше сарая.

3) Кто не знает этого очарования весеннего вечера на Волге, когда потухает последний отблеск вечерней зари, когда загорается первый огонек в доме…

4) Мошки, вьющиеся столбом, темнеют на солнце, светлея в тени; птицы, которых в лесу великое множество, мирно поют.


8. Расскажите о функции запятой в предложении. Используйте в качестве примеров предложения из текста.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 3

1. Укажите номер простого предложения.

1) Ни громкий чин, ни важный ранг, ни лондонский богатый банк блаженства не дают. (С. Маршак)

2) И тучи рвались в небесах, но внизу царили затишье, и сумрак, и холод. (Н. Заболоцкий)

3) Суровой осени печален поздний вид, но посреди ночного небосвода она горит, твоя звезда, природа, и вместе с ней душа моя горит. (Н. Заболоцкий)

4) Но в океане первозданной мглы нет голосов и нет травы зеленой, а только кубы, ромбы да углы, да злые, нескончаемые звоны. (Н. Гумилев)


Прочитайте текст. Задания 2–5, 8 выполните по данному тексту.


1) Как же делается стих?

2) Работа начинается задолго до получения, до осознания социального заказа. 3) Хорошую поэтическую вещь можно сделать к сроку, только имея большой запас предварительных поэтических заготовок.

4) Есть нравящийся мне размер какой-то американской песенки, есть крепко скроенные аллитерации по поводу увиденной мельком афиши, есть темы разной ясности.

5) Все эти заготовки сложены в голове, особенно трудные – записаны.

6) Способ грядущего их применения мне неведом, но я знаю, что применено будет все.

7) Эта «записная книжка» – одно из главных условий для делания настоящей вещи. 8) У начинающих поэтов эта «книжка», естественно, отсутствует, отсутствуют практика и опыт, поэтому сделанные строки редки, а вся поэма водяниста, длинна…

9) Году в тринадцатом, возвращаясь из Саратова в Москву, я в целях доказательства какой-то вагонной спутнице своей лояльности сказал ей, что я не мужчина, а облако в штанах. 10) Сказав, я сейчас же сообразил, что это может пригодиться для стиха, а вдруг это разойдется изустно и будет разбазарено зря? 11) Страшно обеспокоенный, я с полчаса допрашивал девушку наводящими вопросами и успокоился, только убедившись, что мои слова уже вылетели у нее из следующего уха. 12) Через два года облако в штанах понадобилось мне для названия целой поэмы.

(По статье В. Маяковского «Как делать стихи?»)


2. Укажите номера предложений с однородными членами предложения.


3. Укажите номера предложений с вводными словами.


4. Укажите номера предложений с обособленными определениями.


5. Укажите номера предложений с обособленными обстоятельствами.


6. Укажите номер предложения без обращения.

1) Мать-земля моя родная, сторона моя лесная, край, страдающий в плену!

2) Хороши вечерние зори, когда всё затихает вокруг.

3) Разбегайтесь, ручьи, растекайтесь, лужи, вылезайте, муравьи, после зимней стужи!

4) Прекрасны вы, поля земли родной.


7. Укажите номер предложения, в составе которого есть односоставное предложение.

1) Не знаешь ты, что на свете есть яркое солнце, не знаешь, какие зеленые по утрам деревья и кусты и как сильно блестит роса на траве…

2) Тогда пусть они все плачут, а ему лучше заняться своими собаками, потому что уже зима и скоро лед поднимется над водой и от луны станет зеленым, как медь.

3) В этом лесу всегда стоял шум, ровный, протяжный, как отголосок дальнего звона, спокойный, смутный, как неясная тихая песня без слов.

4) Густая высокая трава на дне долины, вся мокрая, белела ровной скатертью.


8. Расскажите о функции запятой в предложении. Используйте в качестве примеров предложения из текста.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 4

1. Укажите номер простого предложения.

1) То дождь, то град, то снег, как белый пух, то солнце, блеск, лазурь и водопады. (И. Бунин)

2) Тогда напрасно вы прибегнете к злословью: оно вам не поможет вновь, и вы не смоете всей вашей черной кровью поэта праведную кровь. (М. Ю. Лермонтов)

3) По синим волнам океана, лишь звезды блеснут в небесах, корабль одинокий несется, несется на всех парусах. (М. Ю. Лермонтов)

4) Поцелуями прежде считал я счастливую жизнь свою, но теперь я от счастья устал, но теперь никого не люблю. (М. Ю. Лермонтов)


Прочитайте текст. Задания 2–5, 8 выполните по данному тексту.


1) Легкий сумрак эрмитажных залов, тронутый темной позолотой, казался мне священным. 2) В Эрмитаже я впервые почувствовал счастье быть человеком и понял, как человек может быть велик и хорош.

3) Первое время я терялся среди пышного шествия художников. 4) У меня кружилась голова от обилия красок, и, желая отдохнуть, я уходил в зал, где была выставлена скульптура.

5) Там я сидел очень долго. 6) И чем больше я смотрел на статуи безвестных эллинских ваятелей или на едва заметно улыбавшихся женщин Кановы, тем яснее понимал, что вся эта скульптура – зов к прекрасному в самом себе, что она предвестница чистейшей утренней зари человечества. 7) Тогда поэзия будет властвовать над сердцем…

8) Долга наша дорога в золотой век, хотя он непременно наступит. 9) Досадно, конечно, что мы не доживем до него, но мы должны быть счастливы тем, что ветер этого века уже шумит вокруг нас и заставляет сильнее биться наши сердца. 10) Недаром Гейне приходил в Лувр, часами просиживал у статуи Венеры Милосской и плакал.

11) О чем? 12) О том, что путь к совершенству тяжел и далек, и ему, Гейне, отдавшему людям яд и блеск своего ума, уж, конечно, не дойти до той обетованной земли, куда всю жизнь звало беспокойное сердце.

(По К. Паустовскому)


2. Укажите номера предложений с однородными членами предложения.


3. Укажите номера предложений с вводными словами.


4. Укажите номера предложений с обособленными определениями.


5. Укажите номера предложений с обособленными обстоятельствами.


6. Укажите номер предложения без обращения.

1) Ах, белая березонька, шуми своей листвой.

2) Довольно, Ванюша, гулял ты немало, пора за работу, родной!

3) Хороша роза ранним утром, когда на ней еще блестят капельки росы.

4) Доля ты русская, долюшка женская, вряд ли труднее сыскать.


7. Укажите номер предложения, в составе которого есть односоставное предложение.

1) Часто скромность мы принимаем за слабость и нерешительность, но когда опыт докажет людям, что они ошиблись, то скромность придает новую силу и уважение характеру.

2) Существовал некогда город, жители которого до того страстно любили поэзию, что, если проходило несколько недель и не появлялось новых прекрасных стихов, они считали такой поэтический неурожай общественным бедствием.

3) Когда он переползал моховое болотце с зелеными кочками, вытаявшими из-под снега, судьба приготовила ему еще подарок: на седоватом сыром и мягком мху он увидел тоненькие ниточки стебельков с редкими, острыми, полированными листочками, и между ними, прямо на поверхности кочек, лежали багровые, чуть помятые, но все еще сочные ягоды клюквы.

4) В нем всегда стоял шум, потому что это был старый дремучий бор, которого еще не касались руки человека.


8. Расскажите о функции запятой в предложении. Используйте в качестве примеров предложения из текста.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Тема № 4

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение

Вариант 1

1. Укажите количество предикативных частей в предложениях 1–5.

1) Глобус-великан путешествовал около 4 лет, сначала морем, а затем по болотистым лесным дорогам. 2) Его тащили на себе сотни крестьян, согнанных из окрестных деревень.

3) В Петербурге заморскую диковинку, подаренную Петру одним из германских герцогов, поместили для всеобщего обозрения в помещении, где раньше жил… слон.

Конец ознакомительного фрагмента.