Лексика и фразеология (А4-А6; В1)
Лексическое значение слова
Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка, называется лексикологией.
То, что обозначает слово, называется его лексическим значением.
Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными (акация).
Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными (покрыть).
Многозначность слова называется полисемией (от греч. poli – много, sema – знак).
Слова могут выступать в прямом значении, которое является основным.
Переносное значение слова – это новое лексическое значение, которое возникло на основе прямого и связано с ним по смыслу (лента в волосах, лента транспорта, лента дороги).
Стилистическое использование многозначных слов:
а) возможность их употребления не только в прямом, но и переносном значении (Танки прочесывали площадь.);
б) употребление слова в различных стилях речи с разным значением (ледяные глаза – книжное, ледяная глыба – нейтральное).
Употребление слова в соответствии с присущим ему в литературном языке значением – важнейшее условие правильной речи. Это значит, что слова в предложении должны подбираться с нужной смысловой и стилистической сочетаемостью.
При употреблении слов в речи необходимо учитывать:
– особенности лексической сочетаемости (способность слов соединяться друг с другом (мужественный человек – но не «мужественная мысль»);
– стилистические особенности: большинство слов стилистически нейтральны (дорога), но встречаются разговорные (шмякнуться), просторечные слова и слова «высокого» стиля (ропот дерзкий).
Использование разностильной лексики встречается в художественной литературе как комический прием (Двое очаровательных трудящихся лежали на пляже).
Тест
Укажите, в каком значении употребляется в предложении слово:
1 вариант
отзыв.
Все отзывы ее о Матрене были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно; и самый повод вспомнить Матрену выпал – некого было дозвать огород вспахать на себе сохою.
1) отзвук
2) отклик
3) условный ответ на вопрос
4) мнение о ком-нибудь, оценка
2 вариант
глава.
В молодости и даже позже, в победительные мужские годы, помышляя с улыбкой о старости, я всегда почему-то представлял себе крепкий деревянный дом, двухэтажный, с мансардой, вроде родового имения (откуда?), полный жизни, кишащий детьми, животными, полный музыки и щебетания, и я в нем – глава, некий чудаковатый румяный старик в свитере и отличных сапогах.
1) голова
2) начальник
3) руководитель
4) старший по положению
3 вариант
чудо.
Лиственница жива, лиственница бессмертна, это чудо воскрешения не может не быть, ведь лиственница поставлена в банку с водой в годовщину смерти на Колыме мужа хозяйки, поэта.
1) нечто сверхъестественное
2) нечто выдающееся
3) нечто поразительное, удивляющее своей необычностью
4) нечто удивительно хорошее
4 вариант
выражением.
Хотя я никогда не делал этого раньше, мне казалось, что это будет самым лучшим выражением моего чувства.
1) внешний вид чего-либо
2) слово, фраза
3) внешний вид
4) проявление
5 вариант
открытие.
Ну вот как бывало: от бесчеловечья вся сердечная жизнь вкладывалась в какую-нибудь собачонку, и жизнь этой собачонки становилась фактом безмерно более значительным, чем какое-нибудь величайшее открытие в физике, обещающее в будущем человеку даровой хлеб.
1) новая истина
2) то, что доступно для всех
3) явное, не скрываемое от окружающих
4) освобождение от чего-нибудь
Синонимы. Антонимы. Омонимы
Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но сходные по лексическому значению. (Катастрофа, крушение, крах.)
Несколько слов-синонимов образуют синонимический ряд, в котором слова различаются оттенками лексического значения (смотреть, глядеть – нейтральное, взирать – книжное, зырить – разговорное, просторечное).
Типы синонимов:
а) абсолютные – одинаковые по лексическому значению и стилистической окрашенности (лингвистика – языкознание);
б) стилистические (опыт – нейтральное, эксперимент – книжное);
в) смысловые: гнев – ярость (сильный гнев);
г) однокоренные (неграмотный – безграмотный) и разнокоренные (алый – красный).
Функции синонимов в речи:
а) замещение (чтобы избежать повторов: мальчик, Петя, он, школьник…);
б) уточнение (Полились алые, потом красные потоки молодого света);
в) экспрессивно-стилистическая (наказание – нейтральное, возмездие – книжное).
Стилистическая функция синонимов выражается:
а) с точки зрения употребления в том или ином стиле (растратить – нейтральное, растранжирить – разговорное);
б) с точки зрения отношения к современному языку (вместе – совр., вкупе – устар.);
в) с точки зрения экспрессивно-эмоциональной (наказание – нейтральное, возмездие – книжное).
Антонимы – это слова, противоположные по лексическому значению (правда – ложь).
Антонимы лежат в основе антитезы (противопоставления).
Антонимы чаще всего называют:
– качественные признаки (добрый – злой);
– действия, состояния, оценки (приходить – уходить);
– количественные признаки (много – мало);
– временные или пространственные признаки (зима – лето, южный – северный).
В отличие от синонимов, антонимический ряд антонимов состоит из двух слов (плохой – хороший).
По морфемному составу антонимы бывают разнокоренные (злой – добрый, хороший – плохой) и однокоренные (грамотный – неграмотный).
Антонимы используют:
– как выразительное средство создания контрастных образов в художественной литературе и газетной публицистике («Ты богат, я очень беден». А.С. Пушкин);
– в качестве оксюморона (сочетание несочетаемых понятий): «скупой рыцарь»;
– в пословицах и поговорках (Мягко стелет, да жестко спать);
– в заголовках произведений («Отцы и дети», «Война и мир»).
Омонимы – это слова одной и той же части речи, которые одинаковы по звучанию и написанию, но различны по значению (кок – род прически, кок – повар на судне).
Отличайте омонимы от многозначных слов: в многозначных словах значения связаны между собой, омонимы же – разные слова, между которыми нет ничего общего.
Существуют различные разновидности омонимов:
– лексические омонимы (косить траву косой – девичья коса);
– омоформы (мой руки – мой пиджак);
– омофоны (леса – лиса);
– омографы (мУка – мукА).
Омофоны – одинаковые по звучанию, но разные по написанию слова (скосить луг – посадить лук).
Омографы – одинаковые по написанию слова, но разные по значению и звучанию (отличаются ударением: древний зАмок – открыть замОк).
Омоформы – одинаковые по звучанию и написанию формы разных слов (лечу в Москву – лечу зубы).
Стилистические функции омонимов:
а) используются в разных стилях речи для повышения ее выразительности: Миру – мир (призыв);
Правды не скроешь,
Знает весь свет:
Знания – сила!
Знания – свет!
(С. Маршак)
б) часто используются для создания каламбуров (игра слов): Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его. (С.Я. Маршак);
в) используются в детских стихотворениях:
Ежик выбежал из норки
И спросил у серой норки:
«Где вы были?» – «У лисички!»
«Что вы ели там?» – «Лисички!»
Паронимы – это слова с различным написанием и схожим звучанием (рассвет – расцвет, весело провести время – мало весило; скрытый – скрытный).
Парономазия – это стилистическая фигура, заключающаяся в постановке рядом слов, близких по звучанию, но различных по значению («Тот не глуп, кто на слова скуп», «Бой вымучит, да бой и выучит»).
Паронимы примыкают к омонимам. Причиной возникновения паронимов является необходимость пополнения лексического состава для уточнения смысловых оттенков однокоренных слов.
Типы паронимов:
а) паронимы, синонимически близкие в одном из значений (проводить опыты – производить опыты);
б) стилистические паронимы (встать и стать – «перестать двигаться или действовать», в разг. – встать, стать – нейтр.).
Стилистические функции паронимов:
а) уточнение значения слова (Лицо его мне знакомо. Личность его мне знакома.);
б) большая экспрессивность, выразительность речи:
Меня тревожит встреч случайность,
Что и не сердцу, не уму,
И та не праздничность, а праздность,
В моем гостящая дому.
(Е. Евтушенко)
в) для речевой характеристики персонажа или для создания комического эффекта (Ему была поручена заглавная роль.)
Близость паронимов по своему звучанию и написанию может стать причиной их неправильного, неточного употребления и привести к лексическим ошибкам (Грушницкий принял эффективную позу – вместо эффектную).
Тренировочные упражнения (Задание В1)
1. Замените стилистически нейтральным синонимом слово:
1 вариант
гналась из предложения «Не гналась за обзаводом».
Напишите этот синоним. _________________________
2 вариант
почитают из предложения «Надо мной слегка посмеиваются, но, конечно же, почитают и обожают».
Напишите этот синоним.____________________________
3 вариант
нерукотворные из предложения «На иных березах, обращенных к солнцу, появились сережки, золотые, чудесные, нерукотворные».
Напишите этот синоним.________________
4 вариант
неистовое из предложения «И вот с того вечера одолело меня неистовое желание – увидеть дневные звезды!»
Напишите этот синоним. _____________________
5 вариант
непременно из предложения «Ему непременно нужно переделать систему, а уж на это система не пойдет».
Напишите этот синоним.____________________________
2. Подберите антоним к слову:
1 вариант
тонкий в предложении «Проходит три дня и три ночи, и хозяйка просыпается от странного, смутного скипидарного запаха, слабого, тонкого, нового запаха».
Напишите этот антоним. ____________________________
2 вариант
неистово
Напишите этот антоним. ______________________
3 вариант
ускорение в предложении «Смысл – в ускорении движения, в завоевании всего космоса, а потом – вселенной».
Напишите этот антоним. ____________________
4 вариант
светлая в предложении «А он чем больше глядел на нее, тем больше его сердце заволакивалось мягкой и светлой грустью, сострадательной к себе, радостной к ней, к этой новой Леночке, и тихой благодарностью к прежней».
Напишите этот антоним. ______________
5 вариант
легкий в предложении «Налетел легкий ветер и, точно сочувствуя ей, зашелестел листьями».
Напишите этот антоним. _________________
Тест
1. В каких рядах не все слова являются синонимами?
а) нездоровый, больной, хилый
б) умный, сообразительный, головастый
в) трудный, тяжелый, нелегкий
г) горевать, печалиться, плакать
2. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
а) спрятаться
б) затаиться
в) схорониться
г) исчезнуть
3. Укажите в синонимическом ряду слово, которое является разговорным.
а) смотреть
б) глядеть
в) взирать
г) зырить
4. Какие пары слов не являются антонимами?
а) трудный, легкий
б) путы, вериги
в) твердый, мягкий
г) пассивный, апатичный
5. Укажите, чем являются данные пары слов:
дерзкий, безрассудный.
а) синонимами
б) антонимами
в) омонимами
г) паронимами
Фразеологические обороты
Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову (бить баклуши – бездельничать).
Существуют разные виды фразеологизмов, которые были выделены академиком В.В. Виноградовым. Это и фразеологические сращения, общее целостное значение которых не мотивировано значением входящих в него слов («не вешать нос», «ни пуха, ни пера»), и фразеологические единства, отличающиеся тем, что входящие в него слова сохраняют образное, переносное значение, мотивирующее общий смысл («отдавать навеки якоря», «все мосты сожжены»), и фразеологические сочетания, в которых одно из слов ограничено в своем употреблении («наломать дров», «зеленая тоска»).
Фразеологизмы делают речь более яркой, образной. Они придают книжной речи непринужденность, лишают ее назидательности: «Что было ночью – будто трын-трава», «Жизнь не кончена, песня не спета». И в то же время придают речи высокий оттенок, помогают передать драматизм ситуации: «Лето пало на юг, словно кануло в лету», «Все, что было, мы не будем беречь, ведь за нами все мосты сожжены» (Ю. Визбор). Фразеологизмы служат и средством создания характера: («Я беру и швыряю бубновые масти заката на твое ветровое видавшее виды стекло»; «Только черти и дураки не готовятся постоянно каждый час откинуть коньки». (Ю. Визбор))
Тест
1. Какие из данных слов (словосочетаний) являются синонимами фразеологизма: вилами на воде писано?
а) неточное
б) неясное
в) быстро исчезающее
г) запоминающееся
2. В каких рядах все фразеологические обороты являются синонимами?
а) бить баклуши, работать спустя рукава, через пень-колоду
б) стреляный воробей, тертый калач, гусь лапчатый
в) непочатый край, валом валить, с три короба
г) посадить в лужу, посадить в галошу, вскружить голову
3. Какой фразеологический оборот имеет значение: затеять хлопотное и сложное дело?
а) заварить кашу
б) гнуть спину
в) принимать участие
г) во всю Ивановскую
4. Какие из данных слов являются антонимами фразеологизма: разделать под орех?
а) похвалить
б) разругать
в) раскритиковать
г) восхищаться
5. Укажите предложения, в которых встречаются фразеологизмы.
а) Увидев клубы дыма, крестьяне бросились бить в набат.
б) Он оказался бойцом не робкого десятка.
в) На ногах высоконький, а худой-расхудой, в чем душа держится. (П. Бажов)
г) Судя по всему, Тамара пришлась не ко двору. (С. Антонов)
6. Какие пары фразеологизмов являются антонимами?
а) очки втирать – вывести на чистую воду
б) в рот воды набрать – вывести на чистую воду
в) через пень колоду – спустя рукава
г) жить на большую (широкую) ногу – сводить концы с концами
Группы слов по происхождению и употреблению
По происхождению все слова в русском языке делятся на заимствованные и исконно русские.
Исконно русские – это слова, которые возникли в русском языке (ладья, жизнь).
Заимствованные слова – это слова, которые пришли в русский язык из других языков (башмак, кухня, лекция):
а) греческого (кровать, корабль, парус);
б) латинского (экзамен, студент, экскурсия);
в) французского (бульон, компот, парфюмерия);
г) немецкого (кухня, штурм);
д) английского (футбол, спорт, трамвай).
Особую группу заимствованных слов составляют старославянизмы – слова, вошедшие в русский язык из cтарославянского языка.
Старославянские приставки (пре-, чрез-, низ-), суффиксы (-ущ, – ющ, – ащ, – ящ, – знь, – ыня) и корни (-ла-, -ра-: враг, сладкий) настолько широко проникли в русский язык, что с их помощью создаются новые слова в языке(прохладительный, здравохранение).
Часть старославянизмов не имеет внешних отличительных признаков (истина, клевета).
Судьба старославянизмов:
– одни из них вытеснили однокоренные русские слова (влажный, храбрый);
– другие разошлись по значению с исконно русскими словами (невежа – невежливый человек, невежда – необразованный);
– третьи были вытеснены русскими словами (злато).
Появление заимствованных слов в русском языке связано с экономическими, культурными отношениями между Россией и различными народами Запада и Востока.
Заимствованные слова появляются в языке вместе с возникновением новых предметов, понятий, давая им названия. Кроме того, они помогают разграничить смысловые оттенки слов (вывоз – всякое отправление, экспорт – отправка за границу).
Многие из иноязычных слов употребляются в книжных стилях речи. При этом нужно избегать ошибок:
– стилистических (Он с грустью констатировал. – Неуместное употребление в художественном стиле и разговорном, уместно – в официально-деловом);
– лексических (По окончании школы у многих возникают дилеммы. – Выбор одной из двух возможностей, уместно – возникают проблемы).
Слова, вышедшие из активного употребления, называются устаревшими (урядник, чело).
Среди устаревших слов выделяют:
– историзмы – слова, обозначающие названия предметов и явлений, которые вышли из обихода (кольчуга, ликбез);
– архаизмы – слова, которые вышли из употребления, потому что были заменены новыми (лоб – чело).
Типы архаизмов:
а) лексико-фонетические (нощь – ночь, злато – золото);
б) лексико-словообразовательные (рыбарь – рыбак);
в) лексико-семантические (слова с устаревшим лексическим значением: «Лондон щепетильный[1]»).
Устаревшие слова используются в различных стилях языка для обозначения понятий определенной эпохи.
Новые слова, возникающие в языке, называются неологизмами (от греч. neos – новый) (кибернетика, алгоритм). Это связано с тем, что все изменения, которые происходят в общественной жизни, отражаются в языке. Одни слова выходят из активного употребления (устаревшие слова), в то же время появляются новые слова.
Типы неологизмов:
– неологизмы, употребляемые всеми (аэробус);
– авторские неологизмы (змея двухметроворостая, легкомыслая головенка» (В. Маяковский); смехачи (В. Хлебников)).
Неологизмы служат для обозначения понятий, появившихся в связи с развитием науки, техники, культуры. Как правило, они встречаются в публицистическом и научном стилях речи.
Через несколько лет после появления неологизмы могут стать общеупотребительными (телевизор, атомоход).
По сфере употребления слова в русском языке делятся на общеупотребительные и необщеупотребительные.
Общеупотребительные – это слова, которые употребляются всеми людьми, независимо от профессии и места жительства (дочь, хороший).
К необщеупотребительным словам относятся:
1. Диалектизмы – слова, употребляемые жителями той или иной местности (бульба – картошка, буряк – свекла).
Виды диалектизмов:
– собственно-лексические (диалектные синонимы современных общеупотребительных слов: кубыть – может быть);
– этнографические (наименования местных предметов: бульба – картошка в Белоруссии);
– семантические (существующие и в литературном языке, и в диалекте, но имеющие особое значение: беседка в Сибири – лавка перед воротами).
Стилистические функции употребления диалектизмов:
– показать особенности той местности, где происходят события;
– создать образ персонажа, передать особенности его речи.
«Диалектизмы – это не отклонения от принятых языковых норм, подлежащие устранению как ошибки, а изюминки, привносящие в язык жизнь, – утверждал русский лингвист В.И. Чернышев. И действительно, диалектизмы стали неотъемлемой частью литературного языка. Они используются писателями и поэтами в различных идейных и эстетических целях. Так, велика роль диалектизмов в творчестве Сергея Есенина: Сияли зеленя. («Зеленая прическа», 1918); ЗЕЛЕНЯ – всходы молодых хлебов, чаще всего озимых. Толковый словарь Ожегова).
2. Профессионализмы – слова, употребляемые людьми той или иной профессии (найтов – крепление на судах шлюпок для предохранения от срыва с места).
Специальные слова – это слова, используемые в сфере людей, занимающихся одним видом трудовой деятельности.
3. Арго (жаргон) – экспрессивно окрашенные слова, которыми обозначаются общеизвестные понятия в узком, социально ограниченном кругу людей (усекать – понимать (молодежное арго)).
Жаргонизмы – слова, свойственные разговорной речи определенной группы людей (например, студенческий жаргон: хвост – не сданный вовремя экзамен или зачет).
Арготизмы – слова, употребляемые людьми, принадлежавшими к обособленным социальным группам, нередко с целью скрыть смысл от окружающих (мокрое дело – убийство).
Жаргонизмы и арготизмы могут встречаться в художественной литературе при описании определенной социальной среды. В зависимости от стиля речи слова могут быть книжными и разговорными: – поэтизмы (обаяние) – просторечные (ишь); – экзотизмы (аул) – варваризмы (трепло); – термины (морфология) – разговорно-литературными (красотища). Термины – слова или словосочетания, точно определяющие понятия (синтаксис – это раздел русского языка, который изучает словосочетание и предложение.)
Лексический анализ слова
Тест
1. Укажите слово, которое соответствует лексическому значению данных слов: изъян, недостаток, недочет.
а) дефект
б) деформация
в) констатация
г) трансплантация
2. Укажите лексические значения данных слов.
1) пигмей
2) аферист
3) пионер
4) повинность
А проходимец
Б ничтожный человек, ничтожество
В человек, который положил начало чему-нибудь новому
Г общественная или государственная обязанность населения
3. В каком предложении нужно употребить слово ПОНЯТЛИВЫЙ вместо слова ПОНЯТНЫЙ?
а) Инструкция была написана понятным и доступным языком.
б) Данное требование кажется мне вполне понятным.
в) Ученик оказался понятным.
г) Твои сомнения и колебания оказались понятными для меня.
4. Укажите предложения, в которых допущены лексические ошибки.
а) Земельный пол холодил ноги.
б) Я специально вязала свитер большего размера, чтобы он получился более объемистым.
в) Он всегда играл первую скрипку на званых вечерах.
г) Земельный надел был выгодно продан.
5. Укажите ряды, в которых все слова являются многозначными.
а) весомый, весна, выметать
б) жажда, змея, консервы
в) лента, лидер, пламя
г) отбивать, печать, полномочный
6. Укажите, в каком ряду все слова употреблены в прямом значении.
а) плести венок, лететь самолетом, раскрыть чемодан
б) серебряный голос, надежды разлетелись, пахать на хозяина
в) втереться в доверие, лететь сломя голову, взорвать обстановку
г) искать подход, вразумительный ответ, дорожка к сердцу
7. Укажите предложения, в которых допущены ошибки при употреблении заимствованных слов.
а) Его выступление на собрании – сплошная демагогия.
б) Необходимо было прибегнуть к импровизации.
в) Мы не ведали, когда откроется магазин.
г) Раздался звучный глас Петра. (А.С. Пушкин)
8. Укажите предложения, в которых употреблены необщеупотребительные слова.
а) «Не вратарь, а дырка!» – закричали разгневанные
болельщики.
б) От голода в брюхе у него забурчало.
в) Пыль вихрится.
г) Продавцы занимались оформлением витрины.
9. Укажите предложения, в которых употребляются неологизмы.
а) Я планов наших люблю громадье. (В. Маяковский)
б) В начале 60-ых возник интерес к бионике.
в) Эти работы могут выполнить только высотники.
г) Винегреция, Нерыдания, Досвишвеция, Досвидания. (А. Дольский)
10. Укажите, в каких рядах не все слова являются книжными.
а) прикинь, благополучие, соревнование
б) газировка, околпачит, франт
в) доброжелательный, любопытство, интерес
г) трепаться (о чем-либо), цыкать, диета
11. Укажите ошибки в определении терминов. Дактиль – это…
а) двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге
б) двухсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге
в) трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге
г) трехсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге
12. Укажите лексическое значение слова прагматизм:
а) расчетливость
б) рационализм
в) закономерность
г) высокомерие