История 7 «Кстати, у Гитлера тоже были обманщики»
Перед отъездом на Потсдамскую конференцию (конференция глав правительств СССР, США и Великобритании; проходила с 17 июля по 2 августа 1945 г. во дворце Цецилиенхоф в Потсдаме, близ Берлина) вождь еще раз пересмотрел список участников делегации и контрольной комиссии, среди ее участников был и Главнокомандующий ВМФ Адмирал флота Николай Герасимович Кузнецов. Сталин приказал вызвать его.
Кузнецов Николай Герасимович /р. 11 (24).7. 1902, (род. в 1904 году; два года Николай Герасимович приписал, чтобы попасть на службу на корабль Двинской флотилии в Котласе) дер. Медведки, ныне Устюженского р-на Вологодской обл./, советский военный деятель, вице-адмирал (1956), Герой Сов. Союза (14.9.1945), Чл. КПСС с 1925. Род. в семье крестьянина. В ВМФ с 1919, участник Гражд. войны 1918—20. Окончил Воен. – мор. уч-ице (1926) и Воен. – мор. академию (1932). В 1934—36 командир крейсера «Червона Украина». В 1936—37 воен. – мор. атташе и советник в Испании, руководил сов. моряками-добровольцами в освободительной войне исп. народа. В 1937—39 зам., а затем командующий Тихоокеанским флотом. В 1939– 46 нарком ВМФ СССР, пред. Гл. воен. совета ВМФ (1941) и главнокомандующий ВМФ во время Великой Отечеств, войны 1941–1945.
С февраля 1947 нач. Управления воен. – мор. учебных заведений. С июня 1948 зам. главнокомандующего войсками Д. Востока по воен. – мор. силам. С февраля 1950 командующий Тихоокеанским флотом, с июля 1951 воен. – мор. мин. Смарта 1953 1-й зам. мин. обороны СССР, главнокомандующий ВМФ. С февраля 1956 в отставке.
Спустя некоторое время Николай Герасимович вошел в кабинет вождя. Доложив о прибытии и получив приглашение сесть, он стал внимательно смотреть в лицо Сталину. Тот в молчании прошелся вдоль стола, за которым сидел флотоводец, потом предложил: «Товарищ Кузнецов, не выпить ли нам чаю?»
Услышав утвердительный ответ, вождь продолжил:
«Товарищ Кузнецов, как ви думаете, па-ачему при високих показателях боевых действий ни один командующий флотом нэ удостоен звания Героя Са-аветского Са-юза? А ведь генерал Антонов представлял товарища Головко к Золотой Звезде, и ваша подпись там стояла. Более того, он и маршал Василевский считают да-астойным наградить вас как ха-арошего руководителя нашего флота вись-шей полководческой наградой – орденом «Па-абеда».
Непроницаемое лицо Николая Герасимовича медленно стало покрываться красными пятнами. Он был явно взволнован. Зачем Сталин ему об этом говорит? Ведь он-то хорошо понимает, отчего руководители ВМФ удостоились невысокой оценки за действия в годы минувшей Второй мировой войны. И сам он вовсе не претендует не то что на «Победу», но и вообще на какую-либо награду.
Награжден 4 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, 2 орденами Ушакова 1-й степени и медалями. Кстати, Золотой Звезды Героя Советского Союза Николай Герасимович Кузнецов был удостоен по окончании войны, в сентябре 1945 года.
Это он, единственный из руководителей Вооруженных Сил СССР, будучи кандидатом в члены ЦК ВКП(б) и наркомом Военно-Морского флота СССР ранним субботним утром 21 июня 1941 года принял решение и отдал директиву командующим флотам о готовности флота № 1. И лично обзвонил всех командующих флотами. Были у него на то причины…
Согласно этому, сход командному составу с кораблей и оставление воинских частей категорически запрещалось. Военно-Морской флот СССР в ночь на 22 июня 1941 года в буквальном смысле не спал и дружным огнем зенитных батарей с кораблей и береговых частей отразил воздушное нападение германских люфтваффе.
Однако неприятным Николаю Герасимовичу был тот факт, что немецкие летчики сбросили на Севастопольскую бухту на парашютах мины, которые взрывались не сразу, а после нескольких прохождений над ними кораблей. Таким образом вход в бухту был заблокирован. При этом одна из мин упала на площади Нахимова, что возле Графской пристани и взорвалась. Недалеко от нее рухнул и немецкий бомбардировщик, сбитый зенитчиками с кораблей.
А спустя несколько дней на рейде Севастопольской бухты взорвался крейсер «Червона Украина». Это известие также принесло Кузнецову горечь, ведь с 1934-го по 1936-й год он сам был командиром этого крейсера.
Но неприятности и потери только начинались…
Переход кораблей Балтийского флота из Таллина стоил советскому ВМФ такой потери, которая сопоставима с потерями, кои Российский флот понес в сражениях при Роченсальме в 1790 г. и при Цусиме в 1905 г., – причем вместе взятых!
Во время таллинского перехода погибло более 100 кораблей. И более 12 тысяч человек.
Итак, к концу 1941 года флота на Балтике практически не существовало. 35 судов пароходств были захвачены в иностранных портах, некоторые взорваны по приказанию высшего командованаия. 37 судов потопила германская авиация. Десятки погибли от подрыва на минах, от торпедных катеров, береговой артиллерии и подводных лодок. В общем, к концу 1941 года на Балтике погибло более 130 транспортных судов.
Только в Таллине немцы взяли в плен почти 12 тысяч военнослужащих, захватили большое количество зенитных и противотанковых батарей, два бронепоезда, около 5 тысяч мин, столько же торпед и авиабомб. Николай Герасимович на протяжение всей войны в своих размышлениях неоднократно возвращался к этой теме, его мучил вопрос: был ли готов Балтийский флот для проведения столь масштабной операции по эвакуации 10-го стрелкового корпуса, а также сил и средств главной базы флота?
Как нарком, Н. Г. Кузнецов в канун гитлеровской агрессии в своей директиве поставил флоту следующую задачу: не поддаваться на провокации вермахта и кригсмарине; ему была известна установка Сталина в связи с разработанным планом вторжения в Европу. Позже, в конце жизни, в своей книге «Накануне» Николай Герсимович писал: «Для меня бесспорно одно: И. В. Сталин не только не исключал возможности войны с гитлеровской Германией, напротив, он такую войну считал неизбежной… планируемой. И. В. Сталин тщательно вел подготовку к войне – подготовку широкую и разностороннюю, – исходя из намеченных им самим сроков…».
Поэтому он немедленно приказал командующему Балтфлотом обеспечить уничтожение возможных высадок морских десантов на острова Эзель и Даго. И обеспечить наступление войск Особого Прибалтийского округа. Он сообщил обо всем этом командующему округом генерал-полковнику Кузнецову, своему однофамильцу, находящемуся в Риге. Одновременно приказал авиации Балтфлота уничтожить корабли противника при попытке его проникновения в Рижский и Финский заливы; содействовать флангам армейских соединений на побережье Балтийского моря.
22 июня 1941 года в 3 часа 30 минут ему позвонил командующий Черноморским флотом вице-адмирал Ф. С. Октябрьский и сообщил что со стороны моря, согласно сообщению звуковой разведки, слышен гул самолетов, которые классифицируются как «хейнкели». Нарком, выслушав доклад командующего, отдал приказ при подходе их к главной базе ЧФ открыть огонь с зениток и уничтожить самолеты противника. Приказ был выполнен через полчаса. О чем вице-адмирал вновь доложил по телефону наркому и спросил о дальнейших действиях. Нарком ВМФ Кузнецов, взяв на себя персональную ответственность, отдал приказ о вскрытии пакета правительства, в котором указывалось, как и что делать.
В соответствии с этим командующий флотом силами флота нанес удары по нефтепромыслам в Констанце и Плоешти, а частью сил обеспечил боевые действия войск особого Одесского военного округа, начавшего боевые действия против вермахта.
Оборонительные действия Черноморского флота не предусматривались, как и Балтийского флота!
Почему? Да потому что так требовал план «освободительного» похода в Европу.
Командование Балтфлота и руководство Наркомата ВМФ вообще не допускало мысли о том, что находящийся за сотни километров от государственной границы противник будет угрожать военно-морской базе с… сухопутного направления.
На всем флоте– от краснофлотца до командующего – проводилась политическая работа, согласно идеологическим установкам тех лет главная мысль заключалась в том, что любой враг будет разгромлен на его же территории, и что все моряки, совместно с вооруженными силами Страны Советов, вскоре выйдут в решающий освободительный поход против Европы, освобождая ее и живущих там братьев-пролетариев от оков империализма.
Исходя из этого, командование флотом и нарком ВМФ ни теоретически, ни практически к операции по эвакуации сухопутных частей и личного состава Главной военно-морской базы, а также сил флота из Таллина не готовились.
Еще одной веской причиной массовой гибели кораблей при оставлении Таллина и переходе являлся недостаточно высокий уровень профессиональной и оперативно-тактической подготовки командного состава. В том числе и руководства флотом. Так полагал главнокомандующий ВМФ Николай Герасимович Кузнецов.
Назначенный на должность командующего Балтийским флотом в апреле 1939 г. В. Ф. Трибуц прослужил 15 лет офицером. Из 72 офицеров штаба флота только 6 закончили Военно-морскую академию. Как указывал сам Николай Герасимович, в 1940 году на Балтийском флоте был «полнейший провал по оперативно-тактической и боевой подготовке».
Трибуц Владимир Филиппович /р. 15(28)7.1900, Петербург/, советский военачальник, адмирал (1943), доктор ист. наук (1972). Чл. КПСС с 1928. на флоте с февр. 1918. Участвовал в Гражд. войне 1918—20 в составе Астраханской и Волжско-Каспийской флотилий и мор. сил Каспийского м. Окончил Воен. – мор. училище им. М. В. Фрунзе (1926) и Воен. – мор. академию (1932).
В 1926–1929 и 1932—36 служил на боевых кораблях Краснознаменного Балт. флота. В февр. 1938—апр. 1939 нач. штаба Балт. флота. С апреля 1939 по 1947 командовал Балт. флотом, успешно (?!) руководил его действиями во время Великой Отечеств, войны 1941—45 на мор. сообщениях при обороне Таллина, Моондзундских о-вов, Ханко, Ленинграда, прорыве блокады Ленинграда и освобождении Прибалтики.
В 1947—48 зам. главнокомандующего войсками Д. Востока по воен. – мор. силам; затем на руководящих должностях в ВМФ и Мин-ве обороны СССР. С февр. 1961 в отставке.
Награжден 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Ушакова 1-й степени, орденом Нахимова 1-й степени, орденом Красной Звезды, а также медалями.
В связи с неосуществлением разработанного Маршалом Советского Союза Борисом Михайловичем Шапошниковым плана «Гроза», спровоцировавшим (как только о нем стало известно Гитлеру) нападение немцев на СССР, начальный период войны практически превратился в хаос, хаосом был охвачен и высший командный состав армии и флота, который, как уже говорилось, ни теоретически ни практически не был готов к обороне.
В первые дни войны представитель флота в штабе главнокомандующего Северо-Западным направлением адмирал Иван Степанович Исаков отдал распоряжение В. Ф. Трибуцу решить вопрос об организации отхода сил флота и его системы базирования в Кронштадт или Лужскую губу. Но «выдающийся флотоводец» главнокомандующий Северо-Западного направления первый красный маршал Климент Ефремович Ворошилов строго-настрого запретил командующему флотом думать об отходе!
В сложившейся ситуации комфлота Трибуц почувствовал особую страсть к авантюризму. Этот великий фальсификатор поворачивал все в свою пользу…
На свой страх и риск штаб флота под его руководством начал вывозить из Таллина материальные ценности. Более того, чтобы не попасть в положение «пораженцев и паникеров» офицеры штаба скрывали перевозки не только от противника, но и от органов НКВД.
Руководил этими перевозками начальник тыла КБФ генерал-майор М. И. Москаленко. А также– начальник отдела военных сообщений капитан 2-го ранга И.Н. Ганцов, начальник организационно-мобилизационного отдела штаба флота полковник А. С. Ильин.
Когда основную часть материальных ценностей вывезли, было принято решение об эвакуации войск 10-го стрелкового корпуса и гарнизона. Решение это поступило из Москвы после того, как Сталин спросил у начальника Генштаба маршала Шапошникова: «А што-о, разве корабли еще в Таллине?»
Да, флот был в Таллине. И время было утеряно.
Так что неудивительно, что противнику в этих условиях хаоса и неразберихи удалось выставить более 3 тысяч мин; факт, подтверждающий слабость разведки Балтийского флота и низкую организацию службы наблюдения и связи в районе театра военных действий.
Разведывательные самолеты МБР-2 (морские базовые разведчики), а также корабельные дозоры не проявили должного усердия и пассивно относились к выполнению своих обязанностей. Вереде моряков, как и в среде морских летчиков, царила безответственная самонадеянность на то, что скоро свершится великое чудо, и мы всей своей мощью обрушимся на врага и уничтожим его. Неся при этом желанную свободу народам порабощенной Европы.
Хотя в таком варианте силы флота скорее должны были выполнять вспомогательную роль. Но, расслабившись в ожидании наступления, действия командующего флотом вкупе с другими военачальниками приобрели оттенок безответственности и привели к тому, что ни перед немецкой агрессией, ни в первые дни войны никто не додумался организовать траление рейда и фарватера от мин. Даже тогда, когда на минах подорвались крейсер «Максим Горький» и эсминец «Гневный», командование флотом бездействовало и не определило даже рубежей минных заграждений. А тральщики использовались лишь для несения дежурной службы, доставляли бомбы, авиационное топливо и нередко при этом погибали.
Конец ознакомительного фрагмента.