Вы здесь

Русский пейзаж – волновое применение цвета. Глава 1. Пейзажи русских художников, волновые приемы работы с цветом (Владимир Кучин, 2015)

Глава 1. Пейзажи русских художников, волновые приемы работы с цветом

1.1 Айвазовский

Айвазовский, Девятый вал, 1850.


Картина «Девятый вал» – это шедевр цветопередачи. На пока спокойной зеленой воде оранжевые обломки с людьми. Контрастный зеленому по цвету и по значению фиолетовый девятый вал. Он обрушивается справа. Его гармонически дополняют желтое солнце и голубая пена слева от обломков. На зеленой волне над обломками белесо-синяя пена – это тройка цветов оранжевый, синий, зеленый. Моряки в красных рубахах в центре. Картина пропитана напряжением, создаваемым будущей победой фиолетового цвета над зеленым. Айвазовский для драматизации сюжета картины использует всю палитру цветов в точном соответствии с волновым каноном.


Айвазовский, Шторм на море, 1899.


Картина «Шторм на море» написана в четыре цвета, если не считать маленький красный флаг на мачте судна ударившегося о скалу и тонущего в голубой пене. Волне болотного цвета слева противопоставлена черно-фиолетовая скала справа, а бледно оранжевой воде на переднем плане голубизна пены над судном. Интересно, что если в картине «Девятый вал» точка наблюдения в воздухе, что создает некоторую фантастичность сюжета, то в этой картине точка наблюдения на высоком берегу, в этом смысле картина вполне реалистична.


Айвазовский, Буря на Северном море, 1865.


«Буря на Северном море» – достаточно простая по цвету картина. С оранжевыми облаками, сквозь которые светит луна, контрастирует голубая пена на воде и голубая дорожка лунного света. Айвазовский минимизирует контраст, этим он подчеркивает суровость моря, если в «Девятом вале» зеленая вода очевидно теплая, то одноцветная голубая пенная вода Северного моря передает зрителю ощущение холода, и зеленый цвет тут не уместен.

1.2. Алексеев

Алексеев, Приютская больница в Москве, 1800.


Картина Алексеева «Приютская больница в Москве» написана в два контрастирующих цвета. Справа голубое здание больницы, нижний этаж оранжевый, Лодки на Москве – реке тоже оранжево – коричневые, а река голубая. Художник намеренно ошибается в масштабе, сейчас в этом здании Академия им. Петра Великого, это здание раза в два ниже, и стоит немного правее. С точки зрения выбора цвета, Алексеев никакого новаторства не проявляет.

1.3 Андрияка

Андрияка. Горная речка, 1997.


На полотне «Горная речка» Андрияка создает вполне реалистичную картину, используя цвета из тройки оранжевый, синий, зеленый и противопоставленный фиолетовый. Мы видим водопад, солнце садится на юго-западе, следовательно, речка течет на нас на северо-восток. Берега характерны для Карелии либо северного Урала. Идея художника основана на том, что угол падения воды на водопаде равен углу падения солнечных лучей. В этом случае вода, даже без пены освещается в профиль, появляется серебряная «корочка», и этот прием передает движение и холод потока одновременно. Фиолетовый туман над водой закрывает дальний берег, но мы понимаем, что река уходит от нас вправо за утес, а затем влево. Очень удачен контраст зеленых с синевой сосен и ярко-оранжевого, белого с желтизной, как бы раскаленного солнца. Хороший, и главное современный, пример работы с цветом. Изображение горной река типично для пейзажистов, далее мы увидим прекрасную работу Ге, но Андрияка нашел свои идеи и они хороши.

1.4 Бакшеев

Бакшеев, Ранняя весна, 1915.


Картина Бакшеева «Ранняя весна» наполнена светом. Солнце стоит пока еще низко, оно светит справа, и березы отбрасывают зеленоватые тени на снегу. Снег побурел, он подтаял и пошел светло-болотными пятнами. Зеленые елки угадываются слева и справа, и дополняют общий весенний колорит картины. Контраста зеленому нет! Бакшеев не использует фиолетовый цвет, а морозному голубому воздуху контрастируют теплые оранжевые тонкие ветки берез. В результате побеждает пара оранжевый – зеленый, тем самым художник создает атмосферу весны и обновления.

1.5 Бенуа

Бенуа, Венеция, мост вздохов, 1927.


Бенуа на полотне «Венеция, мост вздохов» передает атмосферу любви путем полного отказа от контраста. Тройка цветов оранжевый, зеленый, синий наполняет картину. На лодке дама в оранжевом платье, лодка зеленая, гондольер в серой (т. е. синей) рубахе. Вдалеке оранжевый дом, дом справа темно-зеленый, слева светло-зеленый с синими потеками. Мост сине-серый. Перспективу создает еще один сине – серый низкий мост вдалеке. Небо серое, это показывает туман, влажность, близость моря. Бенуа не применил ни одной яркой краски, у него нет ни красного, ни голубого, ни желтого, ни фиолетового. Это не обедняет картину, напротив – дает ей внутреннее дыхание, именно вздох, как и заявлено в названии. Сравните эту картину и картину Алексеева – картина Бенуа живет, вода колышется, свет струится вдоль канала, а у Алексеева есть в картине оцепенение и напряжение одновременно, контраст цветов оранжевого и голубого слишком очевиден.

1.6 Борисов-Мусатов

Борисов-Мусатов, Маки в саду, 1894.


Борисов-Мусатов в пейзаже «Маки в саду» применяет красный цвет для маков. Справа на полотне зеленые ветки – это молодые березки, слева фиолетовое дерево – это явно сосна, и ее кору художник рисует фиолетового цвета, дополняют колорит фиолетовые кусты около нее. Два контрастирующих цвета и красный цвет как центр сюжета, подобное решение встретится нам еще не раз. Идея картины – солнце светит справа сверху, листья мы видим на просвет, они не дают тени, рыжина коры у сосны едва заметна, а фиолетовые отслаивающиеся пластинки коры засветились на солнце. Яркое солнце заставило нас как бы прищуриться, и все элементы картины немного расплывчатые, отсюда и фиолетовые тени и бледно фиолетовая земля. Идея художника весьма интересна, но цвета он выбирает вполне транспарентно.

1.7 Бродский

Бродский, Пасхальная ночь, 1917.


Спектральный набор цветов в пейзаже Бродского «Пасхальная ночь» такой же, как у Бенуа в венецианском пейзаже. Это тройка цветов – оранжевый, синий, зеленый. При этом за счет яркости красок и усиления оранжевого цвета красными пятнами (платья и рубахи?) создается колорит ночи, синий цвет сверху дает торжественность, а оранжевый веселый цвет снизу задает радость и гармонию. Картина содержит идею духовного обновления, идея весны и обновления природы в ней абсолютно не отражена, ибо в эту ночь это не главное. Деревья стоят без листьев, они насквозь пронизаны синим ночным небом, и похожи на огромные букеты. Разные сюжеты у Бенуа и Бродского с точки зрения использования цвета решены весьма похоже.

1.8 Бялыницкий-Бируля

Бялыницкий-Бируля, Зима.


Довольно стандартный пейзаж Бялыницкого-Бирули «Зима», интересен тем как художник использует контраст желтого и синего цветов. Солнце светит слева и тени на снегу сине – голубые, а сосны справа желто – болотные. Такое сочетание цветов вносит определенный колорит, и, главное, – контраст желтого и синего цветов менее ярок, и это придает всей картине мягкость и спокойствие. Возможно, художник этого и добивался.

1.9 Васильев

Васильев, Быстрый поток.


Основной контрастный мотив картины Васильева «Быстрый поток» – желтый поток и серо-синее небо. Справа склон оврага коричневого, то есть темно – оранжевого цвета, вместе с зеленой травой и серым небом они составляют три основных цвета картины. Фиолетовые тучи идущие по небу под напором ветра справа налево, желтизна потока и проблески голубого неба составляют гамму из трех контрастирующих к первой тройке цветов. Красный цвет у Васильева отсутствует, свет идет справа сверху и тень от желтого камня в потоке серо – зеленая. Поток образовался от ливня, который только что закончился, и вода вытекает из оврага по зеленой траве справа налево по ходу света, но дна не видно. Вода бурлит и, освещенная солнцем, приобретает желтый цвет. Как мы помним, у Айвазовского вода прозрачна у берега и желтый цвет идет от просвечивающего песка на дне, у Васильева вода желтая от солнца, поэтому зеленое травяное дно не видно.


Васильев, Мокрый луг, 1872.


Картина Васильева «Мокрый луг» построена на контрасте зеленого луга и фиолетовых облаков на небе. Как и на полотне «Быстрый поток» Васильев выбирает сюжетный момент сразу после дождя, но если там был ливень, здесь – унылый осенний дождь. Правая желтая проплешина на траве имеет контрастную пару в левом сине – сером углу, но контраст приглушен. На картине попытка передать тишину достигается спокойными переходами цвета и отсутствием тени, солнце расположено слева сверху, оно освещает гладкую спокойную воду реки, но правый ее берег не освещен. Направления солнечного света и ветра на обеих картинах Васильева совпадают, но на последней картине ветер дует слева, и тучи уходят вправо. Следовательно, на первой картине художник смотрит на юг, а на второй на север, при этом дует западный ветер, что типично для Среднерусской равнины.

Конец ознакомительного фрагмента.