Вы здесь

Русский менеджмент: Революция 2018 года (12). Дайджест по книгам и журналам КЦ «Русский менеджмент». 1. Эволюция самоменеджмента1. Окончание (Владимир Токарев)

1. Эволюция самоменеджмента1

Окончание

Рис. 2. Четвертое издание книги автора по тайм-менеджменту.


Сейчас очень актуально повышение эффективности управления на уровне отдельного человека. 30 лет назад можно было по пальцам пересчитать книги, вышедшие по данной проблематике. А сегодня мы наблюдаем скорее избыточное количество литературы, когда рядовому читателю становится уже трудно разобраться в потоке нарастающего количества информации, посвященной эффективной деятельности на уровне отдельного человека.


Неустоявшаяся терминология

Одним из первых терминов, который использовался в России для описания персонального менеджмента, был термин техника личной работы. Термин в определенной степени удачный, так как обещает для решения разных задач управления собой вполне конкретные инструменты и приемы (например, карточку Гастева для учета времени, методы быстрого чтения, технику «Как съесть слона» для решения крупных задач, «тайм-менеджмент по помидору» и др.)

Затем, вероятно благодаря переводу книги Л. Зайверта «Ваше время в ваших руках», изданной большим тиражом, прижился термин самоменеджмент – представляющий собой набор методов и приемов по управлению собой, обеспечивающей эффективное достижение личных целей, «чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время».

Однако очень скоро, благодаря нарастающему потоку литературы по персональному менеджменту, по сути стандартом стал более благозвучный термин «Тайм-менеджмент». В то же время, словосочетание «управление временем» сыграло и свою отрицательную роль в развитии персонального менеджмента. Несмотря на то, что время – ценнейший и невосполнимый ресурс человека, ограничение персонального менеджмента в большей степени только эффективным использованием времени значительно обедняет эту важную сферу деятельности.

Пожалуй, самым удачным термином по описанию деятельности по управлению собой, своей работой и своим временем является термин персональный менеджмент (ПМ), который был использован в названии первого учебника, написанного коллективом российских авторов. Однако, данный учебник, пожалуй, ограничен единственной реальной ценностью – … введением удачного термина – ПМ. Сам учебник представляет собой пример худшего варианта эклектического подхода. Писался учебник, судя по всему, второпях, когда в него включались без каких-либо изменений мало связанные друг с другом целые куски из самых разных книг других авторов, само собой, с необходимыми ссылками на начальное авторство.

Подводя «терминологический итог», следует принять, что хотя термин «Тайм-менеджмент», скорее всего, останется главным стандартом еще долгое время, более удачным и более точно раскрывающим смысл рассматриваемой деятельности человека по управлению самим собой является термин персональный менеджмент.

Мы завершим рассмотрение эволюции тайм-менеджмента, начатое во втором номере нашего еженедельника.


Эволюция персонального менеджмента (ПМ)


Мы уже отмечали, что в развитии персонального менеджмента можно обнаружить 3 самостоятельных этапа развития: накопление личного опыта управления собой и своим временем,


Рис. 3. Развитие самоменеджмента


дифференциация, связанная с исследованиями в самых разных сферах, которые специалисты могут часто и не относить к персональному менеджменту и построение систем персонального менеджмента.


Классификация конкурирующих изданий

Мы выделили несколько групп подходов:

Первая группа подходов к ПМ, отличающаяся практической значимостью – рекомендациями по повышению эффективности использования времени, но в изданиях первой группы в большинстве своем авторы пренебрегают психологической компонентой человека.

Подходы второй группы. Наряду с глубиной рассмотрения разнообразных тем по психологии управления личностью, удивляет параллелизм, с которым многие психологи развивают свою терминологию, открывают собственные управленческие инструменты, без которых трудно объяснить процессы управления психологическими аспектами человека. Примером такого рода является замечательная книга Ю. Орлова «Восхождение к индивидуальности»2 – книга по психологии для самого себя.

Эклектический подход. Несомненно, эклектический подход имеет и свою ценность – им можно пользоваться как справочным пособием. Главным недостатком работ подобного рода является недостаточная системность. Их задача – охватить как можно больше аспектов ПМ, но в этом и их недостаток.

Персональный менеджмент («обогащенный» самоменеджмент). Термином «обогащенный» самоменеджмент автор «окрестил» деятельность по использованию в ПМ достижений наиболее близкой дисциплины – общего управления, описывающего методы и принципы в отношении к управлению организациями. То есть, речь идет о том, чтобы в управлении собой использовать уже проверенные временем инструменты управления организациями.


Рассмотрим пример использования инструментария для разработки стратегии компании к выведению личной стратегии.


Для успешного управления в условиях значительных и зачастую непредсказуемых изменений внешней среды, компании применяют стратегический менеджмент. А стратегия строится на основе анализа потенциала компании (выявления ее сильных и слабых сторон) и оценки внешней среды (выявления опасностей и возможностей на рынке) с тем, чтобы привести их в соответствие3.

Ниже (на рис. 4) представлена исходная таблица сильных и слабых сторон, которую мы применяем уже более 15 лет, для генерации исчерпывающего списка сил и слабостей компании.

Практика показывает, что если руководство компании собирается вывести список своих сильных и слабых сторон, то после стандартного мозгового штурма получается от силы 10—15 соответствующих пунктов4.

Мы придумали следующий прием – «инструмент генерации 60—100 сил и слабостей», из которых уже затем выбирается 10—15 наиболее значимых пункта для дальнейшей работы по выведению стратегии.

Сначала из имеющейся информации выводится некоторое количество сил и слабостей, но они записываются в таблицу не подряд, а в шахматном порядке – напротив каждой силы и слабости остается пустая клеточка – как это показано на рисунке (Прим. – на рисунке представлен пример использования этого «инструмента генерации» для отдельного человека).


Рис. 4. Таблица сил и слабостей (на примере автора статьи), составленная в шахматном порядке.


Затем, в пустые клеточки записываются силы и слабости, которые относительно легко генерируются при использовании противоположной стороны (из силы – слабости и слабости – силы). Это происходит часто благодаря тому, что каждая сила или слабость при переходе определённой меры превращается в свою противоположность (например – высокий творческий потенциал руководителя зачастую сужает творчество подчиненных). Или по ассоциации (например – на рис. 5 из пункта малая известность (слабость) по ассоциации был выведен пункт – умение письменно излагать мысли и опыт управленческой интерпретации известных сказок5, что может позволить использовать интерпретации сказок для активного продвижения и увеличения известности автора публикации).


Рис. 5. Генерация сил и слабостей из своих противоположностей


Следующим шагом (когда все клеточки в таблице друг напротив друга заполнены описанным образом) рекомендуется «раздвинуть» заполненные строки таблицы таким образом, чтобы напротив каждой сильной и слабой стороны снова оказалась пустая клеточка. А затем работа продолжается, как описано в предыдущем пункте.

Таким образом, на примере конкретного инструмента по разработке стратегии компании, была продемонстрирована возможность применения уже разработанного инструментария, применимого в общем менеджменте, к персональному менеджменту. Точно также можно использовать подобный прием для выведения большого списка опасностей и возможностей во внешней среде, позволяющего выбрать наиболее важные опасности и возможности для выведения стратегии. Для компании опасности и возможности выводятся из анализа рыночного окружения фирмы. Для отдельного человека – из его внешнего окружения, включая коллег по работе, менеджмента компании и т. д.


Практика управления

Разрыв между теорией управления и практикой менеджмента в нашей стране очень большой.


Когда мне пришлось работать преподавателем управленческих дисциплин в ряде нижегородских вузов, я обратил внимания на следующую проблему. Например, предмет с примерным названием «Основы менеджмента» читается студентам уже на самых первых курсах. То есть тогда, когда у слушателей еще нет никакого опыта управления. Что остается – на практических занятиях студенты могут только обсудить те или иные аспекты управления, но применить им их негде. Вот и получается соответствующий результат, когда уже после окончания вуза выпускник быстро утрачивает приобретенные чисто теоретические знания в области управления.

А что, если попробовать некоторые важные инструменты управления, разработанные для коммерческой компании, применить в персональном менеджменте. Почему бы и нет? Таким образом, можно приобрести и практику управления, пусть в отношении пока только своей скромной персоны. Но это будет реальная практика, а не просто запоминание теории.

Более того, применение этих инструментов будет одновременно полезно практически – для повышения эффективности персонального менеджмента.

Конец ознакомительного фрагмента.