Вы здесь

Русские обряды. Сценарии (Г. А. Айдашева, 2013)

Сценарии

Святки

Святки (сценарий праздника в детском саду или урока-развлечения в начальной школе)


Действующие лица:

ведущая

Макошь

1-я девушка

2-я девушка

дети


Все участники одеты в русские народные костюмы

Материал к мероприятию: предметы для гадания (топор, веревка, бумага, молоток, шило, лапоть, ножницы, хлеб, клубки ниток: черные, белые, коричневые, бежевые, оранжевые, кошелка, квашня, бочонок, иглы), стихи, частушки, песни о зиме или колядовании, русская народная музыка (в грамзаписи).

Оформление: в центре зала прялка, на чесальном гребне прялки – льняная кудель и серебряный дождик.

Ход развлечения: Звучит веселая музыка (русское многоголосье).

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас на нашем празднике. Праздник наш очень старинный и многое может рассказать о волшебном мире обрядов и забав наших предков. А интересно же, правда, как раньше люди жили? Наверное, по рассказам мам и пап вы знаете, что когда они были маленькими, то кое-что было по-другому. А у бабушек и дедушек уже многое было не так, как у вас. У кого же можно расспросить, как бабушки бабушек жили в стародавние времена. Кто нам в этом поможет? Поможет чудесный мир праздников наших предков. Бережно хранятся в народной памяти старинные сказки, игры, песни и забавы. И я приглашаю вас совершить путешествие в прошлое.

Давайте отправимся в чудесную сказку. Сказка наша будет зимней, ведь на улице – зима. Однако нужно, чтобы кто-нибудь помог нам в этом.

Макошь (женщина в красном плаще, расшитом блестками, и головной ленте с височными кольцами, встает из-за прялки, на чесальном гребне прялки – льняная кудель и серебряный дождик):

– Ну что же, я помогу вам, ведь я немного волшебница.

Ведущая: А кто же Вы, милая гостья? Откуда к нам пришли? Ребята, а вы знаете?

Макошь (подходит к зрителям): Зовут меня Макошь. Очень давно, в языческие времена, была я у древних славян главной богиней, величали меня женой громовержца Перуна. Называли меня еще и пряхой, ведь я пряду нить человеческой судьбы. Одариваю всех людей – кого счастьем и благополучием, а кого несчастьем и бедностью. Вот и выходит так, что я – Богиня Судьбы. (Макошь обращается к ведущей): Я помогу вам, дорогие дети, попасть в сказку.

Ведущая: Что же, ребята, отправляемся в старину!

Макошь: Отправляемся в мир праздников наших далеких предков! Вот только наряд ваш?! Одеты, конечно, вы очень нарядно, но для сказки нам нужно надеть что-то волшебное. Вот эти волшебные головные ленты – для девочек (раздает девочкам серебряный дождик, который был на чесальном гребне прялки), а для мальчиков – снежные звезды. Одели? Все готовы? Отправляемся в сказку! Дружно повторяйте все за мной:

Раз, два – тишина.

Три, четыре – глазки все скорей закрыли.

Пять, шесть – сказка рядом с нами, здесь.

Семь, восемь – в гости мы ее попросим.

Девять, десять – мы в пути, в сказку можно всем войти!

(В это время ведущая уходит из зала, и в зал приглашается фольклорный ансамбль, девушки в русских костюмах).

Макошь: Открывайте глаза, ребятишки! Ну вот, по-моему, мы уже в старине, в зимней сказке.

Девушки весело запевают под балалайку:

Небывальщина:

Ой, где ж это видано.

Ой, где же это слыхано.

А не уж-то и правда была,

Чтобы курочка бычка родила,

Петушок – поросеночка,

Поросеночек – яичко снес,

На высокую паличку – взнес.

А слепой-то все подсматривал,

А глухой-то все подслушивал,

А безрукий то яичко украл,

Голопузому – за пазуху поклал.

А немой – караул закричал,

А безногий – водогон побежал,

Да запнулся немой за порог,

Рассмеялся, что ног не уберег.

1-я девушка: Ой, здравствуйте, дорогие гостюшки! Счастья, здоровья вам и всем-всем!

Макошь (обращается к девушкам): Девицы-красавицы! А что это вы такие нарядные да веселые? Неужели праздник зимний отмечаете?

2-я девушка: Конечно, веселый, зимний праздник! Радуйтесь, веселитесь вместе с нами, дорогие гостенечки!

Макошь (обращается к детям): А кто из вас знает, какой у нас сейчас праздник?

Дети: Святки.

Макошь: А вы знаете, почему зимний праздник так называется? Святки – это один из любимейших зимних праздников наших далеких предков, в котором соединились как христианские, так и языческие верования. От рождества Христова, одного из главнейших христианских праздников, до Крещения время называлось Святым, или по народному – «Святки». До рождества Христова (по старому стилю 25 декабря, по новому – 7 января) длился один из самых продолжительных (так называемых Филипповских) постов. Во время поста нельзя было есть скоромную пищу, нельзя было сердиться и делать плохие дела, а нужно было молиться.

А вот на Рождество начиналось богатое угощение. В это время, на Святки, никто не работал, даже чиновников отпускали со службы. С этим временем связано много веселья и традиционных обычаев. Еще в народном календаре было подмечено, что с 25 декабря, т. е. с периода зимнего солнцестояния, начинает понемногу, как говорили, «на гусиную лапку», прибавляться день. Наши далекие предки верили, что с этого момента силы добра и света начинают побеждать силы зла и тьмы. Поэтому старались весело отметить Святки: народными гуляньями, веселыми забавами, вкусным угощением и чудесными гаданьями. По старинному обычаю гадали на Святки о будущем урожае, о семейном благополучии, а молодежь гадала о женихах да невестах. Вот и мы с вами сегодня погадаем так, как гадали наши прапрадедушки прапрабабушки, по-русскому, по-старинному.

А еще на Святки была традиция колядовать, т. е. славить бога Коляду, дающего всем блага. Молодые парни и девушки, их называли колядниками, распределялись на группы, надевали маски животных, или, как их называли, «хари», и ходили по дворам. Они пели «колядки» – специальные песни, в которых славили хозяев и получали за это угощение.

Раньше Колядой называли бога, который представлялся нашим предкам юным мальчиком с румяными щеками и вьющимися золотыми волосами. Это было языческое божество, олицетворявшее собой новое солнце и возрождение природы. По русскому поверью Солнце-Коляда выезжал в колеснице, запряженной серебряным, золотым и алмазным конями, на летнюю дорогу. Мы с вами, дорогие детушки, тоже сегодня разучим колядки и попробуем поколядовать, как это делали очень и очень давно наши предки.

Ведущая (обращается к девушкам в русских костюмах, сидящих среди гостей): Что-то вы, девицы-красавицы, невеселые сидите. Спойте-ка нам, поколядуйте, повеселите наших гостей дорогих.

Девушки (запевают):

Коляда, ходя-бродя,

Ой, овсень, ой, коляда.

Коляда двора ища.

Коляда, нас встречайте!

Ой, овсень, ой, коляда.

Коляда, нас привечайте!

Коляда, а где тот двор?

Ой, овсень, ой, коляда.

1-я девушка: А что же гости дорогие, подарки-то вы нам за колядку приготовили или нет? Мы вам колядку спели, нужно ведь дарить чем-нибудь колядовников.

2-я девушка?: В карманах-то есть что-нибудь? Гостинцы принесли?

Ведущая: А ну-ка подавайте сюда пышки, лепешки да свиные ножки. Есть у вас? Дети: Нет! Нет ничего у нас!

1-я девушка: Жалко, что у вас гостинцев-то для нас не припасено. Но, ничего, мы вот что сделаем: подарите нам за колядку песни, да частушки, прибаутки, да потешки.

2-я девушка: Кто смелый? Кто первый колядовников будет одаривать? Дети выступают со стихами, частушками, песнями, получают маленькие подарки за выступления.

Ведущая: Ребята, а давайте, и мы сейчас тоже поучимся колядовать так, как в старину это делали ваши далекие-далекие прабабушки и прадедушки.

Макошь (берет в руки маски животных): Вот возьмите-ка ребята эти чудесные маски, чтобы вы уже совсем были похожи на колядовников. Ну-ка, девицы-красавицы, поучите деток малых, неразумных колядки петь.

Учат текст колядок:

Таусень за рекой,

Таусень за быстрой.

Пышки-лепешки,

Свиняные ножки.

В печи сидели,

Да на нас глядели,

В кузов улетели…

Ведущая: Молодцы, ребята! Хорошо колядуете! Не забудьте нашу колядку, а мы потом еще поколядуем, а колядовников подарками одарим. А маски-то звериные мне верните. Дети возвращают маски ведущей.

1-я девушка: Гости дорогие! А загадки-то вы разгадывать умеете? А загадывать?

2-я девушка: Давайте посоревнуемся, кто больше загадок знает? Дети и девицы-красавицы загадывают друг другу загадки, за разгаданные загадки дети получают призы.


Загадки:

На дворе горой, а в избе водой.

(Лед)

Вырос лес, белый весь, пешком в него не войти, на коне не въехать. (Морозный узор на окнах)

Без рук, без ног, а рисовать умеет.

(Мороз)

Выходили двенадцать молодцев,

Выносили пятьдесят два сокола,

Выпускали на триста шестьдесят пять лебедей.

(Год)

Ведущая: Ребята, а веселые потешные загадки вы умеете разгадывать? Давайте попробуем проверить, кто из вас самый смекалистый да находчивый?


Загадки:

У семерых братьев по одной сестрице, много ли всех?

(Восемь)

В корзине три яблока. Как поделить их между тремя девушками, чтобы одно яблоко оставить в корзине?

(Одно яблоко нужно отдать вместе с корзиной).

Шла баба в Москву, навстречу ей попало три мужика, у мужиков было по мешку, а в мешке – по коту. Сколько всего шло в Москву?

(Одна баба)

Каким гребнем голову не расчешешь?

(Петушиным)

Назовите пять дней, не называя чисел и названий дней.

(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

Ведущая: Дорогие гости! Давайте попробуем разгадать такие загадки, отгадки на которые вы найдете среди предметов, находящихся в этом зале.


Загадки:

Пять свечек стожок подъедают,

Пять овечек прочь убегают.

(Прялка; сидящая за прялкой пряха и ее руки)

Родился монах,

В каменных горах,

Крестился монах,

В огненных реках.

(Горшок)

Голова есть – мозгу нет,

Уши есть – слуха нет,

Спина есть – брюха нет.

(Лапти)

Надену – ободом сведет,

Сойму – змеею упадет,

Тепла не дает, а без него холодно.

(Пояс)

Сверху дыра, снизу – дыра,

Посредине огонь да вода.

(Самовар)

Макошь: А еще во время Святок гадали да судьбу узнавали. Девушки загадывали о женихах, женихи о невестах, хозяйка о здоровье домашних и о благополучии в доме.

Ведущая: Вот и мы сейчас с вами погадаем, гости дорогие. Старину помянем да себя потешим.

Дети по очереди участвуют в гаданьях.


Гадание с предметами (на профессию будущего мужа):

а) топор;

б) веревка;

в) бумага;

г) молоток;

д) шило;

е) лапоть;

ж) ножницы;

з) хлеб.

Все предметы кладут на полу. Девушке завязывают глаза и подводят к сложенным вещам. Смотря по тому что, она выберет, определяют профессию мужа, например: топор – будет плотник; веревка – веревочник; бумага – писарь; молоток – бондарь; шило – сапожник или шорник; лапоть – лапотник; хлеб – хлебопек; ножницы – портной.


Гадание с клубками (какого цвета волосы будут у невесты):

Клубки ниток: черные, белые, коричневые, бежевые, оранжевые. В лукошко (корзину) положить все клубки. Корзину накрыть полотном. Подать корзину юноше и смотря по тому, какого цвета клубки выберет такого цвета будут волосы у невесты.


Гадание с предметами:

а) кошелка;

б) квашня;

в) бочонок.

Все предметы кладут на полу. Троим играющим завязывают глаза, кружат их и отпускают, наказав взять с полу один из лежащих предметов. Смотря по тому, что выберет, то будет: кошелка – к бедности, квашня – к богатству, бочонок – к пьянству (муж или жена пьяницей будет).

Гадание с иголками: две иголки одновременно бросают в блюдце с водой. Если упавшие в блюдце иголки соприкоснутся – загаданное желание сбудется, если нет – не сбудется.

Макошь: Вот и побывали мы с вами в старинной зимней сказке. Колядки пели, загадки загадывали, про судьбу гадали – все узнали. Пора из сказки домой возвращаться, а для этого нам нужно снять волшебные головные ленты и звезды.

Дети возвращают Макоши серебряную канитель.

Ведущая: Но праздник наш сегодняшний еще не окончен, какие же это Святки без святочных гуляний. Ну-ка, дети, одевайтесь, обувайтесь да во двор собирайтесь! Будем песни петь, играть, Зиму-матушку встречать.

Макошь: Приглашаем вас всех, дорогие гости, поиграть, погулять, лучше старину узнать.

Кудеса-чудеса

Кудеса-чудеса (спектакль кукольного театра)


Действующие лица:

1-я рассказчица (бабушка)

2-я рассказчица (Матренушка)

Кудеська

Котенок


Все участники одеты в русские народные костюмы.

Материал к мероприятию: Матренушка – кукла средних размеров с подвижной головой и мягкими руками и ногами.

Кудеська – домовенок, чумазый, выполненный так же, как и Матренушка.

Котенок – меховая игрушка с подвижными конечностями и головой.

Музыка П. И. Чайковского (в грамзаписи).

Оформление: на центральной сцене – внутреннее убранство крестьянской избы: печь, стол, прялка, перед стеной – кровать или кушетка. Через окно в центральной стене видна зимняя деревня. Ночь.

Ход развлечения:

Звучит в записи пьеса П. И. Чайковского «У камелька» из «Времен года».

1-я рассказчица: Расскажу я вам, ребятки, сказку необычную, февральскую. Старые люди говорят, что в каждом доме живет свой добрый дух – домовой, Кудеса. Сейчас его все больше Барабашкой называют, да я привыкла постарому: Кудеса – да и все. Стоял на самом краю деревни дом, старенький да убогий. Весь набок накренился, чуть совсем не завалился. Окошки в землю вросли, бревна мохом поросли. А жили в нем бабушка, старая-престарая, глухая-преглухая, да девочка-сиротка Матренушка (берет в руки куклу). Мать да отец у нее от болезни померли, осталась она на свете одна-одинешенька. Вот и пригрела ее у себя одинокая старуха. Жили вдвоем, сладко не пили, досыта не спали, а радости и вовсе не видали (садится за прялку). Вот однажды, в феврале это было, под самый вечер, сидела бабка, кудель пряла. А Матренушка пальцем ледок на стекле отогрела, да сквозь проталинку ту на улицу глядела.

2-я рассказчица: А на улице – темным-темно, вьюга воет. Целыми пригоршнями снег в стекло бросает. «Бабушка, – говорит Матренушка, – а почему люди февраль зовут «бокогреем»? Вон в феврале как холодно да люто…»

1-я рассказчица: А ты, Матренушка, не гляди, что на улице студено. А как выглянет днем солнышко, да как в лицо тебе посветит – как ласковой ладошкой по лицу погладит.

2-я рассказчица: Только редко пока греет-то солнышко, бабушка…

1-я рассказчица: Так день зима не пускает. Вьюгой солнце застилает. Еще полютовать хочется, вот и куражится. А февраль люди не только «бокогреем» зовут, есть у него и другие имена.

2-я рассказчица: А какие, бабушка?

1-я рассказчица: А вот… лютень, снежень, вьюговей. А еще дразнят – «февраль – враль». То солнышком поблазнит, а то вьюгой наградит. Да все в один день. Вот он и враль. Рассказывает это бабушка, а Матренушка внимательно слушает. Интересно ей про февраль все узнать.

2-я рассказчица: Вдруг под печкой в темноте кто-то как заворочался, зашевелился. «Бабушка! Кто это?» – испугалась сиротка.

1-я рассказчица: Да где, милая?

2-я рассказчица: Да вон там, под печкой шевелится…

1-я рассказчица: А… это, наверное, Кудеса – наш домовой.

2-я рассказчица: Ой, бабушка, боюсь!

1-я рассказчица: Да кого, девонька?

2-я рассказчица: Домового этого. Кудесу.

1-я рассказчица: А чего его сейчас бояться? Он сейчас тихий. Вот через недельку – другую, в середине февраля, у него именины будут. Вот тогда начнет кудесить! То, слышь, кошкою обернется, то собакою, а то и лягушкою зеленой. Вот тогда – держись! То посудой загремит, то по полю поскачет, а то начнет колобки каменные катать. Забавляется да хозяев предостерегает.

2-я рассказчица: А от чего хозяев-то предостерегает, бабушка?

1-я рассказчица: Как от чего? Чтоб с огнем поосторожней были. Иные хозяева от февральской стужи целый день печку топят-топят, дров подбрасываютподбрасывают. А сами от тепла-то и задремлют. Так чтоб пожара не было, Кудеса их и предупреждает – посудой гремит, дескать, не спите, не зевайте, пламя из печи не выпускайте… И то сказать: сгорит дом – и домовой без жилья останется. А какой он домовой, коль без дома-то?

2-я рассказчица: Слушает девочка, а сама в окошко поглядывает – право, чудеса!

1-я рассказчица: Ну, девонька, пора спать ложиться! Убери кудель-то! (Бабушка на лучину дунула, погасила свечу.)

2-я рассказчица: Легла Матренушка спать (укладывает куклу в постель). А сама все про Кудесу думает. Интересно ей: какой он, Кудеса? «Ой, – вдруг вспомнила девочка, – Что же это я про кудель-то забыла, ведь бабушка убрать велела. Завтра утречком уберу… Кудель – кудель, примани Кудесу! Одиноко мне, сиротинушке». Вот уж было засыпать стала, как вдруг ее кто-то за одеяло подергал. Подергает-подергает так, да и успокоится. Потом снова… Сиротка на кровати села, пригляделась, а в темноте возле ее ног вроде что-то шевелится… «Ой», – жалобно так Матренушка вскрикнула. Испугалась девочка.

1-я рассказчица: – Ты чего ойкаешь? – спросил ее голосок.

2-я рассказчица: – А ты зачем меня за одеяло дергаешь? – спрашивает Матренушка.

1-я рассказчица: Все спать легли, а мне одному скучно…

2-я рассказчица: А ты кто?

1-я рассказчица: Я Кудеса, ваш домовенок.

2-я рассказчица: Ты что, маленький?

1-я рассказчица: Какой я маленький? Я – самостоятельный! – обиделся домовенок.

2-я рассказчица: Смотрит Матренушка, а по кудели, по тоненькой ниточке мальчишечка маленький, лохматенький взбирается. Да такой он маленький и не страшный вовсе, только чумазый очень. Да и то сказать: под печкой жить – да не испачкаться?

1-я рассказчица: Я, говорит, давно за тобою смотрю, примечаю: моя хозяйка-то тебе не родня. А ты что, сиротка?

2-я рассказчица: – Сиротка! – вздохнула Матренушка.

1-я рассказчица: – Вот и я сиротка! – говорит Кудеська. – Некому меня жалеть, любить. Один я на свете…

2-я рассказчица: – А давай я тебя жалеть – любить буду, – говорит ему Матренушка.

1-я рассказчица: – Давай! – обрадовался домовенок. – А я тебя беречь, охранять стану!

2-я рассказчица: Только ты грязный какой… Все лицо черное. И зола с волос сыплется. Хоть и темно в избе, а видно: руки-то у тебя совсем черные стали. Пойдем, умою!.. Только ты тихо иди, бабушку не разбуди!

2-я рассказчица: Взяла Матренушка Кудеську, к ведру поднесла, умыла, утерла, волосы его лохматые своим гребнем причесала. (Все выполняет по тексту)

1-я рассказчица: А домовенок пищит, вырывается – не привык, видно. (Меняет на постели домовенка на котенка)

2-я рассказчица: Глядит Матренушка, а рядом с ней не домовенок, а маленький серенький котенок. Хотела девочка испугаться, да вспомнила, как бабушка ей говорила.

1-я рассказчица: Может домовой и в кошку, и в собаку, и в зеленую лягушку обернуться.

2-я рассказчица: Хорошо – думает Матренушка, – хоть не лягушка, а котеночек. Все приятнее…(Укладывает куклу, меняет вставку в окошке. Вместо ночи – день за окном.) Просыпается утром Матренушка, а котенка рядом нет. Смотрит, а его бабушка возле печи молочком поит. (Наливает в блюдце из кружки, гладит, ласкает.) Гладит да приговаривает:

1-я рассказчица: Ай да котик! Ай да молодец! Сам пришел да козу с собой привел. Теперь мы с тобой, Матренушка, молочком сыты будем… Котенок молоко слизал, на лавку сел, облизывается, а сам на Матренушку поглядывает, ей одним глазком подмигивает: мол, видишь, как я славно все придумал?

2-я рассказчица: А как мы его звать-то будем, бабушка?

1-я рассказчица: А как хочешь, так и зови! Хочешь – Васька, а хочешь – Мурзик!

2-я рассказчица: Нет, бабушка! Давай его Кудеськой звать!

1-я рассказчица: А котенок от удовольствия жмурится, мяукает. Бабушке слышится: «мяу-мяу». А Матренушке кажется: «сам-сам».

Обе рассказчицы вместе: И вправду – самостоятельный домовенок оказался. Вон как славно все придумал.

Масленица

Встреча (первый день Масленицы)

Встреча (первый день Масленицы). Про голосистого петушка и родное солнышко (спектакль кукольного театра)


Действующие лица:

Рассказчица

Петушок

Велес


Материал к мероприятию: Петушок – кукла с подвижной шеей и крыльями, сидящая на заборе, шея выполнена из цветных лоскутков гармошкой, может сжиматься и вытягиваться.

Оформление: деревенские избы, забор, на котором сидит петух.

Ход развлечения:

Рассказчица:

Жил в деревне Петушок.

В яркие перья разнаряжен,

Красным гребешком украшен,

И красив был, и речист,

А главное – голосист.

Все его в деревне знали,

Все, конечно, уважали.

Да и как не уважать —

Никому не даст пропасть.

Солнышко – на небо,

Петя – на телегу.

На оглобле он вспорхнет,

Звонку песню заведет.

Это – присказка. А сказка,

Сказка будет впереди,

Только слушай да гляди…

Однажды, ранним зимним утром, как раз перед восходом Солнца, проснулся Петя и стал ждать, пока первые лучи Солнца на небе вспыхнут. Горлышко прополоскал, клювом перья расчесал, а Солнышка все нет. Вот и задумался Петя.

Кукловод: А что это я каждый день Солнышко встречаю? Ему песни распеваю? Еще неизвестно, кто в деревне главнее – Солнышко или я, голосистый Петушок! Если я утром не запою – Солнышко и не засветит. Пусть тогда все поймут, что в деревне важнее меня никого и нет!

Рассказчица: Так и решил Петя, и уж с оглобли на землю прыгать собрался, как вдруг видит: по дороге бородатый мужик идет. Мужик большой да сильный, но вовсе Пете незнакомый. Приглянулся Петя – а мужик тот из глиняного кувшина что-то на дорогу поливает. Снег от этого сразу темнеет и оседает. Хотел Петя на этого мужика закукарекать, да вспомнил, что решил Солнышко не звать, не будить. Дождался, пока мужик поближе подойдет, да спрашивает.

Кукловод: Ты зачем по деревне ходишь? Белый снег топчешь? Да еще из глиняного кувшина поливаешь?

Велес (с усмешкой): А ты кто такой есть, чтобы меня расспрашивать?

Кукловод: Я? Я? Я – самый главный в нашей деревне! Голосистый Петушок!

Разве не видишь?

В яркие перья разнаряжен,

Красным гребешком украшен,

И красив я, и речист,

А главное – голосист.

Все меня в деревне знают,

Все, конечно, уважают.

Да и как не уважать —

Никому не дам проспать.

Если Петя не споет,

Даже Солнце не взойдет!..

Велес: Ты что же, никак себя за главного на земле считаешь?

Кукловод (с горячностью): А что? Я и есть самый главный!

Велес: Ну, раз главный (смеется), тогда мне придется про себя рассказать:

Я – Велес. Проще – Влас,

Отдаю Зиме приказ:

Не упорствовать, не злиться,

А тихонько удалиться.

А чтоб снег поторопить,

Надо маслицем полить…

Ведь не зря люди говорят: «Прольет Велес маслица на дороги – зиме пора убирать ноги!»

Кукловод: А почему я тебя раньше здесь не видел?

Велес: Как же ты мог раньше видеть, если тебе еще и года нет? А я по этой дороге только раз в году хожу – на Масленицу.

Кукловод: Велес! Скажи, а маслице у тебя свежее?

Велес: Свежее!

Кукловод: А душистое?

Велес: Душистое!

Кукловод: Тогда дай мне его попробовать! Слышал я: от маслица горлышко смягчается, голосок еще звонче становится.

Велес: Да куда же тебе еще звонче-то?

Кукловод: Как это куда? Да если у меня будет самый звонкий голос, тогда все люди ко мне на поклон ходить станут. Придут, в ноги поклонятся, да просить будут (жалобно): «Пропой, Петенька, а то без Солнца пропадем!» Ну а если понравится мне, как они меня просят, или овса вкусного мне принесут, – тогда пропою. Пусть и им Солнышко немного посветит. Богачом стану… А то, гляди, и в цари меня выберут…

Велес: Ах, вон ты куда собрался?.. А Солнышко у тебя за слугу, что ли, будет?

Кукловод: А что? Пусть служит! И мне польза, и ему не всякий день светить.

Велес: Раз так, тогда пей маслице! (Петя пьет из глиняного кувшина, прочищает горлышко, сипит, кашляет, пробует кукарекать.)

Кукловод: Ой! Велес! Что это с моим горлышком? Солнышко всходит, а я петь не могу. Солнышко, постой, я еще не кукарекал… Как же ты без меня-то?..

Велес: Видать, и без тебя Солнышко на небо подняться может.

Кукловод: Не может! Не может!.. Как же так?

Велес: Да вот так… Родное Солнышко любить да почитать надобно. Оно для нас лучами матушку-Землю согревает, нас лучами освещает. А мы все – дети его: тихие, веселые, скучные, бедовые – всех нас Солнце любит, бережет, замерзать не дает. А ты, глупый, себя царем над Солнышком поставил! Вот теперь и ходи безголосый, пока Масленица не пройдет… пока чучело ее люди огню не предадут. Как сгорит чучело Масленицы – так и голос к тебе вернется. А тебе впредь наука: как семь дней походишь безголосым – поймешь, кто из вас главный. Кто – ты, а кто – Солнышко.

Рассказчица: Расстроился Петушок, да делать нечего. Придется ему все семь дней Масленицы молчать. И правильно наказал его Велес: не заносись высоко – можешь песню навек потерять!

Заигрыши (второй день Масленицы)

Заигрыши (второй день Масленицы) (сценарий праздника в детском саду или урока-развлечения в начальной школе)


Действующие лица:

1-й скоморох

2-й скоморох

Ряженые(в костюмах персонажей русских народных сказок, мультфильмов):

Крошечка-хаврошечка, петушок

Дети


Материал к мероприятию: ледяные фигурки (игрушки, поделки), цветные флажки, чучело Масленицы, шумовые музыкальные инструменты, русская народная музыка (в грамзаписи).

Оформление: участок с горками, валами, лабиринтами.

Ход развлечения:

Утром взрослые и дети украшают свой участок цветными флажками, льдинками, замороженными накануне в различных формочках, игрушками и поделками, поливают цветной водой горки, валы, лабиринты. Неожиданно на дорожке, ведущей к участку, появляется толпа ряженых. Это взрослые и дети в костюмах и головных уборах, изображающие персонажей знакомых народных сказок, мультфильмов. Они везут за собой сани, на которых установлено чучело Масленицы. Ряженые поют, подыгрывая себе на шумовых музыкальных инструментах.

1-й Скоморох:

Ай да Масленица-кривоспейка,

Сыграй-ка нам хорошенько!

2-й Скоморох:

Душа ль ты моя, Масленица!

Приезжай к нам в гости на широк двор

На горках кататься, в блинах поваляться,

Сердцем потешиться…

Ряженые (поют):

Маслена! Маслена! Куда ты идешь?

Потеряла лапоточки, не найдешь.

Один ребенок (обращаясь к Крошечке-Хаврошечке): Дай лапоть для Масленицы!

Крошечка-Хаврошечка (выносит лапоть): Вот лапоть для Масленицы! Носи, Масленица, не снашивай! (отдает его ребенку.) С этой песенкой деревенские ребята ходили от одного двора к другому. Хозяева выносили им старые большие лапти. Дети надевали их на валенки и катались с горок.

Игры-состязания с детьми (возможен выбор любых игр и состязаний из предложенных зимних игр и забав).

Крошечка-Хаврошечка: Масленица, а теперь посмотри, какие у нас ребята богатыри!..

Состязание с перетягиванием каната: в одной команде – дети, выбранные Скоморохами, в другой – Крошечкой-Хаврошечкой.

Петушок (Петя):

Кукареку! Ко-ко-ко!

Здесь Лиса недалеко.

Что мне делать? Вот беда!

Спрячьте где-нибудь меня!

Вариант для пряток: как появится Лиса – замереть и сделать вид, что на участке стоят лишь одни ледяные фигуры. Лиса ищет и не находит Петушка, постоянно принимая за него кого-либо из детей и всякий раз радуясь.

Соревнование на меткость: дети из команд «Скоморох» и «Крошечка-Хаврошечка» соревнуются в меткости, забрасывая снежки в корзины. Вновь Петушок просит спрятать его от Лисы.

Второй вариант для пряток: Петя находится среди детей, Лиса опять его не находит (может использоваться любая игра).

Команды «Скоморох» и «Крошечка-Хаврошечка» соревнуются в ловкости.

Игра на ловкость

На снегу цветной водой сделаны круги. Участники каждой команды, двигаясь парами, плотно прижавшись друг к другу лицом в одном направлении, должны перепрыгивать из круга в круг, добираясь до флажка, и вернуться обратно, двигаясь уже спиной вперед также парами.

Петушок вновь просит его спрятать. Его сажают на сани вместо чучела Масленицы, а чучело ставят в центр детского круга. Дети стараются прикрыть чучело от Лисы, а та пытается заглянуть внутрь. Наконец, Лиса хватает петушка и узнает, что это – чучело.

Команда «Скоморох» и «Крошечка-Хаврошечка» испытываются на внимание.

Игра «Поехали»

Оставшиеся считаются выигравшими. За каждую победу в соревновании команда получает погремушку («Скоморох») или корзиночку («Хаврошечка»). Петушок, Лиса, Крошечка-Хаврошечка и два Скомороха, роль которых исполняют взрослые, берут чучело Масленицы и сажают его на санки.

1-й Скоморох:

Наша Масленица – годовая!

Она гостьюшка дорогая.

2-й Скоморох:

Она пешею к нам не ходит,

Все на коньках разъезжает.

Оба скомороха:

Чтоб коники были вороные,

Чтоб слуги были молодые!

Крошечка-Хаврошечка: А теперь дети Масленицу вокруг сада покатают, а вечером рисунки нарисуют про Масленицу, про игры да забавы.

Лакомка (третий день Масленицы)

Лакомка (третий день Масленицы) (спектакль кукольного театра)


Действующие лица:

Ведущая.

Тюха

Ероха

Емеля

Дети


Все участники одеты в русские народные костюмы.

Материал к мероприятию: Тюха – кукла-скоморох средних размеров с подвижной головой, мягкими руками и ногами, в костюме, сшитом из лоскутов. Ероха – кукла-скоморох средних размеров с подвижной головой, мягкими руками и ногами, в костюме, сшитом из лоскутов. Емеля – кукла средних размеров с подвижной головой, мягкими руками и ногами. Печенье, оладушки, русская народная музыка (в грамзаписи)

Оформление: Зал оформлен для посиделок: на центральной стене красиво развешаны пестрые павловские платки, в углу стоит стол с самоваром и выпечкой.

Ход развлечения:

Ведущая в русском сарафане приглашает всех садиться и быть гостями.

Ведущая: Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости! Споем мы с вами, поиграем, веселые загадки отгадаем!

Группа девочек исполняет русский народный хоровод «Ковалечек».

Ведущая:

Сегодня у нас веселье!

Масленицы продолжение!

Все ли уселись?

Все ли согрелись?

А кто это к нам идет?

(Появляется «круговая ширма», останавливается перед детьми. За ширмой один взрослый исполнитель-кукловод.)

Тюха:

Эй, честной народ!

Раскрывай пошире рот!

Распотешим мы вас,

Раскрывай пошире глаз!

Вот идет по дороге Ероха —

Полюбуйся, народ, на скомороха!

Ероха:

Ты чего на весь зал раскричался,

Будто в ухо тебе мух попался?

Тюха:

Кто-то попался?

Ероха:

Мух?

Тюха:

Кто это: мух?

Ероха:

Ребята, он не знает муха!

Вот у воробьихи муж – воробей,

У соловьихи муж – соловей,

У курицы муж – петух,

А у мухи муж будет… – мух!

Тюха:

Эх ты, Ероха, чудак!

Говоришь ты все не так.

Вот потеха так потеха,

Люди падают от смеха,

Ты, Ероха, длинный нос,

Ухватил коня за хвост.

Ероха:

А будешь дразниться —

Не буду водиться!

Фокуса не покажу

И ничего не расскажу.

Тюха:

Ну, ладно, не серчай!

Лучше детям отвечай:

Ты загадки знаешь?

И ты их отгадаешь?

Загадки:

Ероха:

Слушайте, ребятки,

Новые загадки:

Все белым-бело сегодня,

И светло, хоть солнца нет.

С неба сыплется холодный

Белый-белый мягкий…

Дети: (Снег)

Слушайте, ребята, новые загадки:

В лесу его ты не найдешь,

На Мишку очень ты похож,

У него большие уши,

С крокодилом Геной дружит,

Улыбается мордашка,

Это кукла…

Дети: (Чебурашка)

Вот вам, ребятки, последняя загадка:

Он веселый и смешной

С длинной белой бородой,

У него в мешке игрушки,

Конец ознакомительного фрагмента.