ГЛАВА 4. ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ: УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Михаил Васильевич Ломоносов
1711 – 1765
«О сохранении и размножении российского народа», «Российская грамматика»
Единый материальный мир создан Богом и состоит из монад, обладающих движением, протяжённостью, формой, непроницаемостью и инерцией.
*Монада – единичный элемент бытия.
*Деизм – понимание Бога как однажды сотворившего мир и более в нём не участвующего.
Два типа монад:
1. элементы – мельчайшие неделимые первочастицы;
2. корпускулы – делимые соединения элементов.
Три вида материи:
1. собственная – материя, образующая тела;
2. посторонняя – материя, образующая тончайшие тела как промежутки собственной материи;
3. тяготительная – материя как носитель сил притяжения и отталкивания.
Многообразие природных явлений обусловлено разными формами движения единой материи, подчинённой закону сохранения энергии. Природные явления нужно изучать в их исторической эволюции и причинной обусловленности, не ограничиваясь деизмом и поклонением авторитетам. Основой познания является синтез чувств и разума, эксперимента и теории («Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением»). Гипотеза есть единственный путь открытия истин. Наука и религия должны быть едины, но у них свои объекты. Общественный прогресс движется наукой как источником развития образования, ремёсел, торговли, армии и сельского хозяйства. Естественный закон людей состоит в служении общему благу, любви к Родине и браках по любви. Золотой век человечества наступит путём совершенствования человека и общества. Государство обязано служить интересам граждан и обеспечивать мир между народами.
N.B. М.В. Ломоносов открыл закон сохранения энергии; создал теорию атмосферного электричества, теорию гравитации, атомно-молекулярное учение; изобрёл электроизмерительный прибор, ночезрительную трубу, громовую машину, аэродромную машину, приборы для морского кораблевождения, составил российскую грамматику; основал Московский государственный университет.
N.B. Различение М. В. Ломоносовым элемента и корпускулы – исток открытия атома и молекулы.
N.B. А.С. Пушкин писал о М. В. Ломоносове, что он не только создал первый университет, но и сам был первым университетом.
Николай Никитич Поповский
1730 – 1760
«О содержании, важности и круге философии», «Письмо о пользе наук и о воспитании во оных юношества»
Бог сотворил мир и больше в нём не участвует. Не существует такой мысли, которую нельзя было бы выразить на русском языке, поэтому философия должна формироваться и преподаваться на русском языке и быть широкодоступной. Философия как мать всех наук и художеств определяет все формы познания и изучает главные законы Вселенной, т.е. предельные основания вещей. Философии и естествознание должны быть едины. Богословие выше философии. Естественное богословие как часть философии есть путь восхождения от атеизма к вере. Лучшая форма правления – монархия.
Дмитрий Сергеевич Аничков
1733 – 1788
«Слово о свойствах познания человеческого»
Четыре источника религии:
1. страх – порождает ложные представления о мире;
2. воображение – порождает суеверия и передаётся от поколения к поколению;
3. удивление – реакция на сверхъестественные способности и необъяснимые явления;
4. антропоморфизм – перенесение свойств человека на Бога.
*Антропоморфизм – очеловечивание природы.
Основой познания являются ощущения, поэтому врождённых идей не существует.
Два типа вещей:
1. нераздельные – конкретные вещи;
2. отвлечённые – абстрактные понятия конкретных вещей.
Два вида познания:
1. нижнее – чувственное познание конкретных вещей;
2. верхнее – разумное познание отвлечённых вещей.
Два типа препятствий познания:
1. внутренние – предрассудки, неполнота знания, злоупотребление отвлечением и страсти;
2. внешние – худое воспитание и непросвещённость народа.
Два типа ошибок познания:
1. формальные – нарушение законов формальной логики;
2. материальные – отсутствие знаний о предмете.
Два типа ошибок познания:
1. теоретические – ошибки в сфере мысли;
2. практические – ошибки в сфере поведения.
Три направления философии:
1. идеализм – признание духовной природы души и тела;
2. монизм – признание либо духовной, либо материальной природы единства души и тела;
3. дуализм – признание духовной природы души и материальной природы тела.
Яков Павлович Козельский
1728 – 1794
«Статьи о философии и частях её»
Природа есть общая мать объективных вещей, существующих в пространстве и времени и способных действию и страданию. Природа состоит из четырёх стихий и находится в непрерывном механическом движении. Основой познания является синтез чувств и разума, эксперимента и теории.
Два вида познания:
1. нижнее – чувственное;
2. вышнее – логическое.
Две части философии:
1. теоретическая – логика и метафизика как наука об общих понятиях;
2. практическая – нравоучительная философия.
Два части метафизики:
1. онтология – наука о вещах и их свойствах;
2. психология – наука о человеческой душе.
Две части духа:
1. конечная – человеческая душа;
2. бесконечная – Бог.
Две части практической философии:
1. юриспруденция – наука о правах, обязанностях, законах и добродетелях;
2. политика – наука о средствах достижения добродетелей.
Основой права является добродетель, поэтому человек имеет столько прав, сколько добродетелей.
Четыре вида права:
1. божественное – содержится в заповедях Моисея и направлено на счастье тварного мира;
2. естественное – право человека на удовлетворение потребностей в еде, питье и безопасности;
3. гражданское – регулирует взаимоотношения между людьми внутри страны;
4. всемирное – регулирует взаимоотношения между народами.
Государство возникло путём общественного договора. Отчаявшийся народ имеет право на восстание. Целью просвещения является счастье общества («Непросвещённый народ – лёгкая добыча для других народов»). Наука должна служить практическим интересам, но математика плохо связана с практикой. Научный прогресс может привести к положительным и отрицательным последствиям. Лучшая форма правления – абсолютная монархия.
Андрей Михайлович Брянцев
1749 – 1821
«О критерии истины», «Слово о всеобщих и главных законах природы»
Бог создал мир и больше в нём не участвует. Мир есть механическая совокупность бесконечных взаимосвязанных тел.
Четыре закона мироздания:
1. закон непрерывности – мир развивается постепенно и без резких скачков;
2. закон бережливости – все явления природы целесообразны и оправданы;
3. закон всеобщего сохранения – вечная материя постоянно переходит в различные формы;
4. закон вознаграждения – убывание в одном месте природы ведёт к прибыванию в другом.
Два вида связи:
1. вещественная – связь вещей в природе;
2. идеальная – связь понятий в сознании.
Познание есть уяснение смысла одного понятия через другое. Душа и тело человека гармонируют. Основой человеческих взаимоотношений является чувство симпатии. Судьба человека есть результат соединения свободы воли, законов мироздания и божественного промысла. Божественное чудо есть восстановление естественного порядка вещей, нарушенного злой волей человека.