Вы здесь

Русская философия. История учений в конспективном изложении. ГЛАВА 11. ФИЛОСОФИЯ «ЗОЛОТОГО ВЕКА»: МАТЕРИАЛИЗМ (И. С. Качай)

ГЛАВА 11. ФИЛОСОФИЯ «ЗОЛОТОГО ВЕКА»: МАТЕРИАЛИЗМ

*Материализм – признание в качестве первоначала бытия материи.

Николай Гаврилович Чернышевский

1828 – 1889


«Эстетическое отношение искусства к действительности», «Антропологический принцип в философии», «Что делать?»

Мир есть вечная развивающаяся материя. Человек материален, не имеет души, но имеет сознание как развитое свойство материи. Каждый человек от природы эгоистичен и стремится к личному счастью, но, обладая разумом, человек вынужден учитывать интересы других людей и стремиться ещё и к общественному счастью («Одинокого счастья нет»).

Два вида эгоизма:

1. животный – неразмуный приоритет физических потребностей над духовными;

2. человеческий – разумный приоритет духовных потребностей над физическими.

Искусство должно правильно отражать жизнь и побуждать человека к её переустройству. У разных социальных слоёв разные представления о прекрасном. Место понятия «добро» должно занять понятие «польза». История есть постоянное чередование прогресса, основанного на материализме и атеизме, и регресса, основанного на религии и философии. Россия может перейти к социализму, минуя капитализм, за счёт крестьянской общины.

Николай Александрович Добролюбов

1836 1861


«О значении авторитета в воспитании», «Луч света в тёмном царстве»

Мир есть вечная развивающаяся материя, высшей ступенью которой является человек. Душа и тело человека находятся в гармонии. Развитие ума определяется физическим состоянием и материальным благополучием человека. Философия должна основываться на здравом смысле, обличать общественные пороки, развивать благородные стремления и служить практике. Нравственность есть гармония между эгоизмом и долгом, что в высшей степени проявляется в семье. Высшее счастье человека есть труд на общее благо. История – борьба трудящихся людей с дармоедами, вечная смена идей, выразителями которых являются великие личности. Искусство должно не только правильно отражать жизнь, но и быть проводником благородных идей. Религия неприемлема.

Дмитрий Иванович Писарев

1840 1868


«Популяризаторы отрицательных доктрин»

Невежественные крестьянские массы неспособны к освободительной революционной борьбе, потому России необходимы длительные преобразования на основе просвещения трудового народа. История есть бессмысленная борьба низших и высших классов. Религия сбивает человечество с пути разумного прогресса. Искусство вредит общественному развитию и отвлекает молодёжь от спасительной науки («Сапоги выше Шекспира»; «Пришибу родную мать, раз у меня явится такое желание и раз сам я буду видеть в этом пользу).

Конец ознакомительного фрагмента.