ГЛАВА 10. ФИЛОСОФИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА: СЛАВЯНОФИЛЬСТВО
*Славянофильство – признание особого пути развития России, отличного от западного.
Алексей Степанович Хомяков
1804 – 1860
«Церковь – одна»
Церковь есть мистическое тело Иисуса Христа, живой богочеловеческий организм истины и любви. В церкви человек находит себя через единение с братьями и Спасителем. В отрыве от церкви человек рассыпается в противоречиях и вступает на путь вражды. Христианская религия есть религия благой свободы, противостоящая индивидуализму Запада. Если в католичестве единство доминирует над свободой, а в протестанстве свобода – над единством, то православие есть синтез единства и свободы, т.е. соборность. Разум и вера гармонируют, но истины духа постигаются только интуитивно. Главные черты русского духовного характера – братство и смирение.
Бытие власти основано на нежелании русского народа править собой, поэтому царь есть первый народный слуга, принявший на себя бремя власти и отвечающий за неё перед Богом. Государство не должно вмешиваться в жизнь церкви. Только Россия способна возглавить духовное воссоединение человечества, предварительно очистившись от несправедливости в судах, крепостного права и преклонения перед Западом. Православный славянский мир – предвестник новой исторической эпохи, которая сменит западноевропейскую цивилизацию. История есть серия драматических поражений свободы со стороны природной и социальной необходимости.
Иван Васильевич Киреевский
1806 – 1856
«Девятнадцатый век»
На смену скептическому XVIII веку приходит XIX век духовного возрождения, в котором Россия сыграет главную роль. Путём единства веры и разума и устремлённости к Богу необходимо возродить цельность человеческого духа, т.е. смирение и братство, которым противостоят западные рационализм и индивидуализм, приводящие к раздробленности общества, нравственному падению, безбожию и материализму. Русская философия должна выстраиваться на основе философии Г. В. Ф. Гегеля и Ф. В. Й. Шеллинга. Социализм есть жалкая пародия на христианство.
Константин Сергеевич Аксаков
1817 – 1860
«О внутреннем состоянии России»
Бог сотворил мир, а человек может лишь познавать его творения. Истина постигается через любовь к Богу и Откровение. Русский народ – воплощение духа христианской гуманности, в отличие от западных зла и насилия («На Западе душа убывает»).
Два вида обществ:
1. община – общество свободы, живущее по внутреннему нравственному закону;
2. государство – общество принуждения, живущее по внешнему государственному закону.
Юрий Фёдорович Самарин
1819 – 1876
«Окраины России»
Истина постигается цельным духом, т.е. единством разума, веры и воли. Политическая свобода невозможна без внутренней свободы. Материализм затмевает правду христианства. Лучшая форма правления – монархия.
Два типа личности:
1. персона – личность как носитель сознания;
2. индивид – личность как мерило оценки.
N.B. Менее оригинальные в философском плане западники оказали большее влияние на интеллигенцию, чем славянофилы, оставшиеся недопонятыми.
N.B. В философии второй половины XIX века («золотом веке») к идеям западничества были близки представители материализма, выступавшие за революцию, а к идеям славянофильства – представители идеализма, выступавшие за реформы и против революции.