ГЛАВА 9. ФИЛОСОФИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА: ЗАПАДНИЧЕСТВО
*Западничество – признание единого пути развития человечества, от которого отстаёт Россия.
Пётр Яковлевич Чаадаев
1794 – 1856
«Философические письма»
Все законы установлены Богом, а человек может лишь их выполнять. Человек есть единство физического и духовного миров. Пространство объективно, а время субъективно.
Два мира:
1. физический – состоит из материальных атомов и молекул;
2. духовный – состоит из бесконечных свободных объектов.
Два вида познания:
1. опыт – постижение физического мира;
2. Откровение – постижение духовного мира.
История управляется Провидением через человеческие идеи, но человек обладает свободой, которая есть страшная сила, потрясающая мироздание. Россия оторвана от общечеловеческой истории, из-за чего больна крепостничеством и самодержавием, устранить которые необходимо путём реформ. Россия ничего не дала миру и ничего у него не взяла. Прошлое России пусто, настоящее невыносимо, а будущего у неё нет. Россия – пробел в нравственном миропорядке, исключение среди народов, существующее лишь для того, чтобы преподать миру великий урок того, как быть не должно. Однако бесплодность прошлого России – залог свободной реализации её призвания стать умственным центром Европы и всего человечества. Географическое положение России между Западом и Востоком призывает её сочетать рассудок и воображение, т.е. быть вместилищем мировой истории. Любовь к истине приближает людей к Богу больше, чем любовь к Отечеству, разделяющая народы, поэтому лучше бичевать Отечество, чем его обманывать. Цель человечества – достижение Царства Божьего на земле («Социализм победит не потому, что он прав, а потому, что не правы его противники»). Христианская религия есть вечная божественная сила, обращённая ко всему человечеству и придающая нравственный смысл истории. Лучшая форма правления – монархия.
N.B. Несмотря на свою приверженность западничеству, П. Я. Чаадаев явился отправной точкой полемики между западниками и славянофилами, черпавшими у него обоснования своих положений.
Виссарион Григорьевич Белинский
1811 – 1848
«Литературные мечтания»
Мир – творение абсолютной нравственной идеи, мыслящее себя мышление, совокупный разум человечества. Человек – воспитанник истории, однако человеческая природа неизменна. Великие личности – лишь выразители воли и интересов народа. История есть картина успехов человечества на поприще умственного и нравственного самосовершенствования. Искусство должно отражать насущные проблемы общества. Христианская религия есть средство дешёвого утешения. Церковь есть льстец власти, поборница неравенства, враг братства. Русский народ глубоко атеистичен, хоть и находится во власти религиозных предрассудков, от которых науку должна освободить новая философия. В социалистическом обществе воцарятся равенство и братство, что достижимо путём насильственной революции («Чтобы сделать счастливой малейшую часть человечества, я огнём и мечом истребил бы остальную»).
N.B. Если ранний В. Г. Белинский был идеалистом, то поздний – стал материалистом.
Александр Иванович Герцен
1812 – 1870
«Письма об изучении природы», «Былое и думы»
Философия Г. В. Ф. Гегеля есть алгебра революции, которую нужно избавить от идеализма. Мир есть вечная активная материя, стремящаяся к сознанию. Основой познания являются ощущения. История – постоянное освобождение человека от рабства и власти. Россия должна следовать западным идеалам («Мы верим в Европу, как христиане верят в рай»), однако Запад оказался неспособен воплотить идеалы свободы и равенства, что стало ясно после поражения Великой французской революции. Запад характеризуется эгоизмом, лицемерием и формальной справедливостью. Только Россия, наделённая духом братства, призвана осуществить западные идеалы («На вызов Петра Великого Россия ответила через сто лет колоссальным явлением Пушкина»). Крестьянская община, обладающая общинным землевладением – зародыш русского социализма, достижимого которого Россия сможет достичь путём социальной революции, минуя ужасы капитализма.
N.B. Если ранний А. И. Герцен слепо верил в западные идеалы, то поздний – хоть и оставался западником по убеждению, стал славянофилом по инстинкту, в чём и состоит его внутренняя драма.
Борис Николаевич Чичерин
1828 – 1904
«Современные задачи русской жизни»
Религия как конкретное постижение выше философии как абстрактного созерцания. Человечество исходит от Бога и возвращается к Богу. Человек – сам себе начало, преодолевающее свою конечность путём разумного постижения идеи Бога, задающей нравственность. История есть развитие человеческих идей.
Два вида свободы:
1. внутренняя – свободы воли, изучаемая этикой;
2. внешняя – ограниченная законом свобода, изучаемая правом.
Четыре начала человеческого общества:
1. производящее – власть;
2. формальное – закон;
3. материальное – свобода;
4. конечное – общая польза.
Четыре типа человеческих обществ:
1. естественный союз – семья, основанная на доминировании начала общей пользы;
2. юридический союз – гражданское общество, основанное на доминировании начала закона;
3. нравственный союз – церковь, основанная на доминировании начала свободы;
4. абсолютный союз – государство, основанное на доминировании начала власти.
Лучшая форма правления – конституционная монархия.
Семь основных задач русской жизни:
1. свобода слова;
2. свобода от крепостного состояния;
3. свобода общественного мнения;
4. свобода книгопечатания;
5. свобода преподавания;
6. публичность правительственных действий;
7. публичность судопроизводства.
N.B. Отношение западников к России можно назвать любящей ненавистью, поскольку западники любили Россию, но ненавидели отрицательные черты русского быта и к русское невежество.