Вы здесь

Русская философия. История учений в конспективном изложении. ГЛАВА 8. ФИЛОСОФИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА: ЛЮБОМУДРЫ (И. С. Качай)

ГЛАВА 8. ФИЛОСОФИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА: ЛЮБОМУДРЫ

*Любомудры – участники литературно-философского кружка «Общество любомудрия», опирающиеся на философию Ф. В. Й. Шеллинга как источник развития русской философии.

Владимир Фёдорович Одоевский

1804 – 1869


«Русские ночи», «Житейский быт»

Познание есть поступенное восхождение к Богу на основе синтеза разума и интуиции, поэтому все науки должны существовать в единстве. Идеальное и реальное совпадают только в Боге. Как любое природное явление есть единство противоположных сил магнетизма и электричества, так любая музыкальная фраза есть единство диссонансов и консонансов. Музыка как внутренний язык, выражающий сущность бытия, освобождает дух от материи. Спасти гибнущий Запад может только Россия, обладающая триединством веры, науки искусства. Русская идея есть примирение всех идей. Крепостное право необходимо отменить или, по крайней мере, воспитывать гуманное отношение помещиков к крепостным. Лучшая форма правления – абсолютная монархия.

N.B. В.М. Одоевский также был теоретиком музыки.

N.B. В.М. Одоевский – автор изречения об А. С. Пушкине «Солнце русской поэзии закатилось».

Дмитрий Владимирович Веневитинов

1805 – 1827


«Письмо о философии»

Абсолют есть источник единого мира. Философия есть фундамент всех наук, познание самого познания. Цель философии – достижение гармонии между миром и человеком, идеальным и реальным путём самопознания, отражающего стадии развития человечества.

Три стадии развития человечества:

1. единство человека и природы – единство мыслей и чувств;

2. разлад человека и природы – расцвет наук и искусств;

3. гармония человека и природы – абсолютное всеведение.

История есть процесс самопознания как нравственного совершенствования каждого народа. Каждый человек обязан содействовать общему благу. Возрождение самобытности России возможно через развитие философии.