Русская православная цивилизация
Империя – это конструкция, выходящая за пределы народа, который инициировал её создание. Какой бы ни была идейная подоплёка имперского проекта, в него неизбежно втягиваются многие национальности, которым, так или иначе, приходится жить под крышей одного государства. Это означает существование единых правил, законов, а главное – единого семантического пространства. Народы империи неизбежно и активно общаются между собой, обмениваются смыслами, при этом главным донором смыслов выступает государствообразующий народ. В результате создаётся поле общей культуры.
Семантическим центром любой культуры выступают главные смыслы, задающие цель существования, отношение к окружающей реальности, к смерти и тому, что находится где-то за ними, то есть формирующие религиозное сознание. Ареал, в котором прочие смыслы тяготеют к какому-либо одному подобному центру, определяется как цивилизация. Всякая империя стремится к тому, чтобы вобрать в себя всю цивилизацию, к которой она относится. Это закономерно, поскольку идея, на которой строится имперский проект, естественным образом проистекает из семантического центра цивилизации: иного источника базовых смыслов нет, и все остальные идеи, питающиеся иными смыслами, заведомо слабее и вряд ли способны поддерживать активность столь большого исторического образования.
Российская Империя, поднявшаяся на идее защиты православной веры, продолжая считать историческими центрами Православия Иерусалим и греческие земли, приняла на себя роль политического центра православного мира; и, поскольку иных государств, претендовавших на эту роль не было, Россия стала представляться – сначала в глазах русских, а потом и других народов – как собственно православная цивилизация. Православная цивилизация – это, прежде всего, Россия, а уже потом ещё что-то.
Таким образом, к началу новой эпохи, каким стала Первая мировая война, русский народ находился в статусе нации, которая создала империю, выступавшую в качестве политического оформления специфической православной цивилизации. Эта конфигурация возникла как результат последовательного отстаивания русскими своего исторического суверенитета. Если бы наш народ не пошёл этим путём, он уже давно утратил бы возможность самостоятельно определять свою историческую судьбу и стал элементом чужих политических построений.