Россия 1998 год
1998 год. Январь. Денежная реформа: деноминация рубля в 1000 раз! Март. Правительственный кризис. Август. Отказ банков страны от выплат по государственным облигациям ГКО – «чёрный вторник» – экономический кризис в России, дефолт. Чеченские боевики вторглись в горные районы Дагестана. Начало II Чеченской кампании.
Итак, в середине августа 1998 года рухнули котировки российских ценных бумаг. Правительство сообщило о расширении границ «валютного коридора», т.е. фактической девальвации рубля; о трёхмесячном моратории на исполнение российскими банками своих обязательств перед иностранцами и о замораживании до конца года выплат по ГКО. Банковская система оказалась парализованной. Россия вступила в полосу тяжелейшего экономического и политического кризиса.
Начались забастовка шахтёров, приехавших в Москву и расположившихся в палаточном городке на Горбатом мосту. Пенсии не платили по пять месяцев. ГКО могли рухнуть в любую минуту. Налоги почти никто не платил. Ельцин решил взять за горло новую русскую элиту и послал Чубайса на переговоры с ними. Те только посмеялись и денег не дали, объяснив главному «вору», что деньги будут целее, если их вложить в свой бизнес, чем отдать на разграбления чиновникам.
Каким образом уважаемый, умный и деятельный молодой реформатор господин Чубайс потерял доверие? Всё началось с разоблачения деятельности РЦП под руководством господина М. Бойко. Он, будучи в команде А. Чубайса, создал организацию «Российский центр приватизации» (РЦП), стал её директором с правом принимать решения по расходованию иностранных займов. Была сразу видна явная заинтересованность иностранных банков МБРР и ЕБРР в создании такого центра и, в том числе, для перекачки через него связанных кредитов. Всего лишь под личное письмо А. Чубайса был выдан аванс в размере 1,5 млн. долларов.
Правительственная комиссия под предводительством В. Черномырдина должна была контролировать эту деятельность, но при проверке деятельности РЦП Счётной палатой РФ в августе 1999 года материальных следов ее деятельности обнаружить не удалось. На что же была направлена работа РЦП? Судя по всему, на обеспечение интересов иностранных участников приватизации и своих собственных. А народу раздали не именные ваучеры и пообещали, что они принесут доход, на который каждый сможет купить автомобиль «Волгу». Особенно красноречив в этих уверениях был господин Чубайс.
Уже в 21-м веке станет известно, что не менее 79% кредитов по соглашениям с МБРР и 65% – по соглашениям с ЕБРР вообще не проходили через систему денежного обращения России. Они, по распоряжениям РЦП, списывались непосредственно со счетов ведущих банков в Нью-Йорке и перечислялись в Лондоне на счета «консультантов», не пересекая границ России.
Ещё в 1997 году в США вспыхнул серьёзный скандал по поводу деятельности на ниве российской приватизации экспертов из Гарвардского университета. Были выдвинуты несколько серьёзных обвинений, и Гарвард постарался избавиться от некоторых из своих сотрудников, которые были замешаны в сомнительных приватизационных процессах в России. В 2000-м году Конгресс США опубликовал доклад экспертной группы по коррупции в России. Составитель доклада, республиканец Кристофер Кокс, сравнил работу над документом с процедурой вскрытия трупа. Главным виновником расцвета российской коррупции были названы имена некоторых американцев, а со стороны России таковыми признаны Анатолий Чубайс и Виктор Черномырдин. Чубайсу в докладе отводится особое место – вор. Потому что все, кто находился тогда под его патронажем, без стеснения грабили Россию.
Госкомимущество так и не отчиталось за 116 млн. долларов американской финансовой помощи, полученной в период, когда этим ведомством руководил Чубайс. Чтобы замести следы, российское правительство в лице Чубайса немедленно порвало отношения с Гарвардом. Проект помощи перестройке закрылся, и дочь Ины Алёна потеряла работу.
Экономика продолжала лететь в пропасть, премьер-министром правительства был назначен Черномырдин, который остановил её падение. Приток капитала к концу 97-го года сменился оттоком из-за разразившегося некстати «южно-азиатского кризиса». Началось падение цен на нефть с 25$ за баррель до 10$. Черномырдина отправили в отставку, разгребать завалы поставили Кириенко, но они его и похоронили.
Россия объявила дефолт, рынок акций обвалился на 75%, рубль девальвировался на две трети, и кое-какие российские нувориши разорились. За год на должности Председателя правительства РФ сменилось пять человек, но смена лидеров правительства не меняла положения в стране, как и избранная в декабре 1999 года Государственная Дума.
А молодые реформаторы? В то время как в нищету погружались миллионы людей, чьим трудом и талантами создавались советские производственные фонды, новоиспечённые «частные собственники» России быстро перекачивали свои огромные навары в раскинувшуюся по всему миру финансовую сеть с центром в Лондоне и оффшорных зонах.
Пока все новые партийные лидеры ругали партию КПСС, комсомольцы заводили тёмные банки, прапорщики пошли в киллеры, герои социалистического труда распродавали оборонку и нефтянку. При всём честном народе ругая реформаторов и оплакивая былое величие державы, они тихо шиковали на денежки, вырученные за распродажу этой державы. Всё, как в фильме «Двенадцать стульев»: директор приюта для старушек продавал и плакал, плакал, но продавал!
Кто-то из членов гайдаро-чубайсовской команды ушёл в частный сектор, влившись в ряды чубайсовских «необратимых» частных собственников, причём собственность некоторых из них оказалась непристойно огромной. Другие проникли в институты российской власти и продержались там, на ключевых позициях, на протяжении всего первого десятилетия XXI века, несмотря на попытки нового Президента Путина реструктурировать российскую экономику и сократить ее зависимость от экспорта сырья. Сегодня на сцене те же ключевые фигуры, а рядом с ними уже и молодое поколение, поднявшееся наверх под их патронажем. Очевидно и то, что аксиомы, институты и методы действия, внедрённые в экономику России «младореформаторами», по-прежнему держат экономику мёртвой хваткой.
Перестройка. По примеру верхов и нижестоящие чиновники обогащались, продавая криминалу лакомые куски госсобственности. Криминал вооружался и никого не боялся, прорываясь к вершинам власти. По стране загуляли бригады банд, которые постепенно перестреляли друг друга. И пришёл новый Хозяин жизни – в костюме от кутюр, окружённый не столько охраной, сколько экономическими советниками и лучшими адвокатами. Он снова не боялся сесть за решётку и наглел без меры.
Всю эту мутную политику перестройки выведут на чистую воду много позже. Разоблачительные статьи заполонят страницы СМИ и Интернета. Если бы Ина узнала подробности этой политики раньше, меньше бы мучилась бессонницей от несправедливых её результатов, не искала бы чёрную кошку в тёмной комнате. Она бы с радостью вообще ничего про неё не знала, но родители постоянно спрашивали, что она думает про то или иное событие в стране, и ей надо было что-то отвечать. Каждый раз они интересовались, какие доходы приносят их ваучеры, которые Ина вложила в гостиницу «Космос» и «Московскую недвижимость», преобразованную в МН-фонд. Стыдно было молчать, стыдно было признаться в том, что их снова «развели, как лохов». Ина никогда не простит этого обмана государству, которое с таким цинизмом плюнуло в душу всем, а в их числе и своим защитникам – Ветеранам Великой Отечественной войны. Они верили в заклинания Чубайса, но так и умерли, не получив по вложенным ваучерам даже покрышки от автомобиля.