Палки в колёса
Куда несёшь меня, метель?
Куда несёшь снежинку малую?
А я несу тебя в апрель,
Чтоб каплей яркою блистала ты!
Основные сложности позади. Ина решила, что теперь можно порадовать и родителей, сообщив им о переезде в Москву. Их ответ её обескуражил.
– Куда тебя, дочушка, снова несёт?! – написал возмущённый и обеспокоенный отец. – У вас, по словам мамы, прекрасная квартирка, сад, гараж. Что ты забыла в этом вертепе?
Откуда отцу было знать, что их благополучие и семья давно развалились, городок умирал, заводы почти остановились, зарплаты задерживали, магазины встречали пустыми прилавками, рестораны превратились в забегаловки, концерты не привозили. Нищий народ кое-как выживал, иногда смотрел телевизор и тихо приходил в ужас от шокирующих новостей. Жизнь и перспектива оставались только в Москве. О проблемах с мужем, о разводе с ним и всевозможных угрозах с его стороны Ина никогда не рассказывала родителям, чтобы не расстраивать, поэтому пришлось написать, что он остаётся пока в К*, чтобы достраивать свой дом.
На самом деле Игорь был ошарашен бегством Ины в Москву, потому что оно не оставляло ему надежды вернуться в семью. От неё, вечно прощавшей его грехи, он такой подлости не ожидал. Тем не менее приходил, предлагал любую помощь и уходил с поникшей головой. В самый ответственный момент оформления сделки Ина не нашла паспорта, который лежал на столе вместе с бумагами. Она в панике перерыла всю квартиру, а потом вспомнила, что последним рядом с ним находился именно Игорь. Но не пойман – не вор.
Через два дня надо ехать со всеми документами на последний рубеж… В который раз Ина должна была сойти с ума от бесчисленных палок, втыкаемых в колёса её телеги, перевозившей в другую жизнь. Не сошла: мозги работали, сердце билось, ноги шевелились. Цель уж слишком большая – не промахнуться.
После ночной смены придётся идти в милицию, чтобы заявить о пропаже паспорта. Смена была такой суматошной, что даже задремать на полчаса не получилось. До трамвая Ина еле дотащилась, села… и проснулась от толчка: толпа народа на её конечной остановке спешила занять свободные места. Она вышла. Водитель трамвая, перекуривая у передней двери, спросил её:
– Выспалась, подруга? Приличная деваха, а я думал пьяная: два круга проехала!
– После ночной смены, – смущённо ответила она.
– Понятно, – сказал водитель, – Я сегодня сам встал в четыре утра.
Ина помнит тот зимний день. Она шла в паспортный стол, который находился на самой окраине их микрорайона. Началась метель. Она ползла то по сугробам, то по гололёду навстречу слепящему снегу из последних сил. Снег таял на лице и смешивался со слезами. Именно в этот момент она поняла, что снова взвалила на себя непосильную ношу. Нужного чина на месте не было.
– К вечеру будет обязательно, – обрадовали её.
Чиновник прибыл на место работы сразу после обеденного перерыва, что уже счастье. Ина написала заявление, паспорт обещали выдать через месяц, а пока придётся пользоваться справкой. Ина понимала, что без паспорта в бюро обмена жилья с ней и разговаривать не станут. Что делать? Нервы струной, мозг кипит, но выдаёт единственно верное решение: противно, но придётся обратиться за помощью к Игорю, который знаком с начальником городского паспортного отдела. После обещаний «помочь во всём» он не мог отказать, и на другой день Ина вошла в кабинет главного начальника по выдаче паспортов.
Оказалось, что «всех начальников начальник» ей знаком ещё по прежней работе с рабочей молодёжью. Он приходил с комиссией проверять паспортный режим в доверенное ей общежитие и уже тогда бросал на неё заинтересованные взгляды. Хорош красавец, отметила и она чисто эмпирически, мечта любой женщины. И эта мечта совсем неожиданно реализовалась именно для неё, потому что начальник презрел денежную благодарность и пожелал всего лишь заглянуть к ней в гости. Ина вынуждена была согласиться.
Радость она получила только в виде новенького паспорта, а женщина внутри неё заплакала от унижения. Почему не от радости, если судьба исхитрилась реализовать даже забытую ею мимолётную мысль? Ина чертыхнулась: всё надо держать под контролем. Ослабила его – нет паспорта, улыбнулась женатому мужчине – получи грех на душу.
На работе коллеги с любопытством наблюдали весь процесс сизифова труда Ины по обмену: в гору – с горы. Почти никто не верил в успешное завершение проекта, а подруга из профкома даже посочувствовала и предложила путёвку в крошечный санаторий в Сергиевом Посаде. К тому времени все документы были сданы в бюро обмена, бабуля в очередной раз глубоко задумалась, после чего Ине захотелось срочно впасть в кому. Она подумала, что санаторий поможет снять стресс и взяла путёвку.
Перед отъездом Ина случайно столкнулась с другом их бывшей семьи, который вернулся из загранкомандировки и жил в ожидании новой.
– Как дела? Видок у тебя! Краше в гроб кладут.
– В процессе обмена на Москву… проблема за проблемой…
– На Москву?! – друг потерял дар речи.
– Да это ещё только процесс, и с деньгами туго… Кстати, ты поможешь с налом, если что?
– Если не получится у тебя, я эту квартирку сам куплю!
Ответ и даже тон его говорили: «Ну, куда тебя без денег несёт?»
Дом отдыха был премиленьким. Ину поселили в одноместный номер, но впасть в отдохновенную кому не получилось, потому что на неё обрушилась куча процедур. Бассейн, сауна, массаж.
Санаторий принадлежал ликёроводочному предприятию, поэтому в нём частенько отдыхал его начальствующий состав. Что там говорить – он жил там, поутру уходя на работу. Весь свет административной когорты имел свои номера для кутежей.
Ина была моментально втянута в этот круг, где остроумие лилось рекой, как и игристое шампанское. Она сбросила лягушечью кожу, распрямила плечи, вздёрнула подбородок. И тут же сорокалетний новый русский совладелец завода взялся её опекать. Он был высок и строен, но силы, отданные бизнесу, лишили его другой, мужской. Временно. Ину это устраивало абсолютно.
Кавалер показал ей Троице-Сергиевскую лавру и другие достопримечательности городка, не пропустив и злачные места. Он рассказал Ине много интересного о своём бизнесе по продаже алкоголя, который скоро сделает его миллионером. «И алкоголиком», – подумала про себя она.
Несколько раз звонила Зоя, то радуя, то огорчая, причём иногда в один и тот же день. В конце концов Ина смогла-таки отдохнуть весь срок и набраться сил. После отпуска как-то подозрительно быстро процесс обмена сдвинулся с мёртвой точки и помчался к своему завершению.