Вы здесь

Русская сага. Брак. Книга вторая. Учительница-практикантка (Тина Вальен)

Учительница-практикантка

Лучший учитель не тот, кто видит в детях только детей, а тот, кто сумел вовремя распознать в них взрослых.

(Сухоруков Л.)

Пришла пора вспомнить о второй преддипломной практике в старших классах. Ине достался девятый класс. На её первых двух самостоятельных уроках учительница по русскому языку и литературе присутствовала, потом поняв, что практикантка худо-бедно справляется, решила лечь в больницу.

Ина осталась один на один с классом. Сначала она испугалась, а потом обрадовалась: никто не будет контролировать её уроки, в чём больше плюсов, чем минусов. Пары открытых уроков не избежать, но до этого она постарается найти общий язык с учениками, желательно на первом же уроке. Но, как?

Вся бумажная работа по составлению индивидуальных и прочих планов сделана, темы уроков расписаны и выучены. По программе ей досталась самая трудная из тем – «Война и мир». Хорошо, что преподаватель в институте требовал от них исключительных знаний этого великого романа, вплоть до масти и кличек лошадей Наполеона, Кутузова, царя Александра…

Первый урок мальчишки попытались сорвать, тихо двигая за её спиной первые парты к доске. Причём сидя за ними! Они с таким интересом ждали её удивлённой и растерянной реакции, что Ина не смогла сдержать улыбку, отчего растерялись уже мальчишки.

Потом, как-то само собой, она обратилась к ним как к взрослым с просьбой помочь ей провести практику без конфликтов, а она постарается подготовить их к сочинению по теме «Война и мир», которого им не избежать. Ещё надо написать два диктанта без двоек.

– Иначе я не получу зачёт по практике, а вы будете повторно писать сочинение и диктанты уже со своей учительницей. Как вам больше нравится?

Вопрос был явно неправильным с точки зрения педагогики, но человечным. Класс отреагировал нормально.

– Нам нравится сразу получить одни пятёрки!

– Только диктовать просим медленно!

– И заранее темы сочинения…

Ина выслушала их и ответила:

– Я согласна на все пожелания, кроме объявления тем сочинения, потому что это незаконно!

Один из уроков чуть не сорвался. Ответить на вопросы по домашнему заданию был вызван Потапов, у которого в журнале чередовались двойки с тройками и точки. Из всех героев романа «Война и мир» он назвал троих и замолчал. Ина попыталась помочь ему простенькими наводящими вопросами, но и на них он не ответил. Для того, чтобы поставить ему тройку, надо было получить от него ещё хотя бы два правильных ответа. Ина, которую в то время дома ждала маленькая дочка, с трудом сдержала себя, чтобы не спросить его: «Как коровка мычит?»

– Зачем мне литература, какая от неё польза? – хмуро спросил Потапов, садясь на своё место.

Пол-урока Ина потратила на то, чтобы ответить на этот вопрос, впервые отвечая на него и самой себе. Удивительно: ни в школе, ни в институте о пользе чтения ни разу не говорили. Это само собой разумелось. Такой вводный урок, как оказалось, необходим.

Ина попыталась коротко объяснить, что чтение книг развивает память, логическое мышление и воображение, обогащает словарный запас. Открывая книгу, мы можем оказаться в таком времени и месте, где никогда не были и, возможно, не побываем. Вместе с литературными героями мы будем искать и находить выход из сложных ситуаций, испытывая неповторимую гамму чувств, эмоций, которую нам вряд ли удастся испытать в собственной жизни. И всё это духовное, душевное и эстетическое богатство можно получить, не выходя из дома, а всего лишь открыв книгу!

Ина говорила и видела, что её общие фразы пролетают мимо сознания ребят. Пришлось сделать Потапова героем самых известных произведений, в которых, например, не Онегин, а Потапов… родился на брегах Невы, что развеселило всех. Сразу посыпались примеры других героев, начиная почему-то с глухонемого Герасима. Ине пришлось встать на защиту Потапова и сказать, что со слухом и голосом у него всё в порядке, а литература научит его правильно связывать не два, а много больше слов при разговоре и выражать свои собственные мысли. Главное, что после чтения они, умные и оригинальные, у него обязательно появятся, после чего он станет интересным человеком!

К теме урока Ина с трудом, но вернулась, а после звонка на перемену долго не могла успокоиться. Если честно, она после каждого урока с трудом приходила в себя. Только на этой практике Ина поняла, насколько тяжек труд учителя, а первые самостоятельные уроки – настоящее испытание силы духа. К каждому из них надо было готовиться очень серьёзно не только по материалу, но и внутренне. Внутренне – сложнее всего. Приходилось концентрировать волю до такой степени, которую может почувствовать каждый ученик. Ина не знает, что помогло ей из выбранных ею приёмов, возможно, просто короткая юбка и новые модные сапожки, но вниманием ребят она завладела.

Диктанты они написали удовлетворительно, а сочинения поразили до глубины души. Первый отличник искренне возмутился уходом князя Болконского на войну в то время, когда его жена вот-вот должна была родить ребёнка. Мило. И ни слова о его стремлении к победе русского оружия и славе. Мальчик из семьи партийной элиты их городка, по-советски княжеской, был далёк от этого: его и близко не подпустят в ряды защитников страны, хотя всю остальную молодёжь партия КПСС до тошноты перекармливала патриотизмом. Такова двойная мораль страны Советов.

Одно из сочинений она прочла с трудом – сплошные обрывки мыслей, незаконченные предложения. Явно просматривался психиатрический диагноз. Лежавшая в больнице учительница, с которой Ина созвонилась по телефону, открыла ей тайну: у мальчика шизофрения, но он тихий безобидный ребёнок, сын известного в городе человека. Потом попросила:

– Поставьте, пожалуйста, тройку… Не ожидала я от вас, Ина Ивановна, такой прозорливости. Да, ещё попросите мальчика сменить тетрадь и переписать сочинение: родителям неприятно будет читать ваш комментарий. Я уже подготовила отчётные документы по практике, а вы принесите все свои по положенному списку, после чего можете считать, что главный экзамен на право быть учителем вы сдали.

Сдала. Ура! Единственная мысль весь месяц сверлила мозг: зачем идут учиться в девятый, десятый классы дети, которые абсолютно не хотят учиться? За эти два года они могли бы получить специальность, обучаясь в ПТУ или техникуме. И таких троечников половина класса, если не больше, и они ходят в школу словно специально для того, чтобы мешать учиться тем, кто готовится очень серьёзно к поступлению в институт.

Почему бы из трёх классов не сделать один? Но для этого экзамены после восьмого класса должны быть не фикцией, а преградой для бездельников и лодырей. Трудно вести урок, когда девочки рассматривают журнал мод, мальчики играют в морской бой. Глупость в том, что они после десятого класса всё равно поступят в училища, потеряв два года и навредив другим. И очень обидно, что многим вполне достаточно знать, как мычит коровка…

Через неделю, сдав документы по практике в институт, Ина навсегда забудет об этой школьной проблеме, потому что у неё было достаточно своих, семейных. И начальник станции, который дал возможность уйти в учебный отпуск, сразу запряг её работать без выходных. Она и не возражала.

Летом 1975 года Ина сдала государственный экзамен по специальности учитель русского языка и литературы и получила долгожданный диплом. Молодец.

В семье постарались этого не заметить. Свёкор, тем не менее, как-то дал ей на проверку подписанную им открытку «… с 65-летним юбилеем…» с таким количеством ошибок, исправлять которые не было смысла. Ина решила на следующий день купить новую и написать правильный текст, а свёкры в этот же вечер ушли на торжество без открытки, посчитав, что она не справилась с текстом. Ина очень расстроилась.

Получение диплома стало событием только для неё, поэтому и награду за усердие пришлось вручать самой себе. Ею стала горящая путёвка в Болгарию, лучший подарок по тем временам. Игоря она просто поставила перед фактом. Сумма, разрешённая к вывозу, была смехотворной: сто левов. Алёнку она отвезла к маме, чтобы быть за неё абсолютно спокойной.