Вы здесь

Русская национальная идея или ответ на третий проклятый вопрос. Что мы ищем? (В. Г. Новичков)

Что мы ищем?

Мы взглянули только на три истоптанные дороги, есть множество и других, но всё равно плоскостное мышление, при котором выбирается путь, то есть решается вопрос «куда идти» или «что делать», не позволяет взглянуть на проблему по-иному. В итоге большинство просто полагает, что дороги красная и коричневая ведут в пропасть, столбовая дорога «цивилизованной» части человечества для нас узковата и заводит в тупик, а где же наш путь и какая-такая национальная идея сможет объединить Россию – не знает.

Парадоксально, но сама постановка задачи в виде – «найти идею» или путь, не имеет решения. Надо изменить её условия или вовсе поставить иную задачу. Этот прием широко известен в науке: после безуспешных попыток найти решение ученый меняет изначальную формулировку задачи. Ведь не задачи нас волнуют, они – лишь выбранное средство решения наших проблем. Простой пример. Представьте, что у человека всецело поглощённого какой-то работой, скорчившегося над ней за столом, возникла проблема – он вдруг как-то неосознанно почувствовал, что ему стало неудобно сидеть. Он инстинктивно решает эту проблему переменой позы, но безуспешно. Почему? Потому что может быть так, что в данном случае задача поиска хорошей позы – бестолковая. А решать нужно совсем иную задачу: встать и вытащить из стула гвоздь. Таким образом, чтобы успешно решить проблему, надо правильно поставить задачу.

Так переформулируем и мы нашу задачу поиска идеи. Как тот пьяный идиот из известного анекдота, что у освещённого столба ищет деньги, потерянные в другом месте. В его действиях есть смысл – им не осознаваемый: ведь потерянные деньги бывает легче найти в совершенно другом месте.

Наша задача успешного поиска национальной идеи неосуществима, потому что мы неправильно ищем. Вернее – мы ищем то, чего нельзя найти прямыми поисками. А искать надо не идею, а её носителя. Если наш отряд заблудился в джунглях, знание куда идти или что конкретно делать сейчас, ничего нам не даёт – мы через пять минут снова собьёмся с пути. Важнее другое – кто поведёт.