Вы здесь

Русская история с древности до XVI века. 1 Восточные славяне в VI – IX веках (А. Н. Поляков, 2013)

1 Восточные славяне в VI – IX веках

Происхождение славян:

Основные проблемы:

1
. Время происхождения славян

– главное противоречие, которое требует решения:

– славяне под своим именем ПОЗДНО встречаются в источниках (VI в. Иордан, Византийские источники:

– Псевдо-Маврикий, Прокопий Кесарийский и др.), но при этом славянские языки являются носителями наиболее АРХАИЧЕСКИХ черт (II тыс. до н.э.);

– решается исследователями либо в одну, либо в другую сторону;

– при решении данной проблемы используются данные языка, топонимики, археологии, фольклор, письменные источники (Повесть временных лет, Польские и чешские хроники и др.);

археологическая схема происхождения славян выглядит так (по А. Г. Кузьмину):

Культура колоколовидных кубков(II тыс. до н.э.) Тшинецкая культура(XVXII вв. до н.э.) Чернолесская культура(X VII вв. до н.э.) Зарубинецкая культура (II в. до н.э. II в. н.э.)Пражская культура (V VII вв. н.э.).

По данным ДНК-генеалогии (А. А. Клёсов, 2010 г.): (оперирует понятием РОД, прослеживает необратимые мутации в мужской хромосоме, образование и миграции гаплогрупп групп с общей мутацией).

– предки славян вышли из Южной Сибири 20 тыс. лет назад;

– род славян возникает 12 тыс. лет назад;

– род восточных славян образуется 4800 лет назад (2800 г. до н.э.), (от него происходят жители Аркаима, арии, высшие касты Индии).

2
. Славяно-балто-германские отношения

существовало ли до выделения славян балто-славянская и балто-славяногерманское единство?

– среди всех индоевропейских языков наиболее близкими к славянским языкам являются балтийские (латышский, литовский) и германские (немецкий, шведский, датский и др.);

против единства – отсутствие промежуточных диалектов, расхождение в сферах важных в древности (счёт до 10, обозначение частей тела, названия ближайших родственников, названия орудий труда);

– схожесть языков от долгого соседства.

3
. Прародина славян

Основные гипотезы:

– Висло-Днепровская (Л. Нидерле, 1901 г.);

– Одеро-Днепровская (Б. А. Рыбаков, 1978 г.);

– Висло-Одерская (В. В. Седов, 1979 г.);

– Дунайская (О. В. Трубачёв, 1991 г.).

По данным ДНК-генеалогии (А. А. Клёсов, 2010 г.):

славянский род образуется 12 тысяч лет назад на Балканах (Сербия, Косово, Босния, Македония);

род Восточных славян (род R1а1, они же арии) возникает на Русской равнине (Восточная Европа) 4800 лет назад.

Расселение:

Место обитания славян в IV– VI веках (по готскому историку Иордану VI в.):

западная, северо-западная граница – верховья Вислы;

восточная граница – Днепр;

северная граница – Карпаты;

южная граница – Дунай.

♦ Согласно Иордану славяне делились в это время на склавен (т.е. словен) и антов. Склавены жили от верховьев Вислы до Днестра, а анты от Днестра до Днепра.

♦ Начиная с VI в. и те, и другие активно нападают на Византию.

♦ Славяне расселяются после нашествия аваров (в летописи называются обрами, есть легенда об иге обров над славянским племенем дулебов) в конце VI – VII веках:

на юг (образуются южные славяне – болгары, сербы, хорваты и др.);

на северо-запад (западные славяне – поляки, чехи, словаки);

на северо-восток (восточные славяне – русские, белорусы, украинцы).

♦ У восточных славян известны племенные союзы (по летописи: поляне, древляне, северяне, дреговичи, кривичи, радимичи, вятичи и др.).

Хозяйство: (по археологическим данным, В. В. Седов).

♦ Хозяйство славян было комплексным (земледелие, скотоводство, промыслы, ремесло, торговля).

Главное занятие – земледелие (подсека, перелог).

– Орудия труда: рало (при перелоге), соха (при подсеке).

– Тягловая сила – волы.

– Выращивали – зерновые культуры (ячмень, просо, пшеница, яровая рожь); технические (лён, конопля); огородные (капуста, огурцы, чеснок, морковь, лук и др.).

♦ На втором месте – скотоводство (крупный рогатый скот, свиньи, мелкий рогатый скот, лошади).

♦ На третьем месте – промыслы (охота, рыболовство, бортничество).

♦ На четвёртом месте – ремесло:

– специализированное (металлургия, кузнечное ремесло, ювелирное);

– домашнее (ткачество, прядение, гончарное ремесло и др.).

♦ На пятом месте – торговля (только внешняя).

Славяне продавали предметы промыслов (мех, воск, мёд) и рабов. Покупали драгоценности, ткани, пряности (с востока), железо, оружие, шерсть (с запада).

Общественный строй:

♦ Характеризуется советскими и современными историками как первобытнообщинный.

♦ В основе был отцовский род (патриархат).

Первичное звено общественного устройства – родовая община.

– Несколько родовых общин образовывали племя (племя по существу это разросшийся род).

– Как единое целое племя проявляло редко (общие праздники, война).

Союзы племён были временным явлением (во время войн).

Власть принадлежала вечу (народное собрание).

Управляли родовой общиной – старосты, старцы (старейшины), племенем – князья.

♦ Большое влияние имели знахари (жрецы, волхвы).

♦ Восточные славяне знали домашнее рабство.

Источник рабства – военный плен. Использовали только как товар.

Культура:

♦ Историография.

Внимания уделяли мало, писали вскользь. Вплоть до XX века представления о быте и культуре вост. славян носили поверхностный и общий характер. К концу XIX века сложилось три точки зрения:

1. Славяне жили «звериным образом» как дикари (подобно ирокезам). Точка зрения восходит к Шлёцеру, который опирался на ПВЛ. – без достаточной критики.

2. Быт славян сложен и высоко развит. Точка зрения принадлежит Забелину.

3. Славяне были далеко не диким народом, летописец был неточен, но возможности доказать, что был высокий уровень – нет. Точка зрения Платонова.

Платонов отмечал: земледелие, торговлю, промыслы, осёдлость славян, но при этом, писал он, славяне легко уходили со своих мест по истощению почвы. Быт был племенной – стал волостной.

Современная точка зрения складывается к концу 50-х годов XX века, на основе археологических раскопок.

♦ В основе культуры – язычество.

Славянское язычество сочетало культы: предков и природы. Для него было характерно: – анимизм (одухотворение природных стихий и объектов),

фетишизм (поклонение самим природным или искусственным объектам, наделение их чудодейственной силой – камням, деревьям и т.п.),

тотемизм (поклонение животнымпрародителям),

персонификация понятий (любовь, зло, горе, смерть и т.п.).

Главные боги: Перун (громовержец), Велес (скотий бог), Дажьбог (Солнце), Стрибог (ветер), Ярило (плодородие), Мокошь (женские работы) и др.

Духи и демоны: упыри (вампиры), берегини (охранители), домовые, лешие, водяные, русалки и др.

Покойников сжигали.

Допускалось многоженство.

Гл. праздники: купало, коляда, масленица.

♦ В VI – VII веках основной тип поселения – сельский. С VIII в. появляются укреплённые посёлки.

– Располагались они на останцах. Гнёздами. План поселения отсутствовал. Отсутствие дворов и улиц. Беспорядочная застройка.

– Бедный вещевой инвентарь, слабое производство.

♦ Жилище – землянка, полуземлянка.

Одежда: мужская (рубаха (сорочица), штаны (порты, ногавицы)), женская (рубаха, юбка, понёва).

Пища: щи (супы), каша, рыба, мясо, овощи. Пили – квас, морс, мёд хмельной, пиво, вино.

Дополнительные материалы:

ЯЗЫЧЕСТВО.

Для древнерусского язычества характерно сочетание четырёх основных черт: анимизма – веры в духов (одухотворение природы); фетишизма – поклонения объектам природы (камням, деревьям, родникам и т.п.); тотемизма – почитания животных и птиц (и т.п.) в качестве прародителей и покровителей (волк, медведь, сокол и др.) и персонификации отношений – олицетворения понятий и абстракций (обида, правда, ложь, любовь, власть и т.п.). […].

Древнерусские языческие божества делились на небесных, земных и водных. Количество богов точно не известно. Вероятно, их было очень много и по мере развития становилось всё больше и больше. Древнейшие источники называют Перуна, Волоса, Хорса, Дажьбога (или Даждьбога), Стрибога, Мокошь, Симаргла (или Сима и Ргла), Сварога, Рода и рожаниц. Более поздние добавляют к ним Ярилу, Ладу, Купалу, Коляду, Переплута, Позвизда и некоторых других.

Перун – верховное божество славян, творец грома и молний, культ которого восходит к глубокой древности. Следы его почитания известны у всех славян – и южных, и западных, и восточных. Судя по всему, именно его как главное божество называет византийский историк VI века Прокопий Кесарийский. Перун упоминается во всех договорах Руси с греками, его идол стоял в Киеве при Игоре Старом, он – главное божество в святилище Владимира, построенного незадолго до крещения Руси. Кумир Перуна стоял и под Новгородом. В сознании древних русичей он представлялся разъезжающим по небу в колеснице на крылатых огнедышащих конях, разящим демонов огненными стрелами, проливающим дожди и оплодотворяющим нивы. Люди верили, что от него зависят росы, дожди, град и засуха. Князь Владимир в своём святилище изобразил его с золотыми усами и серебряной головой. Полное представление об образе Перуна летописец, к сожалению, не даёт. На миниатюрах Радзивиловской летописи Перун встречается несколько раз. В двух сценах заключения договоров с греками он представлен голым мужчиной без бороды и усов, держащим в правой руке копьё, а в левой – щит. На миниатюрах Перун стоит на постаменте в виде колонны. В другом случае – в сцене, в которой князь Владимир отдаёт распоряжения, Перун также рисуется голым мужчиной без бороды и усов с копьём и щитом, в третьем случае он изображён голым мужчиной, но бородатым, со щитом и огромным жёлудем. Наряду с признаками славянского громовержца – щит, ветка дуба, жёлудь, здесь отчётливо выписаны гениталии. Впоследствии в народном сознании образ Перуна слился с христианским святым Ильёй.

Волос был не менее почитаемым божеством. Он упоминается в двух договорах (911 и 971 гг.) с греками – его именем русичи клялись, как и Перуном, он неизменно повторяется как объект поклонения в поучениях против язычества (XIII – XIV веков), житиях святых, других литературных памятниках и фольклоре. Следы его почитания прослеживаются также у всех славян. В источниках он чаще всего называется «скотьим богом». Трактуется это поразному: бог, покровительствующий скотоводству, бог богатства и купцов (от древнерусского «скот» – деньги), бог крупного рогатого скота и даже скотообразный бог (т.е. бог-животное). Заменивший Волоса христианский святой Власий в народе назывался «коровий бог». Чтобы сберечь домашний скот в дар св. Власию приносили коровье масло. В народе говорили: «у Власия и борода в масле». На иконах, изображающих этого святого, внизу рисовали коров и овец. К нему обращались с молитвой: «святой Власий! будь счастлив на гладких телушек, на толстых бычков; чтоб со двора шли – играли, а с поля шли – скакали». Его славили в коровниках и хлевах. По всей видимости, все эти функции ранее принадлежали Волосу. Есть сведения и о связи Волоса с земледелием. В России долгое время сохранялся обычай, который назывался «завивать Волосу бороду». Одна из жниц, захватив рукою пучок колосьев, закручивала их на корню и потом заламывала в какуюнибудь сторону, чтобы каждый мог видеть и ни один серп его не коснулся. В честь этой «бороды» пелись обрядовые песни. Крестьяне полагали, что после такого обряда никакой колдун не в силах наслать на хлеб порчу. Исследователи сопоставляют Волоса с близким ему по звучанию балтийским Велсом (Виелоном), который по представлениям балтов пасёт души на том свете (welis – литовск. – покойник, welci – души умерших). Кроме того, подобно славянскому Волосу Велс почитался и как бог скота. На этом основании (схожесть имени и функции «скотьего бога») на славянского Волоса распространяется функция пастыря душ умерших. В «Слове о полку Игореве» упоминается Велес, который большинством исследователей признаётся тем же Волосом. В чешских текстах XV – XVI веков Велес – это дьявол. Чехи, посылая к черту, говорят: иди «за море к Велесу». В словацкой колядке «велесы» пасут овец. Некоторые авторы (Л. С. Клейн) полагают, что это разные боги. Если Велес и Волос всё-таки одно божество, то за ним следует признать покровительство творчеству, в частности дружинной поэзии. В «Слове» «Велесовым внуком» назван Боян – певец-сказитель, который воспевал подвиги «старых князей», мысленно путешествуя по дорогам иного мира – растекаясь мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками. Образ Волоса (Велеса) в источниках размыт. Житие св. Авраамия Ростовского рассказывает о каменном идоле Волоса, который стоял в Ростове, пока Авраамий не сокрушил его. В балтийской мифологии аналог Волоса представлялся в виде бледнолицего, седобородого старика с белым платком на голове или в рогатом шлеме. Известно, что русские крестьяне ещё в начале XX века для охраны скота вывешивали во дворах медвежью лапу, которую называли «скотьем богом». Не исключено, что медведь был зверем Велеса или одной из его ипостасей.

Ещё одним древнейшим и наиболее почитаемым божеством в Древней Руси был Хорс. Он упоминается летописью в числе богов, которым Владимир поставил кумиры в киевском святилище. В этом списке он стоит сразу после Перуна. Его имя есть и в «Слове св. Григория об идолах», «Слове некоего Христолюбца» и других источниках. В «Слове о полку Игореве» Хорс называется «великим» – ему «перерыскивал» путь оборотень Всеслав, князь полоцкий. Обратившись волком, он за ночь добегал из Киева до Тмутаракани. Чаще всего его имя (как и его самого) считают заимствованием из иранских языков. Персидское слово xCorsed/xCursed означает 'Солнце-царь' или 'сияющее Солнце'. Обычно говорят о его скифо-сармато-аланских корнях. С именем Хорса связано русское слово «хороший», которое буквально означает «свойственный, присущий Хорсу» и в качестве аналога имеет славянское слово «добрый». Славянским аналогом самого Хорса считается Дажьбог. Имя этого божества известно у всех славян. В пантеоне Владимира Дажьбог называется следом за Хорсом и воспринимается некоторыми исследователями как его второе имя или эпитет. Слово «Дажьбог» в переводе на современный язык звучит буквально как «Дайбог». Оно образовано от повелительного наклонения слова «давать» и «бог». То, что это было не имя божества, а его прозвище (эпитет) свидетельствует Ипатьевская летопись. Здесь под 1114 годом помещена вставка из Хроники Малалы, рассказывающая о языческих богах как о земных царях. Славянским переводчиком Хроники греческий Феост был отождествлён со Сварогом, а Гелиос (Солнце) – с Дажьбогом: «И потом царствовал сын его именем Солнце, его же называют Дажьбог… Солнце царь сын Сварогов, это есть Дажьбог…». Славянское имя Гелиоса здесь – Солнце, а Дажьбог – его прозвище. Если считать, что Солнце – это и есть подлинное имя божества, возможно, что и «Хорс», как и Дажьбог, всего лишь одно из его прозвищ. В «Слове о полку Игореве» есть все три наименования этого божества. Он называется то светлым и трисветлым Солнцем, то Дажьбогом, то Великим Хорсом. По мнению Срезневского, эпитетами Солнца являются также имена – Святовит, Радигаст, Сварожич и Яровит (Ярило, Руевит) – боги балтийских славян. Солнце почиталось божеством милосердым, имя его было и сейчас является синонимом счастья. Вместе с тем «Дающий бог» считался карателем всякого зла. Губительное действие зноя приписывалось гневу раздраженного божества, наказывающего своими огненными стрелами. По общеславянским преданиям красное Солнце, обитает на востоке – в стране вечного лета и плодородия. Там высится его золотой дворец, оттуда выезжает он поутру на своей колеснице, запряженной белыми, огнедышащими конями и совершает свой путь по небесному своду. По сербским сказаниям, Солнце-царь восседает на златотканом престоле, а около него стоят две девы – Заря Утренняя и Заря Вечерняя, семь судей и семь вестников, летающих по свету; тут же и его лысый дядя – старый Месяц. Утренняя Заря выводит на небесный свод его белых коней, а Вечерняя принимает их, когда он заканчивает свой дневной путь. Словаки говорят, что Солнцу, как владыке неба и земли, прислуживают двенадцать дев – вечно юные и прекрасные. По чешскому поверью Солнце ведет постоянную войну со злою стригою (ведьмою, олицетворяющую ночной мрак и зиму), побеждает её, но и само страдает от ран, наносимых ею. В июне месяце, в пору самого полного развития природы, Солнце, следуя закону судеб, поворачивает на зимний путь: дни постепенно уменьшаются, а ночи увеличиваются; власть царственного светила ослабевает и уступает Зиме. В ноябре Зима уже «встает на ноги», наводит холода, метели и вьюги. Земля застывает, реки оковываются льдами и жизнь замирает. Но в декабре, когда, кажется, что Зима совсем победила, Солнце «поворачивает на лето», и с этого времени сила его снова нарастает, дни начинают прибывать, а ночи уменьшаться. Как бы чувствуя возрастающее могущество врага, Зима собирает все свои силы на борьбу с приближающимся летом: настают трескучие морозы, умножаются простудные болезни и падежи скота.

Сварог – отец Дажьбога, понимается исследователями как олицетворение неба. Для объяснения смысла его имени обычно обращаются к санскриту, где «Swarga» означает небо. Некоторые авторы отождествляют его с Перуном (С. М. Соловьёв), другие полагают, что он своего рода «прабог» – отец всех богов, в том числе и Перуна. В этом случае все известные нам боги славян – сварожичи. Однако источники знают только двух сварожичей – это Дажьбог (Солнце) и Огонь, которому русичи молились под овином.

Противоположностью Дажьбога был Стрибог. Его имя происходит от «Stri» – повелительного наклонения общеславянского глагола sterti – 'распростирать, распространять, расширять, рассевать'. Стрибог в списке богов, установленных в святилище Владимира, стоит следом за Дажьбогом. В «Слове о полку Игореве» Стрибог упоминается во фразе «вот ветры – Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы», что позволяет исследователям полагать, что он был связан с ветрами. Уточнить характер Стрибога позволяет родство его имени со словом «стриги» или «стрига». В западнославянских преданиях (чешская striha, словац. stryga, пол. Strzyga) стрига – это 'ведьма'. Чехи словом «стри» называют также ветер, приносящий непогоду. В Костромской губернии было записано поверье о том, что «стрига» в виде одетой в белое женщины стрижёт колосья на чужих полосах, чаще всего в ночь на Купалу. В римской мифологии – это крылатые существа, происходившие от гарпий и принимавшие облик сипух, чтобы ночью нападать на младенцев. Согласно поверьям, широко распространенным у славян, стриги отнимают молоко, урожаи, портят яйца, пчёл, рыбу, похищают сердца у людей и скота, насылают проливные дожди или засуху. Судя по всему, Стрибог считался воплощением злого начала, враждебного плодородию, олицетворением хаотических, тёмных сил. Возможно, его имя, как и у Дажьбога, лишь прозвище, эпитет. Настоящим именем этого божества может быть «Ветер» – так его называет Ярославна в «Слове о полку Игореве» или упомянутый в Густынской летописи «Позвизд» (Похвист), о котором, кроме имени больше ничего не известно. Как бы то ни было, ясно одно – Владимир поставил рядом с Дажьбогом – «подателем богатств», Стрибога – «расточителя богатств». Белобог и Чернобог, известные у балтийских славян и также противопоставленные друг другу, возможно, другие имена этой пары.

Мокошь (Макошь, Макешь, Мокуша) – единственное женское божество в святилище Владимира. Её имя упоминается также в «Слове св. Григория об идолах», «Слове некоего Христолюбца», Густинской летописи и других источниках. Известна Мокошь и по народным преданиям. Владимир Даль приводит поговорку: «Бог – не Макешь, чем-нибудь да потешит». Мокошь считают покровительницей женщин и женского рукоделия. Следы этого языческого культа сохранялись на русском Севере и на Украине ещё в середине XIX века. Народные предания рисуют Мокошь невидимой пряхой, вмешивающейся в женские работы, тайком стригущей овец, запрещающей прядение в праздничные дни. Поскольку богиня считалась строгой, у русских существовало поверье о том, что в пятницу нельзя смеяться, не то в старости будешь много плакать. Мокошь представляют в виде женщины с большой головой и длинными руками. Она невидима, но её присутствие можно обнаружить по урчанию веретена. Функции и атрибуты, свойственные Мокоши позже перешли на христианскую святую Параскеву. Параскева Пятница считалась на Руси покровительницей полей и домашних животных, охраняющей семейное благополучие, исцеляющей от душевных и физических недугов. Пятницу называли "льняницей" и приносили ей в жертву первые снопы льна и вытканные убрусы (шитый оклад для иконы), а также пряжу, бросая её в колодец.

В числе кумиров, поставленных в святилище князя Владимира «Повесть временных лет» называет Симаргла (Сьмарьглъ, Симарьглъ, СимРеглъ, Симъ и Рьглъ, Симъ и Ерьглъ). Упоминания о нём немногочисленны. Уже книжники XIII – XIV веков, судя по различным написаниям его имени, ничего о нём не знали. Многие учёные указывают на иранское происхождение Симаргла. Его сближали с авестийским Сэнмурвом (Сенмургом), крылатым псом Ахурамазды, покровителем семян и ростков. Есть мнение, что иранская крылатая собака и птица-вестник Симург иранских и осетинских мифов – одно и то же существо. Некоторые исследователи полагают, что имя «Семаргл» славяне переняли от скифов, поскольку скифское «сенмарг» по звучанию ближе к славянскому «Симаргл», чем персидское «синмург». Если исходить из данного предположения, Симаргл почитался русичами как божество растительности и изображался в виде "собако-птицы". Б. А. Рыбаков считает, что со временем исчез не культ Симаргла, а только его имя. Поздним наименованием этого божества, по его мнению, было «Переплут», упомянутое в «Слове св. Григория об идолах». О справедливости данного предположения судить трудно – данных на этот счёт недостаточно.

Ярило в русских источниках встречается довольно поздно. Самое раннее упоминание о нём содержится в увещевании жителей Воронежа св. Тихона Задонского (1763 г.). Здесь говорится о том, что в этих местах до укрепления христианства поклонялись идолу Ярилы. Известен также как Ярун (есть сведения о почитании бога Яруна в городе Суздале). Славили Ярилу (под различными именами) также сербы, болгары, хорваты, словенцы. Самые ранние данные касаются западнославянского аналога этого божества – Яровита, который упоминается в источниках ещё в XII веке. В новгородских берестяных грамотах встречается личное имя «Ярила» (грамота из Ст. Русы № 10, 40 – 70-е гг. XII в.). От имени этого бога происходят распространённые в Древней Руси имена: Ярополк, Яромир, Ярослав, Ярина, Яросвет и другие с тем же корнем. Известна масса топографических пунктов, связанных с именем Ярилы: Ярилово поле, Ярилова роща, село Ерилово, урочище Яриловичи и т.п. Некоторые из них носят эротический характер. Выражение ―ярилина плешь‖, ―ярилова плешь‖ означает не лысину, а обнажённую головку полового члена. В русских диалектных говорах слова «яровой», «ярый» означают «весенний», «посеянный весной»; «яровое», «яровик» – «поле, засеянное яровым хлебом»; «ярина» – «ячмень, овес»; «ярь», «ярица», «яровина» и подобные – обозначают хлеб; «яровик» – «молодой бычок»; «ярка», «ярушка» – «молодая овца» (до года); «ярые пчелы» – «молодой рой»; «ярый» – «сердитый», «горячий», «огненный»; «ярость», «яр» – «огонь, пыл». Слово «ярун» употребляется для обозначения животного «в поре течки и рущенья», глухаря во время токованья, любого, кто «ярует», то есть находится в возбужденном состоянии. В украинском языке «ярь» означает «весна», а «ярий» – «молодой», «весенний», «полный сил», «страстный». В диалектах обоих языков слово «ярость» сохранилось в таких значениях, как «похоть, возбужденное состояние у животных в период течки» и «страстность, любовная готовность», а глаголы «ярить», «наяривать» – в значениях «делать что-либо быстро и неутомимо» и «находиться в половой связи».

Атрибутом западнославянского Яровита был щит с золотыми бляхами, который висел на стене святилища в Волегоще. В мирное время его нельзя было сдвигать с места, а в дни войны щит несли перед войском. Культовый центр Яровита во время праздника был окружён знамёнами. Ему был посвящён весенний праздник плодородия. В одном из источников приводится речь жреца Яровита: "Я бог твой, я тот, который одевает поля муравою и леса листьями; в моей власти плоды нив и деревьев, приплод стад и всё, что служит на пользу человека. Всё это дарую я чтущим меня и отнимаю у тех, которые отвращают от меня". В латинских средневековых сочинениях славянский Яровит отождествляется с римским богом войны Марсом.

В России Яриле были посвящены игрища, которые проводились в апреле – июне, в день всех святых или на второй день Петрова поста. По данным русских фольклористов XIX века, они известны в Тамбовской, Владимирской, Нижегородской, Рязанской, Тверской, Воронежской и Костромской губерниях. Воспоминания о Яриле хорошо сохранились в Белоруссии, где его представляли молодым и красивым юношей. Согласно белорусским поверьям он разъезжает на белом коне с венком на голове, сплетённом из весенних полевых цветов. Там, где ступает Ярило своими босыми ногами, вырастает густая рожь, а куда обращаются его взоры – цветут колосья. В его честь белорусы праздновали время первых посевов.

Ярила (Ярун, Яровит), вероятно, был богом пробуждающейся природы и плодородия, символом сексуальной силы и покровителем растительного мира. Заметна его связь с военным делом, защитой, гневом. Некоторые исследователи считают его воплощением Перуна (А. Н. Афанасьев, Л. С. Клейн), другие – Дажьбога или Велеса. После христианизации Руси Ярилу частично заменил святой Георгий (Юрий, Егорий Храбрый). В "Юрьев День" скот выгоняли в поле освященной вербой и обращались с молитвой к Егорию: "Егорий ты наш Храбрый! Ты спаси нашу скотинку, в поле и за полем, в лесу и за лесом, от волка хищного, от медведя лютого, от зверя лукавого".

Род и рожаницы впервые упоминаются в "Слове святого Григория об идолах" XII века. Любопытным свидетельством о них является «Слово Исайи пророка» (сокращенный пересказ 65-й главы Книги пророка Исайи, входящей в Библию). Здесь Род и Рожаницы противопоставлены библейскому богу-творцу: «…Служат Богу и волю его творят, а не Роду, ни Роженицам, кумиром суетным…». Текст интересен тем, что Род и рожаницы заменяют здесь "оригинального" Гада – седьмого сына патриарха еврейского народа Иакова, сына Зелфы, родоначальника одного из двенадцати колен Израилевых (колена Гадова), имя которого переводится как «удача». В «Слове о вдуновении духа в человека» (комментарий к Евангелию) также есть текст, посвящённый Роду и рожаницам: «То ти не Род седя на воздухе мечет на землю груды и в том рождаются дети. Всем бо есть творец бог, а не Род». С именем Рода в русском языке связано целое семейство слов, означающих родство и рождение: род, народ, родичи, родня, родина, рождать, природа, урожай, родник и др. В старинных азбуковниках рожаницами называются «седмь звезд, глаголемых планиты». Астрология называлась на Руси "рождественским волшением", "родословием". Автор Домостроя упрекает своих современников: "в получая веруют, и в родословии, рекше в рожаницы, и в обаяние по звездословию". В чешской думе о битве христиан с татарами упоминаются знахари-звездочеты которых называли "rodowestnik", "rodowestec". В Польше "rodowieszczek" – звездочет, астролог. Хорутане верили, что всякий человек, как только родится, получает на небе свою звезду, а на земле свою рожаницу, эта последняя определяет и предсказывает его судьбу. У южных славян сохранились имена славянских прях судьбы: Среча и Несреча. Среча – это удача, она прядет золотую нить судьбы, а Несреча – неудача, злая, плохая судьба. В восточнославянском фольклоре им соответствуют – Доля и Недоля, Счастье и Несчастье. На связь Рода и рожаниц с судьбой указывает также народная поговорка: «Так ему на роду написано». Культ Рода и рожаниц отличался от остальных языческих обрядов открытостью, торжественными пирами, частично замаскированными празднествами Рождества Богородицы. Русичи в ХI – ХIII веках, по свидетельству "Слова св. Григория об идолах", устраивали трапезы Роду и рожаницам всенародно. Им совершали особые жертвоприношения едой (в том числе кашей, специально для этого варившейся, хлебами, сырами) и питьём (мёдом). Некоторые исследователи (Б. А. Рыбаков) рассматривают Рода как соперника библейско-христианского Бога-Отца – создателя всего сущего на Земле. Род, по их мнению, был древнейшим культом (славяне поклонялись ему ещё до Перуна) и воплощал в себе зачатки единобожия у славян. Его приравнивают к могущественному Ваалу, "шествующему по небесам". По представлениям других исследователей (Л. С. Клейн), вера в Рода и рожаниц олицетворяла идею судьбы, предопределения. У болгар она персонифицировалась в образах Суда и судениц. Род (Суд) мог не только дать жизнь, но и отнять её (сравните диалектное: «родимчик», «родимок» – паралич.). Иногда Рода считают божеством, воплощающим единство потомков определённого предка, ограничивая его рамками одной семьи.

Одна из типичных черт языческого сознания – олицетворение или персонификация понятий и событий. Подобного рода явление обнаруживается в «Слове о полку Игореве». Обычное для Руси юридическое понятие – обида, означающее «нарушение прав», представлено здесь в виде девы с лебедиными крыльями, которая, плескаясь на синем море, сумела прогнать хорошие (жирные) времена. Персонификацией горя и печали в «Слове» являются Карна и Желя, скачущие после поражения Игоря по Руси, «огонь мыкая в пламенном роге». Обожествлённой личностью выглядит Слава, которая на суд привела Бориса Вячеславича, погибшего на Нежатиной Ниве. «Киевский золотой стол» изображен как любимая девица, о которой бросил жребий Всеслав Полоцкий. В русском фольклоре персонифицируются такие понятия и явления как, правда, кривда (ложь), горе, смерть, девичья красота и другие. В Голубиной книге Правда и Кривда представляются в виде двух зайцев – белого и чёрного. Они спорят, дерутся, пытаются одолеть друг друга. В одном из вариантов русской сказки, Правда и Кривда воплощаются в образе двух купцов с соответствующими именами. Проиграв спор, Правда отдает Кривде всё своё состояние и отправляется в тёмный лес, попадает в избушку, где становится свидетелем разговора нечистой силы о её делах. На барельефе Дмитриевского собора во Владимире Правда и Кривда предстают в облике двух борцов. Один из ярких и широко распространенных персонифицированных образов в русской традиционной культуре – Горе. Он встречается в разных фольклорных жанрах: сказках, обрядовых и лирических песнях, свадебных и похоронных причитаниях, заговорах. Цельное представление об образе Горя дает «Повесть о Горе-Злочастии», написанная в XVII веке неизвестным автором. Образу Горя близки, а иногда совпадают с ним по значению олицетворения Нужды, Тоски-кручины, Лиха, Несчастья. В сказке о двух братьях, богатом и бедном, герой спрашивает Нужу (Нужду) – аналог Горя, – с каких пор она поселилась в его доме, на что она отвечает: «Да с тех самых пор, как ты с братом разделился». Смерть в мифологическом сознании олицетворяется в различных образах, чаще всего – в виде старухи с костлявыми руками и ногами и большими зубами. В некоторых сказках старуха-Смерть рисуется, напротив, беззубой. В загадках она нередко определяется через образ красивой девушки: «Красная девица, и всяк её боится: и царь, и царица». Смерть может показываться и в облике домашних животных (коровы, собаки) и в виде скелета с косой. Образ девичьей красоты олицетворяется в виде птицы или девушки. Иногда в свадебных обрядах красоту невесты изображает её подруга, к которой она обращается в обряде прощания с красотой. Олицетворением праздников и памятных дней были Купала, Кострома, Корочун, Масленица. В календарной обрядности Кострома выступает как главный персонаж ритуалов троицко-купальского цикла. Её имя возводят к слову «костра» («костерь», «кострика»), которое в восточнославянских диалектах означает «остатки культурных растений после их обработки», «жесткие части растений», «непригодные для употребления растения и их части». Обряды с Костромой были известны во Владимирской, Костромской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской губерниях. Образ Костромы создавался посредством изготовления чучела из растительного материала или обряжения человека. В последнем случае Кострому чаще всего изображала девушка или молодая женщина, которую выбирали участники обряда, иногда – парень, ряженный молодой девушкой. Особенностью облика Костромы являлось белое, с головы до ног, одеяние, а атрибутом персонажа была зеленая ветвь дуба. Купала – главный персонаж, находящийся в центре обрядовых действий и представлений праздника летнего солнцеворота, который отмечали в ночь с 23 на 24 июня по старому стилю. Как и Кострома изображался в виде украшенного деревца или чучела. Карачун (Корочун) – в славянской мифологии название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника (древнерус. корочунъ, словац. Karacun, ―Рождество‖, болг. крачунец, ―рождественский день‖, в Закарпатье крачун – рождественский пирог). Представлялся в виде злого духа (белорус. корочун, ―внезапная смерть в молодом возрасте, судороги, злой дух, сокращающий жизнь‖, рус. карачун, – ―смерть‖, ―гибель‖, ―злой дух‖). Масленица – праздник проводов зимы, до сих пор очень популярный в России. Всегда празднуется с размахом. В народе говорили, что в это время надо есть столько раз, сколько собака махнет хвостом или сколько раз прокаркает ворона. Праздник был связан с культом набирающего силу солнца (отсюда традиционные блины). Масленицу изображали в виде соломенного чучела, которое наряжали обычно в женскую одежду. В последний день праздника «Сударыню-Масленицу» водружали на сани, рядом ставили красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых людей, которые везли её по зимним улицам. За санями шествовал масленичный «поезд»: целая вереница саней, сопровождавших Масленицу. За околицей устраивался большой костер. Масленице давали блин, после чего она сжигалась на костре со словами: «Гори, блины, гори, Масленица!» Там же, где не делали чучела Масленицы, обряд «проводов зимы» состоял в разжигании костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье – лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали на жердь, воткнутую посреди костра.

В представлениях древних русичей мир был населён всевозможными духами: домовыми, овинниками, банниками, кикиморами, лешими, водяными, русалками, упырями, берегинями и т.п. Сведения об этом содержатся в самых разных источниках: произведении Прокопия Кесарийского («Война с готами» VI в.), «Повести временных лет» (нач. XII в.), «Слове св. Григория об идолах» (XII в.), «Слове некоего Христолюбца» (XIV в.), народных преданиях, сказках, загадках, обрядовых песнях и многих других источниках. Вера в духов прочно держалась в народе на протяжении многих столетий. Во многом она сохраняется до сих пор.

Домовой – дух, который живёт в каждом доме. Зовут его дедушкою, хозяином, суседкою, доможилом. Согласно народным поверьям, он может принимать разные облики, чаще всего – плотного, маленького мужичка, который зимой ходит в коротком зипуне, а летом – в одной рубахе, но всегда босиком и без шапки. У него седая борода, волосы острижены в кружок. Домовой весь оброс мягким пушком, в том числе подошвы и ладони, но лицо около глаз и носа чистое. Главное его дело – досмотр за хозяйством. Домовой видит всякую мелочь, неустанно заботится и хлопочет, чтобы всё было в порядке и наготове: поможет работящему, поправит его промах; ему приятен приплод домашних животных и птицы; он не терпит излишних расходов и сердится на них – словом, домовой склонен к труду, бережлив и расчетлив. Ленивых и нерадивых он не любит, мучает, давит по ночам чуть не до смерти или сбрасывает с постели. Иной раз ночью может навалиться на грудь. Тому, кто, проснувшись, поспешит спросить его: «К добру или к худу?» – он ответит человеческим голосом, но тихо. Впрочем, помириться с домовым не трудно: нужно только сделать какой-нибудь подарок – разноцветный лоскут или горбушку хлеба. Если идет большая нежданная беда, домовой извещает о её приближении, веля собакам рыть среди двора ямы и выть на всю деревню. Он может и во сне щекотать, и греметь по ночам посудою, или за печкой постукивать, но делает это больше от озорства.

Овинник (гуменник, подовинник, овинный, жихарь, дедушко, подовинушко, овинный батюшка, овиннушко, царь овинный) – в славянской мифологии дух, живущий в овине – постройке, приспособленной для огневой сушки снопов перед молотьбой. Овинник представлялся в виде громадного чёрного кота, величиною с дворовую собаку, с горящими, как угли, глазами. Согласно народным поверьям, он имеет очень сложный характер, и задобрить его непросто. Главной его функцией является хозяйствование на гумне.

Он смотрит за порядками кладки снопов, за тем, как и когда затоплять овин. Следит, чтобы хлеба не сушили во время сильных ветров. Впрочем, овинник любит пакостить без всякой причины. Если ему удаётся навредить людям, он хохочет, хлопает в ладоши или лает по-собачьи. Крестьяне старались не ссорится с овинником, умилостивить его всевозможными способами. Ему приносили в жертву пироги и петуха. Петуху на пороге овина отрубали голову и кровью окропляли все углы, а пирог оставляли в подлазе (настилка овина, та часть, в которую ставили, насаживали снопы).

Банник – дух, живущий в бане, пугающий людей и требующий жертв, которые ему надо оставлять в бане после мытья. Часто банника представляли в виде маленького, но очень сильного старика с лохматым телом. Согласно народным поверьям, любимое занятие банника – обжигать людей кипятком, кидаться камнями в печи-каменке, а также стучать в стену, пугая парящихся. Банник вредит очень сильно (обдирает кожу или запаривает до смерти), но только тем, кто нарушает запреты. Чтобы задобрить банника, ему оставляют кусок ржаного хлеба с большим количеством крупной соли. Чтобы банник не вредил совсем, берут чёрную курицу и, не ощипывая, душат и закапывают под порогом бани. Банника в женском обличье называют банниха, байница, баенная матушка, обдериха. Обдериха – лохматая, страшная старуха. Может также показываться голой или в виде кошки.

Кикимора – дух, представлявшийся в виде маленькой женщины. Народ верил, что кикимора путает пряжу и ворует маленьких детей. Она любит пошалить в доме, гремит посудой, бросает и бьет горшки и плошки, портит хлеб и пироги, кидается луковицами из подполья или из-за печки, стучит вьюшками, крышками от коробов. Днем она сидит за печкой невидимкой, а ночью прядет иногда или проказничает.

иши га – маленький горбатый дух женского рода, живёт в камышах, предпочитает мелкие речушки и водоёмы. Считалось, что она ходит голой со взъерошенными волосами, набрасывается на зазевавшихся прохожих и тащит их в воду, приносит беду пьяницам. Днём отсыпается, появляясь только в сумерках.

Леший является одним из наиболее популярных персонажей русского фольклора. В народе его называли «лешаком», «лесным хозяином» или «царем», «лесным дедушкой» или «дядей». Он – хозяин леса и всего, что в нём есть. Представления о внешнем облике лешего довольно разнообразны. Чаще всего он изображался в виде человека с темным лицом, большими блестящими глазами, без бровей и ресниц. По одним данным волосы у лешего на голове седые, длинные и косматые. По другим – он рыжий и в остроконечной шапке, а по третьим – он весь оброс мхом. Также его представляли пучеглазым, с длинными волосами и зеленой бородой. Повсеместно считали, что он может менять свой рост: издали он велик, ростом с дерево, а вблизи – мал, высотой с травинку или гриб. В некоторых местах говорили, что леший меняет рост в зависимости от того, идет ли он по лесу, – тогда он вровень с самыми высокими деревьями, или по лугу, – тогда он вровень с травой. Леший любит шутить, оборачиваясь сосной. Он может показаться не только деревом, но и разлечься белым мхом, а может прикинуться пнем, кочкой, грибом, превратиться в птицу и в зверя. По рассказам очевидцев, его встречали в виде тетерева, медведя, зайца, дикого козла, жеребца, собаки и т. п. Женской ипостасью лешего в народных верованиях выступает «лешачиха», или «лесовиха». О ней обычно говорят, что она пугает воем и хлопками женщин, которые приходят в лес, уводит детей или парней, которые с ней живут, по уговору с пастухом может пасти скот. Лешачихи рисуются в народном сознании то как страшные безобразные существа с огромными грудями, то как голые девушки, то как женщины в белом сарафане. Они ходят с распущенными волосами и вплетают в них зеленые ветки. В мифологических рассказах лешачиха, подобно лешему, выступает и как опасное, и как благодарное существо.

Водяной мыслился как хозяин различных водоёмов – морей, рек и озер, а также как повелитель и покровитель рыб. Согласно народным поверьям, водяной владеет всем, что есть в воде и около нее. Он охраняет рыбу и водоплавающих птиц. В народном воображении внешний облик водяного, как и лешего, рисуется преимущественно человекоподобным. Обычно его представляли в виде безобразного старика с огромным брюхом: черного, косматого, с большой бородой, зелеными волосами и плешью на голове. Нередко его облику приписывались черты утопленников – одутловатость и синий цвет лица. По народным представлениям, водяного можно увидеть сидящим на камне и расчесывающим волосы или моющимся. По поверьям, водяной мог воплощаться в образе полурыбы-получеловека или в виде рыбы, иногда с крыльями снизу. В разных местностях его представляли также в виде сома с двумя усами, щуки, черной рыбины, а также в виде свиньи и коровы, собаки и черной кошки. Кое-где верили, что водяной может появиться в образе водоплавающей птицы – лебедя, селезня, гуся. Показываясь людям, он может также принимать облик их родственников, соседей и знакомых, видеться ребенком или женщиной. Как и другие персонажи низшего мифологического уровня, водяной нередко наделялся некоторыми чертами культурного существа, в частности одеждой, но имеющей при этом определенные особенности.

Полевик, или полевой, дедушко-полёвушко – дух, обитающий в поле. Функция полевика – следить за ростом и сохранностью посевов хлебных растений и трав. В народе считали, что именно полевик был изобретателем хмельных напитков из злаков. По наиболее распространенным представлениям полевик имеет человеческий вид и чаще всего появляется в белой одежде. В некоторых местах его представляли голым и черным, как земля, с волосами в виде травы и с разноцветными глазами. В других местностях полевик представлялся в облике молодого мужика с длинными ногами, который очень быстро бегает. Подобно другим мифологическим существам, соответственно традиционному сознанию, полевик наделен признаками животных и нечистой силы. На голове у него рожки, глаза необычные – навыкате, а сзади хвост с кисточкой, с помощью которой он поднимает пыль, чтобы его не видели. В некоторых местах рассказывали, что полевик покрыт шерстью огненного цвета, отчего, когда он бегает в поле, видится человеку промелькнувшей искрой, а в человеческом обличии его можно увидеть летом, лунной ночью или в жаркий день, когда воздух сильно раскален от палящего солнца. Полевик может предстать и в облике старика с бородой из колосьев. А подчас он может обернуться кем-нибудь из знакомых.

Полудница относится к сезонным духам: по народным представлениям, она появляется только летом, во время цветения ржи. Свое имя получила от временной координаты, соответствующей её появлению в поле. Согласно поверьям, полудница может представляться в разных обликах, порой прямо противоположных друг другу. В одних местах её видели красивой высокой девушкой в белом одеянии, а в других – старухой в лохмотьях, со всклокоченными волосами. Иногда в облике полудницы проступают черты животных. Как леший, она обладает способностью изменять рост.

Русалка – один из наиболее популярных персонажей славянской мифологии. Поверья о русалках бытовали повсеместно, но наиболее широко они были распространены в южных и западных губерниях России. На Русском Севере и Урале русалок называли «шутовками» (от шут – «черт»), у забайкальских казаков – «чертовками». Белорусское название русалки – «водяницы», «купалки», украинское – «лоскотухи» (от лоскотать – «щекотать»). Кое-где русалок называли «мертвушками», а также «мавками» или «навками». Последние названия восходят к слову «навь», или «навьи», означающему «души умерших», «покойники». Образ русалки в весенне-летних календарных обрядах олицетворяет силы плодородия, природы, связанной с водой, землёй, растительностью. Русалки проявляют себя и как покойники, умершие неестественной, безвременной смертью. Согласно народным поверьям, с середины весны и летом они могут обитать в полях, появляться в огородах, их замечают у бань, в овинах, у изб. Русалка может оборачиваться возом сена, красной коровой, конем, теленком, собакой, мышью, птицей и зайцем. Появляются русалки и в одиночку, и группами. Традиционное занятие появляющейся у воды русалки – расчесывание волос. Завидев человека, она скрывается в воде. Русалку, обитающую в лесу, можно увидеть сидящей на дереве (при этом она иногда прядет или поет). Будучи и водяным, и лесным духом, она часто появляется у лесных ручьев. Русалки бегают по лесам и полям, играют, раскачиваются на ветвях деревьев (их любимые деревья – береза, дуб, клен). Могут заманить к себе кого-нибудь и погубить, защекотать. В разных местных поверьях русалки наделялись различным обликом. На Украине их представляли молодыми красивыми девушками в белой одежде, с венком на голове. В Белоруссии известен образ русалок как старых и безобразных женщин с длинными косматыми волосами и отвисшими грудями, которые подчас описывались как железные. Для южнорусской традиции наиболее характерным был тип привлекательной девушки-русалки с волосами зеленого или серебряного цвета, появлявшейся в обнаженном виде или одетой в белую рубаху, с венком из осоки и кувшинок на голове. Такие русалки наделялись в народном сознании необыкновенной красотой и вечной юностью. Во всех случаях для образа русалки характерны признаки покойника: тело почти прозрачное, лицо синее или бледное («в лице краски нет»), а подчас лица не видно вовсе, глаза неподвижные или закрыты, руки холодные, волосы распущены, одежда белого цвета.

Вилы, упомянутые в «Слове св. Григория об идолах» (XII в.) и «Слове некоего Христолюбца» (XIV в.), хорошо известны южнославянскому и западнославянскому фольклору (болг. вила; макед. самовила; серб. вила; польск. wila). Это духи гор, озер и колодцев, хозяйки чистых родников, обладающие способностями «запирать» воды. Исследователи часто их соотносят с восточнославянскими русалками. Они представляются очаровательными девушками с распущенными волосами и крыльями. Если отнять у них крылья, они теряют способность летать и становятся простыми женщинами. К людям, особенно к мужчинам, вилы относятся дружелюбно, помогают обиженным и сиротам. Они умеют лечить, могут предсказывать смерть. Вилы способны как навредить человеку (убить, наказать слепотой, наслать паралич, искалечить и т.д.), так и помочь ему. Человек, которому помогает вила, приобретает сверхъестественные способности (может бороться с реальными и мифическими врагами, исцелять людей, не поддается сглазу и т.д.). Особенно это относится к детям, похищенным вилой или рожденным от вилы, а также к мужчинам, вступившим с вилой в половую связь.

Большое место в жизни древних русичей занимало поклонение конкретным объектам природы или предметам, сделанным самим человеком. Константин Багрянородный в трактате «Об управлении империей», написанном в середине X века, описывает жертвоприношения россов около священного дуба на острове Xортица (остров Св. Георгия). Дуб был у славян олицетворением силы и мощи. Его называли – Перуново дерево. Под священными дубами проводились военные советы, принимались важные решения. Земля под ними считалась целебной. Из многочисленных письменных источников, преданий, мифологических рассказов известно, что у славянских народов издавна существовало почитание камней, особенно тех, которые отличались большой величиной, необычной формой и особым месторасположением. В случае болезни или несчастья люди совершали паломничества к таким камням, приносили им жертвы в виде хлеба, полотенец, платков, ленточек, а также денег, которые оставляли рядом или развешивали на растущих вблизи деревьях. Около священных камней совершали ритуалы, направленные на защиту от болезней. В былинах и сказаниях русского народа часто упоминаются различные «камни силы». Некоторые из них считаются «живыми» или животворящими. Это Алтынь-камень, по легенде расположенный на севере, Горюч-камень и Бел-камень. Есть многочисленные упоминания о Синь-камнях и Черных камнях. В Ладожском озере на одном из островов почитался огромных размеров Конь-камень, около которого, по поверьям местных жителей, обитали духи, охраняющие пасущиеся на острове стада от болезней и дикого зверя. Известно, что еще в XV веке Коню-камню и духамохранителям ежегодно оставляли в жертву живого коня. Среди камней почитаемых до сих пор знаменит так называемый «Синий камень», расположенный на берегу Плещеева озера в нескольких километрах от ПереславляЗалесского. Камень представляет собой кусок плиты толщиной около 0,6 метра, овальной, несколько удлинённой формы. Его длина 2,9 – 3,1 метра и ширина около 2,6 метра. Цвет камня неоднородный: серые, тёмно-серые и серо-синие тона. Увлажнённая поверхность матово блестит и становится тёмно-синей. За «Синим Камнем» издавна закрепилась слава чудодейственного. По утверждению местных старожилов пребывание на валуне исцеляет людей от множества болезней, а женщин, к тому же, от бесплодия. Православные священники чуть ли не в каждой проповеди стращали местных прихожан тем, что в камне, к которому они привыкли ходить, живет нечистая сила, отправляющая их души в ад еще при земной жизни. Однако ни запугивания, ни увещевания не останавливали людей от поклонения таинственному валуну. К нему шли, да и до сих пор идут, и стар, и млад, непременно оставляя возле него свои скромные подношения и нашептывая при этом свои сокровенные желания. Донесение пустынника Памфила псковскому наместнику XVI в. говорит о массовом характере сборищ у «Синего камня». В XVII веке по приказанию ростовского монаха Иринарха, который пользовался в округе огромным влиянием, дьякон переяславской Семёновской церкви Ануфрий вырыл рядом с камнем огромную яму и с помощью лошадей свалил в неё валун, заровняв сверху вынутым грунтом и дёрном. После чего дьякон «упал бездвижен», и только вмешательство Иринарха, который в течение недели читал над ним молитвы, спасло несчастного от смерти, но он так и остался «расслаблен и косноязычен». Тем не менее, языческий камень, к радости «святых отцов», наконец-то исчез. Но прошло около полутора десятков лет, и валун вновь появился на поверхности земли. Пришедшие однажды на берег Плещеева озера рыбаки увидели, что «Синий камень» лежит на своем прежнем месте. И вновь к валуну потянулись его поклонники со своими надеждами и чаяниями. В 1788 г. «Синий камень» было решено замуровать в фундамент церкви во имя Святого Духа в Переяславле. Для транспортировки камня к месту постройки был выбран наиболее экономичный путь по льду озера, без значительных подъёмов и спусков. Однако тяжёлый камень проломил ещё неокрепший лёд и осел на дно. В конце 40-х гг. XIX в. он вновь «вышел» на берег, где находится до сих пор.

С вариантом тотемизма мы сталкиваемся в случае с культом предков в образе животных. В "Хождении Богородицы по мукам" сообщается, что славяне "богами прозваша" зверей ("тварей"). Известно, что русичи продолжали соблюдать языческие обряды, в том числе – "надевали на себя звериные шкуры", плясали, скакали и пели "бесовские" песни. Тотемистические игры в медведя ("комоедица") сохранились в белорусской деревне практически до XX в. Элементы тотемизма прослеживаются в обряде "вырывания бороды" – последних колосьев с поля. При этом поются песни, призывающие на помощь волков, лисиц, медведей и других животных. Наиболее ярко подтверждают существование тотемизма у славян древнейшие пласты русских народных сказок. В них животных называют лисичка-сестричка, волк-братик, медведь-дедушка. В одной из сказок тотемным животным выступает корова, помогающая падчерице. Воззрения о родстве человека и животных донесла до нас сказка "Медведь-Липовая нога". В ней мужик, повстречавший медведя, отрубает ему лапу и приносит ее домой. Старуха сдирает с лапы кожу и ставит её варить, а сама начинает прясть медвежью шерсть. Медведь, сделав из липы деревянную ногу, идет в спящее село, вламывается в избу и съедает обидчиков. Здесь прослеживается архаический мотив нарушения запрета убивать и употреблять в пищу тотемное животное. В сказках встречается также ситуация, когда зверь преданно следует священной родственной связи и обязательствам, вытекающим из нее. В сказке об Иване-царевиче и Сером волке в начале волк убивает коня Ивана, а затем клянется царевичу служить "верой и правдой". Тотемический уровень сознания отражают сюжеты о брачных отношениях человека и зверя. Всем известны русские сказки, в которых медведь проживает с бабой, змеи летают по ночам к женщинам, человек может рождаться от коровы, кабана, собаки, быка, а из яиц вылупляться мальчики. Разновидностью культа предков в облике животных является оборотничество. В русских былинах Вольга охотится в образе сокола, обращается в муравья, когда надо пролезть через подворотню из рыбьего зуба. Русская сказка широко использует мотив превращения прекрасной девушки-невесты в лебедя, утку, лягушку. У восточных славян существуют поверья о людяхволках – волкодлаках. Одни предания говорят о колдунах, умеющих превращаться в волков, другие – о людях, превращенных в волков. Мотив оборотничества чётко прослеживается в «Слове о полку Игореве». Оборотнем здесь являются и князь Всеслав Полоцкий, и герой поэмы – Игорь Святославич. Первый обращается в волка, второй – в утку, горностая, волка и в сокола.

Данный обзор языческих представлений в Древней Руси – далеко не полный. Язычество в отличие от христианства – не учение. В нём нет ни догматов, ни правил, ни символа веры. Язычество – это способ восприятия мира, основанный на вере в сверхъестественное, магию и бессмертие души. В рамках языческого мировоззрения могут возникать всевозможные культы – разного уровня и характера. Они могут сосуществовать друг с другом, бороться или дополнять друг друга. Язычники воспринимают весь мир живым и деятельным. Они верят в способность человека общаться с миром богов и духов путём обращения к ним в молитвах, с помощью жертвоприношений и даже непосредственного контакта при личной встрече. С богами язычники обращаются как с людьми, только более могущественными. С ними беседуют, их просят о помощи, задабривают (если они злятся), наказывают, если они, приняв жертву, не помогают. Язычество как особый тип восприятия мира не исчезло совсем, оно живо в народе до сих пор, частью в явном, но чаще в скрытом виде, т.е. слитое с христианской религией и обрядностью3.


Рисунок 1 – Клейма на днищах древнерусских сосудов с языческой символикой


Рисунок 2 – Деревянные славянские идолы


Рисунок 3 – Каменный славянский идол (Збручский идол)


Рисунок 4 – Славянское жилище VIII – IX вв. (землянка)


Рисунок 5 – Славянский посёлок VIII – IX вв. (городище Новотроицкое)