От автора
Удивительно, как сегодня выглядит изучение истории в школе. Спросишь какого-нибудь восьмиклашку, а он в ответ: «Ну, история – это скучно…» Да как же такое возможно! И как же это нужно постараться, чтобы история, полная захватывающих событий, интриг и приключений, стала «скучной»…
При этом взрослые еще возмущаются, что дети не знают элементарных вещей типа того, кто такой Ленин и кто с кем воевал во Второй мировой войне.
Казалось бы, дети любят слушать чудные рассказы о храбрых героях и прекрасных царевнах, их веселят сказки о добрых и злых волшебниках. Тогда наверняка им должно быть еще интереснее слушать не сказку, а быль, то есть сущую правду о том, как жили наши предки. И таких историй написано множество. Сиди себе и читай. Так нет – для многих детей история превращается в ужасный школьный предмет, где надо зазубривать какие-то сухие даты, имена, фамилии, малопонятные факты. Словом, совершеннейший кошмар…
Но удивительно и другое. Казалось бы, на вопрос, как учить детей истории, отвечают сотни методических пособий. Но, видимо, как-то не слишком вразумительно отвечают. Вот и учат дети историю, например, Франции по произведениям Александра Дюма. А в них настоящей истории – кот наплакал. Ведь не зря же этот писатель сам признавался, что история – это гвоздь, на который он вешает плащ своей фантазии. Но детям все равно – ведь интересно же!
Так, может быть, проблема в том и заключается, что в школе на уроках истории детям должно быть интересно?
Но тут сразу же возникает другой вопрос: а как, подогревая интерес, не перегреть его? А то ведь, не ровен час, может накрыть волной нездорового любопытства. А нездоровое любопытство еще никого до добра не доводило. И еще: а стоит ли скрывать от детей какие-то горькие и страшные вещи, какими изобилует реальная история? Хотя, с другой стороны, если обратиться к классическим сказкам народов мира, то там чувства детей не больно-то щадят. Там ведь постоянно кто-то кого-то убивает, что-то похищают, обманывают, несправедливо делят… И ничего.
В истории, в отличие от сказок, действуют реальные персонажи, и там добро побеждает далеко не всегда.
Зато какие персонажи!
Какие личности!
Как писал Мигель де Сервантес, «история – это сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего». Да, истории трудно доверять. Да, она очень субъективна, ибо властвует в ней не факт, а интерпретатор факта, то есть тот, кто об этом факте рассказывает. Да, историю или плохо пишут, или недобросовестно переписывают. А порой ее умышленно перевирают люди, имеющие какие-то свои интересы, или приукрашивают те, кто обладает слишком богатым воображением. Но никто и не собирается отрицать то, что правду тяжело удержать, а мифы и выдумки настолько легко смешиваются с реальностью, что выглядят, в конце концов, куда более логичными, чем эта самая реальность.
Одни говорят, что историки – это «археологи заблуждений», другие уверены, что они – «крупнокалиберные сплетники». Не будем углубляться в эту тему, достойную отдельной книги. В данном случае нам важно другое: интерес всегда провоцирует любопытство. А любопытство, роясь в тайнах, разрыхляет почву для ума. И если оно (в смысле – любопытство) касается серьезных предметов, его уже именуют жаждой познаний. Как говорил Роберт Льюис Стивенсон, «желание и любопытство – два глаза, магически преображающие мир».
Ну, а как же пресловутые сухие даты, бесконечные имена и фамилии? Без них в истории – никуда, и именно этим эта наука отличается от тех же сказок или популярных комиксов, в которых историческая достоверность близка к нулю. И, кстати, не такие уж они и «сухие» и «бесконечные», если рассказать все немного по-другому.
А как же быть с субъективностью? Ведь разные люди (разные интерпретаторы) обычно рассказывают об одном и том же совершенно разные вещи.
Но и это – не беда.
Ведь что делает любую красоту особо интересной? Только то, что она спорная.