Вы здесь

Русская вера, или Религиозные войны от Святослава Храброго до Ярослава Мудрого. Глава 3. Ярманы (С. В. Шведов, 2013)

Глава 3. Ярманы

Прорыв готов в Причерноморье еще не означал конца Русколани (Голуни), Поруссии (Беруссии) и Антии. Эти государственные образования, возникшие после распада державы Кия, продолжили свое существование. Иордан, описывая границы империи готов, приводит такой огромный список племен и земель, входивших в ее состав, что поневоле вызывает сомнение у вдумчивого читателя. Здесь следует учесть одно немаловажное обстоятельство – время написания «Гетики». Дело в том, что Иордан писал свой труд в первой трети VI века, когда Византийская империя вела войну с Готским королевством. После смерти Теодориха в королевстве началась смута. Римская знать и часть готов выступали за мирные отношения с Константинополем и признание власти византийского императора над распадающимся королевством. Иордан принадлежал именно к этой партии. Собственно, его «Гетика» предназначалась только для одного читателя – императора Юстиниана. Именно его он должен был убедить в выгодности союза империи с готами. Отсюда неумеренное возвеличивание готской державы времен Германариха и длиннющие экскурсы в историю скифов и гетов, которых Иордан считал предками готов. И, наконец, пренебрежительное отношение к венедам: «После поражения герулов Германарих двинул войско против венетов, которые, хотя и были достойны презрения из-за [слабости их] оружия, были, однако, могущественны благодаря своей многочисленности и пробовали сначала сопротивляться. Но ничего не стоит великое число негодных для войны, особенно в том случае, когда и бог попускает, и множество вооруженных подступает. Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, – именно при перечислении племен, – происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов. Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинились власти Германариха» («Гетика»).

В начале этой работы я уже писал о нападениях славян на Византийскую империю, все они относятся именно к эпохе Иордана. Автор «Гетики» явно намекает императору, какую пользу может извлечь империя из сотрудничества с готами, хотя бы по части обуздания славян. Именно политическая ангажированность Иордана подрывает доверие к сообщаемым им фактам, тем не менее я не исключаю определенного рода зависимости тех же антов и борусов от готской империи. Во всяком случае, борусы, или берусы, которых Вернадский называет боранами вслед за византийскими летописцами, самым тесным образом сотрудничали с готами. Причем Вернадский явно испытывает чувство неловкости, пытаясь объяснить американским читателям, какое животное русские называют баранами. На самом деле речь здесь идет о поруянах, выходцах с острова Руяна, это славянское название острова Рюген. То есть руяне-поруяне-борусы – это все те же руги, основатели Русколани. Руги всегда были отличными мореходами, а в данном случае Вернадский говорит об их сотрудничестве с готами именно на море. Причем маститый историк недоумевает, почему выходцам из Скандинавии, коими он числит готов, понадобилась помощь каких-то «боранов» для осуществления морских операций против Ромейской империи. Вот что он пишет по этому поводу: «В то время как от готов (как скандинавской нации) можно было ожидать живучести в крови мореходных традиций, следует отметить, что инициатива в серии морских экспедиций третьего столетия на Черном море принадлежала не готам, а боранам» («Древняя Русь»).

Все дело в том, что у готов, потомков степняков-сарматов, никаких мореходных традиций не было и быть не могло. А Вернадский не в первый раз оказывается в плену ложных концепций, господствующих как в западной, так и в нашей исторической науке по поводу отважных норманов-шведов, бороздивших моря и океаны со времен царя Гороха. Тысячелетние мореходные традиции были в крови как раз ругов-руянов, к которым готы совершенно обоснованно обратились за поддержкой.

«В 256 г. множество малых судов боранов, плывущих от устья Дона, пересекло Азовское море и появилось в Керченском проливе. Боспорские власти поспешили заключить дружественное соглашение с боранами и снабдили их морскими судами. Флотилия боранов затем проплыла вдоль кавказского побережья Черного моря и атаковала Питиунт (современную Пицунду). Однако атака была неудачной. В следующем году бораны опять двинулись по морю, на сей раз усиленные поддержкой готов. Союзники первоначально приблизились к Фасису (близ Поти), где они попытались ограбить храм Артемиды, но были отброшены. Затем они повернули к Питиунту и на этот раз преуспели в его взятии; они также захватили множество судов в порту Питиунта, усилив ими свою флотилию. Потом они направились к Трапезунду, который взяли внезапной ночной атакой. Несчастный город был полностью разграблен, а бораны и готы вернулись домой на кораблях, тяжело нагруженных трофеями и пленниками» (Вернадский, «Древняя Русь»).

В 242 году готы в союзе с аланами совершили набег на римские владения и нанесли поражение императору Гордиану под Филипполем. В 251 году они перешли Дунай и вновь разгромили римскую армию, причем в битве с готами погиб император Деций. Филипполь был взят и разграблен. Приблизительно в то же время готы легко завоевали крымское царство скифов. Города греческого Боспора, хоть и сохранили независимость, все-таки вынуждены были отдать весь свой флот готам и предоставить им свободный проход через Керченский пролив.

«В 271 г. войска готов перешли границы империи, нанесли римлянам новое поражение и отторгли у них Дакию. Опасность для империи была столь велика, что Аврелиан, сумевший все-таки остановить готов, даже после потери целой провинции не постеснялся справить пышный триумф, как после крупной победы. Его биограф упоминает, что кроме готов среди пленных в этом триумфе шли аланы, роксоланы, сарматы и вандалы» (Шамбаров, «Когда оживают легенды»).

А вот что пишет о тех же событиях Иордан: «В то время они жили на том месте, где теперь сидят гепиды, по рекам Маризии, Милиаре, Гильпиль и Гризии (последняя превосходит все названные выше). С востока [от вандалов] жили тогда готы, с запада маркоман, с севера гермундол, с юга находился Истр, который называется также Данубием. Когда здесь жили вандалы, то Геберих, король готов, начал с ними войну на берегу вышесказанной реки Маризии; недолго сражались они с равным успехом, но скоро король вандалов Визимар с большей частью своего племени был уничтожен. Геберих же, выдающийся вождь готов, после одоления вандалов и захвата добычи вернулся в свои места, откуда вышел. Тогда небольшая кучка вандалов, которые бежали, собрали отряд своих небоеспособных [соплеменников] и покинули несчастливую страну; у императора Константина они испросили для себя Паннонию и, устроив там селения, служили как местные жители по императорским декретам в течение приблизительно 60 лет. Спустя уже много времени приглашенные Стилихоном, магистром армии, экс-консулом и патрицием, они заняли Галлию, где, ограбив соседние [племена], тем не менее все так же не имели определенных мест для жизни» («Гетика»).

Пика своего могущества готы достигли при Германарихе из рода Амалов. Аммиан Марцеллин писал, что это был «наиболее воинственный монарх, вызывающий испуг соседних наций благодаря своим многочисленным и различным доблестям». К слову, Марцеллин называет готского вождя Эрминием. Шамбаров полагает, что основную часть своих завоеваний Германарих совершил еще в качестве военачальника во время своего деда Атала (284–317) и отца Агнульфа (318–350), поскольку на трон он сел в уже в 85-летнем возрасте. Если учесть, что правил он до гуннского нашествия, то его возраст в год смерти достигал баснословной цифры в 110 лет. В таких случаях обычно говорится – столько не живут. Скорее всего, Германарих прожил немало, но поверить в то, что человек, получивший жесточайшую рану в бок и выживший после этого, был столетним старцем, мешает здравый смысл. Скорее всего под именем Германариха скрываются по меньшей мере три вождя-рекса, правивших с 284 по 375 год, возможно их было больше, но не в этом суть. Герман, а точнее Ярман, это титул, а не имя. Ярманами назывались люди, вобравшие в себя победоносную и оплодотворяющую энергию бога Ярилы. Ставшие олицетворением бога на земле. Собственно Амалы подобно Меровингам были королями-священниками, и само их родовое прозвище Мал, Малик, «правитель», и титул ярман говорят именно об этом. Между прочим у вестготов до их подчинения остготам были свои верховные вожди по родовому прозвищу Балты. Скорее всего, речь идет о Владах, владыках, поскольку при устном, да и при письменном, переложении «б» и «в» часто подменяют друг друга, то же самое происходит с буквами «д» и «т». На примере Амалов и Балтов мы в который раз убеждаемся, что никаких случайных имен и прозвищ у правителей древности не было. Все они так или иначе восходят к словам, обозначающих близость к богам, а следовательно, к власти.

В византийских и римских источниках готов называют арианами, якобы принявшими христианство еще до нашествия гуннов. Причем случилось это при последнем их правителе, которого мы будем называть Германарихом, дабы окончательно не запутать читателя.

Вот что пишет об арианстве Уве Топпер, уже ранее упоминавшийся в этой книге: «Еретик Арий тоже может оказаться вымышленной персоной, маскирующей в качестве «еретического первосвященника» некую более могущественную религию, называя которую арианизмом, мы только прикрываем свое незнание ее сущности. Справиться с мировой религией было практически невозможно, зато с обычным человеком Арием вполне можно было потягаться. В некоторых западноевропейских церквях до сих пор не соскоблены со стен арианские символы и не уничтожены языческие каменные изображения на наружных стенах. Где бог забывчив, там является образ дьявола» («Великий обман»).

Согласно официальной версии, арианство было осуждено христианской церковью как ересь на Никейском соборе в 325 году, что, однако, не помешало императорам Валентиниану, управлявшему западной частью Римской империи, и его родному брату Валенту, сидевшему в Константинополе, придерживаться именно арианства. Соответственно, и в Риме, и в Константинополе заправляли арианские епископы. Феодосий Великий, который до своего вступления на престол считался язычником, был крещен никеем, а посему изгнал из своей столицы арианского епископа Домициана. Но произошло это уже после того, как Валент крестил остготов и вестготов по арианскому обряду.

История, что и говорить, путаная. О самом Арии известно немного. Родился он в 256 году, умер в 336. Родом из Ливии. Был рукоположен во диакона архиепископом Петром Александрийским и им же был отлучен за приверженность мелитианству. Очевидно, позже он раскаялся, поскольку архиепископ Ахилла рукоположил его во пресвитера Александрийской церкви. После Никейского собора Арий был сослан в Иллирию с запретом возвращаться в Египет. Сочинения Ария были уничтожены и дошли до нас в фрагментах. А вот что пишут об арианстве энциклопедии: «Арианство – теологическое учение в христианстве в IV–VI вв. Возникло в Поздней Римской империи, получило название по имени его зачинателя – александрийского священника Ария. Ариане не принимали основной догмат официальной христианской церкви, согласно которому Бог Сын предвечен, как и Бог Отец. По учению Ария, Сын Божий (Христос) – творение Бога, следовательно, не предвечен, то есть находится в подчинении Богу Отцу. Согласно Арию, Сын – первое творение Отца, посредник между Богом и тварью. Учение ариан, провозглашавшее земную – а не божественную – природу Иисуса Христа, было осуждено, а сам Арий изгнан. При этом – вопреки протестам ряда присутствующих – собор включил в т. н. Никейский символ веры отсутствовавшую в Священном Писании формулу о «единосущности» (абсолютной тождественности) Бога Отца и Бога Сына».

Вы спросите – а причем здесь готы? И этот вопрос правомерен, не только в отношении готов, но и в отношении вандалов. Ведь, согласно официальной истории, вандалы Гусирекса тоже были арианами. Более того, заняв африканские провинции Римской империи, они тут же принялись разрушать христианские храмы, принадлежащие сторонникам Никейского символа веры. В то, что вандалы разрушали христианские храмы, я готов поверить, но в то, что делали они это по наущению арианских священников, – извините. В конце концов, ариане тоже были христианами, и никто не мешал им использовать эти же самые храмы для своих нужд. Прав Уве Топпер: не в христианской ереси здесь дело, а в «некой более могущественной религии», сущность которой мы все-таки попытаемся понять. Обратимся сначала к Чудинову: «После экономической революции в позднем неолите совершилась и религиозная революция, связанная с переходом от лунного календаря и лунных богов к солнечному календарю и солнечным богам. Наиболее почитаемым становится бог солнца по лунному календарю Яр (Ярило), который почитается как сын Велеса, бога Луны. Его зооморфной ипостасью становится сокол».

А теперь к Прозорову: «Бог вешнего тепла и цветения, бог плодородия земли, стад и людей, защитник полей, податель любовного жара и молодецкой удали. Каждый год умирающий и вновь возвращающийся к людям, именно он, единственный среди Бессмертных познавший смерть, ближе всех их к нам, смертным… Ярило – типичный «умирающий и воскресающий Бог» растительной силы – не зря Джордж Фрэзер в наиболее полном обозрении земледельческих культов такого рода (Диониса, Осириса, Таммуза), в своем всемирно известном труде «Золотая ветвь», уделяет немало внимания и восточнославянскому Яриле… Размах и популярность культа Ярилы на Руси вполне соответствуют таковым галльского «Меркурия» и индоарийского Ганеши» («Боги и касты языческой Руси»).

Итак, бессмертный и одновременно умирающий. Муж богини Лады и отец Ладона – Ивана Купалы-Купавона – Аполлона, сын Волосатого бога. Тот самый Ярило, который положил начало династии Меровингов. Тот самый Ярило, который считался покровителем буйных разгульных праздников, на которых и супружеская измена если не поощрялась, то допускалась.

Ярман – это сын Ярилы, точнее его земное воплощение, Ладон, но получивший имя не по матери, а по отцу. Итак, два царственных рода Амалов и Меровингов ведут свое начало именно от Ярилы и Лады, вот только судьба у них разная, о чем я уже писал выше, и причина тому «буйные разгульные праздники», допускающие в том числе и супружескую измену. Трудно сказать чьей супругой была Сунильда, смерть которой описал Иордан, но, судя по тому, как рекс Ярман близко к сердцу принял ее измену, не исключаю, что его. Как не исключаю и того, что именно культ Ярилы и был тем самым «арианством», который так старательно прикрывали христианские богословы с помощью некоего мифического Ария, уроженца Ливии. Вы спросите – а как же императоры Валентиниан и Валент, ведь они тоже считаются арианами? Именно по этому же принципу и считаются – как сыновья Бога. Как его земное воплощение. Ибо культ божественных императоров долгое время был самым главным культом в Римской империи. Вопрос только в том, как звали бога, рождавшего подобных сыновей, – Юпитер или Иегова? Но об этом мы будем говорить позже, а пока вернемся к готам. Готов считают поклонниками Одина-Вотана, что вроде бы напрочь исключает связь их вождей со славянским богом Ярилой, но, во-первых, Ярило – бог индоевропейский, во-вторых, сам Один – это тот же самый ярман, согласно Снорри Стурлуссону, лишь впоследствии обожествленный соплеменниками. Косвенно об узости культа Одина и его вторичности по отношению к культу Велеса свидетельствует тот факт, что все жрецы-дротты этого бога готов происходили из одного рода. Такого просто не могло быть, если бы этот культ имел широкое распространение. Кроме того, не следует забывать, что большинство населения Готской державы составляли скифы, сарматы и славяне, которым до племенного божка готов не было никакого дела. К слову, культ Одина-Вотана был раздут до невероятных размеров немецкими романтиками XVIII–XIX веков, пытавшимися выдавить память о славянских богах с захваченных территорий. Вот что пишет о взаимоотношениях готов и славян Вернадский: «Говоря в целом, тесная взаимосвязь между готами и славянами в Южной Руси длилась около двух столетий, от конца второго до последней четверти четвертого. Не удивительно, что слова готского происхождения появились в славянском языке и наоборот. Следующие славянские слова рассматриваются как имеющие готское происхождение: князь; от готского Kuni («старейшина клана»); пениази («деньги»), от готского pannings; полк («вооруженные люди», «подразделение»), от готского volk; шлем, от готского hilms. С другой стороны, готское meki («меч») может быть выведено из анто-славянского меч. Соответствующее немецкое слово – Schwert. Антские мечи упоминаются в «Беовульфе». Также характерно, что многие готские короли и принцессы имели имена, которые звучат скорее по-славянски, нежели по-тевтонски. Так, наследник Германариха звался Витимир; его внук был назван Видимер. Имя брата Видимера было Валамир (ср. славянское имя Велемир)» («Древняя Русь»).

Конец ознакомительного фрагмента.