Глава 2. Руна: ключ к вратам Вселенной
Наследие Одина
Наверное, предыдущая глава уже не оставила у вас сомнений в том, что руны – очень древнее и поистине интереснейшее явление культуры! Но сейчас мне хотелось бы подробнее рассказать вам о том, насколько глубоко руны вошли во все сферы жизни человека и насколько разнообразно было их применение.
Еще в глубокой древности человек использовал руны для предсказания будущего и защиты своего дома, он искал у них поддержки в бою и в далеком путешествии, при помощи рун врачевали тяжелые раны и болезни. Руны, начертанные на камнях, должны были рассказать потомкам о доблести их дедов и прадедов (подобные «рунические валуны» до сих пор можно увидеть как в музеях, так и под открытым небом: в Швеции, Норвегии, Великобритании).
Конечно же, народное творчество не могло обойти руны стороной. Наверняка вы знакомы со «Старшей Эддой». Это сборник древнеисландских песен, переведенный на многие языки мира; у нас в России (и ранее – в СССР)«Эдда» пользовалась большим уважением как один из важнейших источников по истории древних германцев.[3] Точно неизвестно, кто и когда ее создал – кто-то приписывает авторство исландскому писателю и священнику XI–XII столетия Сэмунду Мудрому; кто-то утверждает, что песни эти являются народными, на протяжении многих лет передавались из уст в уста и, в конце концов, были зафиксированы на пергаменте безвестными переписчиками. Первая известная нам запись «Старшей Эдды» относится к XIII веку, но родились песни, конечно же, значительно ранее.
В этих песнях, по-северному лаконичных и неторопливых, но в то же время удивительно образных, представлена история героев и богов – поэтому «Эдду» можно использовать как настоящий учебник по древней скандинавской мифологии! Помимо «Старшей Эдды» есть еще и «Младшая» – это вторая часть северного эпоса, написанная, вероятнее всего, средневековым исландским поэтом и ученым Снорри Стурлусоном (1178–1241 гг.).
Что такое «Эдда»?
Нет единого мнения о том, как появилось это слово. Часть исследователей уверены, что «эдда» в переводе с древнеисландского означает просто «поэзия», «песня», «поэтическое изложение». А иногда его переводят как «праматерь» или «прабабушка». Что ж, это вполне справедливо – древние скандинавские сказания так же, как сказки и предания любого другого народа, во многом заложили основу современной литературы!
В «Старшей Эдде» валькирия Сигрдрива подробно рассказывает герою Сигурду о разных рунах и о том, для чего они могут использоваться. Я приведу небольшой отрывок из текста «Речи Сигрдривы», на самом деле ее рассказ о волшебных и необычайных свойствах рун гораздо длиннее!
Руны победы,
коль ты к ней стремишься,
вырежи их на меча рукояти
и дважды пометь
именем Тюра! (…)
Руны прибоя
познай, чтоб спасать
корабли плывущие!
Руны те начертай
на носу, на руле
и выжги на веслах, —
пусть грозен прибой
и черны валы, —
невредимым причалишь.
Целебные руны
для врачевания
ты должен познать;
на стволе, что ветви
клонит к востоку,
вырежи их. (…)
Познай руны мысли,
Если мудрейшим
Хочешь ты стать![4]
Как видите, руны могли способствовать даже усмирению морских волн и обретению мудрости. И еще один немаловажный момент: в скандинавской (и в целом в германской) мифологии уделяется особое внимание женской интуиции, женской внимательности к деталям. И не просто так создатели «Старшей Эдды» вкладывают слова об удивительных способностях рун в уста женщины. Да, скандинавские мифы в целом очень «мужественны» и мрачноваты, но для них характерно огромное уважение и почтение к женщинам – не только богиням и валькириям, но и обычным, «земным». Ну а к тому, что поведала своему избраннику Сигрдрива, мы еще обязательно вернемся.
Как уже говорилось выше, в первую очередь руны связываются с именем Одина (Вотана) – верховного бога в германо-скандинавской мифологии; именно ему они «открылись», когда Один сам себя пронзил копьем и девять дней провисел на стволе священного Древа Иггдрасиль. Считается, что именно такое символическое самопринесение в жертву позволило Одину стать одним из самых могучих и многоликих божеств. Он почитался как покровитель мудрости и военного искусства, владыка Вальхаллы – рая для храбрых воинов. Ему приписывали особый дар прозорливости, к Одину обращались, когда хотели укрепить боевой дух перед сражением или путешествием. Он был богом шаманов, гадателей и предсказателей, его же особо почитали сказители и поэты. Поэтому, видимо, и обретенные им руны считались подспорьем в любой жизненной ситуации!
Сведения о гаданиях при помощи рун (или чего-то весьма напоминающего руны) содержатся в произведениях Публия Корнелия Тацита, древнеримского историка и писателя. В I веке нашей эры он пишет о том, что германцы, желая заручиться покровительством богов или просто получить помощь в принятии какого-либо затруднительного решения, наносят на небольшие кусочки дерева некие тайные знаки. А затем либо истолковывают их комбинации, высыпав эти кусочки на ткань и внимательно рассмотрев расположение, либо задают вопросы, вынимая по одной «плашке» и расценивая символы на них как ответы. И по сей день основная функция рун – проникновение в скрытое пока от нас будущее, получение советов – как несложных, «на каждый день», так и в более значимых вопросах. А также, конечно, они выполняют роль оберегов и помогают сохранить жизнь и здоровье!
Цена мудрости
Согласно мифам, Один-Вотан был одноглазым, так как один свой глаз он отдал великану Мимиру, охранявшему источник мудрости, в обмен на возможность выпить воды из этого источника. Кстати, и само имя Одина возводят к древнегерманскому «предсказатель», «тот, кому доступно скрытое». Так что, кому, как не Одину, быть «проводником» между людьми и мудростью рун?
«О добре и зле…»
Не будем забывать о том, что руны появились задолго до того, как на земли Европы пришло христианство. То есть создатели рун (независимо от того, был ли это бог Один или руны – все же результат человеческой деятельности) были гораздо ближе к природе, чем мы сейчас. У человека с языческим мировоззрением не вызывала никаких сомнений мысль о том, что он может общаться с силами природы: ветром, грозой, морской стихией, разговаривать с птицами, растениями и животными, получать из мира богов советы и помощь. Нужен был только некий универсальный язык – этим-то языком и стали для древних германцев руны.
С распространением христианства укрепляется идея о грешности, наказуемости использования любых магических практик. Даже тогда, когда руны использовались не для гадания, а просто для составления разнообразных надписей, они часто вызывали раздражение священников – просто потому, что имели отношение к язычеству. Но они не теряются и не забываются навсегда – просто уходят на второй план. И точно так же, как в древности передавались друг другу песни «Старшей Эдды», в Европе, начиная со времен Средневековья и до наших дней, из поколения в поколение сохранялись знания о свойствах рун. И я очень рад, что мне представилась возможность пообщаться с людьми, для которых слова «хранитель знания», «хранитель традиции» – не пустой звук…
…Швеция. Мне предстоит встреча с профессором, специалистом по рунической вязи (пока не буду отвлекать вас рассказами про руническую вязь, всему свое время)! У меня есть несколько свободных часов, и я решаю съездить прогуляться по окрестностям Мальме. Там довольно много небольших ферм, на которых современное оборудование соседствует с фундаментами и стенами, сохранившимися едва ли не со времен Средневековья. (Иногда прямо при ферме находится и небольшой цех по производству продукции – например йогурта.) И при входе на одно из таких предприятий мне бросился в глаза невысокий каменный столб, на котором красовалось изображение, напоминающее знак пацифистов – правда, перевернутый «рожками» кверху. Руна Альгиз! Кто-то старательно вырезал ее на камне – глубина бороздок, составивших рисунок, была около сантиметра. Видимо, рисунок был сделан давно – края бороздок уже успели сгладиться под воздействием непогоды и времени. При этом руна была еще и окрашена охристо-красным цветом. Краска явно была свежая, значит, изображение время от времени подновляют.
Конечно же, мне захотелось пообщаться с хозяином и узнать, что сподвигло его украсить руной Альгиз ворота своих владений. Впрочем, слово «украсить» здесь не совсем уместно. Руны никогда не были просто украшением…
Владелец фермы и расположенного при ней магазина – звали его Арвид – оказался на своем рабочем месте и ничуть не удивился моему желанию поговорить с ним: на подобных предприятиях всегда довольно много посетителей. Кто-то приезжает за продуктами, кто-то – просто затем, чтобы подышать свежим воздухом и «психологически разгрузиться» в обществе симпатичных цыплят и поросят. Правда, хозяину показалось несколько странным, что мой интерес к его владениям не касается ни продуктов, ни отдыха на лоне природы.
– Руна? Да, конечно, знаю, я сам ее регулярно подкрашиваю! – заявил он в ответ на мой вопрос о происхождении изображения на столбе. – Но изображение появилось еще до моего рождения. Здесь были строения, принадлежавшие моим родственникам. По-моему, это прадед вырезал руну на столбе. Ведь Альгиз всегда была одной из самых сильных защитных рун, и, конечно, именно этим объясняется идея моего предка украсить ею ворота своих владений!
– А сами вы разбираетесь в значениях рун? – спросил я. – Как вы относитесь к вере в их особые «способности»?
– Я, конечно, не специалист, – ответил Арвид. – Но в общих чертах знаю обозначения основных рун и считаю, что если много лет назад мои родные придавали этому особое значение, мой долг – сохранить то, во что они верили, и то, что они сделали…
Впоследствии я не раз встречал самые разные охранные руны на воротах, обрамлениях окон, резьбе дверных ручек. Не раз доводилось мне видеть и висящие на цепочках кулоны с изображением тех или иных рун, украшающие шеи как скандинавов, так и наших с вами соотечественников. Верите ли вы в защиту рун? Решение за вами. Но если вы пока не определились, почему бы не поставить эксперимент, изготовив рунный талисман или украсив свою входную дверь изображением одного из элементов, например, Старшего Футарка? А как это сделать, я вам обязательно расскажу!
Рунические календари
Оказывается, руны могли использоваться и для составления календарей. В музеях мира таковых немало. В большинстве своем это тонкие деревянные столбы или дощечки, напоминающие чертежную линейку. При помощи рун на них обозначались дни недели, деления для определения полнолуния, важные дни народного календаря – например, дни солнцестояния, начала сбора урожая и прочее. Причем даже в период господства церкви в средневековой Европе подобные календари, по-видимому, были достаточно популярны у местного населения. Хотя, как уже говорилось, христианство относилось к рунам весьма настороженно.
Но, несмотря на довольно жесткое подчас противостояние двух традиций – языческой, «рунической», и христианской, полностью искоренить древнюю традицию не удалось. По-прежнему существовали люди, бережно хранившие и передававшие друг другу информацию о рунах и их правильном использовании. Руны сохранялись на камнях, признанных историческими памятниками, на музейных экспонатах – орудиях труда, повозках, посуде…
В XIX веке, когда церковь несколько сдала свои позиции и в большинстве стран прошла промышленная революция, в мире начался настоящий «исторический бум», подхлестываемый быстрым развитием археологии. Благодаря походам Наполеона в Северную Африку было найдено множество интересных артефактов, в частности, знаменитый Розеттский камень, испещренный письменами, давшими возможность начать дешифровку египетских иероглифов. На повестке дня у ученых оказались и руны. Правда, их изучение тогда не было особенно активным. А вот когда во второй половине XIX века началось объединение Германии, руны стали в буквальном смысле олицетворением германской культуры. И значительный вклад в их популяризацию внес австрийский писатель и оккультист Гвидо фон Лист (1848–1919 гг.). Он утверждал, что в детстве ему явился сам Вотан (Один) – и Гвидо, болезненно впечатлительный и романтичный, поклялся посвятить жизнь изучению и прославлению древней культуры предков.
Свое слово мальчик, происходивший из богатой купеческой семьи, сдержал: Гвидо фон Лист начинает изучать фольклор и магию, историю рун и археологию, литературу и народное искусство. Он вынашивал идею отказа от католичества и возврата к языческим культам. Причем, видимо, во второй половине своей жизни он уже выдает желаемое за действительное и именует себя «жрецом Вотана» и «избранным». Серьезные историки к трудам Гвидо фон Листа часто относятся презрительно, называя их бредом больного воображения. Но на самом деле по количеству собранной фактической информации работы австрийского оккультиста в то время не имели себе равных.
Лист издает книги «Мистериальный язык индо-германцев», «Тайна рун» – в среде жаждавшей тайн и загадок публики они получили бешеную популярность[5]. Он опирался на «Старшую Эдду», на тот ее отрывок, который именуется «Речами Высокого» (под этим именем представлен сам бог Один). Сейчас трудно судить, как именно Лист делал выводы о том, какие руны связаны с описанными в «Речах Высокого» заклинаниями; но внешне «руны Гвидо фон Листа» (которых всего 18) имеют мало общего с классическим Старшим Футарком. В итоге они получили название «Арманический Футарк» (рис. 5). Сам Лист утверждал, что эти руны «пришли» к нему в ходе разнообразных оккультных практик.
Рис. 5. Арманический Футарк
Странный термин
Слово «арманизм» появилось именно благодаря Гвидо фон Листу. Изучая историю древних германцев, он трансформировал слово «гермионы» (название одного из крупнейших племен). У него получилось «арманы». Собственно, и разработанные им руны он часто именовал «рунами арманен». Лист утверждал, что не придумал ничего нового: мол, арманизм – разработанное им оккультное учение – существовал еще на землях «древних ариев».
Работы Гвидо фон Листа, который еще в XIX веке часто поднимал вопросы «избранности», «расовой чистоты» и прочего, в двадцатом столетии водрузили на щит немецкие нацисты. Но наряду с изданиями, превозносившими исключительность германской культуры и ее приоритет над всеми прочими мировыми достижениями, в Германии выходили также книги, представлявшие собой глубокий и разносторонний анализ происхождения и общеисторического значения рунических систем. В качестве примера можно привести появившийся в начале 1940-х годов и издававшийся у нас труд Э. Вебера «Руническое искусство»[6]. Я не буду подробно останавливаться на использовании рун в символике Третьего рейха – хотя бы потому, что тема книги совершенно иная, да и руны в «прочтении» нацистов стали служить злу, а не добру. А этого быть не должно! Но если вас заинтересует тема «реабилитации» рун, долгое время воспринимавшихся многими исключительно как атрибут нацизма, прочитайте книгу С. В. Кормилицына «Тайны Рун. Наследники Одина»[7].
Популярность рун, начавшаяся в XIX столетии, не спадала. Они оказали огромное влияние на массовую культуру, литературу, изобразительное искусство: на основе рун разрабатываются шрифты, германские легенды вдохновляют художников и поэтов… Достаточно напомнить, что при разработке «письменности Средиземья» Джон Толкин использовал рунический алфавит.
Ну, а нам пора начать непосредственное знакомство с рунами и применить их на практике!