Вы здесь

Руководство по выращиванию капитала от Джозефа Мэрфи, Дейла Карнеги, Экхарта Толле, Дипака Чопры, Барбары Шер, Нила Уолша. Часть 2. Экхарт Толе и сила момента Сейчас (Валентин Штерн, 2015)

Часть 2

Экхарт Толе и сила момента Сейчас




Надоело страдать? Загляни в себя и найди свое счастье – здесь и сейчас

Экхарт Толле, современный духовный учитель, автор бестселлера «Сила момента Сейчас» и других книг, однажды сделал протрясающее открытие: наша душевная боль, наше недовольство, наши страхи и беспокойства вообще не имеют под собой реальной причины. Они – результат грандиозной ошибки, во власти которой находится все человечество.

Эта ошибка состоит в том, что мы подменили себя настоящих собою ложными, иллюзорными, искусственными.

Настоящее Я не способно страдать. Оно призвано существовать в состоянии радости и любви. Страдает ложное Я, называемое еще эго. Это умозрительная, искусственная конструкция, которая создана оторванными от реальности построениями нашего собственного ума.

Мы можем избавиться от этого ложного Я, просто сбросив его с себя, как ненужный груз. И вместе с ним избавиться от боли, страданий, недовольства. Мы можем в любой момент прийти к нашему подлинному Я, живущему в счастливом состоянии радости и восторга бытия. Мы можем освободиться от пут, которыми сковали нас мертвые умственные построения, создающие реальность, где страдания неизбежны. Экхарт Толле показывает путь к освобождению от страданий и боли всем тем, кто устал страдать, кто изнурен вечными тяготами жизни и бессмысленностью существования. Он убедительно показывает, что великая награда ждет нас после такого освобождения, когда мы входим в волшебную дверь, которая находится в нас самих.

Как сделать свою жизнь радостной и гармоничной? Как избавиться от боли, недовольства, беспокойства, страхов и сожалений?

Как прекратить тратить свои жизненные силы впустую и начать жить полноценной жизнью ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС?

Как улучшить свое самочувствие, поправить здоровье, исцелиться и помолодеть?

Как выйти из нежелательных жизненных ситуаций, решить свои проблемы, достичь своих целей, повысить само качество жизни?

Если вы хотите получить ответы на эти вопросы – вы их получите. Если вы хотите воплотить в жизнь истины, изложенные Экхартом Толле, вы это сделаете и таким образом трансформируете себя, полностью измените свою судьбу и обретете то, что по праву дано нам самим Сущим, частью которого мы являемся – прекрасную, светлую, счастливую жизнь в прекрасном, вечно юном, счастливом мире.

Шаг 1. Подлинное Я, рожденное Сущим, и ложное «я» – порождение эго

Прикоснись к Сущему и узнай, кто ты на самом деле

Экхарт Толле предлагает нам представить, что весь видимый мир похож на поверхность бурлящего океана, в глубине которого всегда сохраняется величавое спокойствие, мир и тишина. Это наделенная сознанием, мудрая и любящая тишина. Это – Сущее, сама основа мира, и то, из чего мы все произошли.

Иногда, остановившись на миг посреди нашей суеты и бурления жизни, мы можем ощутить прикосновение этой гармонии, покоя, глубины, мудрости и любви. А главное, мы можем почувствовать и в себе эту глубину. Потому что мы не просто связаны с ней – мы часть ее.

Обнаружить Сущее в самих себе, осознав и ощутив себя его частью – значит стать просветленным.

Просветленными у нас часто называют только особо избранных людей, и считается, что простым смертным не достичь просветления, что это такое необыкновенное состояние, дверь в которое скрыта за семью печатями.

На самом деле просветление – это самое естественное, самое простое состояние, это состояние возвращения к своей истинной природе, к своему настоящему Я.

Упражнение 1. Ваш опыт прикосновения к Сущему

У каждого человека в жизни были моменты, когда он чувствовал присутствие в мире какой-то незримой, но величественной силы. Были они и у вас. Постарайтесь вспомнить эти моменты. Может быть, они были кратковременными, и вы даже не успели осознать, что происходит. Но вы можете осознать их сейчас.

Может быть, нечто подобное вы чувствовали, любуясь звездным небом, или океанской гладью, или горным пейзажем. Очень часто Сущее напоминает нам о себе именно посредством природы. И тогда мы ощущаем восторг и настоящее счастье, блаженство просто от того, что мы живем. В этот миг время словно останавливается, отходят в сторону все обычные заботы и тревоги, нас наполняет тихая радость и чувство гармонии, умиротворения, покоя. При этом мы можем ощущать какую-то незримую связь между собой и всей природой, миром, как будто мир и природа тоже одушевленные и являются продолжением нас.

Бывает, что подобные моменты прозрения возникают и по другим поводам – например, когда мы выполняем какую-то сложную задачу, и нам приходится сохранять полную концентрацию, отбросив все страхи и посторонние мысли, или когда нам удается избежать какой-то опасности, или когда болезнь вырывает нас из обыденной суеты и оставляет наедине с собой и с миром, или когда мы испытываем творческое вдохновение…

Обязательно вспомните хотя бы один подобный момент, когда вы прикоснулись к Сущему. Вспомните свои ощущения в тот момент. Вы поймете, что эти ощущения никуда не делись. Они с вами. И вы можете снова и снова испытывать их, когда захотите.

Преграды, отделяющие нас от Сущего

Главная преграда, не дающая нам пребывать в единстве с Сущим – это наш собственный ум, а точнее, бесконечные мысли, которые постоянно толкутся в голове.

Ум, конечно, дан человеку не зря. Он незаменим, когда нам нужно решить какую-то конкретную, практическую задачу: найти новые идеи, разработать проект, составить план, сделать открытие, написать книгу и т. д.

Но человечество совершило ошибку, дав уму слишком много власти над собой. Если бы мы пользовались им только по прямому назначению! Но чаще всего ум работает у нас вхолостую – ведет бесконечный и бессмысленный внутренний диалог.

Если вы будете внимательны к себе, то заметите, что ум постоянно вам что-то говорит, шепчет, диктует, настаивает, требует. Но разве этот назойливый голос помогает вам решить проблемы и делает вас счастливее? Нет. Напротив, он лишь уводит от решения проблем, а приводит лишь к беспокойству, тревоге, постоянному дискомфорту. А главное – он уводит нас и от самих себя, и от Сущего, и от жизни. Этот бесконечный голос в голове пытается подменить собой жизнь! А подлинная жизнь в это время проходит мимо, оставаясь незамеченной и неосознанной нами.

Может быть, вы привыкли отождествлять себя с умом? Но на самом деле ваше подлинное Я гораздо больше и глубже, чем ум. Давать уму полную власть над собой – это большая ошибка.

Все, что для нас действительно важно, – счастье, внутренний покой, чувство гармонии и красоты, творчество, любовь, – не имеет ничего общего с постоянно говорящим в голове голосом.

Все эти истинные ценности существуют вообще вне ума, за его пределами. Но мы не имеет к ним доступа, пока поглощены своим умом.

Упражнение 2. О чем вы разговариваете с собой?

Подумайте о том, что составляет основное содержание ваших разговоров с самим собой, тех внутренних диалогов, которые постоянно ведет ум. Какие темы занимают его? Можете ли вы ответить себе на вопрос, о чем вы думали, к примеру, сегодня в течение всего дня?

Вы сможете заметить, что найти ответ не так просто. Вы, может быть, ответите, что ни о чем не думали. Тем не менее мыслительный поток в вашей голове шел непрестанно. Что это были за мысли? Отдавали ли вы себе в этом отчет?

Оказывается, мы порой даже не замечаем того потока мыслей, который постоянно проходит через нашу голову. Мы можем даже не отдавать себе отчет в том, что все время о чем-то думаем. Мы не можем вспомнить, что это были за мысли – потому что, по сути, это были мысли ни о чем. Просто словесно-мысленная каша, ни к чему не ведущая.

Если же вам удастся вспомнить, о чем вы думали, ответьте себе на вопрос, к какому результату привели эти мысли. В итоге вы что-то решили, что-то поняли, в чем-то разобрались – в том, что в самом деле для вас важно? Если да – вас можно поздравить: вы использовали ум по назначению. Если мысли просто пришли и ушли и в итоге ничего не изменилось, значит, ваш ум просто использовал вас, отнял часть вашей силы, отвлек вас от чего-то по-настоящему важного.

Задайтесь целью по мере возможности отслеживать: когда вы используете ум по назначению, решая с его помощью конкретные задачи, а когда он работает вхолостую, просто заполняя вашу голову ненужной болтовней. Сравните, что преобладает – работа ума вхолостую или его работа по решению конкретных задач. Постепенно вы будете повышать свою осознанность и сокращать пустую болтовню ума в пользу использования его для реальных практических целей.

Власть ума над нами не была бы так сильна, если бы он не брал в союзники эмоции.

Эмоция – это не что иное, как реакция тела на работу ума.

По сути, ум сам и создает эмоции, чтобы крепче держать нас в плену. Если мысли – это только информация, то эмоция – это энергия, то есть реальная сила. Эта сила способна создать очень прочную клетку и удерживать нас в ней.

Например, если вы подумали о том, что кто-то может на вас напасть – тело не может остаться к этому равнодушным. Оно реагирует, выдавая эмоцию страха или гнева, злости, возмущения.

Когда ум порождает эмоцию, то, соответственно ей, в теле возникает определенный энергетический заряд. Эта энергия не только подчиняет нас себе, но и усиливает породившую ее мысль. Это замкнутый круг. Ловушка захлопывается. Мы уже несвободны, мы уже не принадлежим себе, ум вместе с эмоций руководят нашим поведением, и нам уже кажется, что именно ум вкупе с эмоциями – это и есть наша личность, это и есть то, что называется Я.

Но это – не Я. Не то Я, которое связано с истинной сутью Бытия и является его частью. Это ложное «я». Экхарт Толле приравнивает понятие ложного «я» к эго.

А как же так называемые положительные эмоции – любовь, радость, благодарность? Разве они не создаются тем же самым умом, который мы тут так упорно разоблачаем? Нет, – считает Экхарт Толле. Любовь, радость, благодарность, душевный покой в подлинном их понимании – это вообще не эмоции. Это глубинные состояния Бытия.

Не случайно, стоит нам хотя бы на миг прикоснуться к Сущему, мы ощущаем подлинное блаженство, тихую радость, покой, любовь и благодарность. Мы все это можем ощутить, даже если в нашей обычной жизни вроде и нет для этого поводов и если в своем уме мы не создавали соответствующих мыслей.

Упражнение 3. Ваши эмоции

Подумайте о том, какого рода эмоции преобладают у вас. Перечислите их. Вспомните, что эмоция – это реакция тела на мысль. Ответьте себе на вопрос, какая именно мысль породила (или могла породить) ту или иную эмоцию. Преодолейте внутреннее сопротивление ума, который будет говорить, что таких мыслей у него не было и нет. Если есть эмоция – есть и соответствующая ей мысль.

Например, вы чувствуете обиду. Какая мысль могла ее породить? Может быть, такая: «Я нечастный, слабый, бедный, беспомощный, все что-то имеют против меня и могут причинить мне вред». Или вы чувствуете раздражение на кого-то. В основе этой эмоции может быть такая мысль: «Этот человек плохой, он ведет себя не так, как я хочу».

Может быть, вы даже не осознаете, что у вас есть подобные мысли. Приучайтесь быть честным с самим собой и осознавать, какие именно мысли порождают те или иные эмоции, присутствующие у вас. Осознав эти мысли, вы сможете понять, что они не соответствуют действительности – или, во всяком случае, отражают далеко не всю истину, подчас еще и искажая ее. Проще говоря, это ложь, которой ум дурачит вас. Эмоции лишь усиливают эту ложь. Вот так ум вместе с эмоциями создают ложную реальность, которая держит вас в плену. Разоблачив эту ложь, вы получаете шанс выйти из плена иллюзий и вернуться к реальной жизни.

Из мыслей и эмоций ум создает нечто вроде искусственной оболочки, которая подменяет наше истинное Я. Эта искусственная оболочка искажает реальность – глядя на мир сквозь нее, мы перестаем осознавать, что на самом деле происходит, и поистине не ведаем что творим. Мы все видим, к каким страшным последствиям это может приводить.

Разве было бы на Земле столько ненависти, противоборства, войн, разве возможно было бы уничтожение людьми друг друга, если бы люди жили в согласии с Сущим, полным любви, гармонии, красоты и покоя? Конечно, нет. Если бы люди осознавали, кто они есть на самом деле – Земля преобразилась бы, став миром, полным света и любви.

Но люди не осознают, кто они есть на самом деле. Они отождествляют себя с ложным «я», а это и означает жить словно бы во сне, быть непробужденными, неосознанными.

Как ум уводит нас от настоящего

Ум боится жизни! Ему кажется, что прикоснуться к ней непосредственно – страшно. И потому ум все время уводит наши мысли в прошлое или будущее. Тогда как жизнь всегда протекает в настоящем.

Страх столкнуться с настоящим, нежелание видеть и принимать это настоящее, страх правды – вот что заставляет нас прятаться в ложное «я», вот что уводит нас от самих себя и от Сущего.

Но пока мы плаваем по волнам прошлого и будущего, пока мы бежим от настоящего, не желая принимать его – мы не живем, мы пребываем в некоей виртуальной реальности, в придуманном, иллюзорном мире. В нем ум пытается спрятаться от боли. Именно для этого ум включает бесконечный внутренний диалог. Пока мы заняты этим диалогом, мы можем защищаться им от жизни. Но такая стратегия ума не срабатывает. Ведь, прячась от жизни в своем внутреннем диалоге, мы не только не освобождаемся от боли, но усугубляем ее.

Чтобы освободиться от боли, нужно с ней встретиться. Но ум не дает нам это делать. Он уводит нас от подлинных решений наших проблем и ничем не помогает нам, а лишь мешает.

Ложное «я», эго – вот что заставляет нас страдать. Именно оно является источником боли. Подлинное Я не страдает, так как оно находится в состоянии блаженства, любви и покоя, почерпнутом из вечного и бесконечного источника, Сущего.

Подлинное Я не страдает, потому что живет в настоящем мире. А ложное «я» живет в иллюзорной реальности, где нет ничего настоящего, хоть и кажется таким. Эти иллюзии не могут породить счастья – они порождают лишь боль и страдания.

Упражнение 4. Кто страдает?

Каждый раз, когда вы чем-то недовольны, испытываете душевную боль, спросите себя: «Кто страдает?» Вам захочется ответить «Я», но не спешите.

Если пока вам трудно почувствовать свое единство с Сущим, попробуйте хотя бы на уровне разума принять тот факт, что страдает не ваше подлинное Я, страдает ложное «я», эго. Ответьте себе: «Это не я страдаю – это эго страдает».

Возможно, ваш ум будет сопротивляться, отказываться принимать на веру такую формулировку. Это естественно – ум так просто не сдает своих бастионов. Но будьте настойчивы. Снова и снова, ловя себя на страдании, боли, или хотя бы намеке на них, говорите себе: «Это не Я страдаю, это ложное “я” страдает», «Тот, кто обиделся – это не Я, это эго», «Это не Я раздражен, это ложное “я” раздражено».

Таким образом вы постепенно будете приближаться к осознанности, к пониманию истинного положения дел.

Ум уводит нас от настоящего, но ведь настоящее – это и есть единственный момент, который существует реально. Прошлого уже нет, будущего еще нет. И если мы живем постоянными воспоминаниями о прошлом и предвкушением будущего, мы просто упускаем свою жизнь, а значит, и возможность сделать в этой жизни что-то реальное, приносящее нам реальные блага, реальные улучшения, реальное счастье.

Большинство людей заменяют реальное счастье мечтами о счастье – мечтами, которые так никогда и не реализуются. Но они и не могут реализоваться, пока мы не поместим себя в настоящий момент и не начнем жить и действовать именно в нем.

Экхарт Толле говорит, что, по сути, наш ум создал время и поселил нас в его клетке. Мы, отождествляя себя с умом, уже сами создаем время, которое нас порабощает.

Если мы перестанем отождествлять себя с умом, то можем выйти из плена времени, которое тянет нас то в прошлое, то в будущее и не дает жить настоящим.

Упражнение 5. Есть только настоящее

Представьте, что прошлого и будущего нет. Вообще нет, не было и не будет. Есть только настоящее. Закройте глаза, если вам так легче будет представить это.

Вы в настоящем моменте. До этого ничего не было и после ничего не будет. Настоящий момент длится, длится и длится. Вы ничего не вспоминаете и ничего не ждете. Вы воспринимаете только настоящий момент.

Вы можете почувствовать, что у вас с плеч будто свалился тяжкий груз. Все проблемы отступили. Настроение улучшилось. Более того – в этот самый момент некоторые ваши проблемы могут решиться сами собой, или вы вдруг увидите те решения, которые раньше скрывались от вас за пеленой времени.

Итак, почему мы вечно недовольны, страдаем, испытываем душевную боль? Любое недовольство – это следствие неприятия настоящего момента. Чем больше мы стараемся убежать от настоящего – тем больнее делаем себе же.

Ум гонит нас прочь от настоящего, пытаясь тем самым убежать и от боли. Но это обман, иллюзия – так мы бежим не от боли, а ко все большей боли.

Есть только один способ уйти от боли – принять момент настоящего. И не просто принять, а поселиться в нем.

Шаг 2. Остановка потока мыслей: путь к обретению настоящего Я

Следите за мыслями как охотник за добычей

Если у вас бывали моменты кратковременного прорыва сквозь ум, когда мысли останавливались, мгновение замирало и замирал весь мир вместе с ним – вы знаете, какое это прекрасное состояние.

Это высшее состояние сознания – слияния с мирозданием и восторга перед ним – которое просто не может не вызывать чувство наслаждения.

Испытав такое хоть раз, вы не забудете это – но вместе с тем вы почувствуете, как непрочно это состояние, как трудно его удержать, как легко оно исчезает и какие усилия требуются, чтобы вновь войти в него по своей воле.

И все же нам необходимо стремиться к тому, чтобы жить в этом состоянии постоянно. Ведь только при условии остановки потока мыслей мы можем обрести свое подлинное Я, то самое, которое и есть часть Сущего, которое вмещает в себя всю гармонию мироздания.

Как же научиться по своей воле отключать ум? Как перейти от отдельных, случайных прорывов в состояние «не-ума» к постоянному, осознанному состоянию внутренней тишины?

Существует множество способов остановки внутреннего диалога. Экхарт Толле предлагает один из самых действенных методов, который вы освоите, выполнив следующее упражнение.

Упражнение 1. Охотник и добыча

Найдите несколько минут, чтобы остаться наедине с собой. Представьте, что вы затаились, как охотник, выслеживающий добычу. Вы внутренне замерли и превратились в слух. Ваша задача – следить за мыслями, которые будут приходить в голову. Вы терпеливо ждете: какая мысль придет первой? Вам нужно ее заметить и «поймать».

Почти мгновенно вам станет ясно: уже одно такое пристальное внимание, «слежка» за мыслями останавливает их поток. Запомните ощущение внутренней тишины, свободы от мыслей. Если для начала вам удастся удерживаться в нем хотя бы несколько секунд – уже хорошо. Постепенно вы научитесь продлевать его.

Вслушивайтесь в тишину

Остановить бесконечный неконтролируемый поток мыслей будет гораздо проще, если вы поймете, что внутренняя тишина – это и есть наша истинная суть, а болтливый, неумолкающий ум – это не ваша истинная суть, и вообще не вы, это проявление ложного «я», эго.

Как бы странно это ни прозвучало, но внутренняя тишина наполнена. Она наполнена не мыслями, но осознанностью. Это поле безмолвной осознанности, из которого к нам могут приходить знания – без слов, без мыслей, в виде чистого понимания.

Важно понять правильно: жить в состоянии глубокого внутреннего покоя и тишины – это не значит бездействовать.

Когда мы входим в состояние «без-мыслей», погружаемся во внутреннюю тишину, мы вовсе не впадаем в состояние транса или какой-то умственной пассивности. Наше сознание не становится менее активным. Наоборот, оно становится более активным, работает более четко и эффективно – именно благодаря выходу на другой уровень активности, на тот уровень, где мыслит и действует само Сущее.

Тишину можно услышать во всем – в самом себе, в окружающем мире, ее можно расслышать за любым шумом. Это не удивительно – ведь мир един в Сущем, мы все едины в нем, и все наследуем свойства Сущего, в том числе глубинную тишину, глубинный покой. Это исходное состояние всего на свете. Поэтому учиться тишине можно у всего, чего угодно, но лучший учитель – это, конечно, природа.

Упражнение 2. Покой природы

Находясь где-нибудь на природе, выберите дерево, которое вам больше понравится (или первое, на котором остановится взгляд), остановитесь и некоторое время неподвижно смотрите на него.

Представьте, что дерево не просто живое, но одушевленное и обладает сознанием. Попробуйте мысленно проникнуть в его сознание и понять, чем оно наполнено. Включите свои ощущения – почувствуйте, то, что чувствует дерево.

Первое, что вы сможете ощутить, – это глубокий покой и тишина. Дерево пребывает в спокойствии и тишине, но это наполненная тишина. В ней есть гармония, и в ней есть тихая радость – радость бытия, радость существования. Дерево живет и растет и пребывает в состоянии гармонии, покоя и радости.

Представьте, что вы тоже входите в это состояние глубокого покоя. Дерево словно показывает вам пример, и вы следуете этому примеру. Дерево в данном случае выступает вашим учителем. Вы можете учиться и у любого другого растения, и у цветка, и даже у травинки. Можно учиться и у животных, пытаясь «скопировать» их внутреннее состояние. И даже у природы, которую называют неживой (хотя на самом деле вся природа живая) – у камней, скал, моря, ветра, облаков.

Вся природа пронизана глубинным покоем, даже если внешние ее проявления неспокойны. Как бы ни шумел ветер, как бы ни гремела гроза, как бы ни волновалось море – во всем этом есть покой природы. Вы можете ощутить этот покой, войти в эту тишину. Это будет ваша встреча со своим подлинным Я.

Есть и еще одна маленькая хитрость, позволяющая мгновенно прекратить болтовню ума. Дело в том, что в промежутках между мыслями и словами всегда есть моменты тишины. Мы можем услышать эту тишину, уловить эти моменты, если зададимся такой целью.

Не боритесь с потоком мыслей – но попробуйте услышать тишину внутри него.

И постепенно эти паузы будут становиться у вас все дольше и дольше. Вы начнете замечать, что именно в состоянии внутренней тишины к вам приходят ответы на вопросы, которые вы давно ищете, решения сложных задач, лучшие творческие идеи.

Упражнение 3. Паузы между мыслями

Когда в очередной раз поймаете себя на том, что ведете внутренний диалог, задайтесь целью внимательно вслушаться в паузы, промежутки между мыслями и отдельными словами.

Если сначала не будете ощущать пауз – задайтесь целью найти их. Улавливайте эти моменты тишины и представляйте, что погружаетесь в них. Внутренний диалог сразу же остановится.

Растождествитесь с внутренним мыслителем

Чтобы легче было растождествиться с умом, Экхарт Толле предлагает представить, что в каждом из нас есть подлинный Я – и есть тот, кто мыслит, тот, кто, собственно, и порождает эго, тот, кто находится в полной зависимости от болтливого ума. Назовем его, к примеру, мыслителем. Важно почувствовать, что вы и мыслитель – не одно и то же.

Этот мыслитель занят вовсе не поиском истины. Это не какой-то мудрец и философ. По большому счету это просто болтун, который пытается внушить вам, что он – и есть вы. Но это не так. Ваше подлинное Я, обладающее свойствами Сущего, действительно имеет доступ к истине. А мыслитель в вашей голове лишь перекрывает этот доступ.

Растождествиться с внутренним мыслителем, отделить его от себя – это значит устранить преграды на пути к подлинному себе, к истине и Сущему.

Упражнение 4. Кто думает?

Научитесь замечать те моменты, когда ваш ум занят бесполезным потоком мыслей. Спрашивайте себя: этот поток мыслей ведет к какому-то результату – решению проблемы, ответу на вопрос, анализу и пониманию ситуации и т. д. – или он является пустой бессмысленной болтовней ума? Поймав себя на такой болтовне, сразу же спросите себя: кому принадлежат все эти мысли? Кто сейчас думает? Вы – или тот мыслитель, который не является вашим подлинным Я? Осознайте, что это мыслитель, а не вы, находится в плену мыслей. Вы же способны контролировать и мыслителя, и мысли, посмотрев на них будто со стороны.

Представьте, что эти мысли – поток, который проходит мимо вас или даже через вас, но не касается вас. Это поток, который приходит и уходит, а вы лишь наблюдаете его со стороны. Так вы сможете отделить себя от потока мыслей и благодаря этому растождествиться с умом.

Снимите важность мыслей

Вы заметите, что состояние отъединенности от мыслей позволяет вам обрести соединенность с самим собой. Вы войдете в гораздо более глубокую осознанность, чем обычно. Экхарт Толле называет это ощущение присутствием.

Вы глубоко присутствуете в Сущем. Вы глубоко присутствуете в моменте настоящего. Это значит, вы полностью присутствуете в самом процессе жизни. И это обязательно сопровождается состоянием глубокой радости. Вы чувствуете себя таким живым и настоящим, что все мысли, эмоции, переживания начинают казаться действительно чем-то малозначащим. И вместе с тем это состояние – не уход от реальности, а, напротив, более глубокое, осознанное и объективное ее постижение.

Таким образом постепенно вы будете учиться жить и действовать в этом земном, материальном мире, при этом пребывая в состоянии Сущего, которое есть покой и гармония. Ваши действия не только не проиграют от этого, но станут гораздо более эффективными, при том, что сил на них вы будете затрачивать гораздо меньше, чем прежде.

Секрет прост: на вас будет работать сила момента «Сейчас». Силы мироздания высвобождаются и начинают работать на человека, который растождествился с умом, остановил поток мыслей, слился с настоящим моментом и благодаря этому обрел Сущее в себе.

Вот почему, остановив поток мыслей, мы не только не становимся глупее, а становимся намного разумнее, и даже мудрее, так как вместо бессмысленного потока мыслей становимся обладателями подлинного знания.

Прорваться сквозь ум нам порой мешает то, что мы слишком серьезно относимся к себе и к своим мыслям. Эту серьезность им придает эго, ложное «я». Это оно считает и себя, и все, что оно производит (включая мысли), очень серьезным. Тогда как с точки зрения нашего подлинного Я наши мысли совсем не так важны, как нам порой кажется.

Вы уже убедились, что содержание потока мыслей, по большей части занимающих ваш ум, это не что иное, как пустая болтовня, которая ни к чему не ведет и ничем вам не помогает. Если вы это осознали, то вам легко будет снять важность своих мыслей.

Упражнение 5. Важны ли эти мысли?

В следующий раз, когда заметите, что в вашем уме опять включился поток мыслей, скажите себе: «Эти мысли ничего не значат. Они не важны. Они не являются чем-то серьезным». Затем отбросьте от себя эти мысли.

Повторяйте себе, что эти мысли не важны, каждый раз, когда будете ловить свой ум на бессмысленной болтовне.

Останавливая поток мыслей, вы оказываетесь в прекрасном, гармоничном моменте внутренней тишины и покоя. Вы можете заметить, что там есть только радость и нет никакой боли, никаких страданий. Это значит, вы прорвались к себе настоящему и к настоящей жизни. Теперь дело только за тем, чтобы научиться жить в этом состоянии, а не просто испытывать его время от времени.

Шаг 3. Как выйти из-под власти опасных стратегий ума

Как выйти из неосознанности

Самая опасная стратегия ума состоит в том, что ум погружает нас в состояние неосознанности.

Неосознанность – это, по сути, неприятие реальности. Это сопротивление настоящему моменту. Это нежелание принять то, что есть. Это избегание жизни и самого себя.

Например, вы чувствуете какой-то дискомфорт – вынужденно сидите в неудобной позе во время длительной поездки в автобусе или что-то подобное. Вы не хотите чувствовать это, мучаетесь и торопите время, думая только о том, чтобы это поскорее кончилось.

Ум словно говорит: «Не чувствуй это. Прогони это. Не принимай это». Не чувствовать и не принимать то, что есть, – это и значит быть неосознанным.

Мы пришли на Землю, чтобы испытать здесь все и принять все, ни от чего не убегая. Здесь есть не только комфортные вещи, но и дискомфортные. И от них не спрятаться. Их тоже нужно принять. Ведь если мы не осознаем то, что есть, мы не можем найти верное решение, мы не видим выхода.

Когда люди годами сидят в одних и тех же проблемах и не могут их решить – это верный признак: они закрыли глаза и не хотят видеть своих проблем.

Приняв дискомфортную ситуацию как то, что есть, как момент настоящего, от которого не убежать, вы, вполне вероятно, начнете замечать и чувствовать то, чего не замечали. Например, в том же автобусе вы разглядите других людей, почувствуете их эмоции, настроение, заметите какие-то интересные детали, или начнете наблюдать то, что проплывает за окнами. И обязательно найдете то, чем можно наслаждаться в этой ситуации. А главное наслаждение будет в том, что вы – живете, чувствуете, что вам доступна и поездка в автобусе и много чего другого. Это и будет ощущение остроты и полноты настоящего момента.

Упражнение 1. Принятие реальности и растворение дискомфорта

Когда чувствуете какой-то дискомфорт, тревогу, беспокойство, начните наблюдать за этими реакциями будто со стороны. Если трудно сосредоточиться, спросите себя: «Что происходит у меня внутри? Что я сейчас чувствую? Что мешает мне быть спокойным?»

Осознайте, что есть две реальности: одна – внешняя, реальность окружающего мира, и другая – внутренняя, реальность ваших мыслей и эмоций. Именно вашей внутренней реальностью определяется то, как вы воспринимаете внешний мир. Вы можете видеть его объективным – как реальность Сущего, гармоничную, радостную, полную покоя, или искаженным – как отражение вашего внутреннего беспокойства, недовольства, дискомфорта.

Найдите то внутри вас, что создает этот дискомфорт. А создает его только ваше неприятие реальности. Что именно вы не принимаете? Скажите себе: «Это просто то, что есть. Я принимаю это как есть». Ваше принятие растворит дискомфорт и откроет доступ к наслаждению каждым моментом бытия, какой бы он ни был.

Как выйти из ловушки психологического времени

Следующая опасная стратегия ума состоит в том, что ум создает эффект психологического времени.

Экхарт Толле разделяет время часовое – и время психологическое. Часовое время – это условность, принятая для удобства жизни на Земле, и оно относится к внешней реальности нашего мира. Психологическое время – это понятие внутренней реальности, в которую погружаем себя только мы сами посредством нашего ума.

Часовое время нам необходимо, чтобы назначать встречи, планировать поездки, вовремя приходить на работу и выполнять ее в срок и т. д. То есть часовое время используется для практических нужд и в этом смысле является полезным инструментом повседневной жизни.

А вот психологическое время вообще не является инструментом, и пользы в нем никакой. Оно – искажение реальности, с помощью которого ум отрывает нас от жизни и погружает в иллюзии.

Психологическое время включается внутри нас, когда мы мысленно пребываем в прошлом или в будущем. Например, одно дело – осознать ошибку, совершенную в прошлом, и исправить ее, находясь в настоящем. И совсем другое дело – мысленно переместиться в это прошлое, чтобы предаваться сожалениям о прошедшем и самокритике из-за прошлых ошибок.

Чем больше мы поддаемся психологическому времени, тем меньше мы можем сделать для своего настоящего. Психологическое время – это иллюзия. Оно нереально. Оно существует только в наших мыслях. Отдавая свои силы и свое внимание иллюзии, мы причиняем себе немалый вред.

Упражнение 2. Наблюдайте, как ум уводит вас от настоящего

Обратите внимание на то, как ваш ум прямо сейчас пытается увести вас от настоящего момента. За что он пытается зацепиться в прошлом или будущем, только чтобы не быть в настоящем? Уводит он вас в далекое прошлое, или в то мгновение, что только что прошло? Если его тянет в будущее – то опять же в какое? Думаете ли вы о том, какой может быть ваша жизнь в неопределенном будущем? Или мысленно ожидаете следующего момента, как бы все время опережая жизнь на один шаг?

Наблюдайте будто со стороны за теми эмоциями, реакциями, своим настроением и состоянием, которое возникает вследствие такого ухода в прошлое и будущее. Вы увидите, что этот уход порождает беспокойство. Он уводит вас от Сущего, с которым вы едины по своей сути.

Само по себе такое наблюдение за своими реакциями уже делает вас более осознанным, более присутствующим в настоящем моменте.

Осознайте, что, уходя мыслями в прошлое и в будущее, вы уходите от настоящего, и лишаете себя сил и возможностей, которые есть в нем. Задайтесь целью отслеживать все моменты, когда вы снова по привычке будете мысленно блуждать в прошлом или будущем. Сразу же осознавайте свои реакции и возвращайте себя в настоящий момент.

Как преодолеть иллюзию страха

Следующая опасная стратегия ума: ум держит нас в постоянном страхе.

Ум боится настоящего, потому что он боится всего живого и естественного. Ему хочется держать все под своим контролем. Но дело в том, что ум дает лишь иллюзию защиты. По-настоящему защитить он нас не может.

Подлинную защиту даем нам только Сущее, когда мы соединяемся с ним.

Соединяясь со своим подлинным Я, вы сразу же становитесь бесстрашным. Вы разоблачаете страхи, начиная видеть их иллюзорное происхождение.

Принято считать, что любые страхи – это лишь производные от самого главного человеческого страха, страха смерти. Экхарт Толле считает, что страх смерти на самом деле принадлежит эго, ложному «я». Это оно боится смерти – и даже не столько физической смерти, сколько исчезновения.

Вы как часть Сущего вечны. Сущее не боится исчезнуть, потому что оно не может исчезнуть. А эго постоянно боится исчезновения. Именно поэтому оно боится не столько реальных опасностей, сколько всего того, что грозит ему поражением. Например, эго боится унижения, осмеяния, оно боится даже проиграть в споре, потому что это для него равносильно уничтожению.

Осознайте, что страх ничем не поможет вам. Он – не защита, он – иллюзия. И чаще всего этот страх не имеет никакого отношения к реальным событиям вашей жизни. Сколько раз вы себе говорили: «Зря я боялся, зря нервничал»? Нам порой кажется, что страх готовит нас к предстоящему событию, помогает лучше его пройти. Это не так.

Разоблачите иллюзию того, что страх способен вас защитить или чем-то вам помочь – и он исчезнет.

Упражнение 3. Откройте в себе бесстрашие

Подумайте о том, чего вы боитесь. Какие опасения вызывает у вас завтрашний день? Может быть, вы боитесь каких-то неприятностей, или волнуетесь перед ответственным событием, или у вас есть какая-то смутная тревога без видимых причин?

Закройте глаза и представьте, что нет ни прошлого, ни будущего. Есть только настоящий момент. Спросите себя: «Кто боится?» Осознайте, что боитесь не вы – не ваше подлинное Я. Боится эго, ложное «я». Оно боится что-то потерять, или потерпеть поражение, или исчезнуть. При помощи страхов оно хочет защитить себя. Но это иллюзия, страхи не могут ни от чего защитить.

Пока вы пребываете в настоящем моменте, вы отделены от эго и его страхи не могут на вас повлиять. Скажите себе: «Я – это Я. Я часть Сущего. Я пребываю в пространстве вечности и бесконечности, Здесь и Сейчас, и надо мной не властны страхи. Я соединен с источником силы и защиты, а потому наилучшим образом прохожу через все, через что мне нужно пройти». Вы почувствуете, что все страхи, тревоги, волнения, беспокойства ушли. И они не смогут вернуться, пока вы находитесь в моменте настоящего.

Преодоление недовольства

Одна из опасных стратегий ума состоит также в том, что ум держит нас в состоянии недовольства.

Мы страдаем и испытываем душевную боль только потому, что недовольны настоящим моментом. Вся боль и все страдания проистекают только из недовольства. Другой причины нет.

Чем больше мы недовольны – тем сильнее боль и страдания. А недовольство – это то, что порождает ум. Он все время твердит нам, что все у нас недостаточно хорошо, что дела могли бы обстоять и получше. И в поисках этого лучшего отправляет наши мысли в прошлое или в будущее.

Когда мы находимся вне времени – в моменте «Сейчас» – для нас невозможно никакое иное состояние, кроме радости бытия. В моменте «Сейчас» нет повода для недовольства. Недовольство возникает лишь тогда, когда мы цепляемся за прошлое и будущее. В моменте «Сейчас» сквозь все просвечивает чистая радость, радость Сущего. Недовольство растворяется само собой. Если в настоящем моменте нужно что-то поменять – вы легко поменяете это.

Возьмите в привычку почаще спрашивать себя: «Испытываю ли я сейчас радость, легкость, непринужденность?» Если нет – значит, вы выпали из момента «Сейчас». Вернитесь в него и испытайте наслаждение от того, что есть.

Упражнение 4. Растворение недовольства путем принятия настоящего

Ответьте себе на следующие вопросы.

– Спокоен ли я сейчас?

– Есть ли внутри меня какое-то напряжение?

– Есть ли у меня мысли о прошлом, которые вызывают у меня переживания, обиды, страдания, гнев?

– Есть ли что-то, что я порицаю в своем прошлом?

– Ожидаю ли я от будущего чего-то такого, что вызывает у меня надежду или страх?

– Тревожусь ли я о событиях, которые еще не произошли?

Если вы обнаружили у себя подобные эмоции, связанные с прошлым или будущим, представьте, что вы отбрасываете прошлое и будущее и остаетесь в настоящем. Спросите себя, чем вы недовольны прямо сейчас, в данный момент. Есть ли какое-то недовольство, связанное не с прошлым и не с будущим, а с моментом «Сейчас»? Что прямо сейчас вызывает у вас неудобство, дискомфорт, душевную боль?

Если даже прямо сейчас что-то у вас не так, как бы хотелось (например, вы испытываете какую-то физическую боль), скажите себе: «Это то, что есть. Это надо принять». Вы поймете, что в настоящем моменте не может быть сразу много проблем. Если вам кажется, что у вас много проблем – значит, вы взвалили на себя сразу все тревоги, страдания и недовольства из прошлого, настоящего и будущего. Настоящий момент никогда не взваливает на вас столь непосильный груз. Настоящий момент всегда предлагает лишь то, с чем вам по силам справиться.

Решите то, что актуально именно сейчас. И ваше недовольство рассеется.

Как выйти из режима ожидания

И еще одна опасная стратегия ума состоит в том, что ум держит нас в состоянии ожидания.

Вы часто куда-нибудь спешите? А ждете, торопя время, поглядывая на часы?

Вам не приходило в голову, что таким образом вы пытаетесь избавиться от настоящего момента, проскочить его поскорее, чтобы он, наконец, прошел? Но ведь это означает, что вы бежите от жизни, гоните ее от себя!

Это происходит потому, что ум обманывает вас. Это ум говорит: «Все главное – не сейчас, все лучшее будет потом!»

Но вот наступает это «потом», и что же? И оно недостаточно хорошо! И мы опять гоним от себя настоящий момент, чтобы мчаться без остановки куда-то в неизведанное будущее. И таким образом упускаем жизнь, о чем, вполне вероятно, когда-нибудь горько пожалеем.

Чтобы не было этих запоздалых сожалений – почему бы не начать прямо сейчас радоваться тому, что есть, вместо того, чтобы ожидать чего-то в будущем?

Начните наблюдать за собой и отслеживать все ситуации, когда вы живете в режиме ожидания. Например, завтракаете, и думаете только о том, как бы поскорее перейти к делам. Но дела ведь и так никуда не денутся – вы насладитесь ими в соответствующий момент. А пока почему бы не получить удовольствие от завтрака, не торопя время и не думая о том, как бы поскорее с ним покончить?

Возвращайте себя в настоящий момент каждый раз, когда заметите, что опять чего-то ждете. Вы можете выключиться из этого режима ожидания даже тогда, когда вам в самом деле приходится чего-то ждать.

Например, вы пришли на встречу с кем-то, а он опаздывает. Вовсе не обязательно все время смотреть на часы, нервничать или скучать и торопить время. Можно вспомнить, что это тоже драгоценные моменты бытия, которыми можно наслаждаться. Можно наслаждаться просто тем, что вы существуете. Можно забыть о том, что вы ждете – и просто быть.

То, присутствуете ли вы в реальности, вовсе не зависит от внешних обстоятельств. Присутствуйте в каждом моменте бытия. И вам не придется ни скучать, ни нервничать в ожидании чего-то. Вы познаете на своем опыте, что жизнь может быть радостной в каждом ее мгновении, без исключений.

Упражнение 5. Научитесь наслаждаться моментом

Закройте глаза. Представьте, что у вас есть только этот момент – один-единственный момент. Этот момент может растянуться, ведь момент настоящего – это не то же самое, что секунда или любой другой отрезок линейного времени. Момент настоящего может длиться и длиться, если вы в самом деле пребываете в нем и ничего не ждете, не выскакиваете ни в будущее, ни в прошлое.

Представьте, что вы ничего не хотите – что вам достаточно того, что у вас есть в настоящий момент. Отбросьте любые ожидания, желания, мечты и планы. Скажите себе: «Я есть. Я живу. Я существую. Я присутствую в настоящем моменте. Я растворяюсь в нем. Я наслаждаюсь им».

Пребывайте некоторое время в состоянии внутренней тишины. Вы почувствуете глубокую радость бытия, которая на самом деле всегда с вами. Для ее прихода не надо ждать следующего момента. Она всегда в настоящем моменте и лишь ждет, когда вы тоже окажетесь в настоящем моменте, чтобы встретиться и с радостью, и с самой жизнью.

Имейте в виду, что ум коварен – он снова и снова будет расставлять вам свои ловушки. Поэтому крайне важно не терять бдительность. Наблюдайте за своими мыслями, эмоциями, реакциями. Замечайте ситуации, когда ум опять втягивает вас в прошлое или будущее. Вам просто следует каждый раз мягко возвращать себя в момент Сейчас. Постепенно это войдет в привычку.

Шаг 4. Работа с телом. Точка доступа к Сущему

Соединить сознание и тело – значит укорениться в Сущем

Мы устроены так, что подлинную связь со своим истинным Я можем обрести только через тело. Потому что именно в теле находится точка доступа к Сущему, которым мы являемся. Только посредством тела мы можем укорениться в Сущем и благодаря этому начать постоянно жить в контакте с ним, а значит, и с моментом настоящего.

Экхарт Толле считает ошибкой то, что многие духовные искатели относятся к телу как к помехе и даже как к чему-то греховному. Именно поэтому так мало искателей, которые находят то, что искали. Отрицая тело, они превращают его в препятствие на пути своих духовных поисков. Тогда как именно тело способно стать посредником, ведущим к духовным прозрениям и высшим истинам. Любая духовная трансформация может идти только через тело, но никак не мимо него.

Да, вы не являетесь телом, ваше подлинное Я – это часть Сущего, а не тело. Но это не значит, что тело нужно игнорировать.

Большинство людей не живут в своем теле, потому что их тело и их сознание отделены друг от друга. Ум живет вне тела и утягивает за собой сознание. Сознание и ум – это не одно и то же. Ум – это мысли и эмоции, сознание – это глубинное свойство Сущего, позволяющее нам воспринимать реальность.

Наша важнейшая задача – отделить сознание от ума, и соединить сознание с телом. И самый эффективный способ сделать это – перевести фокус своего внимания с думанья в тело.

Упражнение 1. Осознание тела

Примите удобную позу, закройте глаза. Направьте внимание внутрь тела. Попробуйте мысленно исследовать его изнутри. Чувствуете ли вы, что тело живое? Есть ли там движение жизни, движение энергии? Или есть ощущение чего-то неподвижного, словно окаменевшего?

Направляйте ваше внимание поочередно в разные части тела и чувствуйте, что там происходит. Можно говорить про себя: «Я чувствую мою левую стопу… Я чувствую всю правую стопу… Я чувствую голень, колено… Я чувствую всю левую ногу, правую ногу… Я чувствую руки, спину, шею, плечи, лицо…» И т. д. Только акцентируйтесь не на словах, а на ощущениях. Слова используйте лишь как вспомогательный инструмент, если вам они помогают, а если нет – можно обойтись без слов, просто переводить внимание с одной области тела на другую и концентрироваться на ощущениях.

Вы почувствуете, как вслед за вашим вниманием ваше тело словно оживает изнутри. Исчезает напряжение, проходит чувство окаменелости, жизнь словно начинает струиться в каждой клетке. В конечном итоге попробуйте ощутить все тело одновременно – то, как оно ожило, наполнилось энергией, стало будто более легким и светлым. Это произошло благодаря тому, что вы «поселились» внутри тела, наконец-то соединились с ним, оказались внутри, а не снаружи.

Ваша задача – по-настоящему поселиться в своем теле! Начать осознанно находиться в нем, а не где-то снаружи, куда тянет вас ум. В этом нам может помочь такая обычная вещь как дыхание.

Конец ознакомительного фрагмента.